Афанасий и феодосий череповецкие преподобные. Афанасий и феодосий череповецкие преподобные Афанасий и феодосий

АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ

(2-я пол. XIV в.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель череповецкого мон-ря в честь Воскресения Господня. Вкладная запись 1567 г. в одной из рукописей мон-ря сообщает о первых храмах и об основателях обители: «Сия книга святыя обители сея Воскресения Христова, и святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сея преподобных отец наших Феодосия и Афанасия» (ИРИ. Т. 6. С. 657-658). Из того факта, что одна из первых церквей череповецкого мон-ря была освящена в честь Св. Троицы и преподобных Сергия и Никона Радонежских, митр. Амвросий (Орнатский) делал вывод, что А. Ч. пришел на берег р. Ягорбы из Троицкого Сергиева мон-ря.


Прп. Афанасий Череповецкий. Фрагмент иконы «Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие». Кон. XIX в. (ЧерМО)В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) в числе святых «града Устюжны Железныя» назван «преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный Посох, ученик бысть святаго Сергия Чудотворца, преставися в лето 6900 (1392)» (в дате, приведенной в «Описании», очевидно, недописаны цифры десятков и единиц лет, кончину А. Ч., по-видимому, следует отнести ко времени после 1392). «Описание» по списку Савваитова (Барсуков. Стб. 67) называет др. дату преставления прп. Афанасия Железного Посоха - 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к А. Ч., хотя Н. П. Барсуков различал 2 святых: прп. Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и А. Ч.- основателя череповецкого мон-ря. Малообоснованной представляется т. зр. И. Ф. Токмакова, к-рый считал А. Ч. уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при ц. Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева).

Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. № 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор И. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

Ист.: Описание о российских святых. С. 182; ИРИ. Т. 6.

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь. С. 56-57; Барсуков. Источники агиографии; Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих мон-рях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии // Новгородские ЕВ. 1895. № 3; Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание г. Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 63-65; Зверинский. Т. 2. С. 103-104, № 738; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467; Рыбаков А. А. Устюжна: Череповец: Вытегра. Л., 1981; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 250-251; Хрусталёв М. Ю. Воскресенский Череповецкий мон-рь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX вв. // Череповец: Альманах. Вологда, 1999. Вып. 2.

М. Ю. Хрусталёв


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Смотреть что такое "АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ" в других словарях:

    Череповецкий Воскресенский монастырь - У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресенский монастырь. Монастырь Череповецкий Воскресенский монастырь … Википедия

    Опанас - Бессмертный; Фанатос (Танатос, Танат) – греч. божество смерти. 17 (4) января – мученик Афанасий. 20 (7) января – мученик Афанасий Аттадийский. 26 (13) января – мученик Афанасий. 31 (18) января – #444 г. => святитель Афанасий Великий, архиепископ… … Словарь личных имен

    Собор Вологодских святых - Собор Вологодских святых … Википедия

    Нифонт (Фомин) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Нифонт. Епископ Нифонт Епископ Череповецкий 16 января 1930 1932 … Википедия

    Вологодские святые - Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми. XVIII век. ВГИАХМЗ. Вологда Собор Вологодских святых (День всех святых в земле Вологодской просиявших, Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским) праздник Русской… … Википедия

(2-я пол. XIV в.),прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель череповецкого мон-ря в честь Воскресения Господня. Вкладная запись 1567 г. в одной из рукописей мон-ря сообщает о первых храмах и об основателях обители: «Сия книга святыя обители сея Воскресения Христова, и святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сея преподобных отец наших Феодосия и Афанасия» (ИРИ. Т. 6. С. 657-658). Из того факта, что одна из первых церквей череповецкого мон-ря была освящена в честь Св. Троицы и преподобных Сергия и Никона Радонежских, митр. Амвросий (Орнатский) делал вывод, что А. Ч. пришел на берег р. Ягорбы из Троицкого Сергиева мон-ря.

