Чистый четверг – очищение души и тела для верующих. Праздник Великий Чистый четверг: история, традиции, обычаи, приметы Какая служба проходит в чистый четверг

23.04.2008

Чистый Четверг

В страстную седмицу - каждый день в православныхцерквях отмеченособыми службами. Четвертый день страстной седмицы…

Уже прошла среда, когда Иуда предал Христа, впереди - пятница, когда Он возьмет крест свой, пойдет на муки и страдания, а между этими днями – Великий Четверг. Об этом дне рассказывает о. Алексей Макаров– священник храма преподобногоСергия Радонежского.

- Великий Четверг посвящен воспоминанию умовения Иисусом Христом ног своим ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предание Его Иудой.

На утрени этого дня поется тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведного Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благийГосподи, слава Тебе».

В первой части этого тропаря говорится о том, что ученики просвещаются на Тайной Вечери, а Иуда омрачается сребролюбием, любовью к деньгам и единственного праведного Судию отдает судиям беззаконным.

Вторая часть не менее важная, в ней содержится обращение к каждому из нас. «Виждь имений рачителю» - посмотри ты, который заботишься о приобретении, об имуществе, на того, кто ради имений, ради приобретений употребил удавление, кто из-за любви к имуществу и деньгам покончил с собой. «Бежи несытыя души,Учителю таковая дерзнувшия» - убегай этого, стремись, чтобы у тебя не было такой несытой души, которая на такое решилась, ради любви к деньгам, решилась предать Учителя. Этот тропарь являет нам одну из самых ярких особенностей Страстной седмицы. В этой седмице присутствует одна очень важная, постоянная тема. Все центральные тексты, самые знаменитые, самые яркие, возникающие на пике службы, обращены к каждому из нас, к нашей душе. Казалось бы, вместе с Четыредесятницой прошло время аскезы, самовоспитания и самоуглубления, и мы теперь должны полностью обратиться к тому, что было в жизни Христа, однако важнейшие тексты обращены в глубь души, сегодня говорится о каждом из нас.

На чтении канона мы слышим следующие стихи: «Умываетучеников в вечер Бог ноги, Егоже нога попирая бе во Едеме прещение древле». Непостижимо, как Бог умывает ноги ученикам, в то время как Его нога попирает древнее прещение, древнее запрещение входить в рай. Он сам побеждает древнюю клятву, попирает ее ногой, но он же наклоняется к ногам Своих учеников и их омывает. Тут нам явлено одновременно непостижимое величие Божества и его самоуничижение.

Далее идут следующие стихи: «Сугубая вечеря, Пасху бо закона носит, и Пасху новую, Кровь, Тело Владычне». Сугубая вечеря значит двойная вечеря. Эта трапеза носит двойной смысл – она является исполнением ветхозаветного указания о совершении Пасхи, мистической трапезы, связанной с воспоминанием исхода Израиля из Египта, и являет нам Пасхуновую – вкушение Тела и Крови Господа.

«На преестественную молитву стихи» - следующая тема Великого Четверга. Ведь Господь и ученики после Тайной вечери пошли, воспевшее псалом, в Гефсиманский сад. Молитва в Гефсиманском саду называется преестественной – превыше естества, потому что она сопровождалась кровавым потом Спасителя.

А в народе прочно бытует мнение, что в этот день надо обязательно все перемыть в доме, перестирать белье и сходить в баню! В этот деньвсе бани переполнены посетителями. И все говорят друг другу: «А как же, сегодня же Чистый четверг!» Неплохо, наверное, в квартирной и телесной чистоте встречать такой день, ноне это главное.

Народное название «Чистый Четверг», означает чистоту души после исповеди и причастия. Традиция причащаться в день установления Тайной Вечери существует у православных в России много веков.Литургия Великого Четверга – это совершенно уникальная служба. Это день установления таинства Евхаристии, поэтому назначен самый торжественный чин, совершается литургия Василия Великого.Такой же древний обычай омовениеПатриархом или Архиереем, ног священников, в память о том, как, проповедуя смирение и служение людям, Иисус Христос омыл ноги апостолам перед Тайной Вечерей.

