Католическая церковь лурдской божией матери. Римско-католическая церковь лурдской божией матери Храм лурдской божией матери орган

История возникновения в Санкт-Петербурге храма Божией Матери Лурдской берёт своё начало с обустройства в 1891 г. в церкви св. Екатерины Александрийской усилиями французов-католиков , бывших в то время частью многонациональной общины ц. св. Екатерины, небольшой часовни в честь Девы Марии Непорочного Зачатия. Главной святыней часовни являлась небольшая статуя Девы Марии , привезённая из Лурда. Культ Девы Марии Лурдской , основанием которому стали провозглашение в 1854 г. догмата о Непорочном Зачатии Богородицы и явления Божией Матери в Лурде в 1858 г., был к тому времени уже широко распространён во всей Католической Церкви .

В преддверии 50-летнего юбилея лурдских явлений петербургская община французов-католиков вновь обратилась к царскому правительству с просьбой о разрешении строительства в городе ещё одного католического храма в честь Божией Матери . Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 г. Усилия французской католической общины были поддержаны также Могилёвским митрополитом Симоном Козловским и тогдашним послом Франции в Российской империи маркизом де Монтобелло.

Сразу после получения от властей разрешения на строительство храма, был начат сбор пожертвований среди французов-католиков , а также поиск подходящего участка земли под здание храма. К концу августа 1900 г. участок был найден, и 24 ноября того же года в конторе петербургского нотариуса Владимира Петровича Бабичева на него была оформлена купчая в 67.000 рублей. При оформлении купчей присутствовали: о. Амвросий Кюни, ОP (духовный попечитель французской католической общины ц. св. Екатерины), Август Гютине и Георгий Ложье (синдики общины). Приобретённый французской общиной участок земли ранее принадлежал купцу I-ой гильдии В. Т. Максимову. Площадь участка составляла 270,2 кв. сажени и находился он по адресу: Литейная часть, 2-ой участок по Ковенскому переулку под № 299 (по табелям участков земли 1900 г.) и № 7 (по полицейскому реестру). С левой стороны от участка возвышался доходный пятиэтажный дом (ныне Ковенский пер., д.9), а с правой располагалась экипажная фабрика Карла Крюммеля (ныне Ковенский пер., д.5).

К декабрю 1900 г. в одной из деревянных построек, находившихся на купленной земле, французская община обустроила временную часовню. Архитектурный проект часовни был выполнен членом общины, инженером французского строительного общества «Батиньоль» Оскаром Иосифовичем Тибо-Бриньолем (1850-1903). Часовня была освящена 29 декабря 1900 г. в честь Божией Матери духовным попечителем общины о. Амвросием Кюни, ОP. Одновременно община обратилась в Могилёвскую Консисторию с просьбой о регистрации нового католического прихода . В 1 января 1901 г. новый, так называемый «французский» приход был зарегистрирован, а его настоятелю — о. Амвросию Кюни, ОP — выданы метрические книги.

Проект каменного здания церкви Божией Матери был заказан французской общиной у архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (1856-1928), сына известного петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора (с 1859 г.), академика Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга . Первоначальный план, составленный к 1902 г., предусматривал строительство трёхнефной базилики в романском стиле с использованием элементов северного модерна. План храма и жилого дома при нём, предназначавшегося для священнослужителей, был утверждён 3 марта 1903 г. строительно-техническим отделением Министерства иностранных дел. Закладка фундамента новой церкви состоялась 29 декабря 1903 г.

Строительство церкви осуществлялось исключительно на пожертвования членов французской общины и доходы от лотереи. Значительная помощь была оказана французским строительным обществом «Батиньоль», которое предоставило общине большое количество финского гранита, оставшегося от постройки Троицкого моста, и заводом «Железобетон», поставившего цемент.

Несмотря на все усилия французской общины, средств для ведения строительства постоянно не хватало. Это обстоятельство стало главной причиной приостановки работ по возведению храма и переработке архитектурного проекта. Новый вариант был разработан Л. Н. Бенуа в соавторстве с Марьяном Марьяновичем Перетятковичем (1872-1916), который изменил проект в сторону его удешевения.

Второй этап строительства храма начался в 1907 г. К этому времени сменился настоятель прихода: вместо о. Амвросия Кюни, ОP, духовным попечителем французской общины стал о. Жан-Батист Морис Амодрю, ОП. Непосредственным руководителем строительных работ был назначен инженер Сергей Николаевич Смирнов. К осени 1909 г. строительство каменного здания церкви Божией Матери было завершено. Церемония освящения нового храма состоялась 22 ноября (по новому стилю 5 декабря) 1909 г. Освящение совершил епископ-суффраган Могилёвской митрополии и председатель Духовной Коллегии Иоанн Цепляк. Связано это было с тем, что архиепископ Аполинарий Внуковский, возглавлявший Могилевскую митрополию в 1908-1909 гг., умер 21.05.1909 года, а новый митрополит, которым позднее станет архиепископ Викентий Ключинский, еще не был назначен. На церемонии освящения присутствовали члены дипломатического корпуса и представители властей города. Французская церковь во имя Божией Матери — ц. Notre Dame de France — стала шестым по счету приходским храмом католической общины Петербурга .

В советский период храм в Ковенском переулке не был закрыт, если не считать нескольких месяцев с января по июнь 1923 г., а также периода с июля 1941 по август 1945 г., когда богослужения в нём не совершались. В годы Великой отечественной войны и блокады храму удалось избежать серьёзных разрушений.

С храмом в Ковенском переулке связан целый ряд важных событий, как из истории католической общины Петербурга , так и всей католической Церкви в России. Долгие годы именно он был единственным в городе и одним из двух на территории России действующим католическим храмом . Именно здесь 1 сентября 1926 года епископом Мишелем де Эрбиньи был тайно хиротонирован о. Антоний Малецкий, Апостольский Администратор Ленинграда в трудные годы революционного преобразования российского общества. В 1935 г. епископом католической Церкви также с правами Апостольского Администратора Ленинграда становится о. Жан-Батист Морис Амодрю, ОP, многолетний настоятель храма Божией Матери . С 1964 по 1970 гг. одним из прихожан храма был и Тадеуш Кондрусевич, будущий митрополит и глава католической Церкви в России с 1989 по 2007 гг. В постсоветский период настоятели именно этого храма чаще всего возглавляли структурные региональные подразделения католической Церкви на Северо-западе. Начиная с 1990-х гг. в храме неоднократно проходили церемонии рукоположения в диаконы и в пресвитеры католической Церкви , а также церемонии возобновления обетов членами монашеских орденов и конгрегаций.

С пастырскими и ознакомительными визитами этот храм не раз посещали высшие иерархи католической Церкви . Среди них кардиналы Юлий Вайводс (1963 г.), Франтишек Томашек (1978 г.), Джордж Безил Хьюм (апрель 1992 г. и октябрь 1994 г.), Джон Буковский (октябрь 1995 г.), Дарио Кастриллионе Хойоса (апрель 2000 г.), Поль Пупар (октябрь 2000 г.), Зенон Грохолевский (декабрь 2003 г.), Ренато Мартино (ноябрь 2005 г.). Архиепископы Франческо Пио Тамбуррино (апрель 2003 г.), Тадеуш Кондрусевич (регулярно, начиная с 1991 по 2007 гг.), Паоло Пецци (регулярно, начиная с 2007 г.). Епископы Петр Стродс (неоднократно в течение 1953-1958 гг.), Юлиан Степонавичюс (сентябрь 1960 г.), Ежи Домбровский (апрель 1990 г.), Иосиф Верт (октябрь 1995 г. и февраль 2001 г.), Ян Павел Ленга (октябрь 1995 г.), Эдвард Озоровский (апрель 2001 г.), Антоний Длугош (май 2002 г.).

С середины 1990-х гг. в храме пребывали несколько чтимых католиками всего мира святынь: статуя Девы Марии Фатимской, привезенная из Португалии (6-7.11.1997 г.), ковчег с нетленными мощами св. Терезы из Лизьё (Франция) (5-8.03.1998 г.), икона Божией Матери «Престол Мудрости» (Греция) (апрель 2004 г.).

Х рам Лурдской Божией Матери — римско-католическая церковь в Санкт-Петербурге.
Она была построена в 1903-1909 годах для нужд французской католической общины по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковича.

Так храм смотрится с улицы Маяковского. Своим основание церковь Божьей Матери Лурдской обязана французам, которые в конце XIX века жили в составе многонациональной католической общины в Санкт-Петербурге.
Начиная с 1891 года, они отправляли многочисленные прощения Александру III, затем Николаю II с просьбой разрешить строительство еще одного католического костела в честь Божьей Матери. Спустя 8 лет усилия французов увенчались успехом: Николай II позволяет своим указом построить церковь, но при условии, что из городской казны не будет потрачено ни рубля.

Храм построен в формах романского зодчества с использованием элементов северного модерна.
Для облицовки здания предполагалось использовать кирпич и природный камень. Однако в 1903 году в связи с окончанием строительства Троицкого моста через Неву администрация фирмы «Батиньоль», построившей мост, предоставила церкви значительное количество неиспользованного гранита.

Это обстоятельство позволило Бенуа изменил систему строения и вместо трех нефов, требующих установки колонн и арок, сделать один железобетонный свод. Имеющийся гранит решили использовать на облицовку.

Внутреннее убранство составляют большие морские раковины для воды при входе, 14 стояний крестного пути, большая и малая люстры, скульптурное убранство в том числе мраморный бюст Иисуса Христа работы Фёдорова.

Церковь не закрывалась в годы советской власти. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда также не нанесли сильных разрушений зданию.

Удивительно, но в 1957 году, для нужд храма, был приобретен орган немецкой фирмы «E. F. Walcker», и был установлен на хорах.

Вручение розария Св.Доминику

Почему церковь так названа?
В середине XVIII века во Франции жила больная девочка Мария-Бернарда Субиру, которая 11 февраля 1858 года на берегу реки Гавы собирала хворост, но вдруг налетел порыв ветра и раздвинул ветви кустов в гроте прибрежной скалы, где маленькая девочка увидела образ Девы Марии.

С февраля по июль 1858 г. Бернадетта 18 раз видела Пресвятую Деву,
которая, являясь, учила ее молитве, призывала к покаянию за грешников и просила сообщить местным властям, что на этом месте должна быть построена церковь.

Во время одного из явлений Божия Матерь указала Бернадетте чудотворный источник, к которому впоследствии стали стекаться миллионы людей.

В 1958 г. у этого источника совершилось пять исцелений.

Позже девушку посчитали безумной и отправили лечиться, а доступ к гроту закрыли.

Только по прошествии веков, в 1925 году, Мария-Бернардя Субиру была канонизирована.

В безбожные советские времена и в первый год посткоммунистической власти католическая церковь Лурдской Божией Матери был единственным культовым заведением, в котором местные и приезжие приверженцы западной ветви христианства могли в открытую, на законных основаниях реализовать свои религиозные потребности. Все остальные католические храмы, соборы, церкви, костёлы, монастыри в городе на Неве были запрещены к служению и переоборудованы под народнохозяйственные нужды или просто уничтожены.

Начиная с 1992 г. ситуация начала круто меняться, культовые сооружения возвращаются к первоначальному предназначению. И храм Лурдской Божией Матери уже не смотрится одиноким особняком на религиозной карте северной столицы, к нему, как и прежде, тянутся верующие-католики. 22 ноября 2009 г. храм Лурдской Божией Матери Санкт-Петербурга торжественно отметил столетие освящения заведения.

Конструкция и интерьер храма Лурдской Божией Матери

Возведён храм Лурдской Божией Матери в 1903-1909 гг. по проекту Л. Бенуа и М. Перетятковича, известных архитекторов. На основной массив конструкции была установлена четырёхгранная башня-колокольня, которую завершили гранёным куполом. Фасад облицовали оставшимся от только что построенного Троицкого моста грубо колотым гранитным камнем, с завершением щипцовым фронтоном. Церковный свод установили железобетонный. Внешне получилась стилизация, при которой части объёма как бы выразительно врастают друг в друга. Налицо превалирование северного модерна с важными дополнениями из романской стилевой копилки средневековой южной Франции.

Интерьерно церковь Лурдской Божией Матери Санкт-Петербурга - это прежде всего морские раковины больших размеров при входе, малая и большая люстры, 14 стояний крестного пути Спасителя, бюст Иисуса Христа из мрамора работы скульптора Фёдорова. И, конечно же, надалтарный образ Богородицы с младенцем, архангелом Михаилом и рядом французских святых работы Э. Липгарта, который в 1916 г. сменил копию «Мадонны» Рафаэля. В 1958 г. художник Захаров написал новый надалтарный образ на тему вручения Спасителем апостолу Петру ключей от Церкви. Годом ранее на хорах был установлен изготовленный в 1910 г. немецкой фирмой E. F. Walcker неоготический орган на два десятка регистров.

Реставрация

В первое десятилетие постсоветской России храм Лурдской Божией Матери Санкт-Петербурга - костел на Ковенском переулке капитально отреставрировали, в частности расчистили цокольный этаж, установили новый алтарь, а также лавки, витражи, побелили стены, установили звукоусилительное оборудвоание, существенно переоборудовали приходской дом.

Первоначально католическая церковь Лурдской Божией Матери предназначалась для нужд традиционно многочисленной французской диаспоры, в большинстве своём исповедовавшей католический обряд. Понятно, что с течением времени целевая аудитория претерпела кардинальные изменения. Не изменилось только покровительство Богородицы, являвшейся в середине XIX в. четырнадцатилетней Бернадетте Субиру в окрестностях Лурда - города на севере Пиренейских гор.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов