Игумен савватий мызников духовная академия. Необычайная археологическая находка. Теология для всех

С утра 6 августа в церкви Богоявления-на-Острову в селе Хопылево прихожан было столько, что люди вынуждены были стоять на галерее, ведущей в храм. А прежде богомольцы пешком преодолели трудный путь под дождем, по размытой дороге. Но люди не роптали, приняв как должное выпавшее на их долю испытание. Как же им было не окрепнуть духом, если в то воскресное утро в храме вел Божественную литургию епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин в сослужении со священниками и диаконами Рыбинской епархии, прославляя адмирала и святого праведного воина Феодора Ушакова. Будущего флотоводца в младенчестве крестили в этом храме, возле стен которого упокоились его родители Федор и Параскева. И первым настоятелем возрождаемого храма, где много десятилетий не звучали молитвы, посчастливилось стать отцу Савватию.

Сергей Мызников – так в миру звали сегодняшнего настоятеля храма Богоявления-на-Острову села Хопылево. Сейчас сложно представить, что еще буквально пару лет назад храм пустовал, ветшал и разрушался. Службы здесь проходили крайне редко, один раз в год, как правило, только на день памяти святого праведного воина Фёдора Ушакова, который был крещен именно в Хопылёве. Священники были приезжие. Приехали – уехали. И снова тишь да гладь.

Зато сейчас каждый ребенок из близлежащих к Хопылеву деревень знает, что прошло время запустения. И всегда может зайти к доброму отцу Савватию.

Добрый – этот эпитет издавна и надежно закрепился за отцом Савватием. Даже родился он в селе под названием Доброе, что расположено в Симферопольском районе Крыма. Маленький Сережа Мызников так же, как все мальчишки, окончил школу, отслужил в армии. В общем, жил себе обычной мирской жизнью до 29 лет.

Перемена в нем произошла после того, как, придя однажды в храм, Сергей увидел образ первомученика архидиакона Стефана.

– Это была какая-то необычная икона, она по-настоящему меня впечатлила. И я стал ходить в храм Феодора Стратилата и всех Крымских Святых в городе Алушта. Приходил, чтобы просто чем-то помочь, делал всё, что попросят, — рассказывает отец Савватий.

Вскоре доброго помощника Сергея в храме знали все прихожане. Его начали приглашать в алтарь, предложили должность пономаря и устроили строителем при храме. Восстанавливал святыню он совершенно бесплатно, как говорит сам, Во Славу Божию.

– Я четыре года провел во послушании у отца Михаила Халюто. В Рыбинской епархии тоже есть Михаил Халюто. Это не простое совпадение. Я был в Крыму у его дядюшки. За это время довелось побыть и строителем, и сторожем, работал на кассе и даже в трапезной. На что меня благословляли, то я и старался выполнять по совести. Мне было 33 года, когда батюшка предложил мне священствовать.

Скромный прихожанин Сергей от предложения отказался. Подумаю – так он решил. Но долго пребывать в сомнении ему не пришлось.

– В это время к нам в церковь приезжал батюшка из другого храма. Он мне сказал, что от таких предложений отказываться нельзя, что мне нужно пойти покаяться и после покаяния встать на путь служения Богу. Я так и поступил.

Позже его направили к архиерею.

– Архиерей меня спрашивает: «Ну что, готов стать священником?» Я ему ответил, что нет. Он посмотрел на меня внимательно и сказал, чтобы я написал заявление. «Если бы ты ответил на мой вопрос скоропалительно или как-то иначе, то я бы поставил под вопрос твое назначение», – так рассудил архиерей.

Отцу Савватию – такое духовное имя он получил при посвящении в сан – удалось служить в восьми храмах и четырех монастырях Крымской области. С нынешним епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином отец Савватий познакомился в ту пору, когда тот был протоиереем.
– Владыка приезжал к нам в Крым.

И мы с ним общались. Он приходил ко мне в храм в Грушевке, где мы проводили время за беседой. Он не раз приглашал меня сюда, а я всё как-то не решался. А однажды задумался: вдруг это промысел Божий! И я решился. Приехал, пришел к владыке Вениамину и спросил его: «Куда, владыка, желаете меня поставить служить?» Он посмотрел на меня и ответил: «Предлагаю тебе на выбор два места: служить там, где родился преподобный Серафим Вырицкий, или село Хопылёво, где в храме Богоявления крестили Федора Ушакова. Ну, что скажешь?»

После посещения села Хопылево отец Савватий сразу понял – сам Бог даровал место, где ему надлежит быть.

Ведь по сути вся его предыдущая жизнь была незримо переплетена с жизнью непобедимого флотоводца, святого праведного воина Фёдора Ушакова. Еще когда отец Савватий был исполняющим обязанности наместника в Севастополе, ему довелось защищать диплом о Свято Георгиевском монастыре.

– Проведя архивную работу, мне удалось узнать, что когда Федор Ушаков был в Севастополе, он три тысячи рублей пожертвовал на наш Свято–Георгиевский храм. Меня до глубины души еще тогда тронуло это сочетание силы, смелости, воли и святости в одном человеке.

Увлеченность отца Савватия биографией Ф.Ф. Ушакова дала многим повод думать, что священнослужитель когда-то был моряком.

– Многие так говорят, потому что я надевал тельняшку. Видимо, это тоже как-то роднит меня с великим адмиралом. И я честно скажу, что был бы рад ему послужить.

Уже на протяжении года в храме Богоявления-на-Острову благодаря отцу Савватию проходят регулярные службы.

В летнее время в Хопылево приезжают неравнодушные люди, чтобы помочь священнослужителю в восстановлении святыни. Но мало кто знает, что всю зиму настоятель прожил здесь, в Хопылеве, в обычном строительном вагончике. Благодаря находчивости, смекалке и вере несколько месяцев священник жил и трудился как простой монах.

Как говорит отец Савватий, благодаря этому он понял одну простую истину:

– Я осознал, что это место и храм не были заброшены. Они были оставлены на какое-то время, чтобы нашелся тот человек который сможет приглядывать за святыней. Вышло так, что этот человек – я.

Сейчас для отца Савватия недалеко от храма строится домик. В дверь этого дома может постучаться каждый, кто захочет просто познакомиться с Добрым отцом Савватием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

«Монастырь несет духовность. Монашество - это средоточие христианского подвига, деятельное христианство, жизнь, проведенная в покаянии. И от этого духовного настроя должен идти диалог с миром», - считает игумен Савватий, насельник Свято-Николо-Шартомского монастыря, прибывший на Дальний Восток для устроения в городе Советская Гавань монашеской обители.

История эта берет начало с первосвятительского визита на Дальний Восток. Посетив в 2010 году Дальневосточные епархии, Святейший Патриарх Кирилл предложил крупным монастырям Центральной России организовывать на Дальнем Востоке подворья. Свято-Данилов монастырь уже организует подворье на Сахалине, Троице-Сергиева лавра в Приморье, монахи Оптиной пустыни на Камчатке.

Два насельника Свято-Николо-Шартомского монастыря (Ивановская область) прибыли в город Советская Гавань (Совгавань). С одним из них, игуменом Савватием, нам удалось побеседовать.

Отец Савватий, Вы прибыли на Дальний Восток, для того чтобы принять участие в строительстве монастыря?

Строительство монастыря это не просто строительство зданий. Это, прежде всего, устроение духовной жизни, а духовная жизнь - это определенный распорядок, регулярные Богослужения, послушания. В перспективе открытие воскресных школ для детей, организация занятий для взрослых. А начинается все с малого: с молитвы, совершения Божественной литургии, труда. Сейчас Богослужения проходят в домовом храме святого праведного воина Феодора Ушакова в близком к Совгавани поселке Заветы Ильича.

Устав будет перенят из Свято-Николо-Шартомской обители?

По предложению митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия подворье в Совгавани, а в перспективе и монастырь, будут относиться к Хабаровской епархии, поэтому утверждать уставы в них будет правящий архиерей. Наш монастырь, Свято-Николо-Шартомский, брал за основу устав Свято-Троице-Сергиевой лавры, которая является своего рода мегаполисом монашеской жизни, и адаптировал к своим условиям. Думаю, и на Дальнем Востоке за основу будут браться уставы этих двух монастырей.

Свято-Николо-Шартомский монастырь расположен в селе Введенье, недалеко от города Шуя Ивановской области, это один из древнейших русских монастырей. Первые упоминания о нем встречаются в летописях начала 15 века.

Монастырь имеет большое количество подворий. Одно из направлений деятельности обители просветительская работа, укрепление традиций миссионерского служения. Большое значение имеет организованный при монастыре приют для мальчиков и расположенный рядом с обителью приют для девочек.

Почему для строительства монастыря выбрали именно Совгавань?

Одна из немаловажных причин в том, что в Свято-Николо-Шартомский монастырь из Совгавани на протяжении 10 лет приезжают паломники. Не раз они высказывали пожелания о строительстве в их городе монашеской обители.

Архимандрит Наум, старец Свято-Троице -Сергиевой лавры, окормляет многие русские монастыри. Он благословил и нас, насельников Свято-Николо-Шартомского монастыря, на начало благого дела на Дальнем Востоке. Отец Наум усердно молится за эту землю, потому что в Совгавани прошло его детство, отрочество, юность, годы до службы в армии.

Как планируете обустраивать обитель, искать послушников?

Если будет дело Божие, то его не разрушат люди. Будем молиться, знакомиться с людьми. Будем делать то, что должны, и будь что будет. А будет то, что Бог даст.

На нас возлагают труды по миссионерскому просвещению. В этом регионе очень живуч атеизм. Очень много сект. Поэтому присутствие монастыря здесь просто необходимо. Монастырь несет духовность. Еще в первые века христианства монашество становится средоточием христианского подвига. Монашество - это деятельное христианство, жизнь, проведенная в покаянии. И от этого духовного настроя должен идти диалог с миром. Не все конечно это понимают.

Кажется, что даже церковные люди не всегда понимают, насколько важен монастырь

Если посмотреть на христианские народы, то можно увидеть, что степень их благочестия и преданности Богу определяется количеством монашествующих. Там где монастыри процветают, там крепка вера у людей.

У вас, помимо Евангелия, есть любимые книги?

Многие книги нужны и полезны: и богослужебные книги и предание святых отцов. Читая Пахомия Великого, Василия Великого, Игнатия Брянчанинова познаем иноческие уставы. Нравится любая книга, которая ведет к духовности, которая зовет задуматься. Нравится Федор Михайлович Достоевский, его «Братья Карамазовы», и образ инока, который спасет мир. «Дневник писателя» - пророческое произведение, более чем за сто лет автор показал ту реальность, в которой мы живем. Книг много интересных. Сейчас все читают «Несвятые святые». Архимандрит Тихон Шевкунов с таким писательским талантом и юмором описывает современное монашество и проявление Духа, промысла Божьего в жизни.

В этом году исполнилось 200 лет со дня преставления святого праведного воина Феодора Ушакова. Для это особая дата, потому что именно здесь, в селе Хопылево Ярославской области, находится храм Богоявления Господня, где крестили будущего флотоводца. О том, как сегодня почитается святой адмирал на своей малой родине, о святынях Рыбинской земли и простом способе сохранения храмов в заброшенных деревнях рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (опубликовано в октябрьском номере за 2017 год).

Святой покровитель Рыбинской земли

— Ваше Преосвященство, Вам исполняется 65 лет, из которых больше половины Вы служите в священном сане. Поэтому прежде всего позвольте поздравить Вас с юбилеем и пожелать благодати, здоровья и долгих, плодотворных лет жизни. Расскажите, пожалуйста, о своем личном отношении к святому адмиралу, который родился на Рыбинской земле, чувствуете ли с ним духовную связь?

— Конечно, здесь в нашей епархии мы все чувствуем, что святой адмирал — наш покровитель. И не только обращаемся к нему молитвенно, но и стараемся благоговейно чтить его память, понимая, какой это заступник и помощник. Если, например, встает вопрос восстановления святыни, то по его молитвам приходят люди, начинают жертвовать, помогать. И, становится очевидно, что это он собирает их вокруг этого дела. А лично мне святой Феодор Ушаков близок тем, что каждую работу, за какую он брался — он делал ответственно, тщательно, добросовестно, не теряя время, и всегда доводил до конца. Конечно, мы далеки от такого совершенства, но все же это очень показательно.

— Какие мероприятия проводятся епархией для сохранения памяти Ушакова среди его земляков? Как интерес к святому воину воспитывается у молодежи?

— Епархия постоянно прилагает усилия, чтобы память о святом праведном воине Феодоре Ушакове не угасла на его малой родине, а его жизнь была примером для молодежи. Самые яркие, запоминающиеся ежегодные события — это фестиваль в селе Хопылево и крестный ход в Рыбинске. Полное название фестиваля — Всероссийский фестиваль культуры и искусства «Ушаковъ».

Мы организуем его вместе с городской администрацией 6 августа, в день прославления святого адмирала. В этом году фестиваль прошел в четвертый раз и собрал около 600 участников. Праздник начался с Литургии в Богоявленском соборе Хопылево и освящения памятника адмиралу и его дяде — святому преподобному Феодору Санаксарскому. Затем состоялись концерт, пленэр, мастер-классы профессиональных художников, ярмарка народных ремесел, спортивные мероприятия и даже демонстрация полетов гидросамолетов.

В 2016 году в Рыбинскую епархию в это время мощи святого воина Феодора и был представлен фильм «На родине адмирала. Дневник 2016 года». Крестный ход у нас приурочен ко дню преставления святого (†14 октября) и обычно проходит 15 октября от Преображенского собора Рыбинска по бульвару Ушакова к памятнику святому воину. В нем участвуют не только духовенство и прихожане наших храмов, но и учащиеся кадетского корпуса и курсанты речного училища. Кроме того, наши земляки-предприниматели открыли в Рыбинске музей Федора Ушакова, где на экскурсиях делается акцент на духовную составляющую его жизни. В ежегодно проводятся международные конференции, разные образовательные мероприятия, посвященные святому адмиралу.

Работа со школьниками идет в нескольких направлениях: от занятий духовенства с детьми на классных часах и увлекательных викторин в летних лагерях до областных олимпиад. Например, в канун 2017 года епархия вместе с Ярославским государственным педагогическим университетом и региональным департаментом образования провела олимпиаду «Российский доблестный благочестивый адмирал», посвященную 200-летию Федора Ушакова.

В ней участвовало более 1000 учеников 4-8 классов из 47 школ Ярославской области из 9 муниципальных районов. Ребятам предложили вопросы по истории Отечества, географии, музыке и православному краеведению. Победители побывали в Петербурге и в Кронштадте. У этой олимпиады был такой резонанс, что она подняла настоящую волну интереса к Федору Ушакову: во многих школах Ярославской области прошли всевозможные мероприятия и уроки, посвященные святому праведному воину. Сегодня ярославский Департамент образования просит повторить ее еще раз.

И еще одно направление — летние православные слеты для детей и молодежи от 9 до 18 лет в селе Хопылево. Чуть больше недели ребята живут в палатках, сами готовят себе пищу, работают на кухне, следят за порядком. Для них разработан комплекс спортивных мероприятий, развивающих игр и викторин, часть из которых, разумеется, посвящена Федору Ушакову. Каждую смену собирается до ста человек. Причем, вместе с детьми могут приехать и родители. Лагерь для детей бесплатный, они берут с собой только продукты. Он настолько популярен, что 70% ребят «кочуют» из смены в смену. Дети обязательно участвуют в богослужениях, священник беседует с ними на темы, связанные с Православием. Один из пунктов программы — это помощь в восстановлении Богоявленского храма.

Архиерейские подворья

— А скоро ли начнется полноценная реставрация Богоявленского храма в Хопылево?

— Этот храм, между прочим, ровесник Российского флота, основан в 1701 году, имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Его полное название — храм Богоявления Господня на Острову. Когда-то он служил собором мужского Островского монастыря, основанного в XV веке и упраздненного в 1760-е годы. В 1930-40-е годы советская власть его закрыла, а в 90-х энтузиасты начали его понемногу восстанавливать. Более системные работы начались уже в середине нулевых, когда храм вернули Церкви. Ушаков был крещен здесь, но родился он в дер. Бурнаково (в 4 км от Хопылево), где у его родителей было небогатое имение. Возле храма в Хопылево они и похоронены, могила обустроена, установлен новый крест, ограда (обо всем этом рассказывается в упомянутом мною фильме). Спасибо местным жителям, которые несколько столетий ухаживали за их могилой. До 2016 года в храме служили несколько раз в год, как правило, на дни памяти праведного Феодора Ушакова — 6 августа и 15 октября. Каждый из настоятелей старался в меру сил сохранить его от дальнейшего разрушения.

Был обустроен Леонтиевский придел (в храме 5 приделов), где сегодня проходят службы, укреплен фундамент, в 2015 году сделали новую крышу. Но полное восстановление требует значительных вложений. Сейчас создается попечительский совет по его восстановлению, что, надеюсь, ускорит этот процесс. Мне удалось найти священнослужителя, который согласился жить в Хопылево постоянно, это настоятель Богоявленского храма игумен Савватий (Мызников). Это было непросто, потому что в Хопылево постоянно живут только три бабушки, а километр проселочной дороги в распутицу делает село недоступным для автотранспорта. Но благодаря подвижничеству отца Савватия литургическая жизнь там не прерывается, службы проходят по выходным и в двунадесятые праздники. И число желающих посетить святое место год от года растет.

— Известно также, что Богоявленский храм входит в число архиерейских подворий. А сколько их всего в вашей епархии и в каком они состоянии?

— Из всех архиерейских подворий наиболее обжитое место — это поселок Ваулово Тутаевского района. Там восстановлен женский монастырь и домовой храм св. Иоанна Кронштадтского, который находится в келейном корпусе, где живут насельницы, возобновлена богослужебная жизнь. Отец Иоанн Кронштадтский жил там летом, начиная с 1904 года. Сестры также восстанавливают Успенский храм.

В деревне Спас-Ухра два разрушенных храма — Преображенский (1763 г.) и Никольский (1774 г.). В Никольском храме крестили прп. Серафима Вырицкого, рядом с храмом похоронены родители преподобного. До ближайшего населенного пункта семь километров, дорога проселочная. Богослужения проходят несколько раз в год.

Самая сложная ситуация в деревне Пустынь Первомайского района. От монастыря (бывшей Исаковой пустыни) там немного, что осталось. Место безлюдное, в радиусе 12-15 км никаких деревень и сел нет, и, думаю, постоянного прихода там не сложится. Дороги вообще никакой. Из отдаленных районов можно добраться только на вертолете, местные жители приноровились ездить на службы на тракторах и вездеходах. Когда нет трактора, приходится идти несколько километров пешком. Молиться в бывшую пустынь, а службы бывают каждый месяц, паломники приезжают не только из Ярославской области, но из Питера, Вологды, Череповца. Постоянный приход — около 15 человек, все они знают друг друга и сами все организовывают для поездки. Бывает, что на эти службы приезжают даже колясочники, естественно, в прицепе на тракторе. Это настоящие подвижники. Богослужебная жизнь там идет уже около десяти лет, храм в полуразрушенном состоянии, поэтому в одном из сохранившихся зданий обустроен домовый храм в честь святых Царственных страстотерпцев.

— В Рыбинской епархии, судя по реестру, который Вы составили — 184 храма, включая руинированные. Есть ли в епархии программа по их восстановлению или хотя бы консервации?

— Программу охранных мероприятий по защите брошенных храмов от дальнейшего разрушения мы готовим ежегодно. Всего у нас таких двадцать храмов. Часть их стоит в лесу, в зарослях, дойти туда можно только пешком.

В каждом благочинии есть отдельная статистика по разрушенным святыням и определены по два-три храма, которые в первую очередь нуждаются в помощи. Один из простых и недорогих способов консервации — закрыть храм тентом. Так он без вреда может простоять 10-15 лет до реконструкции. Ивановский завод искусственных кож бесплатно отдает нам рулоны бракованного тента на самовывоз. Даже если от храма осталась часть стены, я считаю, надо и ее сохранить, потому что здесь находился Престол и совершалась Литургия, это священное место. Сами священники, кто живет поблизости, вместе с молодежью расчищают храм от мусора, закрывают его тентом. В настоящее время идет восстановление около двух десятков храмов. Ведь бывает, что те, кто родился в этих местах, возвращаются в заброшенную деревню и начинают потихоньку восстанавливать святыню.

Кроме того, если рядом кладбище, то есть шанс, что и храм восстановят. Даже в заброшенной деревне. Приезжая навещать могилы родственников, люди обязательно зайдут в храм помолиться, заказать требы, поговорить со священником. Когда я был благочинным в Тутаевском районе, мы с клириками разных храмов каждый месяц по субботам приезжали летом служить в село Пажа, в котором было два недействующих храма, два дома и кладбище. На наши молебны и панихиды собиралось до сотни человек из соседних сел. Со временем и Литургии начали там служить. Люди всегда готовы поддержать инициативных священников. Не проблема автобус для таких случаев найти, все можно организовать, поэтому главное не унывать.

Теология для всех

— У Вас в епархии работает программа двухгодичных курсов теологии для всех желающих. Можно ли получить государственный диплом по их окончании?

— Правильное название — «Курсы повышению квалификации по направлению "Теология"». Сейчас такие курсы организованы у нас в г. Данилове, на них ходят двадцать человек. Это педагоги истории, литературы и завучи сельских школ из Первомайского и Даниловского районов. После каждого тематического курса им необходимо сдать экзамен или получить зачет (по усмотрению преподавателя). Через год им выдается сертификат, с которым можно преподавать в школе предмет ОПК. Кроме того, в этом году решили предложить учителям полноценную подготовку с дипломом Ярославского педуниверситета по специальности «теолог-преподаватель», заочное обучение длится пять лет. Это считается вторым высшим образованием. Но желающих немного.

Во-первых, это труд, во-вторых, кому-то времени не хватает. И то, и другое — платное образование. Однако передо мной стояла цель — сделать теологическое образование максимально доступным. Поэтому у нас еще есть Богословские катехизаторские курсы, которые предназначены для всех желающих. Они организованы в Рыбинске и Тутаеве и рассчитаны на 2 или 4 года, занятия проходят три дня в неделю. Например, в Рыбинске их посещают около 50 человек. После окончания выдается епархиальное свидетельство с правом работать в воскресной школе. Можно преподавать Закон Божий, историю Церкви или заниматься просветительской и катехизаторской деятельностью на приходе. Кроме того, в прошлом году в Тутаеве епархия организовала короткие теологические курсы для сотрудников администрации. На первое занятие, конечно, вслед за главой Тутаева пришли все чиновники, но им так понравилось, что и на следующие лекции они ходили с большим интересом.

В рамках образовательной программы на уровне муниципальных образований епархия проводит также Рождественские епархиальные, Кузнецовские, Романовские, Даниловские чтения, которые у нас уже приобрели статус региональных событий. Организуем лекции для интересующихся Православием в библиотеках. К слову, библиотеки помогают налаживать доверительные отношения со школами. Это еще одна площадка, где до детей и учителей можно донести знания о православной вере и истории. В Ярославском педагогическом университете проводим краеведческие конференции, где делимся со студентами и преподавателями последними архивными находками.

Верные Христу

— Что удалось найти в архивах и где можно ознакомиться с результатами этих исследований?

— В архивах Ярославской области православными исследователями найдено около 1700 погибших и репрессированных за веру. Все, что удалось о них узнать, опубликовано в трехтомнике: «Все мы — Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие за веру православную в гонениях 1918-1953 годов». Очень помог с подбором материалов . Во время этой работы я попросил особое внимание уделить поиску сведений о жизни и подвиге угличской исповедницы Ираиды Тиховой, о которой издали отдельную книгу: «Другой жизни я не желаю…». Известно место ее захоронения, одно время я часто служил на ее могиле панихиды. Она была настоящей подвижницей и всеми силами старалась облегчить участь гонимых пастырей. В частности, ездила в ссылку к архиепископу Серафиму (Саймоловичу). Ираида Тихова была скромной сельской учительницей, всю жизнь свою посвятила школе, детям, заботе о близких.

В 1931 году ее арестовали за то, что она хранила в школьных шкафах богослужебные книги, спасая их от уничтожения. Когда вернулась из ссылки, ей запретили работать в школе. В 1943 году Ираида получила второй срок за то, что приютила в своем доме епископа. На допросах она не скрывала глубокую веру во Христа, за что получила еще 5 лет ссылки в Сыктывкаре.

В планах епархии написать икону, молитву, тропарь, кондак, акафист каждому новомученику, чтобы его можно было поминать не только в храме, где он служил, но и по всей епархии. Составить и издать жизнеописание каждого святого, для начала разместив на сайте. Курирует эту работу иерей Максим Масловский, благочинный Любимского округа. Кроме того, мы подготовили и установили несколько памятных досок, где служили священники-новомученики. В храмах есть посвященные им стенды. Когда приближается их память, публикуем в местной прессе статьи о них, организуем интересные встречи с родственниками пострадавших за веру. К сожалению, нам известны только несколько могил новомучеников, потому что большинство из них умерли в лагерях, либо были расстреляны, а где похоронено тело — неизвестно. Например, Петр Зефиров в 1918 году был убит в Тутаеве возле тюрьмы. Мы пытаемся установить и увековечить место его захоронения. Собрано очень много писем и документов, посвященных теме новомучеников, для музея хватит, но у нас пока нет помещения. Кроме того, наше духовенство вместе со студентами магистратуры кафедры «Теология» провели несколько уроков, посвященных местным святым, исповедникам и новомученикам в 4-х и старших классах Ярославля и Тутаева.

— Удается ли объяснить детям, в чем именно заключался подвиг новомучеников? На что делается упор — на мученическую кончину?

— Это скорее вопрос уже педагогической интерпретации. Детям нужно просто говорить об исповедниках веры. Приводить яркие примеры из жизни. Важно, какие эти люди были сами по себе, а страдания и мучения это уже заключительный акт жизни. За веру умирали очень многие, но были и те из них, кто свято жил. Например, исповедница Угличская Ираида Тихова, о которой я уже говорил, была замечательной учительницей, всю жизнь заботилась о близких своих, и в то же время, крепко стояла в вере, несмотря на все перенесенные гонения. Детям это понятно. Материал о новомучениках рядом с нами. Есть храмы, где их крестили, дома, где они жили, документы, их вещи и письма — все это осталось. Живая история легче воспринимается и запоминается. У ребят эта тема вызывает живой интерес. И, может быть, те из них, кого воодушевит духовный подвиг этих пастырей, сами выберут в жизни священническое служение.

Уметь выслушать и понять человека

— Ваше Преосвященство, через два года исполнится 40 лет, как Вы служите в духовном сане. Каким требованиям, на Ваш взгляд, должен отвечать современный священник?

— Священнику нельзя замыкаться только на богослужебной деятельности и на самом себе. Иначе он просто не выполнит своей задачи: видеть свою паству, уметь выслушать, понять и поддержать другого человека, проявить терпение, хотя это и бывает подчас очень трудно. Слава Богу, враждебного отношения сейчас к духовенству нет, но недоброжелатели регулярно находятся, устраивают провокации, на которые приходится как-то реагировать. Например, один из ночных клубов устроил «пасхальную вечеринку», и некоторые туда пришли, нарядившись монахами, сфотографировались на фоне бурно празднующих и выложили в сеть. Епархия обратилась с серьезной претензией к администрации этого заведения, и она принесла свои извинения. Или бывает, что мы подаем документы на возвращение Церкви принадлежавшего ей объекта, а его собственник устраивает в СМИ кампанию, что у него уже все отобрали, а его самого выгоняют чуть ли не на улицу. Хотя это совсем не так, и собственнику обычно всегда предоставляют другое помещение или оно используется совместно, если, например, музей находится в здании часовни.

В окно небольшой монастырской кельи стучали редкие капли - шел неторопливый летний дождь. Неспешные синие сумерки опускались на Митейную гору. Окончилась вечерняя служба, но в храме горел теплый желтый огонек - читали . Монастырь казался пустынным из-за дождя, да и день был будний, а паломники большей частью наезжали по выходным.

Отец Савватий помолился и в редкую минуту отдыха взял в руки книгу, но чтение не шло. В голове крутились какие-то дневные заботы, воспоминания. Сегодня во время беседы с мальчишками, гостившими в монастыре, один из них, Санька, спросил:

Отец Савватий, а почему вы стали монахом?

Наверное, Санька думал, что вопрос этот очень простой и ответить на него тоже легко и просто - в двух словах. А отец Савватий в двух словах не мог. Действительно, почему он стал монахом? Он задумался. Вырос в 1960-е, когда молодые особенно в Бога не верили, в храмы не ходили. Что он может рассказать этим славным ребятам, и смогут ли они понять его?

Рассказать про самое раннее детство? Это покажется им сказкой. Но это была не сказка - реальные воспоминания. Сколько жил - помнил, как к нему, младенцу, приходил кто-то белый-белый, светлый-светлый. Ангел? И с ним рядом было так тепло, так хорошо… Камушки драгоценные переливались, светились… Младенец тянул ручонки - и ему давали эти камушки, он хорошо помнил, как играл ими, перебирал в руках. И потом, став взрослым, бережно хранил в памяти это состояние неотмирного блаженства: яркий свет, тепло, забота. Теплые руки Божии, которые носят тебя и сохраняют.

Когда ему было лет шесть, отец принес с охоты зайчонка-подранка. Зайчик поправился. Это был совершенно замечательный заяц с нежной шелковистой и блестящей шерстью, трепетными ушками и влажным черным носом. Обычно зайцы не приручаются, но этот удивительный зверек вырос рядом с человеком, стал ручным и играл с Сережей, как котенок. Встревожившись, он щелкал зубами, перестукивал лапами, словно бил в барабан. Любил, когда его гладят. Когда животные живут рядом с человеком, они учатся понимать его и общаться с ним.

Зверек подрос, и отец сказал: «Нужно унести зайчика в лес». Но Сережа привык к своему питомцу и не желал отпускать его. У него не было ни собаки, ни кошки, и вот теперь этот заяц воплотил в себе все детские мечты о щенке. Постепенно его питомец стал скучать, часто выходить на балкон и смотреть вдаль - туда, где был виден лес. А потом заяц выпрыгнул с балкона и лежал, распростершись на земле, как тряпочка. Это было очень странно - у зверька не было никаких особенных повреждений, и его шерстка оставалась все такой же блестящей и шелковистой, но что-то покинуло его, и без этого он превратился в неодушевленный предмет, чучело из краеведческого музея.

Родители уверяли сына, что зайчик умер, а мальчик все не хотел верить в его . Ему казалось, что его ушастый дружок спит, но скоро проснется и снова будет играть с ним. Отец сказал, что зайца нужно похоронить, и Сережа пошел на пустырь, похоронил своего друга, бережно положил ему в могилку хлеб, сыр, траву.

Через несколько дней им овладела навязчивая мысль, что зайчик жив. Проснулся - и не может вылезти из-под земли. Съел хлеб и сыр и теперь голодает. Эти мысли были столь навязчивы, что он отправился на пустырь и раскопал свое захоронение. Зачем он это сделал? Он был шестилетним ребенком, но ведь не умственно отсталым. Почему он не мог смириться с фактом смерти, не желал поверить в нее? Что ожидал увидеть? Как этот несчастный заяц воскреснет? Проснется, подобно царевне из сказки? В худшем случае он предполагал увидеть то же мертвое тельце, каким он опустил его в ямку.

Но то, что увидел, - это было совершенно неожиданно для него, потрясло до глубины души, стало настоящим шоком. Он отвернулся, отполз от ямки, уткнулся носом в лопухи и долго плакал. Потом с трудом заставил себя вернуться и закопать маленькую могилку.

Его заяц, эта нежная блестящая шерстка, эти трепетные ушки - они были так страшно обезображены смертью, так ужасны…

Его прекрасный заяц, эта нежная блестящая шерстка, эти трепетные ушки - они были так страшно обезображены, так ужасны… С тех пор можно было не объяснять ему, что такое «умереть» и о чем эти слова: «Безобразна, бесславна, не имущего вида»… Он понял своим детским умом, как страшна смерть. Никакие мрачные рассказы создателей Франкенштейна и кладбищ домашних животных не могли ужаснуть его сильнее, чем то, что он увидел воочию.

Родители так никогда и не поняли, отчего сын стал серьезнее. Именно тогда он начал молиться. Бабушка брала его с собой в храм, и он очень рано узнал силу молитвы.

Одно время его начал мучить страх за маму, за ее здоровье. Чутким детским сердцем он почувствовал угрозу и начал молиться за нее по ночам. Все спали, а он тихонько вставал и часа два молился как взрослый - делал земные поклоны, потом поясные, потом, когда совсем уставал, просто молился сидя. Сидя молиться было легче, но он начинал замерзать, и замерзал так, что потом уже не мог согреться даже под одеялом и стучал зубами от холода и переживаний.

Потом страх за маму ушел, его отпустило, и он больше не молился по ночам. Но у него появился молитвенный опыт

Он был еще так мал, что время от времени шел к родителям, и они не ругались, брали его к себе, согревали и никак не могли понять, отчего он приходит к ним среди ночи такой ледяной, замерзший. Это продолжалось примерно полгода, а потом страх за маму ушел, его отпустило, и он больше не молился по ночам. Но у него появился .

Позднее он узнал, что его страхи не были выдуманными: у мамы действительно подозревали серьезное заболевание, а спустя эти самые полгода диагноз сняли.

Когда ему было девять, он читал Псалтирь на церковнославянском. В памяти - ярко: вот он пришел из школы, посадил трехлетнего братика на колени - и читает ему Псалтирь. Объясняет, кто такой царь Давид, показывает картинки.

Отец Савватий улыбнулся: вспомнил, как толковал брату, кто такой блажен муж и почему он не идет на совет нечестивых. И братик внимательно слушал и даже никогда не убегал от этих поучений. Это было удивительно: откуда он, сам еще ребенок, находил тогда слова, понятные трехлетнему малышу, как ему удавалось заинтересовать брата? Как он сам так ясно, так верно понимал слова Псалтири, которые не все взрослые понимают? Дети чисты сердцем, и, возможно, ему открывался смысл псалмов по чистоте сердечной и благодати Божией.

Как-то Сережа пережил страшный испуг. Да, это было на самом деле жутко. Отец Савватий почувствовал, как похолодело где-то в затылке, липкий тянущий морок заполз в полумрак кельи, заметался огонек свечи, словно потянуло нездешним холодом. Отец Савватий перекрестился. Даже сейчас он не хотел вспоминать об этом. Даже сейчас. От потрясения мальчик начал сильно заикаться, терять речь. Несколько лет говорил совсем плохо. Вылечился сам - с помощью Псалтири. Именно Псалтирь помогла ему восстановить речь.

Чтение Псалтири не только помогло ему восстановить речь. Когда молишься - Господь дает дар различения, дар рассуждения

Родители росли во времена воинствующего атеизма и в Бога не верили. А бабушка и Сережа верили. И вот удивительно, чтение Псалтири не только помогло ему восстановить речь. Когда молишься - Господь дает дар различения, дар рассуждения. Он уже ребенком понимал, что правильно, что неправильно, уклонялся от каких-то неподобающих поступков, которые иной раз совершали сверстники.

В те времена мальчишки разных районов враждовали между собой, дрались. На Гайве жили гайвинские, они дрались с ребятами из Голованова. Сережа жил на Молодежной, и молодежные тоже вели войну с чужаками. Как-то он с двумя знакомыми мальчишками играл на пустыре за домом. Это было прекрасное место для игры: огромные лопухи, похожие на уши слона, и кусты акации, что казались в детстве джунглями. А еще горьковатый запах полыни, бескрайнее небо над головой и долгий-долгий день, полный приключений, - такой длинный, каким он бывает только в детстве.

Игра была в разгаре, когда он внезапно почувствовал странный холодок. Поднял голову и увидел: через пустырь шли два незнакомых парня, по возрасту гораздо старше, чем он сам и его друзья. Чужаки были еще совсем далеко и вид имели самый что ни на есть мирный - они просто шли по своим делам.

Несмотря на этот их мирный вид, Сережа сразу почувствовал сильное беспокойство. Непонятно откуда, но он точно знал, что нужно все бросать и уходить. Это было странно, очень странно, но беспокойство становилось все сильнее, и он предложил своим друзьям уйти с пустыря. Они отказались. Он стал настаивать, но мальчишки подняли его на смех, назвали трусом. И в самом деле - ничто не предвещало опасности. И взрослым парням точно не было никакого дела до первоклашек.

Но он не мог оставаться и ушел, ругая себя за непонятное беспокойство, не позволившее ему продолжить такую интересную игру. На следующий день узнал, что незнакомые парни напали на игравших с ним ребят и избили их так сильно, что они не могли даже ходить в школу.

Отец Савватий вспоминал свое детство и чувствовал, что в этих маленьких историях скрыт глубокий смысл: в них приоткрывался Промысл Божий о нем. Господь вел его по жизни, неоднократно сохранял от малых и больших зол и даже от лютой смерти.

Когда ему было лет десять, бабушка попросила убрать снег со старых сарайчиков. Быстрый, резвый, он бегом припустился к сараю, вскарабкался на него и стал скидывать снег. Продвигаясь к краю, наступил на сугроб, свисавший с крыши, - и полетел спиной вниз с высоты в несколько метров. Ударился о лед головой, спиной и какое-то время лежал, приходил в себя. Потом кое-как встал, поплелся домой - совсем не так, как бежал вприпрыжку вперед. Болела спина и голова, он не мог даже говорить и потом какое-то время был такой вялый, заторможенный, будто немного парализованный.

Потом это состояние прошло, и он снова резвился, бегал, играл. Как-то, уже будучи взрослым человеком, был отправлен на рентген, и шокированный врач обнаружил у него перелом позвоночника, трещину. Как его не парализовало? Господь спас от инвалидности и, возможно, даже от смерти.

У отца была моторная лодка, и он очень любил ездить на ней по Каме. Часто брал с собой сына, и они поднимались в верховья реки, к огромному водохранилищу, где осенью бурлили холодные серые волны, а в окрестных лесах спели прозрачная сочная клюква и блестящая кисло-сладкая брусника, такие вкусные в киселях и морсах.

Ему было лет двенадцать, когда они с отцом попали в шторм. С ними шли еще несколько лодок, которые быстро скрылись из виду. Густой молочный туман плотно лежал над водой, и ориентироваться не представлялось возможным: ни солнца, ни берегов не было видно. Лодка то поднималась на волну, на самый гребень, то резко проваливалась вниз.

Когда волна накатывала - отец добавлял скорость, чтобы забраться на гребень, когда спускались вниз - сбрасывал, чтобы не попасть резко под следующую волну - огромную, живую, неумолимую. Ледяная вода захлестывала маленькое суденышко, лилась через нос лодки, к тому же начался сильный ливень, и Сережа подумал: «Еще и с неба вода - это уже чересчур».

Он уже ходил в храм, помогал священнику и всегда носил с собой в нагрудном кармане иконочку Спасителя, застегивая кармашек для верности булавкой. И тут, в минуту опасности, начал истово молиться. Пришла надежда, что Господь не оставит - и действительно, без всякого ориентира они вышли именно туда, куда нужно.

Шторм стал стихать, они пристали к берегу, и Сережа помолился, благодаря Бога за спасение. Так Господь учил верить Ему, доверять, уповать на Него в трудных обстояниях и опасностях. Господь говорил: «Не бойтесь - Я с вами».

Спустя много лет отец признался, что уже не верил в спасение, готовился к смерти и думал только об одном: «Я-то хоть пожил на свете, а сын и пожить не успел…»

Был еще случай, когда они всей семьей в один пасмурный день ездили за черникой. Отошли от берега в глубь болота - и заблудились. Свинцовое серое небо - ни солнца, ни звезд. Кругом топи. А там можно блуждать хоть до конца жизни - глушь, тайга, болота…

Он, как всегда это делал в трудных обстоятельствах, начал молиться. И тут же понял - он знает, куда нужно идти

Отец пытался найти дорогу, а они все шли за ним: он, мама, младший брат. Очень устали блуждать по тайге, прыгая по кочкам. У Сережи, как обычно, в нагрудном кармане хранилась иконочка Спасителя, и он, как всегда это делал в трудных обстоятельствах, начал молиться. И тут же понял - он знает, куда нужно идти. Почувствовал внутри какой-то компас. Сказал отцу, но тот начал ругаться:

Откуда ты знаешь дорогу?! Яйца курицу не учат!

И они еще какое-то время блуждали, уже совсем выбившись из сил. Наступали сумерки, повеяло холодом и сыростью. И наконец отец устал, присел, и они, обессиленные, тоже опустились на землю рядом с ним, выбрав кочки посуше. И тогда Сережа воспользовался растерянностью отца и сказал:

Давайте теперь я вас поведу!

И он довольно быстро, до наступления полной темноты, вывел их к берегу, почти к тому месту, где они оставили лодку. Отец ничего не сказал - вид у него был несколько смущенный, но довольный: радовался за толкового сына.

А его сын благодарил Бога.

Если человек общается с Богом через молитву - он счастлив, и это счастье никто не может отобрать у него

Может быть, рассказать эти истории мальчишкам? Поймут ли они, как он понимал в то время - ясно и просто, чистым детским сердцем: Бог - вечный, Он никогда не изменит, Он - самый надежный друг. Если человек общается с Богом через молитву - он счастлив, и это счастье никто не может отобрать у него.

Все в этом мире призрачно, непостоянно, тленно, а Господь все время с тобой. И он выбрал монашество, чтобы посвятить свою жизнь Богу без остатка. И когда диакон провозглашал: «И весь живот наш Христу Богу предадим!», ему хотелось на самом деле всего себя отдать Богу - всего, без остатка. И все его детские переживания и чудесные спасения подарили ему такое состояние души - он хотел быть с Богом. Поэтому и стал монахом.

Свято-Георгиевский женский монастырь под Керчью в селе Войково (бывшее Катерлез) возрождается с 1997 года. Первым настоятелем монастырского храма стал священник Сергий Мызников, ныне — иеромонах Савватий, игумен Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря. 7 января 2000 года он в сослужении городского священника Аркадия Клименко совершил первую в храме Литургию после закрытия в 1920 году. В сентябре 2000 года в монастыре состоялся постриг первой монахини, которая была наречена Акилиной и назначена игуменьей.

Первая служба в Свято-Георгиевском монастыре, слева — о. Аракадий, справа — о. Сергий, 7 января 2000 года

Вначале монастырь пользовался большим вниманием верующих керчан, однако последовавшие вскоре смены священников, а впоследствии долговременное отсутствие постоянного настоятеля в монастырском храме привело к затуханию духовной жизни. Случалось даже так, что на Пасху не было ночного богослужения. Тем не менее, усилиями игуменьи и жертвователей скромное имущество обители, состоящее из двух зданий незавершённого колхозного ипподрома, постепенно приводилось в порядок: была облагорожена бывшая конюшня, в которой теперь размещаются келии и храм, устроен небольшой куполок, достроено и накрыто кровлей трёхэтажное здание, обнесён оградой участок земли у подножия горы святого великомученика Георгия Победоносца, на которой проведены изыскания остатков разобранного в 1924 монастырского хозяйства.

В этом году в жизни возрождающегося монастыря произошли важные события: 29 июля был назначен новый настоятель храма святого Георгия — иеромонах Вениамин (Солодкий), бывший игумен Инкерманского Свято-Климентьевского мужского монастыря. Священник с усердием принялся за дело восстановления обители, тем более что игуменьей Акилиной (Ляшко) уже были собраны некоторые средства и подготовлены строительные материалы: камень и дерево.

7 ноября на холме, где сейчас водружён металлический крест на месте ранее существовавших монастырских построек, начались строительные работы, благословение на которые было дано иеромонахом Вениамином за день до этого. В них участвуют строитель-монтажник Владимир Георгиевич Белеля, Максим Анатольевич Лютич (работает над восстановлением уже третьего монастыря) и Сергей Владимирович Ярошевич. В настоящее время они разбирают старый фундамент, выкорчёвывая из земли булыжники и закладывая новое армированное основание будущей церкви, внутренние размеры которой составляют по ширине 7 м 80 см, а в длину — 19 м 70 см.

Удивительной находкой во время этих работ стала закладная мраморная доска, которая скрывалась под огромным камнем, уложенным в основание южной стены перед началом алтаря. Под нею было обнаружено несколько серебряных и медных монет, самая старая из которых датирована 1842 годом (сейчас они проходят реставрацию). Размеры доски составляют порядка 40×60 см, сохранность отличная, не считая небольших царапин, и весь текст прекрасно читается:

Въ лѣто отъ Р. Х. 1852, въ царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая І-го съ благословенія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго, при упр. Новорос. краемъ намѣстника кавказскаго князя М. С. Воронцова въ присутствіи градоначальника князя Д. И. Гагарина и при стеченіи народа, съ крестнымъ ходомъ ежелѣтно изъ города Керчи бываемаго, заложенъ здѣсь 23-го Апрѣля храмъ во имя Св. Великомученика и Побѣдоносца Георгія.

Мраморная закладная доска (ещё не вполне отмытая от земли), фото сделано 30 ноября, два дня после извлечения.

Таким образом, камень этот весьма ценный — 6 мая следующего года в день Георгия Победоносца исполнится 160 лет со времени его закладки в землю. Кроме того, он подтверждает ряд интересных данных. Речь в нём идёт о первом храме, сооружённым в 1853 году по предложению архиепископа Иннокентия, осматривавшего ранее керченские храмы и само место явления Великомученика Георгия, к которому с конца XVIII века ежегодно совершались из города крестные ходы. Примечательно, что данные расходятся: некоторые говорят, что это была небольшая часовня, другие — храм. Камень подтверждает вторую версию и позволяет предположить, что при храме, где совершалась Литургия, уже тогда появилась иноческая жизнь. Во время оккупации города в период Крымской войны этот первый храм остался без опеки, так как жители города и ближайших сёл в большинстве своём покинули свои дома, и был обращён неприятелем в конюшню, а затем почти полностью ими разрушен. На месте старого храма вскоре после окончания войны был воздвигнут новый, также во имя святого Георгия, и освящён 23 апреля 1857 года.

Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь в начале XX века.