В этот день Святейший Патриарх совершает освящение мира, употребляемого для совершения Таинства Миропомазания, для освящения храмов и антиминсов.

В этот день благочестивые христиане приготовляясь к Пасхе наводили в домах порядок и чистоту, по традиции в этот день принято готовить пасхальные куличи и красить яйца. В некоторых местах по местным поверьям, люди не взирая ни на какую погоду, окунались в речную воду, мылись в бане, что само по себе и неплохо, но совершенно не является обязательным для того, чтобы прожить этот день свято и исполнить то, что необходимо для нашего спасения. С четвергомособенно много народныхобычаев.Русскиелюди по своему принимали этот день. Вместе с верой укоренились и различные традициии обычаи этого дня:купание в реке, по поверьямдает человеку здоровье,есть ещетак называемая«четверговая соль». Что людиделали? Заворачивали соль в чистую тряпочкуи обжигали в печи. Часто в соль добавляли квасные дрожжи. Такую сольпо народной традиции считала очищенной.Это, видимо, пошло оттого, чтона Тайной Вечере Иудойв солило был омочен кусок хлеба, который был ему дан.Этим самымГосподь указал, что кто омочит в «солило», тот и будет предателем. Вот и сложилась такая традиция, чтобы это предательство омыть,сольтаким образом очищают.Ее использовали, как средство для лечения, но ничего общего с настоящими традициями православия это не имеет. Но об одной доброй и можно сказатьтеплой традиции, хотелось бы рассказать особо.

Вечером в Великий Четверг совершается Утреня Великого Пятка, которая имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На этой службе читаются 12 «Евангелий», то есть 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и заканчивая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия все стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны горячую любовь к своему Спасителю. После богослужения все подходят к Распятию и, сделав три земных поклона, лобызают его и расходятся по домам. Существует благочестивый обычай отнести с собой свечу с пламенем (с которым была выстояна вся служба) из церкви домой и на пороге своего дома,наверху начертать дымом от огня – крест.

Такой вот это день - Четверг «Чистый», Четверг Великий. Те, кто достойно провел этот особый день: причастился утром, выстоял вечернюю службу, донес до дома евангельский огонек, испытывают особую благодать. Огонек затепленной от свечи лампады, стараются сохранить в доме до Пасхи. А Евангельской свечеможно дать догореть дома, аможно погасить, и зажигать для особых домашних молитв.

Ольга Кремлянская

Пресс-служба Иркутской епархии

Зачем в Великий Четверг нам нужно причащаться Тела и Крови Христовых.

На этот вопрос с предельной ясностью отвечает сам Господь наш Иисус Христос в шестой главе Евангелия от Иоанна.

Стих 53-й: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

Стих 54-й: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день».

Стих 56-й: «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

То есть на Тайной Вечери, произошедшей менее чем за сутки до смерти Христа, состоялось великое неслыханное в человеческой истории чудо. Бог дал нам Свои Тело и Кровь, чтобы Святые Тайны стали главным средством нашего спасения.

О том, что это за Святые Тайны, лучше не скажешь, чем отцы Церкви. Они с благоговейным ужасом осознавали, что Тело и Кровь Христовы - величайшая святыня, от которой не то что мы должны затрепетать, но от нее трепещут серафимы и херувимы.

Тело и Кровь Христовы - это абсолютная новая реальность. В ней Бог соединился с человеком для того, чтобы человек соединился с Богом. Почему это Таинство называется Таинством Причащения? Потому что в нем мы становимся причастниками Божества.

Святитель Иоанн Златоуст в своем произведении «О священстве» писал о Евхаристии: «Предстоит священник, низводя не огонь, но Святого Духа;
совершает продолжительное моление не о том, чтобы огонь ниспал свыше и попалил предложенное, но чтобы Благодать, нисшедши на Жертву, воспламенила через нее души всех и соделала их светлейшими очищенного огнем серебра. Кто же, кроме человека совершенно исступленного или безумного, может презирать такое страшнейшее таинство? Или ты не знаешь, что души человеческие никогда не могли бы перенести огня этой жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было великой помощи Божественной благодати?»

