Исход 10 казней египетских. Объяснения эпидемиологов десяти казней египетских. Кровь и лягушки

Библейские предания вовсе не стоит оценивать лишь с религиозной и литературной точек зрения. Внезапные научные открытия подтверждают события, которые наши предки считали лишь поэтическими мифами. Та же история произошла с описанием 10 египетских казней. Как это часто встречается, мифическим событиям ученые неожиданно дали вполне научные толкования. Так какие же реальные события могут объяснить 10 египетских казней?

Описание

Описание десяти египетских казней содержится в каноническом библейском тексте - в книге Исход. Эта глава Библии описывает пребывание древних евреев в плену у египтян. Согласно древним хроникам, предводитель евреев Моисей призвал фараона отпустить древний народ, освободить евреев их векового плена. Фараон отказался это сделать, и на государство обрушились неисчислимые бедствия. В историю они вошли, как 10 казней египетских.

Список

Все несчастья египетского народа могут быть собраны в единый список эпидемий и странных стихийных бедствий:

Что же может объяснить 10 казней египетских? Научное объяснение этих феноменов должно базироваться на всех известных в настоящее время научных фактах. Попробуем разобраться с древними текстами, принимая во внимание современные наблюдения и научные открытия.

Кровь и лягушки

Первая из 10 египетских казней - наказание кровью. По библейскому преданию все окрасились в кровавый цвет. Как доказали ученые, это природное явление может встречаться и в наши дни. Например, в 2003 году в Китае река Янзцы на несколько километров окрасилась в красный цвет. Причины этого могут быть разными - от вулканической деятельности, поднимающей в гору много пыли и окрашивающей ею воду, до влияния близко пролетающих комет

Нашествие различных земноводных могло спровоцировать приближение кометы или метеорита. Как выяснили ученые, все амфибии очень чувствительны к изменению магнитного полюса земли - в организме лягушек имеется своеобразный компас, помогающий этим животным ориентироваться в пространстве. Резкое смещение магнитного полюса, спровоцированное кометой, дезориентировало животных, вынудило их внезапно изменить привычный образ жизни.

Нашествие насекомых

Третья, четвертая и восьмая из 10 египетских казней косвенно подтверждают изменение периода вращения Земли. Аномально длительные световые дни привели к всплеску распространения кровососущих насекомых. Возможная радиация изменила популяции известных насекомых, и эти твари стали больше и опаснее. Еще одной причиной появления в Египте подобного нашествия может быть исчезновение предыдущей напасти - лягушек. При отсутствии естественных врагов песьи мухи, комары, мошки, саранча и другие насекомые могут размножаться бесконечно.

Смерть домашних животных. Эпидемия язв и нарывов

Может значительно снизить сопротивляемость живых организмов различным инфекциям. Если учитывать уровень медицины в те времена, то неудивительно, что высокая температура спровоцировала развитие инфекционных болезней - и люди, и животные в одинаковой степени зависят от изменения климатических условий. Резкое потепление и вызвало развитие кожных патологий и мор у скота.

Природные катаклизмы. Абсолютная темнота

Как мы уже выяснили, объяснение 10 казней египетских лежит в изучении движения Земли и в изменении климата. Гром, молнии и град могут объясняться изменениями климата, а огонь по земле может стелиться вследствие плит. Повальная тьма может объясняться вулканической деятельностью. Как известно, при извержениях вулканов и крупных землетрясениях в воздух поднимается огромное количество пыли и пепла. Этих мельчайших частичек может быть настолько много, что завеса из них может препятствовать прохождению солнечных лучей. Скорее всего, именно такая картина наблюдалась в Египте.

Смерти египетских первенцев

Реальные события (10 казней египетских) объясняются при помощи научных гипотез. А вот как объяснить смерть египетских первенцев? Почему таинственный мор не затронул детей евреев и других невольников? Причин может быть несколько. Наиболее правдоподобной гипотезой являются все те же инфекции. Не нужно забывать, что крысы и мыши во все времена являлись распространителями болезней. Но богатые первенцы были особенно уязвимы. Как правило, именно первые сыновья становились главными наследниками, и в их опочивальнях всегда были сладости, вкусная еда и питье. Такое положение вещей нравилось не только первенцам, но и крысам и мышам, которые поедали оставленную еду. Они проникали в дома богатых египетских наследников, оставляя после себя шлейф болезней и детских смертей.

А вот к евреям крысы забегали нечасто - древний народ Израиля находился в Египте на положении рабов, поэтому с едой у них было не очень. Пища в домах не задерживалась, а съедалась сразу. Поэтому бедняки были частично защищены от инфекций. А вот для богатых египтян шансы выжить значительно сокращались.

Возможно, такое объяснение 10 казней египетских будет ошибочным. Но оно имеет право на существование наравне с другими гипотезами. Что из этого правда, а что - нет докажут ученые, такие как геологи, историки, эпидемиологи, медики.


Содержание статьи:

10 казней египетских — описание бедствий которые послал Господь египтянам, чтобы заставить их отпустить народ израильский из Египта.

Согласно книге Исход, ангел смерти, поражая первенцев египетских, прошел мимо домов еврейских, и тем самым отличены были сыны Израиля от египтян.

Можно обратить внимание на то что, первые казни причиняли скорей неприятности и неудобства, нежели страдания (к примеру, кровавая вода или нашествие жаб).

Последующие казни нанесли вред экономике: моровой язвой был уничтожен скот, градом побит урожай, тучи саранчи сожрали остатки уцелевшего после града урожая. 10-я казнь стала кульминацией гнева Божьего.

Толкование фразеологизма «Египетские казни»

Называют любое тяжкое испытание: Бедствия, мучения, тяжелое наказание.

Казни египетские (список)

10 казней египетских шли одна за другой, после каждого отказа фараона отпустить сынов Израилевых:

1. Превращение воды в кровь;
2. Нашествие жаб;
3. Нашествие мошек;
4. Наказание песьими мухами;
5. Мор скота;
6. Язвы и нарывы;
7. Гром, молнии, огненный град;
8. Нашествие саранчи;
9. Тьма египетская;
10. Смерть первенцев.

Все 10 казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

Псалом 77:41-51

«…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых»;

Псалом 104:26-36

«Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их».

10 казней египетских (история)

Маленьким Моисей

430 лет жили потомки Иосифа на землях, выделенных фараоном в их пользование, на границе Египта и Аравии. Однако с течением времени, когда позабылись мудрые деяния сына Иакова, а народ его размножился и укоренился, начались на него гонения со стороны египтян.

Цари Египта боялись, что если дело дойдет до войны с соседями, евреи смогут перейти на сторону неприятеля и вооружиться против своих хозяев. Жестокие надсмотрщики изнуряли несчастных людей непосильной работой в полях и в городах, но все это лишь укрепляло веру и смирение мужественных пленников. И тогда фараон велел египтянам: «Всякого новорожденного сына у евреев бросайте в воду, а всякую дочь оставляйте в живых».

В то время одна еврейская женщина родила сына, был он крепок и красив собой, и женщина как только могла скрывала его от исполнения над ним царского указа. В конце концов, когда прятать его стало уже невозможным, она взяла тростниковую корзину, просмолила ее и, уложив туда младенца, оставила в тростнике у реки. А старшая ее дочь начала издалека наблюдать, что будет. Тем временем дочь фараона пришла на реку мыться. Увидав плачущего младенца, она сжалилась над ним, хотя и поняла, что это еврейский ребенок. Тогда ее сестра спросила: «Не позвать ли кормилицу из евреек, чтобы она вскормила тебе младенца?» - «Сходи», - ответила царевна, и девушка привела к ней свою мать. А когда мальчик подрос, то стал воспитываться во дворце, и было дано ему имя Моисей.

Со временем Моисей все больше и больше понимал, какие беды обрушились на его соплеменников, и сочувствовал им всей душой. И Бог, услышавший стоны и плачь израильтян, призвал Моисея и сообщил, что суждено ему стать избавителем, законодателем и великим пророком своего народа.


Моисей у фараона
Возвратился Моисей в Египет. По дороге присоединился к нему его брат Аарон, который за свое красноречие призван был, по Божьему внушению, стать «устами Моисея». Люди поверили не только Аарону, передававшему все, что говорил Господь, но и тем знамениям, которые Моисей сделал по Его воле.

Но фараон велел что бы евреи работали еще больше, чтобы не отвлекались они на пустые речи. И жизнь израильского народа стала и вовсе невыносима. Тогда взмолился Моисей к Господу: «Для чего Ты подверг такому бедствию моих сородичей? С тех пор как пришел я к фараону и стал говорить Твоим именем, тяжкие труды легли на их плечи. Ты же обещал их избавить от плена, но не выполняешь обещания…» И Господь ответил: «Я ожесточу сердце фараона и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской. Фараон вас не послушает, но Я наложу руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых».

