Традиция изображения гуру нанака. Гуру нанак основатель религии сикхизм в индии. Официальная точка зрения

Гуру Нанак Дэв (в.-пандж. ਗੁਰੂ ਨਾਨਕ ਦੇਵ, Gurū Nānak Dēv IAST; 15 апреля 1469 - 22 сентября 1539) - основатель религии сикхизма и первый сикхский гуру из Десяти гуру сикхов. У него имеется много других имён и титулов, его называют также Нанак-шах или Баба-Нанак. В Пенджабе его почитают не только сикхи, но и индуисты и мусульмане.

Жизнеописания гуру Нанака

Жизнеописания гуру Нанака собраны в сочинениях, которые называются Джамансакхи (Janamsākhīs). Наиболее известное жизнеописание написал Бхай Бала перед смертью Нанака. Критически настроенные учёные однако считают, что по стилю и языку жизнеописание относится определённо к периоду после его смерти.

Сочинение Бхай Гурдаса тоже было собрано после смерти гуру Нанака и содержит меньше подробностей, но высоко почитается сикхами и считается заслуживающим доверия.

Рождение

Нанак родился 15 апреля 1469 в семье Беди, принадлежащей индуистскому клану Кхатри. Его отец Мехта Калу был патвари - чиновником правительства, производящим расчёт доходов от земель. Он работал на мусульманского землевладелца Рай Буллара. Мать Нанака носила имя Мата Трипта, у него была также старшая сестра Биби Нанки.

Миссия

Сикхская традиция рассказывает, что однажды Нанак пропал, и уже все стали считать, что он утонул, когда ходил купаться утром на реку Кали Бейн, но через три дня он снова появился, и на все вопросы отвечал только одно: «Там нет хинду, там нет мусульман» (на пенджаби: nā kō hindū nā kō musalmān»). С этого момента Нанак стал распространять своё учение, и считается, что это было началом сикхизма. Он совершил четыре больших поездки, преодолев много тысяч километров, точный его маршрут служит предметом споров. Первая поездка имела целью Бенгалию и Ассам, вторая - на Цейлон через Тамил-Наду, третья - на север в Кашмир, Ладакх и Тибет, последняя - в Багдад и Мекку.

Нанак женился на Сулакни, дочери Мулчанда Чона, торговца рисом из города Батала. У него было два сына. Старший сын Шри Чанд стал аскетом, погруженным в себя. Младший сын Лакшми Дас был полностью погружен в мирские заботы. Нанак считал, что оба сына не могут перенять у него статус гуру.

Три столпа сикхизма

В Султампуре Нанак сформулировал три основных положения (столпа) сикхизма:

  • Симран и Наан Джапна - практика медитации на Бога и пение специальных мантр с Именем Бога - Вахегуру.
  • Кират Карни - чтобы все сикхи жили в своих домах, вели хозяйство и своим физическим или умственным трудом обеспечивали себе жизнь, принимая дары и благословления Бога.
  • Ванд кай Шако - разделение имущества с сикхской общиной.

ВОЗHЕСЕHИЕ ГУРУ HАHАКА

Гуру, зная, что час его ухода приближается, должен был указать своего преемника. Его сыновья не повиновались ему и тем самым показали себя недостойными занять его место.

Второго сентября 1539 года (второго Асу, 1596 Асу Вади 5) Гуру Hанак положил перед Бхаи Лехна пять пайсов (индийские деньги) и поклонился ему в знак того, что передает ему Учительство. Он раскинул над головой Бхаи Лехна балдахин Духовного Владычества. Таким образом, он сотворил нового Hанака и дал ему имя ГУРУ АHГАД ДЭВ.

“Джот уха джугат саи сеих кайа феир палтиаи.”

(Рамкали ки Вар- Раи Валванд, с-966)

В переводе:

“Тот же Божественный Свет,

Те же Путь и Метод.

Учитель просто сменил тело.”

Когда Учительство перешло к Гуру Ангаду, люди поняли, что скоро Гуру Hанак физически покинет этот мир (как Божественный Свет и Дух Гуру присутствует в мире всегда). Отовсюду стекались сикхи, мусульмане и индуисты, желающие встретиться с милостивым взглядом Гуру Hанака.

После провозглашения Гуру Ангада сыновья Гуру Нанака спросили своего отца, что он им оставляет в наследство. Гуру Hанак ответил: “О сыновья мои, Господь - Попечитель Своих творений; вы получите пропитание и одежду в изобилии, и, если повторяете Имя Бога, в итоге будете спасены.”

