Священник, задержанный за убийство жены, был отстранен от службы в храме из-за домогательств. За что убивают священников? Причины следствием не установлены

5 августа в Псковской области был убит известный священник о. Павел Адельгейм (РПЦ МП). Это злодеяние всколыхнуло российское общество. Губернатор Псковской области Андрей Турчак заявил, что «убийство священника — это вызов обществу, поругание над самыми основами морали, нравственности и веры».

Вместе с тем, интерес общественности вызывает и сама личность покойного. Он был известным писателем, знатоком церковного канонического права, в некоторых своих статьях затрагивал и тему старообрядчества. О трагической кончине о. Павла и его личности успели высказаться представители самых разных конфессий, общественные деятели и светские публицисты.

Сегодня наш сайт публикует мнения некоторых старообрядческих авторов.

«Эта пастырская жизнь была крайне опасной. Опасной для сатаны»

Мы опять узнали о насильственной смерти христианского священника в России.

Сейчас слышны возгласы о том, что с каждым таким случаем христианское священническое служение становится все более опасным. Я так не считаю. Священников убивали всегда. И не больше, чем представителей тех или иных социальных групп и профессий. Что во времена репрессий и гонений, что во времена относительного благополучия.

Если посмотреть на статистику убийств священнослужителей в России (очень интересную подборку подготовил портал «Православие и мир», в список убитых священнослужителей включен и старообрядческий священноинок Димитрий), то мы видим, что журналистов, бизнесменов, милиционеров за этот период было убито в разы больше. Поэтому я не поддерживаю высокопарные слова о том, что быть священником в России сейчас смертельно опасно.

С другой стороны, образ убитого отца Павла Адельгейма показывает нам, как опасно по жизни быть честным священником. Я не был с ним знаком лично. Но я доверяю мнению тех моих знакомых, которые знали отца Павла. По мнению этих людей, отец Павел являл собой деятельный пример пастырского служения.

Он образцово построил свои отношения с семьей, с церковным начальством, с сослуживцами, с собратьями и паствой. Он был включен в клир РПЦ МП, но при этом оставался полностью свободным человеком. Он смог оторваться от материального благополучия, но при этом совершенно не нуждался. Он судился со своим митрополитом, но при этом оставался у него в подчинении. А чего стоит рассказ его матушки о последних днях его жизни, о том, как отец Павел возился с совершенно незнакомым ему человеком, с его будущим убийцей! И, конечно же, для любого христианина понятен возглас убийцы после совершенного им злодеяния: «Сатана!» Такое жертвенное служение и становится опасным. Опасным для сатаны.

Кончина священника Павла Адельгейма более чем достойная для христианина и священника. Да, она не на смертном ложе произошла, не после красивого прощания с родными и не со свечкой в руке. Но и Христос умирал не очень красиво и художественно. И пусть утрут слезы его близкие и родственники. Они ничего не потеряли, а отец Павел приобрел. «Смерть мужу покой есть». А разве не к этому стремится каждый христианин?

Единственно, кто многое потерял со смертью Павла Адельгейма — это РПЦ МП. Отец Павел был одним из немногих священников, кого называют «человеком-совестью». Вот он был совестью РПЦ МП. Он был неумолкающим внутренним голосом, который реагировал на всякую неправду и несправедливость чиноначалия. Что очень важно — он был внутренним голосом. Он не просто критиковал и изголялся, он пытался вести и жить так, как он предлагал. И нести полную ответственность. РПЦ МП тоже понимала, что такие священники очень нужны — его не запрещали и не извергали.

Для того, чтобы семя проросло и принесло плод, ему нужно умереть. Вот отец Павел умер. Принесет ли его смерть плод для РПЦ МП? Услышат ли его глас после смерти? Поймут ли, за что он боролся и чему противостоял?

Неформатный священник

С отцом Павлом Адельгеймом я познакомился сперва заочно. Это случилось на страницах газеты «Община-XXI век», издававшейся в 2001-2005 годах.

Газету возглавлял ещё один религиозный диссидент эпохи СССР, отсидевший за свои убеждения — Александр Огородников. Публикации Адельгейма оказались удивительно созвучными с моими представлениями о развитии восточного христианства. Он много писал о народности Церкви, о её соборности, о роли мирян в жизни церковной общины.

В личности о. Павла меня, однако, интересовал не только его интерес к темам церковной демократии или старообрядчества. Он был из немногих, кого бы я назвал «старорежимным» священником. Священником, ставшим служителем алтаря не по воле случая, попав за парту духовной семинарии или начитавшись духовных книг, а непосредственно воспитанном в атмосфере духовной, эмоциональной и бытовой преемственности. Он с детства посещал храм втайне от всех и сохранил горение в вере не только в страшные советские, но и в нынешние лукавые времена. Он не поклонился советским спецслужбам, требовавшим от него сотрудничества, за что и был приговорен, по доносу своих же сослужителей, к лишению свободы.

Не стал он соглашателем и хоронякой в новой России. В отличие от многих новопризванных в 90-е годы священников, ставших обычными требоисполнителями, он мог себе позволить открыто высказывать своё мнение, подкрепленное не только обширными познаниями в области церковной истории и права, но и собственным исповедническим опытом открытого противостояния безбожной власти.

Священник Павел Адельгейм не вписался в духовный официоз. Церковь для него была не отвлеченной государственно-религиозной условностью, конфессиональной конструкцией, но единением людей во Христе, соборной общностью, подчиняющуюся не земным, но небесным законам. К сожалению, эти устремления о. Павла так и остались в его мечтах.

Подобно многим богословам эмигрантской волны и русского зарубежья, Адельгейм имел широкие взгляды. И не со всеми из них, наверно, я бы мог согласиться. Однако его пастырский и исповеднический опыт был важен для многих, особенно сейчас, после торжественного и помпезного празднования 1025-летия христианства на Руси. Наблюдая жизнь таких людей, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, можно с уверенностью сказать, что это время не прошло совсем бесследно для нашей земли.

Последний раз я видел о. Павла Адельгейма на богословской конференции в Москве. В промежутках между заседаниями к нему выстраивалась очередь из женщин в черных платочках, мужчин в наколках, заплаканных девушек и прочих людей, явно не участников этой конференции. Пожилой о. Павел внимательно выслушивал их длительные рассказы и что-то говорил им, невзирая на свою очевидную усталость, телесную немощь и явный «неформат» такой исповеди.

Смерть о. Павла — личная беда, указывающая на духовную беду куда более серьезного масштаба

Смерть священника от руки убийцы — всегда событие, выходящее за рамки обыденности. С одной стороны ХХ в. явил множество примеров таких убийств, и даже в массовых масштабах, но с другой стороны — те убийства были безличными, а произошедшее во Пскове в понедельник — особое. Обстоятельства убийства в целом довольно банальны — психически больной юноша обратил свою агрессию на ближайшего к нему человека. Схватил со стола нож и ударил.

Так, в ситуации бытовой поножовщины с психиатрической подоплекой, закончился жизненный путь далеко не ординарного священника Павла Адельгейма. И перед лицом смерти вдруг оказалось, что смерть его не вписывается в обстоятельства, она завершает некоторый путь и придает новое звучание тому, что пытался донести в своих книгах, интервью и проповедях о. Павел.

Священник Павел Адельгейм не был диссидентом в простом смысле слова, он был церковным правдолюбцем, вроде Бориса Талантова, о. Глеба Якунина, ксендза Ежи Попелюшко и других. В том смысле он отличался даже от убитого столь же ужасным образом и, вероятно, также сумасшедшим, о. Александра Меня. А именно такие правдолюбцы выполняют важную сигнальную функцию — они свидетельствуют о неправде или серьезных сбоях в работе института церкви.

Отец Павел очень много и часто говорил о кризисе православия, о том, что церковь «кончилась», имея в виду, прежде всего, слияние церковного и государственного, альянс, разрушающий сакральное. И в этом смысле существовал как запрос на то, что он говорит, так и запрос на то, чтобы он замолчал. Такой запрос иногда формулировался прямо, иногда косвенно, но он был.

Епископ Псковский Евсевий прислал о. Павлу на подпись «покаяние». Тот не подписал и продолжил бороться за правду, за что на него посыпались церковные наказания. Теперь, после смерти о. Павла, забот у псковского архиерея и всех, озабоченных предотвращением выноса сора из избы, станет поменьше. Запрос на герметичность среды, на «невынос», очень заметен в наших институтах, находящихся в кризисе, которые не могут справиться с обсуждением своего состояния: в армии, в полиции, в школе. Везде есть стремление закрыть институт для обсуждения, но в церкви этому стремлению придают искусственный статус «защиты святыни». Отец Павел сломал этот негласный корпоративный договор и поставил под вопрос соответствие РПЦ МП своему социальному месту. Его последние интервью не оставляют в этом сомнений. Смерть о. Павла означает дефицит правды и критики в церкви, находящейся в структурном кризисе.

Запрос на то, чтобы он говорил — объективный запрос всего института на изменение, прежде всего, на деполитизацию и дистанцирование от власти. Процесс, на который указывал покойный священник, крайне болезненный, но результат затягивания его — расцерковление той части населения, прежде всего, интеллигенции, которая пришла в церковь в 1990-х на волне чаемого возрождения православия. Вместо возрождения началось превращение РПЦ МП в идеологического контролера и идеологического гаранта. Отец Павел указывал, что возрождается отнюдь не вера и не религиозная этика, а проект «политическое православие». Со смертью о. Адельгейма в РПЦ остается мало человек, способных столь же авторитетно и свободно говорить обо всем этом. Лагерник, поэт, писатель, церковный публицист — такого больше нет. Поэтому смерть о. Павла означает и критический дефицит кадров для обновления.

В том, что сумасшедший юноша убил приютившего его старика, как зверь, который неожиданно кусает гладящую его руку, нет ничего невиданного. Такие вещи, увы, случаются — и с животными, и с безумными людьми. Необычно другое — как быстро все осознали, что эта смерть становится в ряд других убийств священников и иноков. Тем самым общество, и в особенности думающее и говорящее общество, выстраивает некий смысл, некое послание. Получается, что некая слепая сила, которую можно условно назвать энтропией, уничтожает в церковном институте лучшее, оставляя конформистов и карьеристов. Сердце церкви тем самым помещается в убитых священниках. Это есть выражение глубокого пессимизма и разочарования.

Убийца Сергей Пчелинцев приехал к отцу Павлу за помощью. Но получить эту помощь он не смог, не захотел, и в конце концов больное сознание сделало адский выверт. Для того, чтобы получить духовную помощь, надо уметь ее получать. А этот навык, похоже, утерялся, и научить этому сложно. Поэтому смерть о. Павла означает еще и потерю обществом важных социальных навыков, которые тысячелетиями реализовывались через церковь, а теперь их непонятно как реализовывать. Непонятно, как каяться, как получать отпущение, как соединяться с абсолютом. Этому не учат, или учат недостаточно и неверно. А значит, смерть о. Павла — личная беда, указывающая на духовную беду куда более серьезного масштаба

В Москве преступник в марлевой маске расстрелял настоятеля храма святого Фомы Даниила Сысоева. При жизни Сысоев, известный миссионерской деятельностью, получал угрозы и сообщения, что он приговорен

Москва. 20 ноября. сайт – В Москве в минувший четверг была открыта стрельба по настоятелю храма святого Фомы в Южном административном. Как первоначально сообщили "Интерфаксу" источники в правоохранительных органах, неизвестные стреляли в настоятеля храма и его помощника в районе 23:10 - 23:20 на улице Москворечье в Нагатинском районе столицы, в церковном дворе. "От полученных огнестрельных ранений батюшка скончался на месте, его помощник был тяжело ранен", - сказал собеседник агентства. По его словам, прихожане на своих машинах доставили тело священника и раненого помощника в одну из ближайших больниц. "На месте происшествия работает следственная группа. В розыск объявлен молодой человек среднего роста, худощавого телосложения. Одет в черную куртку и синие джинсы", - добавил источник. На место происшествия выезжал руководитель следственного управления СКП РФ столицы Анатолий Багмет.

Затем источник в правоохранительных органах уточнил, что жертвой неизвестного преступника в Москве стал настоятель храма святого Фомы, известный священник Даниил Сысоев. По его словам, он получил огнестрельные ранения в голову и грудь, а его помощник - Владимир Стрельбицкий - ранен в грудь. "Я не помню, чтобы в Москве убивали священнослужителя, тем более расстреливали из автоматического оружия", - сказал "Интерфаксу" эксперт в правоохранительных органах. Помимо этого источник в правоохранительных органах сообщил, что убийца Сысоева договорился с ним о встрече по телефону. "Перед трагедией неизвестный убийца позвонил на мобильный телефон и спросил будет ли он (Д.Сысоев - ИФ) в храме", - сказал собеседник агентства. По его словам, когда священник ответил утвердительно, убийца подъехал к храму и расстрелял его.

Как рассказали "Интерфаксу" в правоохранительных органах, неизвестный, убивший священника, скрывал лицо под марлевой медицинской повязкой. По словам собеседника агентства, с места происшествия изъяты 4 гильзы и 2 пули калибра 9 мм.

В настоящее время следователи и оперативники проводят проверку входящих и исходящих звонков телефона настоятеля храма отца Даниила, а также изучают его электронную почту. Кроме того, они допросили свидетелей убийства в Москве настоятеля храма апостола Фомы на улице Кантемировской Даниила Сысоева. "Следственно-оперативной группой проведен осмотр места происшествия, в ходе которого изъяты гильзы, две пули и другие предметы, имеющие значение для дела. Допрошены свидетели преступления", - сообщил "Интерфаксу" в пятницу официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. При этом он отметил, что "следствие рассматривает различные версии преступления и не исключает, что убийство священнослужителя связано с его религиозной деятельностью".

В свою очередь, руководитель столичного управления СКП РФ Анатолий Багмет заявил, что следствие убеждено, что основным мотивом убийства священника Даниила Сысоева в Москве является религиозная ненависть. "Следствием отрабатываются все возможные версии, но мы склоняемся к тому, что основной мотив преступления - ненависть на религиозной почве", - сообщил он "Интерфаксу". При этом Багмет исключил возможность бытовых мотивов преступления. "Эту версию мы не рассматриваем", - отметил собеседник агентства.

Багмет сообщил одновременно, что им принято решение принять к своему производству расследование данного громкого убийства. "В связи с особой дерзостью и дикостью преступления мною принято решение принять к производству Следственного управления Москвы данное уголовное дело", - сказал он.

Расстреляли за миссионерство?

В Русской православной церкви назвали ужасной трагедией совершенное в ночь на пятницу убийство настоятеля храма Апостола Фомы в Москве отца Даниила Сысоева. "Прежде всего хотелось бы выразить соболезнования родным и близким отца Даниила, его супруге и трем дочерям", - сказал корреспонденту "Интерфакс-Религия" глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда. "Это ужасная трагедия и, как любое убийство, это нарушение заповедей и очень большой грех", - добавил Легойда. Он напомнил, что погибший много делал на ниве просвещения. "Верующие люди будут молиться об упокоении души отца Даниила", - сказал собеседник агентства.

В Московской патриархии "Интерфаксу" сообщили, что Сысоев был известен своей активной миссионерской работой. Согласно источникам, наиболее вероятной версией убийства является его миссионерская деятельность среди неправославного населения России. "При жизни в последнее время поступали постоянные угрозы о физической расправе от некой экстремисткой организации. По данному факту Даниил Сысоев несколько раз обращался в федеральную службу безопасности", - сказал источник в правоохранительных органах.

По его словам, Сысоев сообщил, что ему на телефон поступали звонки от неизвестных людей, а на его электронную почту приходили письма с обещанием "выпустить ему кишки наружу". "Последняя угроза поступила Д.Сысоеву в начале октября. Неизвестный позвонил ему и заявил, что он приговорен к смертной казни", - сказал собеседник агентства.

Иерей Сысоев известен как опытный богослов, который находился в постоянном диспуте с экстремистскими направлениями ислама. Первые угрозы в его адрес начали поступать еще четыре года назад, после того как он провел публичный диспут с Вячеславом Полосиным, бывшим православным священником, который принял ислам. Сысоев известен как автор трудов "Брак с мусульманином", "Православный ответ исламу".

В то же время источник в оперативно-следственной группе рассказал "Интерфаксу", что Сысоев мог быть убит представителями секты так называемых "родноверов". По словам источника, следствие отрабатывает все версии убийства, но данная версия является основной. Собеседник агентства отметил, что ее свидетельствует тот факт, что преступник не бросил оружие на месте преступления. "Родноверы" не являются профессиональным убийцами, поэтому у них каждый ствол на счету", - сказал он. Источник рассказал, что в организацию "родноверов" в ходят в основном молодые люди - язычники. Он также напомнил, что ранее "родноверы" устроили взрыв в одном из храмов Москвы.

"Интерфакс" пока не располагает официальным подтверждением данной информации.

Он предвидел свою смерть

Как ни странно, погибший Даниил Сысоев, судя по всему, предвидел свою скорую смерть - во всяком случае, он признавался в своем интернет-дневнике, что не исключает для себя возможности быть убитым за веру. По словам священника, ему неоднократно угрожали физической расправой, но он фактически свыкся с этими угрозами и перестал их опасаться. "Уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой", - писал отец Даниил в своем блоге 9 октября этого года.

"Мне ведь и органы об этой же мусульманской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. - Это же здорово!" - отмечал священник в Интернет- дневнике.

Кроме того, в беседе с корреспондентом "Комсомольская правда", которая состоялась на прошлой неделе и была опубликована в газете сегодня, Сысоев рассказывал, что на него готовилось покушение. "Год назад со мной на связь вышло ФСБ. Сказали, что раскрыли какой-то заговор, мол, на меня готовилось покушение. А я даже не знал. Но Бог милостив!" - заявлял он. Отец Даниил также рассказал, что ему "регулярно угрожают: и по телефону и по электронной почте. Четырнадцать раз обещали отрезать голову". "Москва наполнилась мигрантами. Гастарбайтеров все прибывает. И мы планировали проводить среди них уроки религиозной нравственности. Эти лекции читали бы с разрешения работодателей", - отмечал священник, добавив, что за последние два года в храме крестились более 80 мусульман, среди них - татары, узбеки, чеченцы и дагестанцы.

Со своей стороны, зампред Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин призвал не связывать преступление против отца Даниила Сысоева с исламской общиной. "Религия, в частности, ислам запрещают убийство человека: убийство одного человека приравнивается к убийству всего человечества. Тем более мусульмане и православные - представители авраамической линии единоверия. Такие люди никогда не поднимут руку на своих братьев", - заявил Гизатулин в пятницу "Интерфаксу-Религии". По его мнению, за убийством отца Даниила, "скорее всего, стоят сектанты".

Прихожане скорбят

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в пятницу, в день своего 63-летия, совершил панихиду по известному миссионеру, священнику Даниилу Сысоеву, убитому накануне ночью. "Сегодня за Божественной литургией молился о его упокоении. Буду и дальше разделять с его родными и осиротевшей паствой молитву о том, чтобы Господь принял верного раба Своего в Небесные обители", - говорится в специальном заявлении патриарха, которое публикует официальный сайт Московского патриархата.

Как уточнил в беседе с корреспондентом "Интерфакс-Религия" (www.interfax-religion.ru) глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский, "патриарх совершил заупокойную ектенью во время Божественной литургии, которую он провел в день своего рождения в домовом храме патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве". "Иногда заупокойная ектения (часть Божественной литургии - ИФ) опускается, особенно при архиерейских службах, а в данном случае она была", - пояснил священник. Он сообщил также, что отпевание отца Даниила пройдет в субботу или в воскресенье в храме Петра и Павла в Ясенево (подворье Оптиной пустыни). День отпевания будет зависеть от того, когда следственные органы выдадут тело покойного. По данным руководителя Ассоциации православных экспертов и друга убитого священника Кирилла Фролова, предполагается, что на территории этого храма отец Даниил и будет захоронен.

А пока в храме Апостола Фомы на Кантемировской с раннего утра пятницы не прекращается чтение Псалтири по убитому настоятелю. Как передает корреспондент портала "Интерфакса-религия", Псалтирь и заупокойные молитвы в центре храма у аналоя читают сами прихожане, бывшие духовные чада отца Даниила. На каноне (поминальном столике с распятием) горит несколько десятков свечей. В церковь постоянно подтягиваются люди с цветами, в том числе священники, члены приходской общины, миссионерских клубов, которые окормлял отец Даниил, друзья и близкие погибшего батюшки. Люди ставят свечи, тихо обсуждают друг с другом случившуюся трагедию.

В небольшом деревянном храме особо выделено место справа от алтаря, где сегодня ночью отец Даниил был расстрелян неизвестным убийцей. Здесь на коврике лежат крест-накрест две белые и две алые розы, вокруг букеты цветов. На улице у входа в храм также постепенно скапливается все больше букетов цветов, которые приносят верующие. На дверях церкви до сих пор висят объявления о приходской жизни, подписанные священником Даниилом Сысоевым.

Возле церковной ограды дежурят несколько сотрудников милиции, но вход в храм открыт для всех. Также на месте происшествия работает несколько съемочных групп российских телеканалов.

Протоиерей Александр Мень был убит утром 9 сентября 1990 года на тропинке к железнодорожной станции “Семхоз”. Неизвестный ударил его тяжелым предметом (вероятно, топором) по голове. Священник дошел до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Предполагаемый убийца – пьяница и уголовник якобы просто спутал о. Александра с другим человеком, тем более, что священник был одет в гражданское платье.

Секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия игумен Лазарь (Солнышко) был убит 26 декабря 1990 года в Москве. Обстоятельства убийства были загадочными, однако правоохранительным органам удалось задержать сотрудника Отдела внешних церковных сношений МП Михаила Потемкина (ставшего позднее епископом одного из ответвлений РИПЦ под именем Мануила (Платова). Тогда он просидел в Бутырском следственном изоляторе почти два года Следствие так и не кончилось судом.

Настоятель храма Рождества в Путинках игумен Серафим (Сергей Шлыков). Труп священнослужителя был обнаружен 2 февраля 1991 года в квартире на Красносельской улице. Похищены деньги, радио и видеоаппаратура.

9 марта 2008 года был убит настоятель прихода во имя Державной иконы Божией Матери в Белореченске Краснодарского края Алексей Горин . По подозрению в совершении этого преступления задержан старший сын Горина. По версии следствия, он в состоянии аффекта нанес отцу несколько ранений, одно из которых оказалось смертельным.

28 ноября 2008 года неизвестные . Его дом находится в селе Петрово Ярославского района близ областного центра. Дом практически сразу загорелся с трёх сторон. Священнику удалось выбраться на улицу. По словам священника, позже очевидцы рассказали ему, что видели на окраине села машину без номеров, в которой находились трое мужчин. После того как дом был подожжён, эти люди скрылись.

30 ноября 2008 года . Представители правоохранительных органов сообщили, что, по предварительным данным, взрывное устройство было самодельным. В результате взрыва пострадали два человека. Здание храма не было повреждено.

Был убит в городе Бельцы (Молдавия) 19 ноября 2007 года. 85-летний священнослужитель был обнаружен с перерезанным горлом в собственном доме. По словам очевидцев, убийца, увидев приближающуюся дочь священника, скрылся. Кинолог с собакой пошел по следу, который оборвался у реки Рэут, однако вскоре бельцкие полицейские задержали убийцу на одном из железнодорожных вокзалов района Унгень. Им оказался уроженец села Фынтыница района Дрокия 29-летний Руслан Никорич, который до этого отсидел шесть лет за хищение. В марте 2008 года он был приговорен судом первой инстанции к 22 годам заключения за убийство с особой жестокостью. Судья счел необоснованными данные следствия о том, что Никорич намеревался ограбить священника, и пришел к заключению, что мотивом убийства стала месть. Священник Василий Смоляк служил Церкви на протяжении 55 лет. Последние десять лет он находился на заслуженном отдыхе.

Инцидент произошел в скиту в деревне Волобуевка Рыльского района Курской области. Утром водитель обнаружил уже мертвого священнослужителя. До этого злоумышленники избили послушника местного скита, который также отказал им в их требовании. В результате послушник попал в реанимацию. Обвиняемые задержаны, сознались в преступлениях и находятся в рыльском СИЗО.

24 августа 2009 года . Перед началом богослужения к владыке подошел мужчина, достал нож и нанес удар в область живота, а также повредил вены на руке, которой епископ успел закрыться от второго удара. Епископ Софроний был немедленно доставлен в ближайшую больницу и прооперирован. Нападавшего задержали прихожане и по прибытии наряда милиции передали в руки представителей правоохранительных органов. Позже выяснилось, что злоумышленник состоит на учете в Могилевской областной психиатрической больнице. В отношении нападавшего возбуждено уголовное дело по ст. 147 УК РБ («Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения»).

Ь. Отец Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике : “Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. – Это же здорово!”.

5 декабря 2009 г. перед всенощной в Москве совершено нападение на священника Виталия Зубкова – клирика храма апостола Фомы на Кантемировской (настоятелем которого был убиенный ), известный миссионер, индолог, автор ряда публикаций о миссии в Индии, участник нескольких миссионерских поездок в Индию. Как рассказал о.Виталий, нападение было совершено, когда он шел в храм на всенощную, нападавших было трое, они подбежали и начали избивать священника. «Я шел, думал, молился и тут удар, я ничего даже не понял», – рассказал отец Виталий. Он упал, его продолжали бить, сколько это длилось – священник не знает. Били сначала по ногам, потом по голове.

Вечером 22 декабря 2009 года из хулиганских побуждений . Преступники застрелили священника после того, как он им сделал замечание за то, что они справляли естественные надобности в подъезде.

24 апреля в селе Янтиково Яльчикского района Чувашии рядом с церковью было обнаружено тело 46-летнего священника протоиерея Анатолия Сорокина . Он был убит выстрелом в спину. СКП по Чувашии возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса (убийство). Через два дня оперативникам удалось установить и задержать подозреваемого. Им оказался 47-летний житель деревни Сугайкасы Канашского района. Предполагаемый убийца священника состоит на учете у психиатра и находится на инвалидности по психическому заболеванию. Десять лет назад подозреваемый решением Канашского районного суда был признан недееспособным.

5 мая 2010 года в Чебоксарах было обнаружено тело с ножевыми ранениями. Погибший – настоятель храма Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района иеромонах Вадим (Смирнов). Подозреваемый задержан. Ведется следствие.

был убит в собственном доме в с. Кадышево Ульяновской области ночью 17 января 2011 года. Игумен Виссарион (в миру иерей Василий) – восстанавливал храмы, служил в с. Волчино (Псковской Обл.), однако из-за ограбления и угроз, покинул это место и вернулся в родное село, восстановил храм в нем и в соседнем селе. Взял на перевоспитание алкоголика, а тот ответил ему убийством – напившись, избил до смерти и заснул в доме убитого, где и был пойман. По не уточненным данным, суд решил отпустить убийцу и дать условное наказание.

Протоиерей Павел Адельгейм убит 5 августа 2013 года во Пскове. Священника зарезал 27-летний гость из Москвы, прибывший к Адельгейму по рекомендации некоей женщины и три дня проживший у него в доме. Гость, страдающий душевной болезнью, убил священника во время разговора на кухне, ударив его ножом в живот. После этого убийца попытался покончить с собой, нанеся себе два удара ножом. Сейчас он госпитализирован, ему делают операцию.

Монахиня Людмила (Пряшникова)

9 февраля 2014 года около 14.00 в главный собор Южно-Сахалинской и Курильской епархии (собор Воскресения Христова) ворвался вооруженный, где произвел несколько выстрелов. От полученных ранений на месте скончались служащая храма монахиня Людмила (Пряшникова) и прихожанин собора.

Иерей Георгий Никишов

Клирик Свято-Петро-Павловского храма города Первомайска, Луганской области, иерей Георгий Никишов. Как сообщается на сайте Северодонецкой и Старобельской епархии, отец Георгий погиб 28 июля 2014 года вследствие осколочного ранения.

Протоиерей Павел Жученко

Под Славянском был застрелен священник УПЦ МП протоиерей Павел Жученко, служивший в храме Святого Димитрия Донского в городе Дружковка Донецкой области. Обстоятельства гибели священника неизвестны.

Протоиерей Владимир Креслянский

Года во время обстрела погиб протоиерей Владимир Креслянский. Священник возвращался домой с вечернего богослужения. В этот момент снаряд попал прямо в дом. Батюшка получил ранение руки и погиб от потери крови. Сиротами остались пятеро детей.

Иерей Роман Николаев

В ночь с 25 на 26 июля 2015 года неизвестные дважды выстрелили в настоятеля храма великомученицы Татианы на Оболони . Злоумышленники в масках подстерегали отца Романа у двери его квартиры. Получив ранение в голову, священник скончался 29 июля в больнице, не приходя в сознание.

Инокиня Алевтина (Кравчук)

62-летняя инокиня Вознесенского Флоровского монастыря в Киеве 28 июля 2015 года в своей квартире, со связанными руками и следами побоев. Причиной смерти милиция назвала удушение. По словам родных, матушка Алевтина тяжело болела и готовилась к операции. Перед тем как лечь в больницу, она приехала на свою киевскую квартиру, чтобы привести себя в порядок.

Иеромонах Роман (Перов)

30 октября 2015 года иеромонах Роман (Перов), настоятель Покровского храма села Пузево Бутурлиновского района Воронежской области. Его зарезал 25-летний гастарбайтер, гражданин Узбекистана. Он ударил священника ножом в грудь в доме, расположенном на территории церкви. После этого угнал автомобиль настоятеля, но попал в ДТП. На место приехали сотрудники ДПС, и преступник сам рассказал им об убийстве.

Протоиерей Анатолий Лысенко

Настоятель храма в честь святого апостола Андрея Первозванного в жилом массиве Левобережный-3 в Днепропетровске (Украина) пострадал при нападении грабителей в ночь на 26 апреля 2016 года, его жена убита. Бандиты связали и пытали священника и его жену. Отца Анатолия погрузили в багажник автомобиля и вывезли за город, где продолжали пытать до потери сознания. Матушка Ирина была оставлена на полу в доме и к возвращению священника была уже мертва. Предположительно грабители рассчитывали найти в доме протоиерея деньги на строительство церкви.

Игумен Даниил (Соколов)

Тело настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумена Даниила (Соколова) с признаками насильственной смерти было обнаружено 7 июля 2016 года. Настоятель был найден мертвым в своей келье после утренней службы.

Прихожанки Свято-Георгиевского собора города Кизляра, Дагестан

В Кизляре (Республика Дагестан) 18 февраля преступник по людям, выходившим из Свято-Георгиевского собора после богослужения.

Имена погибших при нападении на храм:

Моргунова Вера Гавриловна,
Щербакова Людмила Георгиевна,
Терлиян Надежда Сергеевна,
Мелькомова Ирина Сосиковна,
Блинникова Вера Сергеевна

В списке жертв, опубликованном РБК, пятой погибшей значится Людмила Леудкина, а Вера Блинникова указана, как пострадавшая. В больнице находятся Надежда Кушнарева и Наталья Плетухина. Ранения получили правоохранители, которые пытались остановить преступника - сотрудник ППС Магомед Рамазанов и боец Росгвардии Султан Хизириев.

Погибшая Людмила Щербакова (в центре в голубом платке) и другие прихожанки храма в Кизляре | Mash