Вновь отправились Моисей и Аарон к египетскому царю. «Сделайте чудо, - повелел тот, - и я отпущу ваш народ!» Кинул Аарон жезл перед фараоном, и жезл превратился в змея. Тогда фараоном были призваны мудрецы и чародеи, и они сделали то-же самое своими чарами. Сердце фараона ожесточилось, и он выгнал израильских пророков.

Но на другой день они снова явились к фараону. Ударил Аарон жезлом по речной воде, и та сразу же превратилась в кровь, так что вся рыба вымерла, и не могли египтяне пить воду из реки. Однако чародеи египетские чарами своими сделали то-же самое. Возвратился царь в свой дворец и более не стал слушать Моисея и Аарона.

Казни египетские

Тогда явил Господь египетскому царю еще одно страшное знамение: наслал он на всю его землю жаб, так что даже в опочивальне правителя не было от них спасения. Испугался царь и стал просить Моисея и Аарона помолиться Господу, чтобы Он избавил его от этой напасти, и дал обещание отпустить сынов Израилевых. Когда же вымерли все жабы, фараон позабыл о своем обещании и оставил пленников на их изнурительных работах.

Одну за другой насылал Господь на египтян напасти - вначале это были полчища мошек, которые покрывали людей и животных, не давая им даже спокойно вздохнуть после ядовитые песьи мухи, от которых погибала земля. А еще им была послана моровая язва и воспаление, и начался падеж скота. И каждый раз египетский правитель обещал Моисею отпустить его соплеменников, и каждый раз, когда Господь отводил беду, забывал о своем обещании.

Тогда вся земля Египетская была побита жестоким градом, который не пощадил не только траву, но даже деревья, и ни одного живого колоса не осталось в полях. И вновь не смирился фараон перед Господом. Тогда все, то немногое что уцелело от града, поела прожорливая саранча.

А потом на землю опустилась густая тьма, и три дня ни один египтянин не мог встать со своего места. Однако даже после такого испытания фараон не стал отпускать израильтян. «Берегись, - сказал он Моисею, - не приходи ко мне больше. В тот день, когда увидишь мое лицо, ты умрешь!»

И тогда последнюю, 10 казнь египетскую навел Господь на египтян. В полночь Он поразил всех первенцев, не пощадив ни первенца фараона, ни первенца узника, томящегося в темнице. И все египтяне взмолились и начали просить своего правителя, чтобы тот отпустил евреев из Египта.

Это была ночь исхода сынов Израиля. В память о ней установил Моисей, по внушению Господа, празднование Пасхи, которое должно было напоминать евреям об избавлении их от многовекового пленения.

Обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

  1. Наказание кровью .
  2. Казнь жабами .
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки , пухоеды , вши , клопы).
  4. Наказание пёсьими мухами.
  5. Мор скота.
  6. Язвы и нарывы .
  7. Гром , молнии и огненный град.
  8. Нашествие саранчи .
  9. Необычная темнота (тьма египетская).
  10. Смерть первенцев.

Наказание кровью

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить её высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог ожесточил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон (Исх. ).

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унёс он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых .
И началась девятая казнь:

Необычная темнота

Темнота, павшая на Египет, была необычной, она была густая и плотная, так что её можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться наощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придёт, то будет казнён. И сказал тогда Моисей, что не придёт он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья-первенцы.

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход .

Историчность сюжета

Критика

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских». [ ]

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошёл исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место, то по всей вероятности это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках, кроме Библии. [ ]

В описании есть также неувязки: так, если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой (Исх. ), а также какими животными было запряжено 600 колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать евреев ().

Ответ на критику

Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе Ипувера , все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону. [ ]

Следует учесть и то, что Египет постоянно балансировал на грани гражданской войны с гиксосами. Как описано в Библии, после смерти фараона новый фараон заставил евреев строить новую столицу Раамсес в паре километров от столицы Аварис , издревле управляемой гиксосами. Убивший надсмотрщика Моисей, видимо, работал на этой стройке (ибо, вернувшись, он начал Исход евреев именно из Раамсеса). Учитывая, что евреев-мужчин ушло 600 тысяч - втрое больше населения Авариса того времени - можно предполагать, что это и были «азиаты», за которыми погнал войско фараон и которые описаны в папирусе Ипувера (упоминающем также «покрасневшее море», «отравленную воду» и «мор»).

Скот мог быть разведён от еврейского, который не был подвергнут мору, а также мог быть куплен в других странах.

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера , находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха .

Научные исследования

Ведутся попытки научно обосновать 10 Казней египетских . Группа европейских учёных с директором Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.) русск. эпидемиологом Джоном Марром (нем.) русск. научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских», в частности:

  • Покраснение воды - это известное явление «красные приливы » - цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб . (По версии амфибиолога д-ра Ричарда Васасюка, использованное в Библии слово может означать любой вид бесхвостых земноводных , по его версии это были жабы рода «bufo»; каждая жаба мечет миллион икринок, которые перестала пожирать умершая рыба, что вызвало взрыв популяции).
  • Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух - переносчиков инфекции, мушка была точно опознана по признакам как culicoides (англ.) русск. (разновидность мокрецов). (В древности не было классификации мух, поэтому учёные привлекли к исследованию директора Музея энтомологии Миссисипи Ричарда Брауна , Эндрю Шпильмана , и директора отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджера Бриза .)
  • Инфекционная мошка вызывает последующие казни - падёж скота и язвы, опознанные как признаки инфекции сап , передающейся мухами на расстояние 1,5 км.
  • Гром, молнии и огненный град - намекает на вулканическую теорию . Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. (Исх. , Исх. , Исх. , Исх. , Втор. )
  • 3 дня без Солнца - это песчаная буря , продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму .
  • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra (англ.) русск. , расплодившегося в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот - к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних, заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Обосновывается вулканическая теория Исхода, что Казни - это явления, сопутствующие взрыву вулканов (в частности, покраснение воды).

Казни в культуре и искусстве

Музыка

  • История Исхода легла в основу первой части оратории Георга Генделя «Израиль в Египте» (англ. Israel in Egypt ‎; 1739).
  • Текст песни «Creeping Death » (1984) группы «Metallica » написан от имени ангела смерти, описывающего 10 казней египетских.
  • Второй альбом «Exodus» российской группы «Shokran» полностью посвящён 10 казням, все 10 треков альбома названы согласно наименованиям казней, а лирика описывает событие каждой казни [

Божья кара по определению должна быть во сто крат изощренней и страшней любой казни, придуманной людьми. Земные правители могли казнить сотни, тысячи людей, а небесные - целые народы. Именно так поступил Всевышний по отношению к египтянам, когда их фараон отказался отпустить иудеев из Египта.

Однако ученые сомневаются в том, что страшные беды, обрушившиеся на Египет, были вызваны волей небес, и объясняют их вполне земными причинами.

Согласно библейской Книге Исход, древние израильтяне страдали под гнетом египетского фараона и не знали, как из него вырваться. И тогда Господь явился Моисею в виде неопалимой купины (пылающего тернового куста) и повелел ему освободить свой народ из рабства и вести его в Землю обетованную. Моисей и его брат Аарон пришли к фараону и потребовали именем Господа отпустить евреев из Египта. У фараона были свои боги, которым он поклонялся, поэтому он только посмеялся над угрозой кары от какого-то там христианского Бога. И отказал просителям. Нашла коса на камень. Христианский Бог наслал на египетский народ 10 страшных казней, прежде чем фараон уступил ему.

Тайна папируса

Современные ученые не только установили, что беды, обрушившиеся на Египет, - не выдумка, но и выяснили, когда они происходили. Благодаря переводу старинного папируса, написанного египтянином по имени Ипувер и хранящегося в Лейденском музее в Голландии, было установлено, что казни египетские происходили во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха.


Но главное - ученые обосновали, что вызваны они были вполне естественными причинами. Группа климатологов, исследовавшая погодные условия древности, выяснила, что при Рамсесе II произошло резкое изменение климата с теплого и влажного на холодный и сухой, что могло повлечь за собой ряд природных катаклизмов.

Сначала на глазах фараона «вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела». Но фараон решил, что причиной тому не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил иудеев. В Книге Исход плохими советчиками, доказывавшими фараону, что беды, постигшие Египет, - не гнев Божий, а колдовство, были египетские волхвы Иан-ний и Иамврий.

Современные ученые уверены, что дело обошлось без колдовства. Один из видов цианобактерий при умирании окрашивает воду в красный цвет и снижает уровень кислорода, из-за чего в воде все гибнет и она становится непригодной для питья.



Вторую казнь связывают с нашествием жаб: «Вышли жабы и покрыли землю Египетскую». Причем они не просто вышли, а действовали, как было обещано фараону: «Они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои». Ученые обосновали это тем, что после того как в Ниле из-за цианобактерий образовался недостаток кислорода, у головастиков включилась система выживания. Их щитовидная железа вырабатывала большое количество гормонов роста, и головастики превращались в лягушек в два раза быстрей. Это повлекло за собой и нашествие лягушек.

Еще одна казнь была связана с большим количеством мошки: «Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской». Волхвы отступились и попросили фараона отпустить иудеев на все четыре стороны, но тот оставался непреклонен.



Расплодившиеся лягушки не смогли прокормить себя и погибли, еще раньше из-за цианобактерий погибла рыба. В результате в отсутствие естественных врагов начали усиленно размножаться мошки. И тут же говорится: «Налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух».

Кто были эти песьи мухи -достоверно не известно. Принято считать, что это были насекомые, совмещавшие свойства мух и собак. Они летали как мухи, но нападали с собачьим остервенением. Скорее всего, под песьими мухами подразумевались оводы.

Их нашествие было обусловлено теми же причинами, что и массированные атаки мошек на людей и животных. Причем в некоторых источниках мошки и песьи мухи действовали вместе в период третьей казни, а четвертой казнью стало нашествие диких зверей и хищных птиц, которые пытались проникнуть в жилища египтян и не давали им выходить на улицу.

Продолжение несчастий

В перечне казней египетских упоминается и то, что у всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь иудеев. Это объясняется довольно просто: мор скота был вызван нашествием мошек и песьих мух, разносчиков болезней. Рядом с этим соседствует и упоминание о том, как покрылись тела египтян и их животных страшными язвами и нарывами. Но и здесь виной тому были кожные заболевания у людей, причиной которых тоже стали укусы мошек и песьих мух.

Седьмой казнью египетской стал град. Об этом сказано так: «И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал».

Ученые считают, что виновником этой беды стало извержение вулкана Санторин в Средиземном море, когда огромное облако пыли понесло ветром в сторону Египта. Вода, соединяясь с частичками вулканической пыли, превращалась в градины, которые и падали на землю.

Неудивительно, что вскоре после этого страну одолела саранча, «И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве... и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле В Египетской», - так говорит об этом Библия.



Известно, что саранча любит влажную атмосферу, необходимую, чтобы откладывать яйца. Поэтому ничего удивительного, что после дождя с градом она устремилась в Египет.

Следующая казнь и вовсе вошла в пословицу: «Была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня».

При раскопках в Аварисе (Египет) были обнаружены камни из застывшей лавы, похожие на пемзу. А ученый Макс Бихлер доказал, что эти камни из вулкана на острове Санторин. Так что после извержения этого вулкана пыль и пепел вполне могли закрыть солнце на три дня.

Гибель первенцев

Вполне материальными причинами можно объяснить и гибель египетских детей - старших сыновей в семье. Об этом говорится так: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота».

Ученые объяснили это естественными причинами, а именно воздействием на первенцев токсинов грибка Stachyborys atra, попавшего в зернохранилища из экскрементов саранчи и расплодившегося в верхнем слое зерновых запасов. Из токсинов этого грибка образовался сильный яд - микотоксин.

По египетской традиции старшие сыновья питались первыми и получали двойную порцию. А среди скота первым к кормушке обычно пробивается самое сильное старшее животное. В результате первенцы среди людей и скота и отравились первыми.

Все десять казней выглядят страшными, но десятая превосходит их все по изощренности. Причем чем-то она напоминает Варфоломеевскую ночь. По преданию, Господь повелел каждой иудейской семье зарезать ягненка, пометить его кровью входы в свои дома и пировать по домам всю ночь.

Отличие от Варфоломеевской ночи лишь в том, что иудеи помечали крестами свои дома, а не дома сторонников другой религии, и убивали не своими руками. Ночью на землю спустился ангел смерти и пошел по Египту, умерщвляя первого ребенка в каждой семье, чей дом не был помечен кровью. В том числе им был убит и наследник фараона.

После этого фараон сдался - разрешил евреям покинуть Египет, забрав все свое имущество. Начался собственно Исход. Из Египта ушли, по оценке экспертов, больше трех миллионов иудеев. Моисей повел их в Землю обетованную, каковой оказалась Палестина. А в память о пиршестве во время десятой казни египетской, предварявшем освобождение от рабства, был установлен праздник Песах (от слова «песах» - обойти стороной, миновать).

Олег ЛОГИНОВ