Какой же вывод мы можем сделать из вышеприведенных евангельских цитат?

Тело и Кровь Христовы - это жизнь для нас. Кто не причащается Святых Тайн, не имеет в себе жизни. Не имеет в себе этого возрождения-воскресения во Христе. Это непреложный закон бытия, установленный Господом нашим Иисусом Христом. Данный закон нельзя переступить или обойти.

И порой страшно от того, что человек добровольно лишает себя Чаши, предпочитая Ей и связанной с Ней небесной жизни, ведущей в рай, жизнь плотяную ради утех тела, ведущую в ад.

Святитель Василий Великий говорил о том, что конец исполнения заповеди Божьей - это вечная жизнь, а конец нарушения заповеди Божьей - соответственно вечная смерть.

Слова Спасителя «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» - это заповедь Божья. Тому подтверждение предыдущая фраза, сошедшая из уст Христа: «Истинно, истинно говорю вам». Это истина. И ее очень важно понять.

Тело и Кровь Христовы - жизнь для нас. Кто достойно причащается Святых Христовых Тайн, имеет в себе жизнь вечную и становится, как сказано в 9-й песни Канона ко Святому Причащению, домом Твоим. Потому что «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Бог входит в душу и поселяется в ней. Так происходит восстановление райского союза Бога и человека.

Потому всегда грустно, когда люди причащаются редко или вовсе не причащаются. Они соблюдают не Великий Четверг, а чистый четверг, стараются не службы церковные посещать, не в Таинстве Евхаристии быть соучастниками и причастниками, но тело свое помыть и дом свой очистить в этот день. Но ведь это показатель. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). И значит оно не в сердце и в храме, а в теле и в доме.

Но душу-то мылом и шампунем не отмоешь. Для нее нужны исповедь и Евхаристия.

Вот в чем загвоздка…

Великим называют четверг страстной седмицы, недели перед праздником Пасхи – светлым Христовым Воскресеньем. Великий четверг в 2018 году выпадает на 5 апреля. Некоторые люди называют этот день чистым четвергом, и тут необходимо уточнить. Чистый четверг – это день недели перед любым двунадесятым праздником, а Великий – это четверг страстной недели.

Великий четверг посвящается воспоминанию о Тайной вечере, последней трапезе Иисуса с его учениками, во время который Божий сын дал каждому, через пищу, прикоснуться к Богу. Все верующие и священнослужители в обрядах переживают этот важнейший момент в жизни Христа и его учеников, а храмы забиты посетителями до отказа. Главное событие для любого верующего – причащение, то есть самое полное соединение души с Богом, может происходить и не в Великий Четверг, но именно в этот день оно несет особенный смысл и глубину.

Православные службы в Великий Четверг

Церковные службы посвящены воспоминанию и воспроизведению тех сложных событий, которые когда-то пережил Сын Божий в этот день.

Великий Четверг

Литургия, совершаемая в этот день, имеет свои особенности: все верующие, священники, хор повторяют особую молитву, читаемую перед причащением. В некоторых, как правило, в крупных храмах, проводится обряд омовения ног. Епископ, подобно тому, как этот сделал Иисус Христос своим ученикам, умывает ноги священникам.

Также в этот день в церкви запасают Дары для причащения больных и немощных, то есть тех, кто не имеет возможности причащаться в храме. Освященные на литургии хлеб и вино (Тело и Кровь Христовы) сохраняют в особой Дарохранительнице, стоящей на алтаре. Из нее священники могут в течение всего года брать Дары для причащения вне стен храма.

В Великий четверг Патриарх благословляет миро (ароматное масло особого состава), необходимое для обряда миропомазания, через который верующий получает дары Святого Духа. Миро хранится в особом сосуде, и при каждом новом освящении в него добавляется новая порция. Затем миро развозят по всем епархиям, приходам, что еще раз подчеркивает единство церкви и общность всех верующих. Каждый человек, прошедший обряд миропомазания, может быть уверен, что он получил те же самые дары Святого Духа, что и любой другой помазанник.

Вечер Великого Четверга посвящается длительной службе, во время которой читаются те отрывки из Евангелия, которые имеют к событиям этого дня самое непосредственное отношение. Это скорбная и трагическая повесть. Она раскрывает планы первосвященников, задумавших убить Божьего Сына. Затем рассказывается о вечере в Вифании и помазании миром самого Иисуса, о предательских планах Иуды, о том, как Иисус омывал ноги своим ученикам. После этого рассказ переходит к самой Тайной вечере и тем драматическим событиям, произошедшим после нее: молитва в Гефсиманском Саду, предательство Иуды, арест Иисуса, суд синедриона, издевательства, а затем беседа у Понтия Пилата, отречение апостола Петра.

Примечателен обычай, сохранившийся до сих пор. Во время чтения прихожане держат в руках горящие свечи. Их принято уносить горящими домой и ставить перед домашними иконами.

Традиции и обычаи в Великий четверг

Множество обрядов совершались на Руси именно в Великий Четверг.

В этот день следует подготовить дом к празднику - самое время заняться уборкой и украшением. Очищение касается не только мира вокруг, но и собственной души.

Подготавливаем дом к празднику

Множество народных обычаев, принятых в этот день, связано с обновлением. Из церкви приносили новый огонь взамен старого, свечой от вечернего богослужения зажигали огонь в печи и лампады. Испеченный в этот день хлеб, приготовленная соль, новый огонь наделялись особенной магической силой, способной исцелять и защищать.

Вода в Чистый Четверг особая, способная смыть все грехи. До восхода солнца следует побывать в бане. Наши предки придавали особый смысл омовению в этот день. Вода должна быть проточной, женщины специально приносили ее с реки. Считалось, что омовение в этот день необычайно полезно и способно принести здоровье и силу на весь следующий год.

Девушки в Чистый Четверг сами ходили на реку и ворожили себе красоту, на рассвете опуская волосы в воду и проговаривая особую присказку, в которой звучала просьба о девичьей красоте. Помогало или нет, но омовение чистой водой поутру и твердая вера в то, что это принесет пользу, не могли быть бесполезными. Есть и другая традиция – в ночь с Чистого четверга на Страстную пятницу класть в воду серебряные вещи, а поутру умываться этой водой. Это защитит на целый год вперед от козней нечистого.

В четверг перед Пасхой хозяйки должны вымыть всю посуду, прибрать дом, постирать и выгладить одежду. В этот же день можно заняться уборкой в саду, в огороде, во дворе. Ведь следующие шесть дней уборкой и домашними делами верующие не занимаются. Верят, что именно в этот день уборка в доме способна принести дары от Господа. И действительность это подтверждает. Генеральная уборка помогает найти множество потерянных и забытых, но любимых вещей.

В этот день принято разбирать и выбрасывать ненужные вещи, стирать занавески, выбивать ковры и половики, стараясь впустить в дом больше света. До наших времен дожил интересный обычай, связанный с наведением порядка в доме. Хозяева ловили трех тараканов или других «домашних» насекомых и выносили их в чистое поле, веря, что другие насекомые уйдут сами, вслед за «избранными». В Чистый четверг также украшают дом, наши бабушки развешивали нарядные занавески, дорожки, красиво вышитые полотенца.

В Чистый четверг приготавливали особую четверговую соль. Обычную соль пропекали в печке с квасной гущей, затем толкли. Считалось, что такая соль целебна. Ее хранили в течение всего года и использовали только для посолки освященных пасхальных яиц и как лекарство, просто в пищу такую соль не употребляли. Есть и другие способы приготовления четверговой соли. Ее жарят на сковородке, непрерывно помешивая и читая при этом молитву. Если соль трещит, то на вас навели порчу недруги, продолжайте помешивать соль и жарить ее, пока она полностью не очиститься. Или такой способ: попросить соль у трех друзей или соседей и перемешать ее. Хранить такую соль следует в самой лучшей глиняной посуде.

Покраска пасхальных яиц

После того, как в доме прибрано, можно приступать к приготовлению куличей и покраске пасхальных яиц. Хозяйка, которая навела кругом порядок, очистилась душой и телом, получит красивые и вкусные куличи.

Существуют также народные поверья, связанные с достатком в доме. Если в Чистый четверг трижды пересчитать все деньги, находящиеся в доме, то на протяжении всего года они будут в полном достатке. Подсчетами следует заниматься утром, в полдень, и ближе к ночи, таясь не только от посторонних, но и от тех, кто постоянно проживает в доме.

Деньги также можно заговорить. Бросьте горсть монет в воду, приговаривая «Денежки, водиться – не переводиться, растите-размножайтесь, врагу не доставайтесь!». Вода приобретет особые, притягивающие деньги, свойства. Этой водой моют двери, окна. Затем монеты следует из воды вынуть и положить в доме, в каком-нибудь недоступном для просмотра, но чистом и вымытом уголке и держать их там неделю. Водой, в которой лежали монеты, поливают деревья возле дома, не пропуская ни одного.

Купание в купели - русская традиция на Чистый четверг

История и суть праздника

Чистый четверг отмечается христианами ежегодно за три дня до Пасхи . Это день имеет очень большое значение в жизни верующих. Он символизирует последние дни Христа и в частности тайную вечерю.

Согласно библейскому приданию, в этот вечер Иисус показал своим ученикам пример великого смирения. Он омыл им ноги, тем самым проповедуя равенство и братскую любовь.

Евангелие свидетельствует, что на тайной вечере Иисус провел обряд Святого причастия. Это событие впоследствии было принято всеми последователями христианской церкви. Верующие едят хлеб и пробуют вино, что символизирует тело и кровь Спасителя. Начиная с Чистого четверга и до Пасхи люди читают Библию, вспоминают деяния Христа на земле и его незаслуженные страдания.

В этот день каждый верующий человек стремится освободиться от груза проблем, очиститься от негативных мыслей, зависти, злости. Православные стараются простить все обиды своим врагам, успокоить душу и получить смирение.

Празднование у православных христиан

В кафедральных соборах в этот день во время богослужения проводится чин омовения: архиерей ополаскивает ноги 12 монахам или священникам. Этот акт символизирует действие Христа на Тайной вечере, которое стало примером служения ближнему и истинного смирения.

Благодаря этому чину Великий четверг у многих стал ассоциироваться с чистотой. Люди стремятся убраться в домах и квартирах, избавится от ненужных вещей. Но важно не забывать, что приоритетная задача в этот период - духовное очищение и покаяние.

Служители церкви в Чистый четверг читают молитвенные тексты, содержащие воспоминания о тайной вечере, о предательстве и страданиях Христа. Православные во время служения испытывают скорбь о предстоящих мучениях сына бога.

Чистый четверг: приметы и традиции для садоводов

За время существования христианства сложилось много обычаев и обрядов, связанных с этим днем. Считается, что утром в Чистый четверг вода в водоемах насыщена благодатной силой. Наши предки до восхода солнца шли к реке, чтобы окунуться, очиститься от грязи душевной и нательной, набраться сил.

Сегодня многие заменяют это действие купанием в ванной, или в бане . В России лучшим способом очиститься считается холодная купель после парной. Если на улице еще лежит снег - после бани можно растереться им, или искупаться в проруби.

Основные традиции Чистого четверга у садоводов:

  • весенняя уборка участка, дачи, частного дома;
  • стирка, новое применение старым вещам для украшения сада;
  • омовение тела, поход в баню, очищение морозом в купели, или проруби;
  • выпекание куличей, пасок, подготовка к Пасхе;
  • посещение церкви во время службы;
  • чтение святого писания.

Согласно приметам, в этот день нельзя ничего отдавать из дома, чтобы не лишится благополучия на весь год. Чтобы защитить семью от несчастий, староверы приносили в жилище можжевельник и вереск.

Большое значение Чистый четверг имеет для огородников. В этот день стараются привести в порядок земельные участки, убрать мусор, подготовить территорию для будущей посадки садово-овощных культур. Есть примета, что все растения, посаженные в Чистый четверг, будут отлично расти и плодоносить.

Священники не запрещают в этот день проводить садово-огородные работы, но труд не должен быть тяжелым и выматывающим. Если запланирована посадка рассады или высаживание в открытый грунт и этому способствуют погодные условия, обязательно нужно завершить эти работы до Страстной пятницы.

Итог

Чистый четверг - важный день в жизни верующих людей. Он символизирует покаяние, чистоту и смирение, поэтому нужно следить в этот день за своими мыслями, радоваться жизни и всему живому, не допускать негативных эмоций.

В Великий, или Чистый четверг - четвертый день Страстной недели - патриарх московский и всея Руси Кирилл омоет ноги 12-ти священнослужителям, а верующие постараются причаститься. Великий Четверток - именно так называют четверг Страстной недели в Церкви - день напряженных богослужений. И кроме утренней Божественной литургии и долгой вечерней службы, когда во время чтения 12-ти евангельских отрывков, верующие стоят с горящими свечами, именно в Великий четверг, раз в год, в Церкви происходит уникальное событие - чин, то есть специальное последование, омовения ног.

Но обо всем по порядку. Чем дальше Страстная неделя, тем больше мы погружаемся в события последних дней земной жизни Христа. В Великий четверг Церковь возвращает нас к Тайной вечери. Событию, которое произошло перед тем, как Христа взяли под стражу. Тайная вечеря - это последний ужин, трапеза Христа со Своими учениками накануне Его крестных страданий. Во время Божественной литургии вспоминают четыре евангельских события, произошедших именно в четверг. Первое - омовение Христом ног Своим ученикам перед Тайной вечерей. Это омовение было знаком глубочайшего смирения Христа и Его любви к Своим ученикам. Во время этой же вечери, как сказано в Евангелие, "диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту" мысль предать Христа. И Иисус, видя сердце предателя, сказал об этом на вечере, как бы давая Иуде возможность остановиться. Этот евангельский эпизод тоже вспоминают на литургии Великого четверга.

Третье событие необычайно важно для каждого верующего. Дело в том, что именно во время Тайной вечери Христос установил Таинство Евхаристии. Греческое слово "евхаристия" означает "благодарение". В христианстве Евхаристией называется Таинство причащения Тела и Крови Христовой, Таинство благодатного (то есть совершенного по воздействию благодати), единения верующего с Богом. Установленное Христом во время Тайной вечери, Таинство и поныне совершается в каждом храме во время каждой Божественной литургии. Многие верующие стараются причаститься именно во время литургии Великого четверга.

И, наконец, четвертое евангельское событие, которое вспоминают во время литургии в Великий Четверг - это молитва Христа в Гефсиманском саду. Иисус знал, что Ему предстоит, "душа Его скорбела смертельно", и, как сказано в Евангелии, Он молился "до кровавого пота". Это моление Христа часто называют "молением о чаше", потому что, взывая к Богу Отцу, Христос просил, чтобы, если возможно, "миновала Его участь сия": "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня", - но дальше добавлял слова полного смирения перед грядущей участью и волею Бога Отца: "впрочем, не как Я хочу, но как Ты".

Вот эти четыре важнейших евангельских события вспоминают в храмах в Великий Четверг Страстной недели во время Божественной литургии. А в честь того, что перед Тайной Вечерей Иисус омыл ноги Своим 12-ти ученикам, патриарх московский и всея Руси Кирилл, совершает в Храме Христа Спасителя г. Москвы чин омовения ног 12-ти священнослужителям. Вечером Великого Четверга в храмах читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях крестной смерти Христа, вспоминаются слова Христа на кресте, Его распятие и погребение.

По давней православной традиции во время чтения двенадцати Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. И потом, после службы, этот огонек приносится домой, и на переплетах окон, на дверных косяках коптится крестик. Этот обычай идет со времен ветхозаветной Пасхи. Верующие, пришедшие в храм вечером в Великий Четверг, заранее готовятся к тому, чтобы донести до дома свечку не потухшей, помещая ее для этого в специальную лампаду.

Великий четверг неслучайно называют Чистым. С одной стороны, это день духовного очищения - именно в этот день все стараются исповедоваться и причаститься, а с другой стороны, имеется в виду бытовая сторона нашей жизни. Именно в Чистый четверг, между или после церковных служб, верующие убираются дома, готовят куличи и пасхи, красят яйца к Светлому празднику Пасхи.