В феврале 1917 года в России пала монархия и к власти пришло Временное Правительство. Но уже в октябре власть в России оказалась в руках большевиков. Они захватили Кремль в тот самый момент, когда здесь заседал Поместный Собор, избиравший Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Тихон был избран на Патриарший Престол через десять дней после прихода к власти большевиков. В 1917 году начался самый трагический период в истории Русской церкви Борьба с религией была частью идейной программы новой большевистской власти. После захвата власти, 26 октября 1917 года, большевики издали «Декрет о земле», объявлявший о национализации всех церковных и монастырских земель «со всем их живым и мертвым инвентарем». 16-18 декабря последовали декреты, лишавшие юридической силы церковный брак. отделявшие церковь от государства и школы от церкви. государства и школы от церкви», в соответствии запрещено было религиозное воспитание и преподавание религии в школах. Сразу же после победы революции начались жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей. Первой жертвой революционного террора стал петербургский протоиерей Иоанн Кочуров, убитый 31 октября 1917 года: его смерть открыла трагический список новомучеников и исповедников Российских, включающий имена десятков тысяч представителей духовенства и монашествующих, сотен тысяч мирян. 25 января 1918 года в Киеве был убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Вскоре расстрелы и аресты духовенства приобрели массовый характер. Казни священнослужителей совершались с изощренной жестокостью: их закапывали в землю живьем, обливали на морозе холодной водой до полного обледенения, варили в кипятке, распинали, засекали до смерти плетьми, зарубали топором. Многих священнослужителей перед смертью пытали, многие были казнены вместе с семьями или на глазах у жены и детей. Церкви и монастыри подвергались разгрому и разграблению, иконы - поруганию и сожжению. Разнузданная компания против религии была развернута в прессе. 26 октября 1918 года, в годовщину пребывания большевиков у власти, Патриарх Тихон в послании Совету народных комиссаров, говорил о бедствиях, постигших страну, народ и Церковь: «Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство… Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию часто без всякого следствия и суда… Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных». Вскоре после этого письма Патриарх Тихон был посажен под домашний арест, а гонения продолжились с новой силой. 14 февраля 1919 года Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии мощей. Были назначены специальные комиссии, которые в присутствии священнослужителей и мирян публично оскверняли мощи святых. Целью кампании была дискредитация Церкви и разоблачение «фокусничества и шарлатанства». 11 апреля 1919 года были вскрыты мощи преподобного Сергия Радонежского. Накануне перед воротами Троице-Сергиевой Лавры собралась толпа богомольцев, молебны преподобному совершались всю ночь. 29 июля 1920 года Совнарком издал постановление о ликвидации мощей, через месяц Наркомат юстиции постановил передавать их в музеи. Впоследствии многие были впоследствии перевезены в Ленинградский музей атеизма и религии, расположившийся в помещениях Казанского собора. Революция и гражданская война привели к экономической разрухе. Летом 1921 года ситуацию усугубила засуха. В поволжье и некоторых других регионах начался голод. К маю 1922 года голодало уже около 20 миллионов человек, около миллиона скончалось. Вымирали целые деревни, дети оставались сиротами. Именно в этот момент большевистская власть решила использовать для нанесения новых ударов по Церкви. 19 марта 1922 года В.И.Ленин составил секретное письмо членам Политбюро, в котором предлагалось использовать голод как повод для полного разгрома церковной организации в России: «Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне... Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». По всей стране начались судебные процессы против священнослужителей и мирян, Их обвиняли в сопротивлении изъятию церковных ценностей. 26 апреля в Москве перед судом предстали 20 священников и 34 мирянина, В конце мая был арестован Петроградский митрополит Вениамин (Казанский): он и еще 85 человек якобы подстрекали верующих к сопротивлению властям. Митрополит и другие обвиняемые были приговорены к расстрелу. Помимо гонений со стороны безбожной власти, удары по Церкви наносили внутренние расколы. К 1922 году оформилось движение обновленцев. Его деятели этого раскола ратовали за отмену многовековых традиций, введение женатого епископата и целый ряд других новшеств. Главным в программе обновленцев было свержение законной церковной иерархии во главе с Патриархом Тихоном. Для этой цели они вошли в альянс с ГПУ, при помощи которого добились отстранения патриарха от власти. В период между летом 1922 и летом 1923 года власть в Церкви фактически находилась в руках обновленцев. 2 мая в Храме Христа Спасителя они провели лжесобор, в котором участвовало 476 делегатов, в том числе 62 архиерея. Лжесобор постановил лишить Патриарха Тихона сана и монашества, отменить восстановление патриаршества. Патриарх Тихон решения лжесобора не признал. В 1922 Патриарх находился под домашним арестом, а в начале 1923 года был переведен в тюрьму на Лубянке, где его подвергали регулярным допросам. 16 июня он обратился в Верховный суд с заявлением, в котором раскаялся в своей антисоветской деятельности 25 июня Патриарха освободили. 9 декабря 1924 года на Патриарха Тихона было совершено покушение, в результате которого его келейник Я.Полозов, вставший между Патриархом и бандитами, был убит. После этого здоровье Патриарха стало ухудшаться. Сотрудник ГПУ Тучков, отвечавший за контакты с Церковью, потребовал от Патриарха издать послание с выражением лояльности советской власти и осуждением эмигрантского духовенства. Текст послания был составлен, однако Патриарх отказывался его подписывать. 7 апреля Патриарх скончался, так и не подписав послание. На следующий день после его кончины текст послания, якобы подписанный Патриархом, был опубликован в «Известиях». Местоблюстителем Патриаршего престола после смерти Патриарха Тихона был избран митрополит Крутицкий Петр. Гонения на Церковь между тем все ужесточались. Петр вскоре был арестован, к обязанностям заместителя Патриаршего Местоблюстителя приступил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) Но и он в конце 1926 года был арестован и отстранен от управления Церковью. К тому времени многие архиереи томились в лагерях и тюрьмах по всей России. Более 20 архиереев находились в бывшем Соловецком монастыре, превращенном в «Соловецкий лагерь особого назначения». 30 марта 1927 года митрополит Сергий был освобожден из заключения. 7 мая он обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. В качестве условия такой легализации Сергий должен был высказаться в поддержку советской власти, осудить контрреволюцию и эмигрантское духовенство. 29 июля митрополит Сергий и сформированный им Временный Патриарший Синод издали «Декларацию», содержавшую благодарность советскому правительству за «внимание к духовным нуждам православного населения», призыв «не на словах, а на деле» доказать лояльность советской власти и осуждение «противосоветских выступлений» некоторых заграничных архиереев. «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Издание «Декларации» не приостановило гонений на Церковь. В 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя. По всей стране боролись с колокольным звоном, срывали и разбивали колокола. Продолжалось уничтожение икон и осквернение святынь. Аресты и расстрелы священнослужителей не прекращались. Первый удар был нанесен по противникам «Декларации» митрополита Сергия, затем по прочим архиереям. Борьба митрополита Сергия за легализацию Церкви и облегчение судьбы арестованных архиереев имела лишь относительный успех. Все новые и новые аресты происходили на глазах Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, который был бессилен что-либо сделать. В результате беспрецедентных по своим масштабам гонений 1930-х годов Церковь в СССР была почти полностью разгромлена. К 1939 году на всей территории страны оставалось лишь около 100 действующих храмов, ни одного монастыря, ни одного церковного учебного заведения и лишь четыре правящих архиерея. Еще несколько архиереев служили настоятелями храмов. Страшным памятником страшной эпохи является Бутовский полигон, на котором в 30-х годах многие тысячи людей были расстреляны по обвинению в шпионской, антисоветской и контрреволюционной деятельности. Здесь, наряду с людьми зрелого возраста и глубокими стариками, расстреливали студентов и даже школьников. Самым младшим из расстрелянных на Бутовском полигоне было 15, 16 или 17 лет: таких здесь было уничтожено несколько десятков. 18-20-летних расстреливали сотнями. Мальчиков привозили вместе со старшими в крытых грузовых машинах, куда вмещалось до 50 человек. Осужденных заводили в барак, проверяли их личность по фотографиям и имеющимся документам. Процедура проверки и переклички могла длиться несколько часов. На рассвете осужденных ставили на край глубокого рва; стреляли из пистолета в упор, в затылок. Тела убитых сбрасывали в ров и при помощи бульдозера засыпали землей. Значительную часть расстрелянных составляли «церковники» - епископы, священники, монахи, монахини и миряне, обвиненные в принадлежности к «церковно-монархической организации». Большинство расстрелянных по этой статье принадлежало к Русской Православной Церкви: в числе Бутовских новомучеников – шесть архиереев, более трехсот священников, дьяконы, монахи и монахини, псаломщики и регенты церковных хоров. Бутовская фабрика смерти работала безостановочно. Как правило, в течение одного дня расстреливали не менее ста человек; в иные дни расстреливали по 300, 400, 500 и более человек. Их кости до сего дня лежат на Бутовском полигоне, покрытые тонким слоем земли. Положение Церкви стало меняться после начала Второй мировой войны. После подписания Молотова-Риббентроппа, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, а в 1940 году - Бессарабия, Северная Буковина и Прибалтика. В результате резко возросло число приходов Русской Православной Церкви. Когда началась Великая отечественная война, митрополит Сергий одним из первых обратился к народу по радио с призывом встать на защиту отечества. Церковь, обескровленная На средства, собранные Церковью, была создана танковая колонна имени Димитрия Донского. Патриотическая позиция Церкви не осталась незамеченной, и уже в 1942 году гонения на Церковь значительно ослабли. Переломным моментом в судьбе Церкви стала личная встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 года по инициативе диктатора. В ходе встречи был поставлен целый ряд вопросов: о необходимости созыва Архиерейского Собора для избрания Патриарха и Синода, об открытии духовных учебных заведений, об издании церковного журнала, об освобождении архиереев, находившихся в заключении и ссылке. На все вопросы Сталин дал положительный ответ. Московской Патриархии был предоставлен особняк в Чистом переулке, где она располагается и поныне. Открытые гонения были временно прекращены. Многие православные приходы возобновляли свою деятельность на оккупированных немцами территориях, но после того, как Красная Армия изгоняла оттуда немцев, эти приходы уже не закрывались. Новая волна гонений на Церковь началась в 1958 году. Она была инициирована Н.С.Хрущевым, первый секретарь ЦК КПСС пообещал за двадцать лет построить коммунизм, а в 1980 году показать по телевизору «последнего попа». Возобновилось массовое закрытие храмов и монастырей, была значительно усилена антирелигиозная пропаганда. В СССР был взят курс на бескровное уничтожение Церкви. Власти стремились оказать мощное идеологическое давление на Церковь разрушить ее изнутри и дискредитировать в глазах народа. Органы госбезопасности предлагали священникам отречение от Бога и вступление на стезю пропаганды «научного атеизма». Для этой неблагородной миссии подыскивали, как правило, тех священнослужителей, которые или состояли под запрещением, или имели канонические нарушения, или находились «на крючке» у властей и боялись репрессий. 5 декабря 1959 года газета «Правда» опубликовала статью, в которой от Бога и Церкви отрекался бывший протоиерей и профессор Ленинградской духовной академии Александр Осипов. Отречение это выглядело внезапным и неожиданным, однако на самом деле Осипов на протяжении многих лет был сексотом и писал доносы в КГБ на своих собратьев-священнослужителей. Его отречение тщательно и долго готовилось сотрудниками госбезопасности. Осипов стал обличителем «религиозных предрассудков». Умирал он мучительно и долго, но и на смертном одре не уставал заявлять о своем атеизме: «У “боженек” милостей выпрашивать не собираюсь». В хрущевские годы, важную роль в деле сохранения Церкви сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). В 18-летнем возрасте став монахом, он уже в 33 года возглавил одну из крупнейших епархий - Ленинградскую. Будучи постоянным членом Синода и председателем Отдела внешних церковных сношений, митрополит Никодим при престарелом Патриархе Алексии I в значительной степени определял внутреннюю и внешнюю политику Церкви. В начале 60-х годов в епископате происходила смена поколений: многие архиереи старого поставления уходили в мир иной, и надо было искать им замену, а власти препятствовали рукоположению в епископский сан молодых образованных клириков. Митрополит Никодим сумел переломить эту ситуацию и получить разрешение мотивируя это тем, что они необходимы для международной, миротворческой и экуменической деятельности Церкви. Дабы предотвратить закрытие Ленинградской духовной академии, митрополит создал в ней факультет иностранных студентов, а для предотвращения надругательства над священнослужителями во время пасхального крестного хода (что было обычным делом), он стал приглашать на пасхальные богослужения иностранные делегации. В расширении международных и экуменических контактов митрополит видел одно из средств для защиты Церкви от гонений со стороны богоборческой власти. При этом на словах митрополит был предельно лоялен властям и в своих многочисленных интервью зарубежным средствам массовой информации отрицал гонения на Церковь: это была плата за возможность работать над постепенным омоложением церковного клира. После отставки Хрущева и прихода к власти в 1967 году Л.И.Брежнева положение Церкви мало изменилось. Вплоть до конца 1980-х годов Церковь оставалась социальным изгоем: невозможно было открыто исповедовать христианство и при этом занимать хоть сколько-нибудь значимое положение в обществе. Количество храмов, священнослужителей, студентов духовных школ и насельников монастырей жестко регламентировалось, а миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность была запрещена. Церковь по-прежнему находилась под строжайшим контролем. Перемены в жизни Русской Православной Церкви начались в 1985 году с приходом к власти в СССР М.С.Горбачева и началом политики «гласности» и «перестройки». Впервые после многих десятилетий Церковь начала выходить из вынужденной изоляции, ее руководители стали появляться на общественных трибунах. В 1988 состоялось Празднование 1000-летия Крещения Руси. Мероприятие задуманное изначально как узко церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество. Стало очевидно, Православная Церковь доказала свою жизнеспособность, она не сломлена гонениями, и имеет высокий авторитет в глазах народа. С этого юбилея началось второе массовое Крещение Руси. В конце 1980-х и начале 1990-х годов миллионы людей на всем пространстве бывшего Советского Союза пришли к православной вере. В крупных городских храмах крестились десятки и сотни людей ежедневно. За следующие 20 лет в России число приходов пятикратно увеличилось, а количество монастырей выросло более чем в сорок раз. Беспрецедентный количественный рост Русской Православной Церкви сопровождался кардинальными переменами в ее социополитическом положении Православной Церкви. После семидесяти лет гонений Церковь вновь стала неотъемлимой частью общества, признанной духовно-нравственной силой. Впервые после многих столетий Церковь обрела право самостоятельно, без вмешательства со стороны светских властей, определять свое место в обществе, выстраивать свои отношения с государством. На рубеже XX и XXI веков Русская Церковь возродилась во всем своем величии. Сегодня у Церкви имеются широкие возможности для просветительской, миссионерской, социальной, благотворительной, издательской деятельности. Возрождение церковной жизни стало плодом самоотверженного труда миллионов людей. Однако оно бы не произошло, если бы не было тех многочисленных мучеников и исповедников веры, которые в ХХ веке предпочли смерть отречению от Христа и которые ныне, предстоя престолу Божию, молятся за свой народ и за свою Церковь.

Одной из самых опасных профессий в России является православное служение. Жизни священника угрожают с разных сторон: невменяемые сатанисты, озверевшие алкоголики, религиозные противники не брезгуют ничем. Имена Александра Меня, Андрея Николаева, Даниила Сысоева стали нарицательными – это жертвы нового времени, когда люди не считаются ни с какими моральными нормами.

Мы приводим далеко не полный список погибших и раненых за последние 20 лет православных священников.

XX век

9 сентября 1990 года на тропинке к железнодорожной станции «Семхоз» ударом тяжёлым предметом по голове убит протоиерей Александр Мень. Убийца остался безнаказанным.

26 декабря 1990 года убит игумен Лазарь, секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. По подозрению в убийстве был задержан сотрудник Отдела внешних церковных сношений МП Михаил Потемкин, почти 2 года он просидел в Бутырском СИЗО, но дело так и не дошло до суда. Сейчас Потемкин стал епископом Мануилом.

2 февраля 1991 года игумен Серафим, настоятель храма Рождества в Путинках, найден убитым в своей квартире. Предполагаемая цель преступления – ограбление.

18 апреля 1993 г., в Светлое Воскресенье, убиты три монаха Оптиной пустыни – иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт. По делу осуждён некто Николай Аверин, рассказавший, что «получил приказ от дьявола».

В ночь с 30 на 31 декабря 1993 года убит настоятель храма Рождества Богородицы села Жарки Юрьевецкого района Ивановской области. Пропала крупная сумма денег, предназначавшаяся для ремонта храма. Убийца выпустил из тела жертвы всю кровь – на этом основании суд счёл его не полностью вменяемым и приговорил лишь к четырём годам.

14 февраля 1996 года убит похищенный за две недели до этого священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило-Архангельского храма Грозного. Чеченцы приказали священнику потребовать, чтобы российские солдаты, державшие оборону на грозненском вокзале, сдались, но отец Анатолий благословил соплеменников на ратное дело.

14 сентября 1997 года найдено тело протоиерея Александра Жаркова, незадолго до этого перешедшего из лона РПЦ в Российскую Православную Церковь за Границей (РПЦЗ). Причина убийства – борьба этих церквей за храм св. Елисаветы в Петербурге, настоятелем которого был о. Александр. Согласно выводам следствия, исполнители преступления «находились в контакте» с некоторыми священнослужителями.

22 или 23 сентября 1997 года жестоко убит (множество ножевых ранений) в своей квартире священник Георгий Зяблицев, высокопоставленный сотрудник Отдела внешних церковных сношений Патриархии (оттуда вышел тогдашний патриарх Алексий II). Предполагаемый мотив – попытка получить доступ к церковным деньгам.

В январе 1998 года зверски убит старообрядческий священноинок Димитрий. Убийцы – сотрудники риелторской фирмы «партнёр» – позарились на квартиру молодого священника.

16 июля 1999 года в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области убит протоиерей Борис Пономарёв – трое рецидивистов позарились на старинные иконы.

В 1999 году чеченские бандиты похитили и убили протоиерея Петра Сухоносова, настоятеля Покровского храма в станице Слепцовская (Ингушетия).

23 августа 2000 года из корыстных побуждений убит иеромонах Симеон, настоятель храма Андрея Первозванного в Барнауле.

XXI век

8 января 2001 года скрывавшийся в монастыре дезертир убит иеромонаха Александра в селе Сабаево (Мордовия).

21 марта 2001 года ещё один дезертир убил иеромонаха Григория, настоятеля храма в поселке Тура Красноярского края. Голову жертвы преступник бросил на престол алтаря.

13 мая 2001 года в Кабардино-Балкарии убит священник Игорь Розин, суд признал убийцу невменяемым.

14 октября 2002 года грабитель убил 85-летнего настоятеля сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Татарстане

8 августа 2003 года убит иеромонах Нил, настоятель Волдозерской Ильинской пустыни в Карелии.

25 декабря 2003 года ранее судимый молодой человек с неизвестной целью убит иеромонах Александр в селе Колосовка (Омская область).

26 июля 2005 года убит отец Герман в Чеховском районе Московской области, основная версия – ограбление.

В ночь на 2 декабря 2006 года было совершено самое резонансное убийство священника за весь период между гибелями Меня и Сысоева. В селе Прямухино Тверской области облили бензином и подожгли дом священника Андрея Николаева; кроме него, погибли трое его детей и жена. Основная версия – местные жители были недовольны тем, что священник мешает им разворовывать церковное имущество. Отец Андрей знал о готовящемся убийстве, но власти Тверской области (губернатором был и остаётся Дмитрий Зеленин) не сочли нужным защитить его.

После этой страшной трагедии преступники словно устыдились, приостановили кровавую вакханалию. Наступили более вегетарианские времена: некоторым священникам позволяли спастись.

В ночь с 6 на 7 января 2007 года (на Рождество) в Свердловской области убит настоятель храма Петра и Павла иерей Олег. Цель преступления – хищение икон из храма .

Без трагедии обошлось 12 февраля 2007 года, когда в Новосибирской области был подожжён дом настоятеля храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона священника Дмитрия . Священнику удалось выбросить через окно в снег четырёх малолетних детей, спасти жену и успеть покинуть дом самому.

4 марта 2007 года 19-летний недоумок нанёс несколько ножевых ранений в лицо и шею настоятелю Никольского храма Воронежа отцу Петру. Нападавший оказался невменяемым .

9 июня 2007 года в Зеленограде на иерея Павла Ходзинского с ножом напал душевнобольной мужчина. Однако до задержания он успел нанести священнику лишь несколько порезов руки.

В ночь на 22 августа 2007 года в Ивановской области в собственном доме убит настоятель прихода Вознесения Господня игумен Авенир. Основная версия – грабёж.

24 ноября 2007 года в Архангельске подожжён дом настоятеля Свято-Ильинского кафедрального собора протоиерея Владимира Кузива. Священник, его жена и трое взрослых детей, отделались ожогами.

7 февраля 2008 года неизвестный в Москве ударил на улице ножом в шею священника Анатолия из храма Святителя Митрофана Воронежского. Пострадавший госпитализирован.

9 марта 2008 года собственным сыном убит настоятель прихода во имя Державной иконы Божией Матери в Белореченске Краснодарского края Алексей Горин.

28 ноября 2008 года неизвестные сожгли дом руководителя миссионерского отдела Ярославской епархии иеромонаха Серапиона . Священнику удалось выбраться на улицу.

30 ноября 2008 года в храме святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве (Москва) произошёл взрыв. Пострадали два человека.

В ночь со 2 на 3 января 2009 года двое молодых людей в Курской области избили до смерти 50-летнего иеромонаха Ефрема, который отказался дать им денег или алкоголя. Также жестоко избит послушник местного скита.

19 ноября 2009 года в стенах храма апостола Фомы в Москве убит настоятель отец Даниил Сысоев. Ранее ему угрожали воинствующие исламисты.

Поклонитесь памяти убитых, помолитесь за здоровье выживших.

* Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников