Поклонение тельцу. Золотой телец. Золотой телец в Библии

В дальнейшем, благодаря молитвам Моше, наказанию виновных и полному раскаянию всего народа, Вс-вышний простил евреев и вернул Свое Присутствие (Шхину) в их стан. Согласно традиции, поклонение золотому тельцу произошло 17 Тамуза - день, ставший впоследствии одной из траурных дат еврейской истории.

Грех Золотого тельца в цепи событий Исхода

Первое восхождение Моше на гору Синай и Дарование Торы

15 Нисана 2448 года евреи вышли из Египта .

Через 50 дней, 6 Сивана, еврейский народ получил Тору на горе Синай .

7-го Сивана, уже после Дарования Торы, Моше вернулся на гору Синай (доступ к горе был запрещен всему народу, о чем еще до Дарования Торы народ был предупрежден). Моше поднялся на гору, чтобы изучить Тору во всех подробностях непосредственно под руководством Всевышнего и получить Скрижали Завета.

Одна из причин, почему евреи ошиблись

Перед тем, как подняться на гору, Моше сказал Израилю: «По истечении сорока дней, в шестом (солнечном) часу я вернусь и принесу вам Тору».

Евреи полагали, что день 7-го Сивана, в который Моше поднялся на гору, является одним из указанных сорока. Однако, этот день был неполным, Моше должен был вернуться 17 Тамуза, но евреи ждали его на день раньше.

Идол золотого тельца

16 Тамуза, когда казалось, что Моше уже не вернется, «эрев рав» (представители других народов, присоединившиеся к евреям) пришли к Хуру, сыну пророчицы Мирьям , и потребовали сделать идола, который поведет народ вместо Моше. Когда же Хур отказался, его убили. После этого обратились с тем же требованием к Аарону.

Аарон, боясь, что после еще одного убийства евреи не смогут получить прощения, а также желая протянуть время до прихода Моше, попросил принести золотые украшения их жен. Хотя женщины отказались, это не замедлило дела, т.к. мужчины дали свои украшения.

Идол в виде тельца получился независимо от воли Аарона, путем использования «эрев равом» колдовских техник. Наутро «эрев рав» и некоторые евреи поклонились тельцу и принесли ему жертвы.

Когда Моше, спустившись с горы Синай 17 Тамуза, увидел это, он разбил Первые Скрижали, чтобы не отягчать вину евреев, т.к. одним из написанных на Скрижалях Речений было: «да не будет у тебя других богов».

18 Тамуза Моше сжег тельца и наказал виновных, а 19 Тамуза вновь поднялся на гору, чтобы вымолить у Вс-вышнего прощение для евреев.

Второе восхождение Моше на гору Синай

Моше пробыл на горе Синай 40 дней - с 19 Тамуза по 29 Ава, в результате чего Вс-вышний не стал уничтожать евреев, но сказал Моше, что отныне Он не пойдет в среде народа, а пошлет ангела, который поведет евреев в Обетованную (обещанную еще праотцам) землю.

Тора говорит: «И услышал народ это суровое слово, и воскорбели, и не возложил никто украшений своих на себя» (Шмот, 33:4 ). Раши объясняет: не возложил двух венцов, которые получили на горе Хорев (Синай) в награду за выражающие полное доверие Б-гу слова «сделаем и послушаем» - «наасе вэ-нишма» (эти слова сказал еврейский народ Вс-вышнему в ответ на предложение дать Тору: сначала «сделаем», а потом «послушаем»).

Вторые Скрижали и прощение еврейского народа

На следующий день, 1 Элуля, Вс-вышний вновь призвал Моше.

В этот раз Моше также провел на горе 40 дней, до 10 Тишрея 2449 года, и поднялся на небывалый духовный уровень. Он просил Вс-вышнего отменить приговор и пойти Самому в среде народа.

Но если так, то почему они совершили грех золотого тельца? Почему Б-г не защитил их, как Он обычно защищает Своих праведников?

Вс-вышний не расстроил их замысел и позволил тельцу стать реальностью, чтобы подать знак надежды всем будущим поколениям. Случай с золотым тельцом должен был показать: как бы далеко ни уклонилась еврейская община от путей Торы, для нее всегда остается возможным раскаяние и возвращение.

Если после такого страшного греха, как грех тельца, Вс-вышний вновь принял сынов Израиля, то теперь ни одна община не сможет заявить, будто пала слишком низко, чтобы вернуться.

Следует также иметь в виду, что испытание определяется на Небесах пропорционально величию человека (или поколения). Чем выше духовный уровень, тем суровее испытание. Евреи должны были отказаться от всех умозаключений и подчиниться словам Вс-вышнего. Моше обещал вернуться к ним, и требовалось, чтобы они верили этому - несмотря на то, что логические рассуждения приводили их к выводу, что Моше не вернется, и следует искать ему замену.

Вс-вышний оценивал проступок Поколения Пустыни, учитывая его огромные возможности. Он осудил всю общину за то, что она не протестовала против зла и пожертвовала золото на изготовление изваяния, хотя в действительности лишь эрев рав по-настоящему служил золотому тельцу.

«Золотой телец» - это выражение, которое с давних времен используют при описании богатства, власти денег и золота. Рассмотрим подробнее историю его появления.

Библейская легенда

Выражению «золотой телец» уже не одна тысяча лет. Еще в книге «Исход» Ветхого завета ведется повествование о том, как из Египетского рабства вел Моисей свой народ в Землю, обещанную Богом. Однажды для отдыха израильтянами был разбит лагерь у подножия Синая. Бог велел Моисею подняться на гору для вручения ему знаменитых десяти заповедей, а также для получения других установок, по которым должен жить его народ. На вершине Синая Моисей провел сорок ночей и сорок дней. При этом он постоянно общался с Богом. Долгое отсутствие Моисея взволновало израильтян. Они решили, что он может не вернуться к своему народу. Именно поэтому израильтяне обратились к его сподвижнику и брату Аарону. Народ попросил его сделать бога, за которым можно бы было идти дальше. Брат Моисея велел собрать все имеющиеся у израильтян золотые украшения. Из драгоценного металла он отлил статую тельца, которая и была предложена в качестве идола народу. Новому божеству принесли жертвы, после чего устроили праздник. Таким образом евреи и предали своего истинного Бога.

Моисей, спустившись с вершины горы, увидел пирующий народ. В гневе он уничтожил нового идола и наказал виновных в этом преступлении. С той поры золотой телец - это образ, который означает отречение от истинного Бога для достижения иной жизненной цели. Ею является накопление сиюминутных земных богатств.

Почему именно телец? Дело в том, что вол в древние времена являлся символом энергии и силы. Именно поэтому евреи решили, что телец - это то божество, которое помогло вывести их из Египетской земли. Однако Господь сказал Моисею, что поклонение идолу алчности не есть служение Ему. Такого же взгляда придерживался и

Поклонение золотому тельцу является естественным для алчного человека. Но для него деньги весьма быстро становятся неким подобием божества. Именно этому идолу алчность и приносит любые жертвы. Сможет ли все золото мира стать гарантией вечной жизни, любви и мудрости? Наверняка эти богатства доступны только тем, кто поклоняется настоящему Богу. Так что прежде чем золотой телец станет жизненным приоритетом, любому бизнесмену стоит хорошенько задуматься.

Золотые тельцы Иеровама Первого

Этот царь Израиля воздвиг в своём царстве двух золотых тельцов: одного в Бейт Эле (Вефиле), а другого - на севере страны, в Дане. Они являлись формальными символами подножия трона Яхве. Этим тельцам местные жители поклонялись словно богам, их культ сохранялся долгое время.

Упоминание идола в других источниках

Золотой телец как предмет культа появляется и в более поздних летописях. Это исторические хроники. В них речь идет об установлении Северного после раскола единого государства и о выборе золотого тельца для руководства им. Этот идол сразу решил отречься от культа, существующего в Иерусалимском Храме.

Сегодня исследователи предполагают, что под выражением «золотой телец» понимается трон (пьедестал). Именно на нем, как предполагается, и восседает израильский бог. При этом золотой телец аналогичен крылатым херувимам. Они-то и служили прочным пьедесталом незримому богу.

Иудейские пророки полагали, что поклоняться Единому Богу, который восседает на троне, украшенном золотым тельцом, равнозначно служению самому идолу алчности. Это сурово осуждалось и даже наказывалось.

Драгоценный металл

Известно, что наиболее притягательной силой обладает золото. На протяжении многих веков его добывали и приобретали, о нем страстно мечтали. И все это из-за сочетания красоты драгоценного металла, его уникальных физических свойств, а также ограниченности имеющихся на нашей планете запасов.

Государствами золото используется в качестве средства для осуществления международных расчетов, а также как гарантия финансовой устойчивости. Граждане приобретают драгоценный металл для страховки от нестабильных курсов тех или иных валют. Золото можно найти везде. Оно в морской и в речной воде, в скалах и в недрах земли, и, разумеется, в витринах ювелирных магазинов. Один из них - «Золотой телец» (Мурманск), специализирующийся на продаже изделий, выполненных именно из этого драгоценного металла.

Сочетание качества, цены и красоты

Мир ювелирных украшений, представленный в магазине «Золотой телец», весьма богат и разнообразен. Здесь каждый покупатель обязательно найдет товар по своему вкусу и по карману.

О компании

Ювелирная сеть «Золотой телец» в настоящее время считается самой крупной среди аналогичных фирм в Алтайском крае. Ее магазины можно посетить в таких городах, как Бийск и Барнаул. «Золотой телец» работает с 1996 г. В настоящее время магазины этой сети, а их пятнадцать, открыты в самых крупных торговых комплексах.

Это бренд, которому доверяют известные в данной отрасли поставщики. Среди них «Регион-Ювелир», «Адамас», «Эстет», «Бронницкий ювелир», «Красносельский ювелирпром» и многие другие. Напрямую, минуя посредников, ювелирные изделия поступают в Бийск и Барнаул. «Золотой телец» предлагает своим покупателям широкий ассортимент украшений по приемлемым ценам.

Развлекательный фильм

По мотивам новеллы М. Ибрагимбекова была снята криминальная комедия «Вальс золотых тельцов». Это увлекательная история о двух старых школьных приятелях. На момент встречи, состоявшейся после двадцатилетней разлуки, один из них - авиаинженер, а второй - золотоискатель. Последнему неожиданно повезло. На северных приисках он случайно нашел Приятели (в их ролях - и решают переправить неожиданное богатство в Москву, спрятав его в унитазе на борту самолета. Чем закончилась можно узнать, посмотрев увлекательный фильм.

Золотой телец (книжн.) — золото, богатство, а также власть денег. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Телец")

Поклоняться золотому тельцу — быть одержимым страстью к наживе, к богатству. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Телец")

Телец — теленок (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова)

Выражение из Библии. В Ветхом Завете, во Второй книге Моисея ( , ) рассказывается о том, как евреи, возвращаясь на родину из египетского плена, долгое время блуждали по пустыне. Они утратили веру в то, что прекратятся эти скитания. Священнослужитель Аарон велел собрать все золотые украшения, которые у них были, переплавить их и сделать золотую статую тельца (быка). Сделав это, евреи стали поклоняться этому тельцу и приносить ему жертвы в надежде на возвращение домой: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (гл. 32, ст. 4).

Но вскоре пророк Моисей прекратил поклонение золотому тельцу.

Примеры

(1897 - 1937) и (1903 - 1942)

" " (1931 г.), ч. 2 гл. 31:

"Я считаю первейшей своей обязанностью, - сказал Бендер хвастливо, - познакомить вас с волшебным погребком. Он называется "Под луной". Я тут был лет пять тому назад, читал лекции о борьбе с абортами. Какой погребок! Полутьма, прохлада, хозяин из Тифлиса, местный оркестр, холодная водка, танцовщицы с бубнами и кимвалами. Закатимся туда на весь день. Могут же быть у врачей-общественников свои миниатюрные слабости. Я угощаю. Золотой теленок отвечает за все."

" - Поедем в другой город кутить? - спросил Остап. - В Ташкенте можно весело провести дня три.

С меня хватит, - ответил Александр Иванович, - я поеду на вокзал сдавать чемодан на хранение, буду здесь служить где-нибудь в конторщиках. Подожду капитализма. Тогда и повеселюсь.

Ну и ждите, - сказал Остап довольно грубо, - а я поеду. Сегодняшний день - это досадное недоразумение, перегибы на местах. Золотой теленочек в нашей стране еще имеет кое-какую власть!"

Многие из нас наверняка слышали выражение – поклонение «золотому тельцу». В современном понимании это означает алчность, и ничем неограниченный культ денег и жажды наживы. Это выражение послужило названием для знаменитого романа («Золотой теленок») популярных советских сатириков И. Ильфа и Е.Петрова.

А между тем это выражение имеет религиозное происхождение. В частности, в Коране (как и в Библии) подробно рассказывается о том, что такое «Золотой телец», как он возник и в чем заключался смертный грех поклонения этому неодушевленному персонажу.

Итак эта история начинается с того момента, когда пророк Муса (мир ему) по зову Всевышнего оставил свой народ. Случилось это событие после того, как иудеи были выведены из Египта, а пророк благодаря помощи Всевышнего провел их через дно отступившего моря. «Всевышний Аллах сказал: «Вот Мы определили Мусе (Моисею) сорок дней, а после его ухода вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками» (Сура 2: 51). Таким образом становиться понятно, что главным грехом народа израильского, стало поклонение вместо единому Богу, как то завещал пророк Муса (мир ему), изваянию-идолу в виде золотого тельца.

Сам пророк Муса (мир ему) находился в это время на горе Синай, где получил Скрижали с заповедями от Всевышнего. В роли подстрекателя выступил представитель народа самарритян. «Аллах сказал: «Мы подвергли твой народ искушению после того, как ты оставил их, и Самаритянин ввел их в заблуждение» (Коран, 20:85). Оставшись без своего духовного и политического лидера, не имея еще четких религиозных законов, и находясь в смятении от такого развития событий, народ израильский быстро впал в грех идолопоклонничества. «Истинно, Харун сказал им до этого: «О мой народ! Вас искушают этим. Ваш Господь Один, Он Милостивый. Так следуйте за мной и повинуйтесь моим велениям». Но они сказали: «Мы не перестанем поклоняться (тельцу), пока Муса не вернется к нам». (Сура 20:90-91).

Но еще до непродолжительного ухода пророка Мусы (мир ему), его народ проявлял крайнюю слабость к языческой традиции изготовления идолов, и только личный авторитет посланника Аллаха порой удерживал их от греха. «Мы переправили сынов Исраила. через море, и они повстречали на пути народ, который поклонялся идолам. Они сказали: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них”. Он сказал: “Воистину, как невежественны вы. У этих людей погибнет все, что они исповедуют, и тщетно все, что они совершают» (Сура 7:138-139). Поэтому и неудивительно, что в итоге искушение победило разум и благочестие этих людей.

Плюс ко всему у израильтян после их ухода из Египта, в обозе было много золотых вещей, которые и стали материалом для изготовления идола, которому в итоге стали поклонятся и приносить жертвы. «Они сказали: «Мы не нарушали данного тебе обещания по своей воле. Мы были нагружены тяжелыми украшениями того народа и бросили их в огонь, и самаритянин тоже бросил. Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: «Вот ваш бог и бог Мусы (Моисея), но он забыл его» (Сура 20: 87-88). Т.е. таким образом, золото – эквивалент современных денег, стал в буквальном смысле объектом для поклонения. Отсюда и появилось выражение - поклонение «золотому тельцу», т.е. подмена веры во Всевышнего, верой в могущество и всесилие денег.

Затем пророк Муса вернулся к своему народу, разоблачил как самого подстрекателя – самаритянина, так и изготовленное им изваяние «Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?» (Сура 20:89). В аяте мы видим, что в Коране подчеркивается не только греховность идолопоклонничества, но и бессмысленность такой веры, т.к. никакой предмет не может обладать ни силой ни могуществом нашего Создателя. В итоге даже самаритянин осознал свой греховный поступок, признав себя фактически обыкновенным шарлатаном. « Он (Муса) спросил: «А что ты скажешь, о самаритянин?» Он сказал: «Я видел то, чего не видели они. Я взял пригоршню со следов посланца (коня Джибриля) и бросил ее. Моя душа соблазнила меня на это» (Сура 20: 95-96)

После разоблачения, самаритянин был изгнан, а изваяние золотого тельца было уничтожено. «Муса сказал: «Ступай отсюда! Отныне твоя кара в этой жизни - что будешь ты (все время) говорить: «Ко мне не прикасайтесь». А затем наступит срок, которого тебе не удастся избежать. Смотри же на своего бога, которому ты предавался. Мы сожжем его и развеем его по морю». (Коран, 20:97). Всевышний же в очередной раз проявив свое милосердие к впавшим в грех людям, простил их.

Эта удивительная история не только раскрывает нам суть значения выражения поклоняться «золотому тельцу», но и показывает, что при слабости веры и внутренней стойкости, человек может легко впасть в грехопадение. А это в конечном итоге всегда ведет к появлению у них ложных ценностей.

1–14. Золотой телец и гнев Господа. 15–20. Моисей разбивает скрижали; уничтожение золотого тельца. 21–28. Наказание идолопоклонников. 29–35. Возвращение Моисея на гору и его моление.

. Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

Как видно из и д., требование народа «сделай нам богов, которые бы шли пред нами» , имело место незадолго до окончания 40-дневного пребывания Моисея на Синае и было вызвано его продолжительным отсутствием, наводящим на мысль, что он больше не возвратится с горы. Так как Моисей был для евреев представителем Бога (), то его невозвращение к народу служило для последнего ручательством за то, что он оставлен Всевышним (). Прямое указание на существование подобного взгляда имеется в словах «сделай богов, которые бы шли пред нами» . Народ не верит, что впереди него пойдет, как прежде, столб облачный, служивший видимым знаком присутствия и откровения Сущего Израилю, и просит заменить Его изображением другого бога. Стоящее в данном случае еврейское выражение «elohim» со сказуемым во множественном числе, каковое сочетание употребляется для обозначения богов языческих, дает понять, что евреи просят сделать изображение не Всевышнего, а бога языческого. Справедливость подобного понимания подтверждается словами : «и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте» ().

. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.

. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.

По собственному признанию Аарон, к которому, как заместителю Моисея (), обратились евреи с просьбой, уступил их требованию в виду того, что этот народ «зол» (), т.е. опасение за собственную жизнь () заставило его исполнить народное требование. Что касается предложения принести «золотые серьги, которые в ушах жен» , то, по мнению Ефрема Сирина и блаженного Феодорита , оно было сделано с надеждой, что жены, жалея свои драгоценности, отклонят мужей от слияния тельца.

. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Избрав для изображения бога форму тельца, Аарон, как думает большинство древних (Филон, Лактанций, блаженный Иероним) и новых исследователей, подражал египтянам. В пользу подобного вывода говорит прежде всего несомненный факт почитания египтянами черного быка Аписа в Мемфисе и белого, или Мневиса, в Гелиополисе, причем свидетельства греческих писателей, Страбона, Плутарха, Геродота, дают основание предполагать, что египтянами употреблялись и изображения этих священных животных (хотя вообще зооморфизм гораздо меньше имел места среди египтян, чем собственно зоолятрия). На египетское происхождение золотого тельца указывает далее и самый характер совершенного в честь его торжества. Кроме жертвоприношения, оно состояло в пиршестве, играх (), пляске () и шумных песнях (). Такие же приблизительно формы имели и египетские празднества в честь Изиды. Описывая их, Геродот говорит: «одни из женщин ударяют в цимбалы, другие играют на флейтах, прочие женщины и мужчины поют и рукоплещут». За египетское происхождение золотого тельца говорят, наконец, и слова первомученика Стефана: «отцы наши обратились сердцами к Египту, сказав: сделай нам богов» ().

Так как телец или вол служил в древности образом силы и энергии, то и воплощенную в золотом тельце силу евреи признали за силу, изведшую их из Египта: «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» . Но эта сила не была в их глазах силой (по крайней мере, в глазах подавляющего большинства) Всевышнего, и сам золотой телец не служил Его изображением. В справедливости этого, кроме вышесказанного, убеждают слова Господа Моисею (): служение золотому тельцу не есть служение Ему, Сущему (каким оно могло быть в глазах Аарона, , и других менее развитых религиозно членов народа), представленному в образе тельца, а поклонение этому последнему. Такой же точно взгляд высказывает Апостол Павел, называя служивших золотому тельцу идолопоклонниками ().

. Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.

. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.

Словами: «завтра праздник Господу» Аарон старается исправить народный взгляд на золотого тельца; он является изображением невидимого Господа. Но языческий характер совершенного в честь нового бога торжества доказывает, что народ в массе своей остался при своем убеждении.

. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;

. скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Служение золотому тельцу, как нарушение первой заповеди, идолопоклонство, в духовном смысле разврат (), являлось со стороны народа изменой данному им обещанию исполнять все то, что скажет Бог (). При таких отношениях к Иегове евреи перестают быть богоизбранным народом: «развратился народ Твой» (). И если дарование законов обусловливается сыновним отношением Израиля к Богу, верностью Его постановлениям, то с изменой Иегове, с утратой народом своей богоизбранности прекращается и самое законодательство: «поспеши сойти [отсюда]» .

. И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный;

. итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

Частный случай непослушания служит проявлением народного характера, – той жестокости (, ), которая сказывается противлением божественному водительству, нежеланием сгибать свою шею под иго закона. При таком отношении евреев к Богу уже нет места для Его милосердия; оно исключает даже возможность ходатайства: «оставь Меня» (). Милосердие сменяется гневом, который сказывается наказанием ( и др.). Но наказание недостойных потомков Авраама не исключает возможности исполнить данные ему обетования: богоизбранный народ будет произведен от потомка Авраама – Моисея.

. Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,

. чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;

. вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно.

Умоляя об отмене грозного суда над преступным народом, Моисей не пытается умалить его вину. Он только указывает на прежние благодеяния Бога к евреям (), как на основание вновь явить милость. Другим основанием для этого является со стороны Всевышнего ревность о славе Своего святого имени: если Он истребит Израиля, то другие народы и прежде всего египтяне с злорадством скажут: «от того, что нет у Господа силы ввести этот народ в землю, которую Он с клятвою обещал Ему, погубил Он его в пустыне» (). Не может Господь погубить Израиля и в силу данных его предкам обетовании. Обещания размножить, сохранить и ввести в землю обетованную даны семени Авраама вообще (), а потому перенесение их на колено Левия, в частности – на поколение одного Моисея, было бы прямым нарушением клятвой подтвержденного завета.

. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.

Грозное определение отменяется только до времени (, и др.).

. И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;

. скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

. Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.

. Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;

Скрижали с написанными на них заповедями являлись как бы документом завета между Богом и народом. Народ засвидетельствовал свою готовность исполнить волю Божию (), а Господь обещал со Своей стороны дать скрижали () и действительно дал (). Но как скоро Израиль не исполнил своего обязательства, нарушил завет, утрачивается всякий смысл в существовании его документа – скрижалей: он разбивается. «Поелику, – говорит блаженный Феодорит, – скрижали представляли собою образ брачного обязательства, невеста же, не входя еще в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство».

Суд над идолопоклонниками, начинающийся уничтожением золотого тельца, продолжающийся в выговоре Аарону и закончившийся избиением виновных.

. и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.

Нарушен завет со Всевышним – разбиты скрижали. Но Израиль не может остаться и при новом своем боге – золотом тельце: его существование – прямой повод к продолжению идолопоклонства. Поэтому он и предается уничтожению. Телец был сожжен, – сожжена деревянная болванка, имевшая форму тельца, а не сгоревшие части – золото – были разбиты, растерты, брошены в поток, текущий с горы (), и его водой напоены евреи. Уничтожение тельца не означает снятия с народа виновности. Наоборот, он пьет воду, в которую всыпан порошок, оставшийся после сожжения тельца, т.е. воспринимает, берет на себя грех с его последствиями.

. И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?

. Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.

. Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

. И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.

К лицам, на которых падает ответственность за нарушение завета, причисляется Аарон, как виновник того, что слиянием золотого тельца ввел евреев в грех идолослужения. Сам Аарон не отрицает своей вины, а только старается умалить ее: пытается в самых легких чертах представить свое участие в устроении тельца. По его словам выходит, что он только предложил носившим золотые украшения снять их, что они сами дали золото, которое он бросил в огонь, а телец образовался сам собой.

. Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.

Моисей не придал особенного значения объяснениям своего брата. По его взгляду, Аарон виноват в таком послаблении, которого он ни в каком случае не должен был допускать и которое покрыло народ позором в глазах посторонних.

. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.

Указание Аарона на необузданность народа, как на причину его поступка имело известную долю справедливости. На призыв Моисея: «кто Господень, ко мне!» – откликнулись лишь одни сыны Левия, составлявшие в то время довольно многочисленное колено: в нем числилось более 22 000 душ мужского пола (). Расположение остального народа, оказалось не на стороне Господа, а на стороне золотого тельца. И это упорство, более греховное и преступное, чем самое служение тельцу, так как оно говорило о полном ожесточении сердца, навлекло на народ вполне заслуженное наказание.

. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

Так как к Моисею собрались все сыны Левия (), то убиваемые ими братья, сыновья не были таковыми в буквальном смысле. Три тысячи убитых левитами потерпели наказание не за общую вину всего народа, а за собственную личную вину. Они, как предполагают, продолжали на улице праздновать свой праздник, продолжали и тогда, когда прошло немало времени после возвращения Моисея с горы, после уничтожения золотого тельца.

. Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

Исполненное левитами без послаблений, без изъятий, основанных на личных отношениях к тому или другому из виновных, дело наказания было делом служения Господу, делом священным. Поэтому Моисей и сказал им «посвятите сегодня руки ваши Господу» . Своим поведением сыны Левия заслужат благословение от Господа «да ниспошлет Он вам благословение» .

. На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.

Восхождение Моисея на гору Синай и 40-дневное пребывание на ней в посте и молитве () имело своею целью заглаждение совершенного народом великого греха. О своем намерении Моисей предваряет народ. Предварение могло иметь большое значение и для народа, и для самого Моисея. В первом оно возбуждало сознание греха и раскаяние в нем и тем облегчало ходатайство пророка, чем больше нашлось бы людей, сердечно кающихся в грехе, тем скорее могли быть услышаны мольбы Моисея о прощении греха.

. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;

. прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

Так как грех народа состоял в нарушении завета, то просьба Моисея «прости грех их» равносильна мольбе: не считай завет нарушенным, не отвергай Израиля, не отнимай у него звания и прав народа богоизбранного. Необходимость подобной просьбы была вызвана следующим. На первое ходатайство Моисея () Господь отвечал обещанием не истреблять Израиля. Дальнейшее его существование было таким образом обеспечено. Но подобное обещание не означало еще, что евреи остаются народом богоизбранным. Сомневаться в этом побуждало самое настроение народа, не только не проявившего готовности возвратить себе божественную милость, но и обнаружившего крайнее упорство (

. итак, иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.

Закон, нарушителями которого явились евреи, требует наказания виновного (), и так как правда одного не вменяется в праведность другому (), то самопожертвование Моисея не может быть принято. Виновные будут наказаны, не теперь, а впоследствии: к дальнейшим преступлениям будет причислена тогда и теперешняя вина народа. Но до наступления этого времени Моисей должен оставаться вождем Израиля: «веди народ сей» . При этом, как и ранее, он будет руководим непосредственно самим Богом: «вот, Ангел Мой пойдет пред тобою» . Лично Моисею, а не народу, обещается руководительство Божие, и это – одно из свидетельств гнева Всевышнего против согрешившего Израиля.

. И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.

Речь идет не о новом наказании, но о совершившемся (), которое исходит от Бога ().