Преданные Гуру, исповедовавшие ислам, хотели похоронить его тело после смерти. Его последователи-индуисты хотели его кремировать. Когда Гуру спросили о его решении, он ответил: “Пусть индуисты положат цветы с правой стороны моего тела, а мусульмане - с левой. Чьи цветы наутро окажутся свежими, те и могут по праву распоряжаться моим телом.”

И Гуру накрылся покрывалом. Когда на следующее утро покрывало подняли, тела под ним не оказалось, но цветы с обеих сторон были свежими. Свет слился со Светом, дух возвратился назад и соединился с Господним Духом. Это послужило подтверждением тому, что Гуру был не физическим существом, но Божественным Светом.

Индуисты и мусульмане убрали свои драгоценные цветы и разрезали покрывало надвое. Первые сожгли свою половину покрывала, а вторые захоронили. Это произошло в Картарпуре 22 сентября 1539 года (23-го Асу, Вади 10, Самбат 1596). Гуру было примерно 70 лет и шесть месяцев.

В честь своего Гуру сикхи построили гурдвару, а мусульмане поставили надгробие на берегу реки Рави. Hо оба памятника не сохранились до наших дней: они были размыты рекой. Вероятно, силой вмешательства свыше: как бы для того, чтобы не допустить идолопоклоннического почитания места последнего упокоения Гуру.

Ритуалы и суеверия уходят корнями в древность. И религия выродилась, свелась исключительно к церемониальным действам. Жизнь и учение Гуру Hанака дают нам убедительное свидетельство бесплодности ритуалов. Гуру показывал их бессодержательность и призывал человечество стать выше подобных обычаев. Религия Гуру Hанака свободна от любых абсурдных догм и бессмысленных ритуалов. Без сабли или палицы, вооруженный Божественным Словом, он учил, что поклоняться следует только Имперсональному Абсолюту. Религия, не стоящая на страже своих ценностей, обнаруживает тем самым низкий уровень своего развития и обречена со временем исчезнуть.

Будь чист и Истина откроется тебе.
Превыше всего имей в своем сердце любовь к Богу
И не вреди чувствам Его созданий.


"Гуру Нанак не является монополией только сикхов или одной Индии. Он принадлежит всему человечеству. Он принадлежит миру, и мир принадлежит Ему. Он засвидетельствовал славу Бога, единство людей, единство закона - закона товарищества и любви людей. Он пришел примирить все религии и все веры. Он пришел привести в гармонию все священные писания мира. Он пришел, чтобы провозгласить общечеловеческим языком учения не только древней Индии, но единую мудрость, которая так красноречива в учениях всех пророков, апостолов, мудрецов и провидцев; чтобы показать, что во всех храмах, алтарях и таинствах человека сияет одно пламя любви. Самой сутью послания Гуру Нанака была любовь к Богу и любовь к человеку.

Гуру Нанак пришел в критическое время в истории Индии. В то время страна, раздираемая междоусобной борьбой, быстро попадала в руки моголов. Индусы и мусульмане непримиримо боролись друг с другом. Само подобин религии выродилось в фанатизм, а дух человеческий был задушен и заглушен обрядами, ритуалами, верованиями и церемониями; расцвели кастовость и неприкасаемость. Люди утратили веру в себя. В благословенное имя религии творились зверства теми, кто был полон ненасытности, жадности, вожделения и аморальности. Несправедливость и ненависть были обычным делом. Как правители, так и подданные утратили всякий стыд и приличия.

В этот мрачный момент истории появился Нанак, чтобы привести в порядок дом и придать форму судьбе миллионов индийцев. Он стал проповедовать во имя Бога, ничего не требуя для себя, а жаждая лишь служить людям и спасти их от деградации и осуждения на вечные муки. Он молил Бога о милости: "О Господи, весь мир охвачен незримыми огнями. Спаси мир в этот мрачный час! Возвысь их до Себя. Возвысь их любыми способами, какими Ты можешь!"

(Из книги Сан Кирпал Сингха "Джап Джи. Послание Гуру Нанака").


Нанак родился 15 апреля 1469 года в маленькой деревушке Талванди (Сейчас - Нанкана Сахиб) в 40 милях к юго-западу от Лахора (ныне в Пакистане) и принадлежал к касте браминов. Его отец, Мехта Калу из племени Веди Кхатри, был деревенским патвари (служащим налогового управления, регистрирующим земельные владения). Древнее жизнеописание Гуру Нанака, "Джанам Сакхи", рассказывает нам об обстоятельствах Его рождения.

Когда до конца ночи осталось 1,5 стражи (стража = 3 часа), у ворот Калу раздался Звук, не извлеченный ударом (мистический Звук Музыки Сфер). Боги, сиддхи, натхи, йоги, герои и аскеты выразили почтение родившему Святому: "Воплотившийся Высший Дух пришел спасти мир. Ему должно оказывать почтение". Прямо ночью Калу пригласил семейного жреца с просьбой составить натальную карту (расположение планет в момент рождения) по случаю рождения сына. Расспросив акушерку о точном времени рождения и о том, какой звук первым издал ребенок, жрец сказал: "Слушай, Калу! Если бы он родился в полночь, то стал бы великим торговцем. Но он родился в следующую стражу, когда ночь уже была на исходе. Эта ночь была очень важной точкой времени. Над его головой мне видится зонтик - знак царственности. Покажи ребенка". Осмотрев его, пандит сказал: "Он родился в благоприятный момент. Этот человек - великий святой, он пришел в твой дом. Такого особенного святого раньше не было. Был Шри Рам Чанд. Был Господь Кришна, которым поклоняются индусы. Но этому будут поклоняться как индусы, так и мусульмане. Имя его прогремит на Земле и в Небесах. Деревья и травы будут повторять: "О Нанак, Нанак!". Океан даст ему доступ к себе. Он будет мысленно читать Волю Всевышнего. Кроме Высшего Господа он не будет признавать никого. О Калу, какое горе, что я не увижу величия, которого он достигнет!"

Когда Нанак подрос, он начал играть с мальчиками, но интересы его не совпадали с их интересами. Его интересовал Лишенный Формы. В 7 лет он начал говорить о Шастрах и Ведах. Он понимал все, о чем говорил. Все питали к нему доверие. Индусы говорили: "Родилось божество". Мусульмане говорили: "Родился святой человек Бога". Отец привел его к учителю. Тот написал ему буквы на дощечке и дал мальчику. Нанак читал один день. На вопрос учителя: "Почему ты молчишь, почему не читаешь?", он ответил: "О учитель, а ты сам прочел все то, что даешь читать мне?". "Я прочел все", - ответил учитель. Нанак сказал: "О учитель, при чтении этих слов люди попадают в ловушки. Все это вздор" и произнес стих. Пандит удивился и выразил почтение Нанаку, как совершенному человеку: "Что придет тебе на ум, то и делай!". Нанак оставался дома, но не работал. Он встречался со святыми людьми. Калу поражался, что Нанак так ведет себя.

В 9 лет на Нанака был надет браминский шнур. Кроме пенджаба и хинди, он научился читать на персидском. Он не открывал своих мыслей никому. Вскоре отец велел ему пасти буйволов. Нанак ложился на краю поля и впадал в транс, а буйволы свободно паслись. На третий день они испортили посевы на соседнем поле. Хозяин потребовал возместить ему ущерб. Калу ответил: "Ничего у тебя не испорчено, о брат. Ну и что, если буйвол украл что-то с твоего поля? Бог благословил это поле". Староста сказал Калу: "Если вы считаете его сумасшедшим, зачем посылаете его на работу одного?" Калу ответил: "Господин, что мне делать, он и вправду сумасшедший". Тут заговорил Нанак: "Господин, ничего из собственности этого человека испорчено не было, он говорит неправду. Пошли своих людей, пусть они посмотрят. Ни одна травинка не сорвана и не вытоптана". Староста послал проверить. И что же они увидели? Ни одна травинка не оказалась испорченной.

Однажды в мае Нанак вышел из дома пасти буйволов. В жаркий полдень он лег под деревом отдохнуть и пригнал туда же буйволов. Пока он отдыхал, черная змея раскрыла свой капюшон над его головой. Староста, возвращавшийся домой с поля, увидел спящего мальчика и черную змею, стоящую над ним. Староста остановился и заметил, что тени от других деревьев ушли, а тень того дерева, под которым спал Нанак, осталась неподвижной, укрывая его. Он подумал: "Если мальчик жив, тогда он - какой-нибудь пророк, но если он надышался дыханием змеи, тогда он мертв". Нанака разбудили. Увидев, что над его головой стоит староста, мальчик сложил руки, приветствуя его. Староста обнял Нанака и поцеловал его в голову, проявив к нему большое почтение. Он сказал: "Смотрите друзья, я уже видел удивительную вещь и снова вижу сегодня. Этот мальчик не простой, на нем благодать Божья". Староста позвал Калу и сказал ему: О Калу, не считай этого мальчика просто своим сыном. Он - преданный Высшему Господу! Не говори своему сыну: "Будь проклят!". Он - великий человек, а моя деревня - жертвоприношение ему! Ты, Калу, в чьем доме родился такой сын, был осчастливлен". Но Калу сказал: "Это знает только Бог" и пошел домой.

Нанак отказался делать любую работу. Он держался только общества факиров и не разговаривал больше ни с кем. Вся его семья горевала, они решили, что Нанак все же сошел с ума. Все попытки убедить Нанака, заставить его обрабатывать поле, пасти скот или работать в магазине кончались ничем. Нанак молчал. Три месяца он лежал в трансе, не ел и не пил ничего. По настоянию семьи Калу привел врача. Когда тот взял Нанака за руку, Нанак отдернул ее, поднялся и сел со словами: "О врач, что ты делаешь?" - "Я изучаю болезнь, возможно, она в твоей душе". Нанак засмеялся и произнес стих: "Говори брат "Вахе Гуру""

Отец решил отправить Нанака в Султанпур к Джайраму, за которым была замужем сестра Нанака. Джайрам устроил его работать кладовщиком. Отмеряя зерно, Нанак доходил до числа 13 ("Тера", что означает также и "твой") и впадал в транс, повторяя: "Тера, тера. Я Твой, Господи, я твой". Несмотря на это, Нанак прослужил там два года и был отмечен похвалами ха свою честность. Отец, по совету Джайрама, решил женить Нанака в возрасте 18 лет, чтобы заставить его уделять больше внимания мирским делам. У Нанака было двое сыновей - Шри Чанд и Лакшми Дас. Девять лет Нанак прослужил на службе у наваба.

Однажды утром Нанак пошел искупаться на реку Баин, впал в транс и не выходил из воды три дня. Тут он ощутил, что стоит перед троном Наивысшего, который приказал ему тотчас же заняться своей Божественной Миссией. После этого, когда Нанак пришел домой, он раздал все, что имел, бедным, и кто бы ни спрашивал, что он обрел, он отвечал: "Нет ни индуса, ни мусульманина".

Отныне Нанак, теперь в возрасте 27 лет, занялся своей всеобщей Миссией - наставлением и спасением мира. Он взял с собой мусульманина Мардану. Мардана играл на ребеке, а Нанак пел людям свои трогающие сердце гимны на языке, на котором говорили окружающие. Иногда он ходил по Пенджабу, обращая в свои взгляды индусов и мусульман.

В Саидпуре он остановился в доме плотника Лало и этим навлек гнев высококастовых индусов. Нанак отказался прийти к одному из них, Бхаго, на праздник в честь его предков и был приведен туда силой. "Ты не пришел есть со мно, а ел с шудрой, что ты за человек?" - спросил его хозяин. Нанак ответил: "В твоем хлебе - кровь бедных, а хлеб Лало, заработанный им в поте лица своего, сладок, как молоко". Нанак сдавил в своих руках хлеб из обоих домов - из хлеба Лало сочилось молоко, а из хлеба Бхаго - кровь. Лало был первым уполномоченным миссионером Нанака.

Имя Нанака прогремело не только по всему северу, югу, востоку и западу Индии, но также далеко за ее пределами - в Аравии, Месопотамии, Цейлоне, Афганистане, Бирме и Тибете. Он потратил более 30 лет своей жизни, чтобы пешком пересечь все эти страны. На своем пути он был однажды плохо принят в одной деревне. Эту деревню он благословил со словами: "Да будете вы процветать здесь". В другой деревне знакам внимания, оказанным ему, не было границ. "Эта деревня, - молился он, - должна рассеяться". Когда Мардана спросил его об этих странных высказываниях, Нанак ответил: "Те, кто принял нас плохо, пусть процветают и будут там, где они есть, чтобы они не загрязняли других своим непочтительным поведением. А если те, кто принял нас хорошо, рассеются, своим примером они сделают и других тоже добродетельными и воспитанными".

В последние годы жизни Гуру поселился со своей семьей в Картапуре как фермер, где к нему присоединились также некоторые из его последователей. Именно в Картапуре была впервые основана бесплатная кухня, и каждый, кто приходил повидать Гуру Нанака, принимался на ней независимо от касты, веры, пола и статуса в жизни. Он освободил не только бедных и униженных, но также и женщин, сделав их равноправными как в общественных делах, так и в духовных.

Гуру Нанак является основателем религии СИКХИЗМ, возникшей в Пенджабе в конце 15 века. Слово «сикх» возникло от палийского слова sikkha или санскритского sissya , означающего «ученик». Сикхи считают себя учениками 10-и гуру, начиная с Нанака и заканчивая Гобиндом Сингхом(1666-1708). Больше всего сикхов живёт в шт.Пенджаб, в Дели и в других частях Индии.

Специфика сикхской медитации состоит в определенном синтезе йогического самоуглубления и бхактической любви. Бог ищется каждым сикхом в глубинах собственной души.

В достижении спасения сикхизм отвергает все посты, ритуалы и обычаи. Он отвергает самоистязание, затворничество и отречение. Сикхизм не признает поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, картинам и т.д. Только Один Бог, бесформенный, должен прославляться.

Как уже упоминалось, основателем и вдохновителем данной религии считается Гуру Нанак, который родился в 1469 г. В деревне Раи Бхои ди Таванди (65км. От Лахора, в настоящее время территория Пакистана). Скорее всего, Нанак с юности близко познакомился с верованиями мусульман и индусов и приобрел некоторые познания в Коране и брахманических шастрах.

Относительно жизни Нанака существует множество легенд, в которых сказочные элементы переплетены с реальными событиями. Так, в Джанамсакхи рассказывается, что он уже в 7 лет проявил свои чудесные способности, попросив школьного учителя объяснить ему значение букв алфавита. Когда учитель оказался не в состоянии сделать это, Нанак подробно описал ему значение каждой буквы, раскрыв глубокую истину относительно человека и Бога и способа реализации Бога в понятиях алфавита. В Султанпуре Нанаку было первое видение Бога, в котором он получил право на призыв к человечеству. Это событие также описано в Джанамсакхи. Однажды утром Нанак пришел к реке, чтобы совершить омовение. Во время купания он исчез в воде и оставался там трое суток. В течение этого времени Нанак имел видение Божественного присутствия и ему было поручено проповедовать Божественное имя (Нам) во всем мире. Когда Нанак появился через 3 дня, он провозгласил: «Нет индусов, нет мусульман». Это означало, что нет различий между людьми различных вероисповеданий.

Сикхская традиция утверждает, что Нанак также совершил 4 длительных путешествия на восток, в Ассам; на юг, через землю тамилов, на Шри-Ланку; на север, в Ладакх и Тибет; и на Запад, в Мекку, Медину и Багдад. Путешествуя, Нанак посетил духовные центры индусов, мусульман, буддистов, джайнов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречал людей различных религий, племен, культур и рас. Он путешествовал пешком, вместе со своим другом по имени Мардан, тоже поэтом. Его путешествия называют удаси. Последние годы своей жизни Нанак провел Картарпуре, где возвел первый храм сикхов. Он назначил первого своего ученика Ангада своим преемником.

Проникновение ислама в Индию привело к возникновению в 15-16 вв. своеобразной индо-мусульманской культуры. Индо -мусульманский синтез затронул религию, философию, поэзию и литературу, музыку и живопись. Сикхизм, в свою очередь, явился определенным синтезом воззрений движения бхакти (индийских вайшнавов) и суфиев (мистического направления в исламе)

Жизнь Гуру Нанака

Нанака родился в 1469 году н.э. в деревушке Раи Бхои Талванди в западной части индийского штата Пенджаб в семье кшатрия (военного). В детстве он обучался пенджабской грамоте в индийской школе, потом в мусульманской школе изучал персидский язык. Мальчик слыл вундеркиндом: то, что другие ученики изучали годами, он усваивал за считанные недели, и при этом был добропорядочным и рассудительным учеником. Когда ему было 10 лет, его мать решила, что ему пора принять участие в национальном обряде повязывания на шею "священной нити". Увидев нить, юный Нанака поинтересовался, сделает ли эта нить его лучше и добрее, но, услышав в ответ, что это всего лишь традиция, не стал участвовать в ней.

После школы, отказавшись от женитьбы, задуманной его родителями, Нанака несколько лет находился на службе в столице Пенджаба. Там в один прекрасный День произошло его духовное перерождение. Как-то раз во время обычного омовения в реке он нырнул и не вынырнул. Все решили, что он утонул, но через три дня он снова появился в городе. Его глаза излучали таинственный свет, а над головой мерцал еле заметный нимб, и от всего тела исходило Божественное сияние. Три дня он молчал, а затем заявил, что существует только один Бог, и этот Бог - Истина. После этого случая он оставил службу при дворе и отправился путешествовать. Он посетил различные священные места, упоминавшиеся в древнеиндийских эпосах "Рамаяна" и "Махабхарата", побывал на месте просветления Будды в Тибете, а затем отправился в Аравию и посетил Мекку и Медину. Добравшись до Мекки, он повстречался с мусульманским поэтом и учителем Кабиром и стал его активным приверженцем. Кабир говорил о необходимости упрощения культов и ослабления кастовых правил, и, продолжая его учение, Нанака утверждал, что соблюдение кастовых правил и выполнение религиозных обрядов не имеют никакого значения для духовного роста.

"Дерево определяют по плодам, которые оно приносит, а религию человека - по его поступкам. Одежда, символы, формы, обряды, ритуалы и церемонии, которые не способствуют праведным поступкам, не дадут человеку уйти далеко по дороге духовного роста".

Нанака странствовал почти 10 лет. Посетив на обратном пути Багдад, Кабул и Пешавар, он вернулся в Пенджаб и обосновала в Лахоре, на правом берегу реки Рави, притока Инда. После возвращения на родину Нанака женился на порядочной девушке и стал отцом семейства. Он носил одежды крестьянина и вместе с женой и детьми возделывал землю и торговал зерном. В 1491 году во время духовных упражнений он ощутил состояние сильного экстаза и осознал смысл своей духовной миссии на Земле. С того времени, выполняя внутренние указания Господа, Нанак начал совершать поездки по стране, проповедуя "бхакти" - любовь и преданность Единому Богу и отказ от обрядности.

"Все повторяют Имя Божье, но никто не способен постичь глубину его тайны".
"Бог един и не имеет имени и формы. В мире идет постоянная борьба между светлым и темным началом, и такая же борьба идет и в душе каждого человека."
"Человек не рождается свободным, он рожден для того, чтобы обрести свободу".
"Если твои деяния дают духовный рост и ты познал Бога в форме Истины в своем сердце, твоя Кундалини пробудится, и станешь един с Богом".
"Пересеки океан иллюзии, и встретишь вечного Бога, который приходит и не уходит, который не рождается и не умирает. Когда твои шесть чакр откроются, Кундалини исправит все нарушения".

Развивая принципы своего учения, Нанака дал также практические советы, при помощи которых можно соединиться с Единственно Сущим, создателем и хозяином всех вещей. Для свои последователей, которыми в основном были торговцы, ремесленики и крестьяне-"джаты", он организовал духовную обет. Нанака провозглашал равенство всех перед Богом и ввел у своих учеников принцип общей кухни и совместной трапезы. Все равны, все едят одно и то же. Нанака признавал существование кармы (воздаяния за прежние деяния) и сансары (перевоплощения душ), но отвергал идею отшельничества и аскетизма и призывал к активной деятельности на благо людей. Он также выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и жестокого ритуала "сати" (самосожжения вдов заживо). Для своих многочисленных последователей он сочинил гимны и поэтический сборник "Джан-Джи", ставший для них исповеданием веры. В возрасте 50-ти лет у Нанака было еще одно видение Господа, утвердившее его в миссионерском служении.

Нанака жил в эпоху правления в Индии династии Великих Моголов, которая оставила после себя, среди прочего, чудесный мавзолей Тадж-Махал. Эта мусульманская династия пришла к власти в 1526 году н.э., и Нанака всячески пытался объединить живших в Пенджабе мусульман и индуистов. Из ислама Нанака заимствовал идею о том, что Бог - это Добро и Любовь, а из индуизма - что следует стремиться к слиянию с Богом под руководством опытного духовного наставника (Гуру). "Только тогда познаешь Бога, когда твой родничок темени откроется милостью истинного Гуру".

Именно таким Гуру в глазах своих последователей "сикхов" и был сам Нанака, первый из десяти сикхских Гуру. Прожив 70 лет, Нанака скончался 22 сентября 1539 года в Картарпуре. Произошло последнее великое чудо. Его последователи стали спорить у его смертного одра, как его похоронить. Однако внезапно они обнаружили, что его тело превратилось в букет из тысячи цветов, сияющих светом и красотой.

Серия сообщений " ":
Часть 1 - Гуру Нанак - основатель сикхизма

"Меня, не занятого работой, Господь с самого начала взял на свою службу. Он дал мне приказ день и ночь петь Ему хвалу. Мастер призвал менестреля к Своему Дворцу Истины. Он одел меня в одеяния Его истинного почитания и восхваления. С тех пор Имя Истины стало моей амброзией. Те, кто следуя рекомендации Гуру, едят эту пищу, чтобы удовлетворить себя, получают мир. Распевая гимны Гуру, Я, певец, распространяю славу Господа. Я, Нанака, молясь Истинному Имени, получил абсолютного Господа".

Гуру Нанака учил абсолютному единству Бога. Все есть Бог, все зависит от желания Бога, потому что Дух и материя, в конце концов, не антагонисты. Дух - единственная реальность, а материя есть форма Духа.

Развивая принципы Своего учения, Нанака дал также практические советы, при помощи которых можно соединиться с Единственно Сущим, Создателем и Хозяином всех вещей. Для своих последователей, которыми в основном были торговцы, ремесленики и крестьяне-"джаты", Он организовал духовный обет. Нанака провозглашал равенство всех перед Богом и ввел у своих учеников принцип общей кухни и совместной трапезы. Все равны, все едят одно и то же. Он противостоял любому различию между людьми.

Он открыто заявлял, что благоразумный характер более чем благородное происхождение является истинной проверкой величия человека:

"Какую силу имеет каста? Проверяется праведность. Кто хоть однажды попробует яд, умрет независимо от касты."

Нанака признавал существование кармы (воздаяния за прежние деяния) и сансары (перевоплощения душ), но отвергал идею отшельничества и аскетизма и призывал к активной деятельности на благо людей.

Он также выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и жестокого ритуала "сати" (самосожжения вдов заживо). Гуру Нанака также говорил о необходимости поднять паритет простых женщин и угнетенных элементов общества из низших каст. Он полностью симпатизировал угнетенным людям, беспощадно критиковал тех, кто был ответственен за плачевное положение угнетенных и отстаивал их права. Гуру Нанака возносил статус женщины, говоря:

"Это женщиной, считающейся никчемной, мы зачаты, и это ею мы рождены; с женщиной мы обручаемся и на женщине мы женимся. Женщина является нашей жизнью, нашим самым большим другом, это она сопровождает нас по жизненному пути и это ее мы ищем снова, когда теряем жену. Благодаря женщине мы устанавливаем наши социальные узы. Тогда почему же мы поносим ту, которая родила и царей, и великих людей?"

В городе к Нанаке постоянно приходило несколько последователей. Один из них по дороге к Нему встретился с проституткой и был очарован ею. В последующие дни, когда он покидал дом под тем предлогом, что собирается навестить Гуру, он на самом деле посещал проститутку. Спустя несколько дней, его друг, ежедневно приходивший к Гуру, чтобы выразить свое почтение, укололся шипом, а его сосед, посещавший проститутку, нашел на улице золотую монету. Этот случай взбесил последователя Гуру, того, кто посещал Его ежедневно. Он упомянул об этом во время утренней молитвы, Гуру Нанака услышал и удивился. Он сказал Сикху: "Твоему другу было предопределено найти сокровище, но из-за его дьявольского поведения сокровище свелось к одной монете. Тебе же из-за твоей прошлой кармы суждено было быть посаженным на кол, но ты изменил себя и получил всего лишь укол шипом."

Когда Нанака посещал Курукшетру в Харьяне, на священных берегах проходила большая ярмарка в честь солнечного затмения. Было много паломников со всей страны. Прибыв на ярмарку, Гуру Нанака и Мардана сварили себе мясо оленя, подаренного им одним из последователей. Обнаружив, что в святой праздник было сварено мясо, огромная злая толпа собралась в гневе напасть на Нанаку, ведь по их мнению было совершено святотатство. Выслушав разъяренную толпу, Гуру Нанака ответил:

"Только глупцы спорят, есть мясо или нет. Они не понимают Истину и не медитируют на нее. Кто может сказать, что есть мясо и что есть растение? Кто знает, в чем состоит грех - быть вегетарианцем или невегетарианцем?"

Когда Гуру Нанака остановился в Хардваре - паломническом центре на реке Ганге, - Он нашел там много паломников. Они совершали ритуальное омовение в священной реке и предлагали воду солнцу. Когда Гуру спросил: "Почему вы бросаете воду таким образом?", - паломники ответили, что они предлагают ее своим предкам. Тогда Гуру Нанака начал бросать воду в противоположном направлении, на запад. Паломники спросили Его, что Он делает, на что Нанака ответил: "Я посылаю воду на мою ферму, там засуха". Они сказали: "Как же вода доберется до твоих посевов, ведь они так далеко". Гуру Нанака ответил: "Если ваша вода может добраться до ваших предков в районе солнца, почему же моя вода не может долететь до моих полей, которые гораздо ближе?" Паломники поняли свою глупость и упали к стопам Гуру Нанаки.

Путешествуя на восток, Гуру Нанака посетил Горакхмата, где обсуждал истинное значение аскетизма с несколькими йогами.

"Аскетизм лежит не в аскетичной одежде или в путешествии пешком или в пепле. Аскетизм не состоит в ношении серьги или в бритой голове, и не в том, чтобы дуть в раковину. Аскетизм - это остаться чистым, прибывая в нечистотах. Аскетизм - не просто слова. Аскет тот, кто одинаково обращается со всеми. Аскетизм это не посещение мест захоронения, не бродяжничество, не купание в местах паломничества. Аскетизм - остаться чистым среди нечистот".

Гуру Нанак Дэв (15 апреля 1469 – 22 сентября 1539) – основатель религии сикхов, первый гуру сикхов из десяти. Имеет несколько имен и титулов (Нанак Шах или Баба Нанак). Гуру Нанак Дэв почитаем не только сикхами, но и мусульманами и индуистами.

Жизнеописания гуру Нанака

Жизнеописания гуру Нанака собраны в сочинениях, получивших название Джамансакхи. Одно из самых известных жизнеописаний гуру Нанака написал Бхай Бала перед смертью гуру. Однако некоторые исследователи считают, что по языку и стилю сочинение Бхай Бала относится к периоду после смерти гуру Нанака.

Сикхи высоко почитают и считают заслуживающим доверие еще одно сочинение о жизни гуру Нанака, хотя оно и содержит меньше подробностей. Его написал Бхай Гурдас после смерти гуру Нанака.

Рождение гуру Нанака
Нанак родился в Талванди недалеко от города Лахор (в настоящее время территория Пакистана) в 1469 году. Его семья принадлежала к индуистскому клану Кхатри. Отец Мехта Калу был правительственным чиновником – патвари . Он рассчитывал доходы от земель и работал на Рай Буллара – мусульманского землевладельца. Мать Нанака звали Мата Трипта, а старшую сестру Биби Нанки.

Празднование дня рождения гуру Нанака начинается с трехдневной церемонии «акханд патх» (чтение священной книги сикхов «Грантх Сахиб»). На третий день (день рождения) «Грантх Сахиб» выносится на процессию по улицам города на большой платформе. 5 вооруженных охранников, возглавляющие процессию, несут флаг сикхов. Женщины, сопровождающие процессию, поют гимны из «Грантх Сахиб». Школьники маршируют, сгруппированные в небольшие отряды. Процессия заканчивается у гурудвары, где организуется совместная трапеза.

Миссия гуру Нанака
Индусское реформаторское учение «бхакти» и исламское мистическое направление «суфизм» оказали влияние на формирование взглядов гуру Нанака. Он выражал протест против феодального гнета и кастовой системы.

По сикхскому преданию Нанак однажды пропал. И все уже решили, что он утонул во время утреннего купания в реке Кали Бейн. Но по прошествии трех дней Нанак объявился. На все вопросы он твердил одну фразу: «Там нет хинду, там нет мусульман». С этого дня Нанак начал распространять собственное учение. Считают, что это и было рождение Сикхизма.

Гуру Нанак не признавал кастовую дискриминацию и кастовую вражду. Он выступал против индусского религиозного ритуала, а также против нетерпимости и фанатизма мусульманских правителей. В основу его учения входило непризнание кастового деления людей. Гуру Нанак проповедовал равенство каждого перед Богом. Это привлекло к его учению крестьян, и Сикхизм превратился в могучую силу.

Гуру Нанак признавал учение индусов о переселении душ, утверждал существование единого для всех Бога и осуждал идолопоклонство. Поэтому сикхские храмы не имеют скульптурных изображений богов или людей.

Гуру Нанак совершил 4 больших путешествия, преодолев при этом тысячи километров. Точный маршрут его неизвестен и до сих пор остается предметом споров. Считается, что целью первой поездки была Бенгалия и Ассам. Затем он отправился через Тамил-Наду на Цейлон. Третьим было путешествие в Тибет, а последним в Багдад и Мекку.

Гуру Нанак был женат на Сулкани, дочери торговца рисом Мулчанда Чона из Батала. Гуру имел двоих сыновей. Старшего сына назвали Шри Чанд. Он стал погруженным в себя аскетом. Младшего звали Лакшми Дас. Его занимали только мирские заботы. Ни один из сыновей не смог перенять у Нанака Джаянти статуса гуру.

Центром памяти гуру Нанака является городок Дера Баба Нанак. Он расположен на границе с Пакистаном, в пятидесяти шести километрах от Амритсара. Здесь гуру Нанака жил проповедовал и в 1539 году умер. Местный храм является объектом паломничества сикхов, которые прибывают сюда каждый год в день ождения первого гуру сикхизма.

3 столпа Сикхизма

3 основных положения (столпа) Cикхизма, которые были сформулированы гуру Нанакой в Султампуре:

  • Симран и Наан Джапна – пение специальных мантр с Именем Бога – Вахегуру и практика медитации на Бога.
  • Кират Карни – сикхи должны жить в своих домах, вести свое хозяйство и своим физическим или умственным трудом обеспечивать себе жизнь, принимая дары и благословения Бога.
  • Ванд кай Шако – разделение имущества с сикхской общиной.