В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) в числе святых «града Устюжны Железныя» назван «преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный Посох, ученик бысть святаго Сергия Чудотворца, преставися в лето 6900 (1392)» (в дате, приведенной в «Описании», очевидно, недописаны цифры десятков и единиц лет, кончину А. Ч., по-видимому, следует отнести ко времени после 1392). «Описание» по списку Савваитова (Барсуков . Стб. 67) называет др. дату преставления прп. Афанасия Железного Посоха - 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к А. Ч., хотя Н. П. Барсуков различал 2 святых: прп. Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и А. Ч.- основателя череповецкого мон-ря. Малообоснованной представляется т. зр. И. Ф. Токмакова, к-рый считал А. Ч. уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при ц. Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) , и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) .

Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. № 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор И. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

Ист.: Описание о российских святых. С. 182; ИРИ. Т. 6.

Лит.: Леонид (Кавелин), архим . Святая Русь. С. 56-57; Барсуков . Источники агиографии; Поройков Н . Исторические сведения о бывших и существующих мон-рях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии // Новгородские ЕВ. 1895. № 3; Токмаков И . Ф . Историко-статистическое и археологическое описание г. Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 63-65; Зверинский . Т. 2. С. 103-104, № 738; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467; Рыбаков А . А . Устюжна: Череповец: Вытегра. Л., 1981; Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64; Рыбаков А . А . Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 250-251; Хрусталёв М . Ю . Воскресенский Череповецкий мон-рь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX вв. // Череповец: Альманах. Вологда, 1999. Вып. 2.

Текст бденной службы воспроизводится по машинописи, полученной из Череповецкой епархии Вологодской митрополии. Текст цензурными инстанциями пока не рассматривался. Кондак и первая молитва в службе составлены Уставщиком.

Месяца ноября в 26-й день
Служба иже во святых преподобным отцам нашим Афанасию и Феодосию Череповецким, чудотворцам
На велицей вечерни
Б лажен муж: 1-й антифон.
На Г
осподи, воззвах: стихиры, глас 8.
Подобен: О,
преславнаго чудесе:

О, преславнаго чудесе! / Днесь ликуют людие, / память преподобных отцев празднующи, / Афанасия и Феодосия, / постом, трудами и молитвами Богу угодивших, / дар чудотворения от Владыки всех приявших. / О, велицыи светильницы, / любовию Христовой мир озаряющии, // путеводите ны к Царствию Небесному.
Б уди благословена, земле Череповецкая, / во обители Воскресения Христова / двоицу священную всему миру явившая, / преподобных Афанасия и Феодосия, / добрый образ богоугодного жития, / достойных ученик Сергия Великаго. / Тии бо ныне Престолу Божию вкупе предстояще, // молятся о спасении душ наших.
П ослушания усерднии подвижницы, / образы кротости и смирения, / волю свою Богу покорившии, / явисте миру Божию славу. / Ныне же с горними силами радуетеся, / отцы всехвальнии. / Духовныя наша окормителие, / молитеся о нас, чадех ваших, прилежно // спастися душам нашим.
О, блаженнии отцы наша, / Афанасие и Феодосие, / крест Христов на рамена вземшии, / земное поприще скорбнаго жития, славословя Бога прошед, / ныне на Небесех радостию жизни нескончаемыя со Христом наслаждаетеся. / Молитеся ко Господу, // да от ига страстей избавит нас.

Слава, глас 6:

П риидите, вернии, / похвальными словесы преподобных Афанасия и Феодосия возславим, / двоицу священную, / добродетельми, яко небо звездами, сияющую, / любовию Христовою всех притекающих согревающую. / О, чудотворцы дивнии, / заступницы усерднии, // молитеся непрестанно о душах наших.

И ныне, Богородичен догматик, глас тойже:

К то Тебе не ублажит, Пресвятая Дево; / кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества; / безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, / Тойже от Тебе, Чистыя, пройде, / неизреченно воплощься, / естеством Бог Сый, / и естеством быв Человек нас ради; / не во двою лицу разделяемый, / но во двою естеству / неслитно познаваемый. / Того моли, Чистая Всеблаженная, // помиловатися душам нашим.

Вход. Прокимен дне. Чтения три.
Премудрости Соломоновы чтение (глава 3):
П раведных души в руце Божией:
Премудрости Соломоновы чтение (главы 5, 6):
П
раведницы во веки живут:
Премудрости Соломоновы чтение (глава 4):
П
раведник, аще постигнет скончатися, в покои будет:
На литии стихиры, глас 3:

Я ви нам Бог, дивный во святых Своих, / светильников веры, подвижников благочестия, / преподобных Афанасия и Феодосия, / дивных чудотворцев Череповецких, // неустанно молящихся о душах наших.
Р авноангельное житие на земли пожив, / дара чудотворения от Бога сподобилися есте. / Благодатию Пресвятаго Духа озаряемии, / многи души скорбящия утешили есте, / многи люди на стезю спасения наставили есте, // путеводите и нас, всечестнии отцы, ко Христу.
П реподобных Череповецких торжество празднуя, / братолюбием почтим честную память отцев всехвальных, / отринем гордыню и невоздержание, / облечемся в ризу смирения и кротости, / очистим сердца покаянием, / да причастницы Царствия Небеснаго // молитвами отцев блаженных быти вси сподобимся.

Слава, глас 8:

В сечестную память вашу преподобнии отцы празднующи, / славословим и благодарим Всеблагого Бога, / даровавшего нам таковых скорых заступников и теплых утешителей, // преблаженнии.

И ныне, Богородичен, глас 8:

Б езневестная Дево, / яже Бога неизреченно заченши плотию, / Мати Бога Вышняго, / Твоих рабов мольбы приими, Всенепорочная, / всем подающи очищение прегрешений, / ныне наша моления приемлющи, // моли спастися всем нам.

На стиховне стихиры, глас 8:

Б огомудрии Афанасие и Феодосие, / славу мира сего презрели есте, / неуклонно шествуя во след Христу, / с горы земныя на гору небесную удобь востекли есте. / И ныне на небесехводворяяся, // нас во обители Святыя Троицы путеводите.
Стих: Ч естна пред Господем / смерть преподобных Его.
П ромышлением Божиим водимии, / преподобнии Афанасие и Феодосие, / в землю Череповецкую преселистеся, / радование людем в ней живущим явисте, / путем Христовым шествовати поучая // всех с верою к вам притекающих.
Стих: В осхвалятся преподобнии во славе // и возрадуются на ложах своих.
П риидите, людие, / днесь преподобных благочестно восхвалим, / верных ученик Христовых, / иго Его на рамена вземших, / подвиги и страдания ради любве ко Господу понесших. / К ним же со умилением возопиим: / поминайте нас, отцы блаженнии, // да молитвами вашими спасем души наша.

Слава, глас 4:

С вятей Троице добре потрудившеся, / многи чада в ревностнем служении Богу воспитасте, / в обители Воскресения Христова / алчущих равноангельного жития собрасте, / всяку душу Единому Богу работати научили есте. / Ныне и нас своими благомощными молитвами вразумите, / в вере и благочестии утвердите, / отцы блаженнии, / помозите леность пагубную с сердец наших отрясти // и путем Христовым неустанно шествовати.

И ныне, Богородичен, глас тойже:

П ризри на моления Твоих раб, Всенепорочная, / утоляющи лютая на ны возстания, / всякия скорби нас изменяющи. / Тя бо, Едину, твердое и известное утверждение имамы, / и Твое предстательство стяжахом. / Да не постыдимся, Владычице, Тя призывающии, / потщися на умоление Тебе верно вопиющих: / радуйся, Владычице, / всех помоще, радосте и покрове, // и спасение душ наших.

Тропарь, глас 5:

Я ко всехвальнии ученицы / великаго покровителя и заступника земли Русския, / Богоноснии отцынаша Афанасие и Феодосие, / от юности вашея крест Христов на рамена вземшии, / усердно Тому последовали есте / и добре потрудилися в Сергиевой обители. / Отонудуже Божиим изволением прибывша, / благочестно во граде нашем Череповце подвизалися есте, / и обитель Воскресения Христова устроиша, / молитвою и трудом Богу угодивше, / от Него венец славы небесной прияли есте, / и ныне святыми своими телесы / в соборнем храме под спудом почивающе, / духом же вкупе с преподобным Сергием / у Престола Всевышняго предстоя, / о нас молитеся прилежно / избавитися нам от всех бед и скорбей / и спастися душам нашим.

Богородичен, глас 5:

Р адуйся, двере Господня непроходимая; / радуйся, стено и покрове притекающих к Тебе; / радуйся, необуреваемое пристанище и Неискусобрачная, / рождшая плотию Творца Твоего и Бога, / молящи не оскудевай о воспевающих // и кланяющихся Рождеству Твоему.

На утрени
На Б ог Господь: тропарь преподобным, дважды.
Слава, и ныне, Богородичен.
По 1-м стихословии седален, глас 1:

В сем сердцем Христа возлюбили есте, / преподобнии, вся земная презрев, / да Господа единаго приобрящут, / и Ему единому послужат. / Тех молитвами, Человеколюбче Владыко всех, / любве Твоея сердца наша исполни // и спаси нас, яко Милосерд.

Слава, и ныне, Богородичен:

Б огоблагодатная, Бога родила еси, / девство нерушимо сохрани, / Спаса миру явила еси, / Дево Благословенная. / Темже песньми немолчными Тя восхваляем, / и просим, яко нашу Мати и Заступницу, / от всех бед люди Своя огради, // молитвами угодник Твоих, преподобных Афанасия и Феодосия.

По 2-м стихословии седален, глас 2:

Л юбве добродетель явисте, отцы всехвальнии, / во обители Воскресения Христова бо на всяк день, / всех, ищущих совета и помощи, благодушно сретали есте, / скорбящих утешали есте, / алчущих питали есте, // яко истиннии ученицы Христовы.
О, Пренепорочная Дево, / Благословенная Богородице, / моли Рождшагося от Тебе Сына, / Христа Бога, Спаса нашего, / со преподобными отцы Афанасием и Феодосием, // спастися душам нашим.

Величание

У блажаем вас, преподобнии отцы наши Афанасие и Феодосие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов, и собеседницы ангелов.

Псалом избранный:

1. Т ерпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою.
2. П остави на камени нозе мои, и исправи стопы моя.
3. С е удалихся бегая, и водворихся в пустыни.

По полиелеи седален, глас 1:

Д воицу священную, достоблаженных Афанасия и Феодосия, / песненными венцы украсим, боголюбцы, / тии бо веру православную в человецех утверждают, / людей спасение улучати поучают. / Их молитвами, Человеколюбче Спасе, // даруй нам вся, яже ко спасению полезная.

Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:

У пование христиан, Пресвятая Дево, / Бога, Егоже родила еси, паче ума и слова, / непрестанно моли с Вышними силами и со преподобными Афанасием и Феодосием / дати оставление согрешений наших // и исправление жития верою и любовию присно Тя славящим.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

Прокимен, глас 4: Ч естна пред Господем / смерть преподобных Его.
Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

В сякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 43.
По 50-м псалме стихира, глас 6:

П риидите, вси вернии, / Афанасия и Феодосия восхвалим, / сии бо в лице преподобных / предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, / прилежно молятся / о спасении душ наших.

Канон преподобным, глас 6, егоже краегранесие: О, Афанасие и Феодосие, молите Бога о нас.
Песнь 1

Ирмос: Я ко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.
Припев: П реподобнии отцы наша Афанасие и Феодосие, молите Бога о нас.
О, Владыко Вседержителю, отверзи наша недостойная уста и помози влепоту воспети подвиги блаженных отцев наших Афанасия и Феодосия ныне со ангелы молящихся Тебе избавити нас от всякаго зла и спасти души наша.
А нгельское житие на земли пожив, постом, трудами и молитвами душепагубныя страсти умертвив, с горы земныя на гору небесную взошли есте, отцы преподобнии.
Ф араона мысленнаго погубив, под водительством Христа море страстей прошед, тихаго пристанища достигли есте, отцы преподобнии.
Богородичен: А нгели на небеси непрестанно славят Тя, Всеблагая Владычице, человецы же на земли песньми ублажая, к милосердию Твоему припадают, и из глубины сердец вопиют: Богородице Дево, сердца наша озлобленныя очисти, да верою и любовию величаем Тя.

Песнь 3

Ирмос: Н есть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.
Н ову песнь Вседержителю воспоим, людие, дивно прославльшему богоносных отцев наших Афанасия и Феодосия, и с верою и любовью Ему поклонимся, да помилует и спасет нас, грешных, тех молитвами.
А ще и люти быша вражия ополчения, в годину смутную обитель Воскресения Христова разорившии, иноков мечем посекшии, вся книги о вас огню предавшии, но сим славы вашей не умалившии, ибо память праведника пребудет благословенна.
С мирением и любовию зло и коварство мира сего победили есте, благодать от Бога прияли есте, еже отгоняти недуги и содевати чудеса, отцы всехвальнии.
Богородичен: И сточник исцелений, Мати Божия Пречистая, сердца наша себялюбивыя уврачуй, гордыню низложи, да Тя прославим во вся веки.

Седален, глас 2:

О, двоице богоблаженная, преподобнии Афанасие и Феодосие, от юности вашея крест Христов на рамена вземшии, и усердно за Ним последовавшии, Пресвятой Троице добре потрудилися есте, Череповскую паству преславно упасли есте, любовь отеческую всем притекающим являя. Не престайте, дивнии чудотворцы, ходатайствовати о нас, верою чтущих память вашу.

Слава, и ныне, Богородичен:

«О, Пречистая Богородице Дево, Покрова Твоего не отыми от нас, но буди нам Мати и Заступнице», — усердно молят Тя угодницы Христа, Сына Твоего, преподобный Афанасий купно с Феодосием, Череповские чудотворцы, ихже молитвами помилуй и спаси нас.

Песнь 4

Ирмос: Х ристос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.
Е гда в Черепов[стей ве]си обитель Святыя Троицы и Воскресения Христова основали есте, терпением и упованием на Бога вся скорби побеждая, тогда миру славу Божию явили есте, предивнии чудотворцы.
И з гнезда аввы Сергия, яко два птенца возлетев, на брегах Шексны себе новое пристанище обретосте, мнози души ко Христу привели есте, отцы богомудрии, во вся дни славословя Всеблагого Бога.
Ф авор яви нам свет Преображения Господня, и тойже свет возсия с горы огненней, егда, на мелкое место впадша, взыва ко Владыце всех отец наш Феодосий, досточудный.
Богородичен: Е ммануила явилася еси, Мати, Дево Чистая, Всемилостивая христиан Помощнице, Того умоли в день Страшнаго Суда всех нас Царствия Небеснаго сподобити.

Песнь 5

Ирмос: Б ожиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.
О Христе укрепляемии, вся сети лукаваго мечами поста и молитвы посекли есте, преблаженнии, Богу Единому во вся дни служа и о Воскресении Христа ликовствуя.
Д уховныя жизни людем земли Череповской учительми добрыми были есте, всех притекающих к вам в вере православней утверждая. Умножите веру и в нас, чадех ваших, да славим Христа во веки.
О тверз вам двери райския Христос, вселил есть общников Своих страстей во обители небесныя. Емуже ныне предстоящи, блаженнаго Царствия причастницы, нас не оставите молитвами своими.
Богородичен: С лово Отчее, Спаса нашего, из Тебе, Дево Чистая, воплотившагося, познав, и Тебе Ходатаицу и теплую Заступницу нашу ведая, молим Тя, яко Милостивую Мати: не попусти чадом твоим погибнути, и спаси души наша.

Песнь 6

Ирмос: Ж итейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.
И га Христова благость познав, бремя Его с любовию нося, смирение и кротость стяжали есте, отцы преподобнии. Ныне же в радость Господа своего вшед, светом божественныя славы наслаждаетеся, избрании угодницы Божии.
Е вангелию своя сердца покорив, вся славная мира сего в прах вменив, противу страстей, яко супротив враг Христовых, мужественно подвизалися есте, венцев небесных сподобистеся, отцы преславнии.
М олитвы Иисусовой усерднии делателие, равноангельнаго жития ревнителие, пустыню соделавшии в храм Богу, тако и нам покаянием очиститисяпомозите, да царствует Господь в сердцах наших.
Богородичен: О т уз страстей, Владычице, нас свободи, и гордых помышлений, отчуждающих от Бога, избави, да верою и любовию ублажаем Тя.

Кондак, глас 3:

Н есть брань наша к плоти и крове, но к духовом злобы поднебесным, сице апостольски взывали есте, преподобнии, темже от мира суетнаго уклоньшеся, в пустыни пожили есте, и Ангелом соревнители явистеся и демонския ополчения препобедисте. Сице и ныне по нам поборите, ограждающе ны от наветов и козней бесовских, даи мы, собравшеся в памяти вашей, поминающе подвиги ваша, умиленно воззовем: яко предстателие теплии, от бед избавите нас, Афанасие и Феодосие пречуднии.

Икос.

И муще едино токмо рачение, еже Христу Богу угодити, верно и усердно Ему служити, Афанасие и Феодосие, на зов Господень радостно во обитель Святыя Троицы притекли есте, и тамо от рук аввы Сергия пострижение приявши, на стезю монашескаго жития вступили есте. Добре же Господеви послуживши, венцев небесных сподобилися есте. Ныне же ко спасению управите и нас, с любовью поющих вам:
Радуйтеся, непрестанно пред лицем Святыя Троицы предстоящии.
Радуйтеся, образом своего жития умы наша к горнему миру возводящии.
Радуйтеся, суетную мудрость века сего посрамляющии.
Радуйтеся, ослепленных мраком греха на путь правый наставляющии.
Радуйтеся, собеседницы молчания взыскующих.
Радуйтеся, лиры, веселящии сердца тоскующих.
Радуйтеся, чистые источницы, душ наших исцеление.
Радуйтеся, силы Божией дивное явление.
Р адуйтеся, преподобнии Афанасие и Феодосие, усерднии молитвенницы наша и преславнии чудотворцы.

Песнь 7.

Ирмос: Р осодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.
Л юбовь друг ко другу, есть свойство истинных учеников Христовых, рече апостол Иоанн. Чрез ваше заступление и помощь зрим в вас ея негасимый пламень, велицыи светильницы, Духа Святаго исполненнии.
И зраиль пешешествовав море Чермное, спасен был от фараона колесниц, егда Моисей, крест начертав жезлом, пучину пресече. Сим крестом вооружившись, одержали есте победу над лукавым змием, отцы святии.
Т авифой новой бысть земля Череповская, воскрешенная к жизни новой отцами богомудрыми, ибо кто во Христе, сей нова тварь есть. Тако кийждо во обитель Воскресения Христова ко преподобным притекающий, воскресе для вечнаго с Богом пребывания.
Богородичен: Е вы преслушанием в мир смерть вошла есть, Своим же послушанием Дево Чистая принесе потомкам Адама живот. Тя заступление теплое обретше, вопием прилежно: Пресвятая Богородице, помилуй и спаси нас.

Песнь 8

Ирмос: И з пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.
Б лаженство обрели есте еще зде, на земли суще, отцы богомудрии, нищету свою духовную познав, своего разума отвергшись, на Единого Бога во всем полагаяся, ибо блажени вси, уповающие на Него.
О браз жития богоугодного явили есте всем, преподобнии, всегда правду Божию творя. Утвердите и наши маловерныя сердца на камени заповедей Христовых.
Г аваонитская ли скиния даде премудрость Соломонови? Деннонощныя ли труды и молитвы излия на преподобных Афанасия и Феодосия дар чудотворения? Се, Бог прослави своих угодников, яко рече Давид: «Бог благословляет праведника, и благоволением, яко щитом, объемлет его».
Богородичен: А нгельское пение подобаше Ти, Мати Божия, Спаса бо родила еси, Всенепорочная. Мы же, что Ти принесем, в греховней бездне валяяся Смилуйся, Владычице, и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, исправление жития нам даровати, и спасти души наша.

Песнь 9

Ирмос: Б ога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.
О тцы преподобнии, дивнии чудотворцы, своя молитвы теплии, яко кадило благоуханное, вознесите ко Господу о всех, чтущих святую память вашу, и своим отеческим заступлением от всяких бед и скорбей оградите всех, с верою к вам прибегающих.
Н е открыша недра земная сокровище мощей ваших, под спудом в соборнем храме почивающих, обаче вы молитвами своими нас вразумляете, на стезю спасения наставляя, да и мы небеснаго веселия причастницы будем.
А даманты христианския веры, столпи непоколебимии Церкви Русския, молим вас, светочи наша, чадам своим помозите твердо в православной вере стояти, сердца от страстей очищати, подражательми себе соделайте всех, верою вас ублажающих.
Богородичен: С паса и Владыку всех рождшая, Пречистая Богородице Дево, спасения Ходатаица нам явилася еси; тем же молим Тя: испроси у Сына Своего, Христа Бога, спасение душам нашим.

Светилен, глас 1:

Д несь светло радуется Церковь Русская, / почитающе пречестную память вашу, / Афанасие и Феодосие блаженнии, / миру образ веры и благочестияпоказавшии. / О велицыи светильницы, Духа Святаго исполненнии, / омраченныя мглой грехов души наши просветите, / шествовати путем Христовым помозите, // да вашими молитвами спасем души наша.

Слава, и ныне, Богородичен:

Т я, Ходатаицу нашего спасения, / воспеваем Богородице, Дево Пречистая, / Сына Божия, Христа Бога нашего / плотию безсеменно рождшая, / Того моли, Всеблаженная Владычице, // помиловатися душам нашим.

На хвалитех стихиры, глас 6:

Д обродетелей светильницы неугасимии, / образы истиннаго покаяния, / кротости и смиренномудрия добрии учителие, / земли Череповецкия украшение и славо, / ныне райским житием наслаждаяся, / отцы богомудрии, // не престайте молитися о спасении душ наших.
П риспе днесь всечестный праздник Церкви Русския, / память преподобныхАфанасия и Феодосия. / Приидите, людие, светло торжествуем, / и отцев богомудрых песньми почтим: / радуйтеся, Бога от всея души возлюбившии, / радуйтеся, Христа ради всем себе поработившии, // радуйтеся, усерднии молитвенницы наша и преславнии чудотворцы.
П опечения вся о земном отложше, / крест Христов на рамена вземши, / усердно Тому последовали есте. / Постом, трудами и молитвами Богу угодивше, / венцев славы Небесней сподобистеся. / Сего ради молитеся, отцы всехвальнии, // и нам причастником Царствия Божия быти.
К ротости и воздержания приснии рачителие, / пламеня любве ко Господу в сердцах неусыпнии хранителие, / духовнии кормчии, от потопления в море страстей нас избавляете, / к тихому пристанищу нас наставляете, // моляся непрестанно о душах наших.

Слава, глас 8:

П риидите, благочестия ревнителие, / песньми восхвалим честную двоицу, / отцев наших Афанасия и Феодосия, / первоначальников обители Воскресения Христова, / скорых заступников обиженым и теплых утешителей унывающим. / Своими молитвами способствуйте чтити вас / не токмо словом, но трудам вашим последованием, // отцы богомудрии.

И ныне, Богородичен:

В ладычице, приими молитвы раб Твоих / и избави нас / от всякия нужды и печали.

Славословие великое. Ектении и отпуст.
На литургии

Блаженны от канона песни 3-я и 6-я.
Прокимен, глас 7: Ч
естна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
Апостол к Галатом, зачало 213.
Аллилуия, глас 6: Б
лажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: С ильно на земли будет семя его.
Евангелие от Луки, зачало 24.
Причастен: В
память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
О, двоице священная, преблаженнаго аввы Сергия послушателие усерднии, града Череповца похвало и утверждение, преподобнии отцы наша Афанасие и Феодосие! Вы, в постничестве и в делех благочестия на земли нашей подвизавшеся и обитель Воскресения Христова устроивше Богу угодисте, таже яко светила светлая в мире просияли есте и верныя даже до днесь молитвою и житием вашим просвещаете. Тем же память вашу ныне ублажающе, мы, недостойнии, духом смиренным прилежно вас молим: молите за ны Всеблагаго Господа, да ходим кийждо достойно звания христианскаго, в немже звани быхом, да явимся в вере православной святыни вашея наследницы. Молите, отцы наши, да водворится мир в земли нашей, вражды же и нестроения греховнии да упразднятся и да воссияет свет благодати всем братиям нашим по плоти во тьме лжеверия и суемудрия седящим, да познают вси Христа Истиннаго, Единаго Спасителя всех человек, да вразумятся и приидут неверующая братия наша во ограду Церкви Православныя, в ней же спасение вечное содевается. Ходатайством вашим отжените всякое уныние и печаль греховную от сердец наших и небесное утешение ниспослите нам во трудех и скорбех земных. Помозите нам волю Господа в простоте и смирении творити, искушения же вражия победити, да явимся в любве возрастающе, Небеснаго Отечества граждане, идеже купно с вами да прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Афанасий и Феодосий Череповецкие преподобные

Преподобный Афанасий, по прозвищу «Железный посох», и преподобный Феодосий Череповецкие - ученики преподобного Сергия Радонежского.

Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, где подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь.

О преподобном Афанасии сказано в летописных святцах: «Преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставился в лето 6900 (1392)». Череповский Воскресенский монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 года: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия».

Мощи преподобного Афанасия и Феодосия почивают под спудом и память совершается местно 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Преподобный Феодосий Киновиарх Сподвижником по насаждению монашества в Палестине св. Савва имел прп. Феодосия Киновиарха († 529 г.). Тоже каппадокиец, бывший чтец, получивший благословение на иночество от прп. Симеона Столпника, прп. Феодосий основал свою киновию не в

Из книги История боголюбцев автора Киррский Феодорит

X. ФЕОДОСИЙ 1. Есть киликийский город Росс, остающийся по правую руку у того, кто вплывает в Киликийский залив. К юго–востоку от него есть высокая, обширная и тенистая гора, которая в своих чащах питает и диких зверей. На этой?то горе великий и славный Феодосий, найдя одну

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Афанасий и Феодосий Череповецкие преподобные Преподобный Афанасий, по прозвищу «Железный посох», и преподобный Феодосий Череповецкие - ученики преподобного Сергия Радонежского.Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впадении речки Ягорбы в

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители. Он начал иноческий подвиг в одном из

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Схиигумен Феодосий (Поморцев) (†9/22 марта 1920) Схиигумен Феодосий (Александр Васильевич Поморцев) родился в 1854 году. В Оптиной пустыни он был духовником богомольцев и ризничим, а с 1912 года - скитоначальником (после перевода преподобного Варсонофия настоятелем в Голутвин

Из книги Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. автора Топоров Владимир Николаевич

Монах Феодосий (Жарков) (†22 августа /4 сентября 1851) В миру Флор Ильич Жарков, из вольноотпущенных. В 1830 году поступил он в скит, в 1836 году пострижен в рясофор, а в 1837 году 8 ноября - в мантию. Послушание его было - быть на посылках в разные места, в особенности в Калугу, и

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Игумен Феодосий (Попов) (†10/23 октября 1903)В миру Феодор Афанасьевич Попов, из купеческого звания города Балашова Саратовской губернии. С детства имел большую веру ко Господу и Пречистой Его Матери и усердие к молитве. По вере он часто получал от Господа просимое, конечно,

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том I автора Карташев Антон Владимирович

10. ФЕОДОСИЙ–ЧЕЛОВЕК Каковы были чисто «человеческие» особенности Феодосия? Этот вопрос никак нельзя признать праздным, поскольку характер «человеческого» в личностях такого масштаба и такой судьбы не только не нейтрален по отношению к главному делу их жизни, но и

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Преподобные Лазарь и Афанасий Мурманские, Или Муромские (XIV-XV вв.) Память их празднуется 8 марта в день преставления прп. Лазаря и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхПрп. Лазарь был грек Родился он в Константинополе. Преподобный был учеником

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Иеромонах о. Феодосий Смерть иеромонаха о. Феодосия, одно время бывшего настоятелем Богоявленского мужского монастыря в г. Житомире, случилась приблизительно в 1928 году.На Украине власть менялась 18 раз и связанные с этим обстоятельством зверства и казни были так велики и

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ум. 1074)«Феодосий Печерский был вторым святым, торжественно канонизованным Русской Церковью, и первым ее преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении свв. Ольгу и Владимира, св. Феодосий был канонизован ранее Антония,

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Домонгольский период. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские Основателем подвига преподобных на Руси был Антоний Печерский (983-1073), который перенес с Афона в наше отечество традиции восточного монашества. Преподобный в начале своего иноческого подвига дважды был на

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Преподобный Феодосий Великий Преподобный Феодосий ВеликийПреподобный Феодосий Великий жил в V–VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном

Из книги автора

ФЕОДОСИЙ и АФАНАСИЙ, преподобные, основатели Череповского Воскресенского монастыря, как значится из надписи одной древней вкладной книги этой обители. Кто были сии угодники, - сведений не имеется, потому что во время нашествия Литвы на Россию, монастырь Череповский

Из книги автора

Преподобномученики Валаамской обители 34 прпмчч. Валаамских: Тит, Тихон, Геласий, Сергий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн, Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам, Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий,