Распространение религий. Иудаизм: основные идеи. история иудаизма. заповеди иудаизма Регионы распространения иудаизма

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Все это обусловило привилегированное положение иудеев: термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом понимается , возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.

Боги в иудаизме

История древних евреев и процесс формирования религии известны в основном по материалам Библии, ее наиболее древней части - Ветхого Завета. В начале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог. В одной из общин таким богом был Яхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место.

Новый этап в становлении иудаизма связан с именем Моисея. Это легендарная личность, однако нет причин отрицать возможность реального существования подобного реформатора. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и передал им Завет Бога. Некоторые исследователи считают, что реформа евреев связана с реформой фараона Эхнатона. Моисей, который, возможно, был близок к правящим или жреческим кругам египетского общества, воспринял идею Эхнатона о едином Боге и начал проповедовать ее среди евреев. Он внес некоторые изменения в представления евреев. Его роль настолько значительна, что иудаизм иногда называют мозаизмом, например в Англии. Первые книги Библии называют Пятикнижием Моисея , что также говорит о значительности роли Моисея в становлении иудаизма.

Основные идеи иудаизма

Главная идея иудаизма - идея богоизбранности евреев. Бог один, и он выделил один народ — евреев, чтобы помогать им и передавать свою волю через его пророков. Символом этой избранности является обряд обрезания , совершавшийся над всеми младенцами мужского пола на восьмой день их жизни.

Основные заповеди иудаизма , по преданию, были переданы Богом через Моисея. Они содержат как религиозные предписания: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать день субботний, в который нельзя работать, так и моральные нормы: почитать отца и мать своих; не убивать; не красть; не прелюбодействовать; не произносить ложного свидетельства; не желать ничего у что есть у ближнего твоего. Иудаизм предписывает евреям пищевые ограничения: пища делится на кошерную (дозволенную) и трефную (недозволенную).

Еврейские праздники

Особенностью еврейских праздников является то, что они отмечаются по лунному календарю. Первое место среди праздников занимает Пасха. Сначала Пасха была связана с сельскохозяйственными работами. Позднее она стала праздником в честь исхода из Египта, освобождения евреев из рабства. Праздник шебуот или Пятидесятница справляется на 50-й день после второго дня пасхи в честь Закона, который Моисей получил от Бога на горе Синай. Пурим — праздник спасения евреев от полного уничтожения во время вавилонского плена. Существует множество других праздников, которые почитаются до настоящего времени евреями, живущими в разных странах.

Священная литературы иудаизма

Священное писание евреев известно как Танах. В него входят Тора (Учение) или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею, Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера, Кэтувим (Писания) — 13 книг разнообразных религиозных жанров. Самая древняя часть Танаха датируется X в. до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания на иврите была завершена в III-II вв. до н.э. После завоевания Палестины Александром Македонским евреи расселились по разным странам Восточного Средиземноморья. Это привело к тому, что большая их часть не знала иврита. Служители культа предприняли перевод Танаха на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта в течение 70 дней и получил название «Септуагинта».

Поражение евреев в борьбе с римлянами приводит во II в. н.э. к массовой депортации евреев из Палестины и расширению зоны их расселения. Начинается период диаспоры. В это время важным общественно-религиозным фактором становится синагога , ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний. Руководство еврейскими общинами переходит к священникам, толкователям Закона, которых в вавилонской общине называли раввинами (великий). Вскоре сформировался иерархический институт руководства еврейскими общинами - раввинат. В конце II — начале Ш в. на основе многочисленных комментариев к Торе составляется Талмуд (Учение), который стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев диаспоры. В настоящее время большинство евреев соблюдают только те разделы талмудического права, которые регламентируют религиозную, семейную и гражданскую жизнь.

В эпоху Средневековья получают распространение идеи как рационалистического толкования Торы (Моше Маймонид, Иегуда га-Леей), так и мистического. Наиболее выдающимся законоучителем последнего направления считается раби Шимон Бар-Йохай. Ему приписывают авторство книги «Зогар» - главного теоретического пособия последователей Каббалы — мистического направления в иудаизме.

Иудаизм - одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу - монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора - в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве - бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма - монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному - своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм - религия, которую мы знаем сегодня.

История яхвизма

Как уже было сказано, Бог Яхве - национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории. Согласно иудейскому вероучению, Яхве - это единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей - Адама и Еву. Тогда же была дана и первая заповедь для человека - не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая. Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества - грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной - человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа. Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама - жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи - прародители еврейского народа. Последний - Иаков - имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого - Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона. Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ. Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную - современную Палестину. Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя - сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма - храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов - это сооружение может быть только одно и только в одном месте - на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме - в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога - Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» - это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога - тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм - религия сугубо одной нации - евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама - избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха - выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах - священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений - икон, статуй и т. п. Художественное искусство - это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма - каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

Заповеди в иудаизме

В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте - поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни - почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду - выдающемуся иудейскому мыслителю.

Традиции

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли. Также известен праздник Суккот - другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней - в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.

Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур - день искупления, прообразующий страшный суд.

Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом - второй по авторитетности книге после Торы. Зачастую неевреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати - это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

Суббота в иудаизме

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день - суббота. Этот день вообще - священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.

Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц. Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Иудаизм сегодня

Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды - очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.

Распространение иудаизма

Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки - США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты.

Иудаизм - одна из древних религий, сохранилась до наших дней. Словом иудаизм называют религию, распространенную среди евреев. Это слово происходит от названия древнего племени Иуды. Сторонники иудаизма проживают на всех континентах Земли. В мире проживает 13500000. Евреев (сюда неправильно относят всех евреев, независимо от того, исповедуют они религию или нет). Иудаизм распространен преимущественно среди евреев, но известны факты распространения иудаизма и среди нееврейского населения. Например, в Древнем Риме, Хазарской государстве VIII в., В современной Эфиопии и др.

Ниже представлены данные о количестве верующих в разных странах. Европа: Великобритания - 450 тыс. (В Большом Лондоне - 280 тыс), Италия - 30 тыс, Франция - 535 тыс. (В Париже - 300 тыс), Австрия - 8 тыс, Нидерланды - 30 тыс, Швейцария - 21 тыс, Германия - 20 тыс, Греция - 6 тыс, небольшие группы по несколько тысяч в Польше, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, на территории б. СССР.

Азия: Иран - ЗО тыс, Турция - 40 тыс, Ливан - 3 тыс, небольшие группы почти во всех странах Юго-Западной Азии (Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Афганистан, Пакистан, Ирак, Кувейт, Си-рия и др). В Израиле большая часть населения исповедует иудаизм, где он объявлен государственной религией.

Африка: Марокко - 48 тыс, в Эфиопии один из народов агау придерживается иудаизма - 30 тыс.

Канада - 280 тыс (в Монреале - 110 тыс, в Торонто - 88 тыс). Более всего иудеев в CUJA - 5700000. (В Нью-Йорке с пригородами - 2400000., В Лос-Анджелесе - 535 тыс, Филадельфии - 330 тыс, Чикаго - 270 тыс, Бостоне - 175 тыс, Ма- йами -140 тыс, Вашингтоне - 100 тыс).

В Аргентине - 500 тыс. (В Буэнос-Айресе - 360 тыс), Бразилии - 150 тыс, Уругвае - 55 тыс, Мексике - 49 тыс, Чили - 35 тыс, Венесуэле - 12 тыс, Колумбии - 10 тыс.

Богословы и историки утверждают, что иудейская религия имеет божественное происхождение, в результате чего у него нет никаких исторических и социальных корней. Они считают, что из-за особой божью милость сохранили иудаизм неизменным до наших дней. Эти утверждения богословов находятся в противоречии с историческими фактами. В действительности религия на протяжении веков значительно менялась, меняла свое содержание, форму в зависимости от развития со-ально-экономических условий жизни общества.

Как же возникла и развилась иудейская религия? Три - четыре тысячи лет назад в степях Аравийской пустыне жили многочисленные скотоводческие племена хапиру-головорезы, которые в середине III тыс. Ворвались в Палестину, где вели борьбу с коренными народами этой страны. Была покорена часть страны называлась Ханаан. К тому времени там уже были небольшие города, народ имел свой алфавит, который отличался от египетского и считался образцом для всех древних и новых алфавитов. Жители финикийского города Библос первые начали делать бумагу. Именно поэтому книги тогда назывались Библий, библиями. Благодаря своей сообразительности и связям с другими странами жители этого уголка Земли сыграли исключительную роль в развитии торговли, установлении деловых отношений между странами. Развивалось здесь и земледелие.

Ханаана делились на множество племен. После поселения в Палестине племя хапиру смешалось с коренными жителями и стало называться евреями - от древнееврейского слова "ивриш" - окраина. Так стали называть народ, живший удаленно, на окраине Палестины, на берегу моря.

Скотовод-хапиру, которые кочевали в Аравийской пустыне, были в полной зависимости от природы. Бессилие перед ее стихийными силами порождало у них разные фантастические представления об окружающем мире. Людям казалось, что все имеет чрезвычайную силу и власть над ними В жизни древних евреев-скотоводов главную роль играли животные, и они постепенно пришли к выводу, что животные также обладают удивительными свойствами. Древние еврейские племена поклонялись животным, потому что считали их своими родовыми предками и обожали их. Прочного и длительного связи между этими племенами в обычных условиях не было. Они объединялись только в случае войны и избрание общего военачальника. У евреев в далеком прошлом религия имела характер политеизма. Предметами поклонения были горы, деревья, каменные и деревянные столбы. Вместе с этим они поклонялись солнцу, луне, многочисленным добрым и злым духам.

В первые века своего пребывания в Палестине евреи не пошли дальше возникновения союза племен, так как для этого не было необходимых экономических условий. Но со временем евреи-скотоводы позаимствовали у более развитых Ханаана навыки земледелия. Они начали переходить от кочевого образа жизни к оседлому, от скотоводства к земледелию. Близость языка способствовала тому, что со временем завоеватели и подчинены начали смешиваться, в результате возникла единая народность.

В конце XIII в. до н.э. из разрозненных племен, которые имели более или менее устойчивые межплеменные объединения, первой образовалась еврейское государство Израиль. Возникновению государства способствовали географические особенности Палестины, которая находилась на перекрестке караванных торговых путей, которые соединяли Египет с Сирией и Месопотамией. Этот процесс ускорился еще и потому, что евреи имели сильного соседа, с которым они враждовали. Надо было объединять и укреплять свои земли. А такое укрепление земель могло быть обеспечено только объединением и возникновением государства. Первым израильским царем был Саул. Южные еврейские племена объединились вокруг племени Иуды и во второй половине XI в. до н.э. также влились в израильское государство. Но уже в 935 г. до н. рабовладельческое государство распадается на две части: Израильское и / удейське царства. Именно в это время и происходило возникновение иудейской религии, потому что старые племенные религии не способствовали объединению племен.

Религия еврейских пастухов постепенно меняется культом богов, которые считались покровителями сельского хозяйства. Но по мере дальнейшего объединения отдельных племен на территории Палестины во главе с царем, на первое место выступает культ единого бога - Яхве (Иегова) - бог племени Иуды, отсюда и название - иудейская религия.

Сначала бог Яхве почитался евреями, занимались скотоводством, как дух и демон пустыни (его они представляли в образе быка или льва как символ урожая). Со временем этот бог превращается в могучего бога - покровителя племени Иуды. С объединением в государство бог-покровитель стал богом-защитником всего еврейского народа в Израильской государстве. Изменилась и его основная функция. Главной задачей бога Яхве стало руководство военными операциями против внешних врагов. Он стал богом войны, защитником государства.

Условия исторического развития Израиля и Иудеи способствовали укреплению именно бога Яхве. В условиях рабовладельческого государства евреев их религия превращается в оружие классового господства и угнетения. Провозглашается единственный бог - самодержец Яхве. У него появляются черты человека, с верующими он общается через посредников, его окружают боги разных рангов. Возникает потребность уважать Яхве как всееврейського бога, как избрал евреев своим любимым народом, е к поселению их в Палестине. Возникает миф о том, что когда евреи находились в Египте, а бог Яхве вывел их оттуда. Постепенно на Яхве переносятся лучшие черты других богов. Он становится покровителем урожая, торговли и защитником на войне, наставником в ремеслах. Все другие боги подчинены ему, они его служители.

Борьба за централизацию культа Яхве и признание его единственным богом продолжалась долго, в течение трех веков (Х-УИИ в. До н.э.). Главную роль в распространении иудейской религии сыграла каста жрецов, которая по мере усиления культа Яхве вытесняет других племенных богов.

Прообразом единого бога в иудаизме как монотеистической религии является деспотическая власть царя в древнееврейском государстве. Царь небесный был отражением, копией царя земного. В дальнейшем древнееврейский государство покорили последовательно ассирийские, вавилонские, персидские, греческие и римские завоеватели. Но вера в единого бога не ослабевала, а укреплялась, поскольку она отвечала социальным условиям того времени, пидтримувапася царями-завойов-ми и иудейскими священниками.

Исторически можно выделить три основных этапа эволюции: древний, или библейский; средневековый, или талмудський, и современный иудаизм. Первый из этих этапов связан с возникновением и историей древних еврейских рабовладельческих государств - Иудеи и Израиля. Он охватывает отрезок пути от завоевания кочевыми еврейскими племенами Палестины (ХУ-XIV вв. До н.э.), возникновения древней еврейского государства при Давиде и Со-

Ломон (X в. до н.э.) до гибели последней из еврейских государств - Иудеи, разрушенной сначала вавилоняне в VI в. до н.э., а затем окончательно римлянами в I в. н.э.

Для этого этапа характерно сохранение в иудаизме многочисленных пережитков примитивных религий, существовавших в древних евреев и родственных им семитских племен, кочевавших в степях и пустынях Аравии и в других странах Передней Азии (сам иудейский бог Яхве ранее был пленным духом - покровителем одного из еврейских племен).

Лишь в конце этого этапа племенные культы, а также фетишистские и другие языческие взгляды вытесняются иудейским монотеизмом, который является духовным отражением становления централизованного древней еврейской рабовладельческой монархии, а центром и главным идейным защитником этого монотеизма становятся жрецы иерусалимского храма, они и создают первую священную книгу иудаизма - Книгу законов (Тору) о религиозных реформы царя Иосии (VII в. до н.э.). После реформ Иосии, во время так называемого вавилонского плена, и позже, вернувшись из плена, жрецы восстанавливают разрушенный Иерусалимский храм, создают Книги пророков и писания, и вместе с Торой создают иудейскую Библию. Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. Иудейская религия признает только Ветхий завет, христианство принимает за священные книги Старый и Новый заветы.

Те библейские книги, которые церковь признает священными, составляют канон (правило), то есть твердо зафиксирован комплект священных книг, которым приписывалась высокая религиозная авторитетность, богодуховнисть. Они называются каноническими.

Первая часть Библии - Ветхий завет - состоит из 3-х частей: Льятикнижжя Моисея, или Тора (староевр. - Закон, учение), книги пророков, Писания. Сама Тора состоит из 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Иудаисты всегда считали, что Тора имеет божественное происхождение - она продиктована пророку Моисею самим Богом и ни одна книга древнего и современного мира не может равняться с Торой. Что же собой представляет Пятикнижие? В книге Бытия рассказывается о сотворении мира Богом (около 3760 до н.э.), первых людей, об их жизни, изгнание из рая, о всемирном потопе. Выход описывает жизнь евреев в Египте и их выход оттуда. Левит, посвященный законам, выявлению грехов, заповедям. В книге "Числа" изложены "историю" лишений, выпавших на долю еврейского народа после выхода, наконец "Повторение" закона, или вторая книга законов, повторяет многие законоположений. В ней заповеди, законы, решения переплетаются с воспоминаниями и поучениями. В древнем мире рабовладельческим законам приписывалось божественное возникновения, чтобы предоставить им большую силу. Так, Тора, по своему содержанию, - обычный кодекс рабовладельческого права, она устанавливает правила иудейского культа и тщательно доказывает монотеизм Яхве.

Вторая часть Ветхого завета - Пророки - есть ничто иное, как искажение летописей. В них рассказывается о завоевании Палестины и расселения евреев в Ханаане. Книги изображают период довавилонського плена, период после возвращения евреев из Вавилона в Палестину и т.д.

Третья часть Ветхого завета - Писание - это псалмы, притчи, песни и др.

Известны две редакции Ветхого завета - масоретского и Септуагинте-та.

Масоретами - это еврейские рабы, которые окончательно отредактировали Ветхий завет во II в. до н.э., а Септуагинте ("семьдесят") - это перевод древнееврейского текста Ветхого завета на греческий язык, сделанный словно 72 переводчиками в течение 72 дней в I в. до н. е. На самом деле эта работа продолжалась два века. Последний текст, унаследованный христианством, является теперь наиболее распространенным.

Важным источником истории иудейской религии в 11-I в. до н.э. и в I в. н.э. есть тексты разного содержания, обнаруженные в конце 40-50-х гг. XX в. на западном побережье Мертвого моря, в пещерах Курма-на и Вади Мурраббаьат (Кумаранськи рукописи). Эти тексты свидетельствуют о широком распространении в Иудее религиозного сектантства. Многочисленные фрагменты из книг Ветхого завета, обнаруженные в пещерах Иудейской пустыни, имеют большое количество разночтений. Теперь, благодаря этим (домасоретським) текстам, ученые получили возможность конкретнее осветить процесс создания Ветхого завета, лучше показать антинаучность утверждений еврейских и христианских богословов о его неизменность и святость.

Известно, что ассирийские и вавилонские завоеватели насильственным путем вывели массы евреев в Месопотамию и Мидию. Так были переселены массы иудеев из Палестины в Египет. Помпей привез в Рим сотни пленных евреев. Причины массовой эмиграции иудеи из Палестины в другие страны имеют разное происхождение и характер. Во многих случаях это не зависело от их доброй воли. Расселение евреев за пределами Палестины называется диаспоры. Массовое расселение евреев по странам Средиземноморья в VI-IV вв. до н.э., римские завоевания в конце I в. до н.э. привели к тому, что количество евреев в разных странах мира уже в I в. н.э. намного превышала численность населения самой Иудеи. Историки утверждают, что в начале нашей эры только в Римской империи проживало 4 - 4500000. Евреев, в самой Палестине лишь 1 млн. Такое расселение евреев в разных странах мира требовало реформирования религии.

Жизнь евреев концентрировалось вокруг их религиозного центра - общины. По требованиям ритуала евреи собирались каждую субботу для богослужения, чтение священного писания, обсуждение различных дел, которые касались всей общины

Связь евреев с Иерусалимским храмом и его жрецами в это время был незначительным. Паломничество трижды в год в Иерусалим, что требовалось Библии, было невозможным для большинства евреев, живших в других, отдаленных странах. Поэтому уже в IV в. до н.э. начала возникать новая форма религиозной общины - синагога, которая первоначально рассматривалась как дополнение к храмовой организации вместо посещения иерусалимского храма. Верующие собирались теперь в молитвенный дом (синагогу), где вместо жертвоприношения провозглашались молитвы и похвальные гимны богу Яхве или читались разделы из Библии, которые духовенство здесь же объясняло. Особое значение приобретает специальный день для молитвенных собраний - суббота, празднование которой заимствовано у вавилонян Этот праздник становится обязательным для каждого еврея.

Сначала синагоги были только случайными и временными собранием верующих, но со временем они превратились в постоянный религиозное заведение. Синагога была не только молитвенным домом, но и отдельной светской организацией верующих. Она выступала как представительный орган еврейских общин, осуществляла в них известные функции управления, была центром общественной жизни. Должностные лица синагоги, как правило, выбирались из представителей знатных семей и фактически бесконтрольно распоряжались ее имуществом и финансами. В первые века нашей эры окончательно складывается и форма иудейской религии, которая в основном сохранилась до нашего времени Основные положения ее тщательно разработанные в Талмуде и равинський литературе. Талмуд (по-древньоев-рейськи - учение, изучение) касается числа основных достопримечательностей иудейской религиозной и правовой литературы. Он собирается и редактируется в Палестине и Вавилоне примерно с IV в. до н.э. ло I в. н.е.гТалмуд возник в результате необходимости приспособить старое религиозное учение и библейское законодательство к новым, условий жизни сврей. Иудаизм, в период которого состоит Талмуд, принято называть талмудической

В синагогах раввины не только комментировали и объясняли Тору, но и составляли новые религиозные рассказы, разрабатывали вероучения, реформировали иудаизм в соответствии со временем. Поэтому Талмуд является кодексом религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства. Он содержит в себе легенды и мифы о Боге, вымышленные истории о потустороннем мире и загробной жизни, поучительные притчи и тому подобное. По устройству Вселенной, Талмуд учит, что небо состоит из семи частей: первое небо представляет собой завесу, которая утром поднимается, а вечером опускается; второй небо твердое, к нему прицеплены звезды, луна, солнце; на третьем небе работает большая мельница, который мелет манную крупу, что идет в "пищу небесном населению, на четвертом находится небесный Иерусалим, на пятом живут ангелы, на сл расположены склепы, наполненные снегом, градом, дождем, а также кладовые бурями и дымом; седьмое небо - рай, там живут справедливость и благотворительность, там же находятся души праведников и тех, кто еще не родился.

Единственным источником знаний и наставлений молодежи Талмуд считает священное писание и требует изучать Библию днем и ночью. "Ходить на арене, смотреть змеев, волшебников, посещать светские игры... запрещается... Это отвлекает человека от изучения Торы". К светских наук иудаизм относится с презрением, осуждает их: "О том, что выше тебя, не думай. В то, что не по силам тебе, не есть углубляйся, непонятным для тебя не занимайся, о том, что сокрыто от тебя, не спрашивай ", - поучает Талмуд. Светским наукам можно учиться только во время, которое не принадлежит ни дню, ни ночи.

Иудейская религия консервативна. Система иудейской образования построена на слепом поклонении перед авторитетом. Высшим авторитетом считается раввин. Даже очевидная глупость, высказанная им, приобретает силу закона. "Если раввин даже скажет тебе левое на то, что правое, а правое на то, что левое, ты должен слушаться его", - поучают талмудисты. Все, что говорится в Талмуде о строении Вселенной, растения, животные, человек - не научное. Взять хотя бы такую талмудическую мудрость: "Затмение Солнца предвещает язычникам голод и войну, затмение Луны - плохая примета для Израиля", "Меркурий - секретарь Солнца, и кто родился в его время, будет знаменитым и мудрым", или же: "Болезни посылает людям Бог как наказание, а вылечиться можно молитвой "," Недостаточность дождя от того, что мало изучается Тора ". Талмуд - это орудие реакции, собрание темных представлений его авторов об окружающем мире. Размер Талмуда - 5894 стр. Все в нем разбросаны бессистемно, представлено схоластически. Этот большой сборник содержит записи дискуссий раввинов по вопросам толкования отдельных мест Ветхого завета. В Талмуде также изложены правовые нормы, религиозные предписания, законы, касающиеся судебных дел - уголовных и общественных, богословские размышления по вопросам культа, догматики, этические нормы, примитивные данные по математике, астрономии, медицины, науки, сказки, легенды, притчи, басни, мифы и т.

Библию и Талмуд иудаизм считает первоисточником своего вероучения, эти книги широко используются в настоящее время раввинами для затьмарювання сознания верующих евреев.

В эпоху феодализма положение бедных трудящихся евреев в странах Западной Европы было крайне тяжелым. Они были вынуждены жить отдельно от другого городского населения, в так называемых гетто. За пределами этих кварталов они не имели права селиться без разрешения властей. Основную массу здесь составляли мелкие ремесленники и поденщики. Они жестоко эксплуатировались еврейскими купцами и ростовщиками в союзе со служителями религиозного культа.

Отмена таких поселений в странах Западной Европы было результатом буржуазных революций, происходивших здесь в конце XVIII и в XIX в. В Риме гетто было уничтожено лишь после падения папской власти в 1870 г.. В царской России при наличии еврейской оседлости не было необходимости в создании таких поселений. Но они существовали в ряде городов бывшей территории Речи Посполитой как наследие существующих там порядков.

Иудаизм в Северном Причерноморье, Хазарии и Киевской Руси. Иудейские общины в Польско-Литовском королевстве. Иудаизм в Российской империи. Иудаизм в СССР. Иудаизм в современной России.

Иудаизм в Северном Причерноморье, Хазарии и Киевской Руси

Вплоть до 1917 г. правовое положение и самосознание подавля­ющего большинства еврейского населения России определялось принадлежностью к иудейской религии, в связи с чем понятия ев­рей и иудей были практически синонимами. Поэтому весьма труд­но излагать историю иудаизма как религии этого периода отдель­но от истории евреев России.

Первые достоверные сведения об иудейских общинах в грече­ских городах-колониях на северных берегах Черного моря дати­руются I в. н. э. Есть основания полагать, что членами этих общин наряду с этническими евреями были и перешедшие в иудаизм ме­стные жители. В VIII в. иудаизм становится государственной ре­лигией обширного и могущественного Хазарского царства, тер­ритория которого охватывала земли между Волгой и Днепром и Северное Причерноморье. Именно тогда в условиях стабильного хазарского правления там начинается расселение земледельче­ских племен славянского происхождения. Ряд исследователей даже полагают, что Киев первоначально возник как крайний за­падный форпост Хазарии. Ко времени утверждения власти кня­зей династии скандинавского происхождения - Рюриковичей - в самом Киеве и других городах уже были разнородные этниче­ски (этнические евреи, славяне, хазары и т. д.) славяноязычные иудейские общины. Влияние этих общин было настолько значи­тельно, что, согласно летописному повествованию, князь Влади­мир в конце X в. при «выборе вер» для Руси выслушал и предло­жения «хазарских иудеев». После принятия христианства на Руси иудейские общины продолжали существовать в Киеве и в других местах, о чем сохранились свидетельства как в русских летопис­ных, так и в еврейских средневековых источниках. Доказано су­ществование в домонгольской Руси прямых переводов с еврей­ского на древнерусский язык различных текстов религиозного содержания, по всей вероятности, для нужд местных иудейских славяноязычных общин. Возможно, что с такой древней традици­ей связано возникновение в конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве ереси «жидовствующих», отрицавших Божественность Иисуса, почитание икон, праздновавших субботу и другие иудей­ские праздники. После подавления этого движения евреям, не перешедшим в христианство, был запрещен въезд в Московское царство.

Иудейские общины в Польско-Литовском королевстве

На землях бывшей Киевской Руси (Украины, Белоруссии и час­тично России), вошедших в состав Польско-Литовского государ­ства, иудейские общины первое время продолжали пользоваться восточнославянским (древнерусским) языком. Однако в конце XV - начале XVI в. они были ассимилированы переселившими­ся из Германии евреями-ашкеназами (Ашкеназ - наименование Германии в средневековой еврейской литературе), а принесенный ими язык идиш (еврейско-немецкий) стал общеупотребительным у еврейских общин от Страсбурга до Смоленска.

В XVI в. Польско-Литовское государство становится центром иудейской религиозной учености. Высокий уровень еврейской духовности объясняет исключительно малое число вероотступ­ников, и это несмотря на то, что каждый иудей, перешедший в ка­толичество, получал, по законам страны, дворянское звание (шля­хетство). Тогда же сложилась система еврейского общинного само­управления. Всеми делами общины управлял особый совет - кагал. Руководящую роль в кагалах играли раввины и даяны (судьи религиозного суда). Исключительно много внимания уде­лялось религиозному воспитанию народа, особенно юношества. Обычно раввин был и главой местной высшей талмудической школы, одновременно являясь и попечителем начальной религи­озной школы - хедера. Благодаря такой системе все мужское и частично женское (для них обучение было необязательным) на­селение было достаточно образованно в религиозном отношении, в той или иной степени знало древнееврейский и арамейский язы­ки. В стране работало много выдающихся иудейских законоучи­телей и ученых (Шалом Шахна, Моисей Иссерлис, Соломон Лурия и др.), а также их учеников.

К началу XVIII в. положение еврейского населения резко ухуд­шается. Это происходило из-за общего кризиса Польского госу­дарства, восстания украинских крестьян под предводительством Хмельницкого, когда массы евреев пали от рук повстанцев, мно­голетних и тяжелых войн Польши с Россией, Швецией и Турцией. Кроме того, усиливаются предубеждения католического духовен­ства против иудаизма, евреи подвергаются обвинениям в совер­шении ритуальных убийств. Вместе с тем среди еврейских общин возникает новое мощное движение иудаизма - хасидизм, у исто­ков которого стоял уроженец Западной Украины Израиль бен Элиэзер (Баал шем тов). Главная идея этого движения заключа­лась в признании того, что весь земной мир - это проявление Бо­жества. Бог присутствует везде и во всем, даже в самых обыденных вещах. Считалось, что Божественную изначальную сущность че­ловек может постичь внутренним духовным оком и посредством восторженной молитвы и добавления «света и святости» в служе­нии Всевышнему. Хасидизм сразу же нашел широкий отклик у народа, хотя среди его противников «митнагдимов» были пред­ставители прежней учености, в том числе знаменитый Илья - Гаон Виленский.

Иудаизм в Российской империи

В конце XVIII в. Польское королевство прекращает свое сущест­вование, а его восточные владения, в основном бывшие земли Ки­евской Руси, с многочисленным еврейским населением включа­ются в состав Российской империи. До этого, даже после петров­ских реформ, правительство, сохраняя традицию Московского царства, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. Например, в 1738 г. в Санкт-Петербурге были публично сожжены отставной капитан флота А. Возницын, обвиненный в переходе в иудаизм, и его «совратитель» купец Бо- рох Лейбов. Немного позднее, в 1743 г., императрица Елизавета Петровна наложила на рекомендацию Сената допустить в Ригу и Малороссию еврейских купцов такую резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Правда, запреты со­блюдались не слишком строго. Кроме того, следует отметить, что евреи-выкресты занимали иногда весьма высокие посты, среди них можно указать на сподвижников Петра - барона Шафирова, ведавшего иностранными делами, и графа Дивиера, первого гене­рал-полицмейстера Санкт-Петербурга.

После раздела Польши Екатерина II в своем манифесте обе­щала, что «еврейские общества, жительствующие в присоединен­ных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены в тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ пользуются». Переход в российское подданство резко изменил правовой статус членов еврейских общин. В Польском королев­стве они находились под личным покровительством короля или отдельных магнатов. В Российской империи они становятся граж­данами государства, хотя и с большими ограничениями в пра­вах. В частности, лицам иудейского вероисповедания не разреша­лось поселение во внутренних губерниях Империи, но позволя­лось «водворение» на всей территории Украины и в незадолго до этого присоединенной Новороссии. Тем самым с 1795 г. законода­тельно оформляется пресловутая «черта оседлости евреев», точ­нее, «лиц иудейского вероисповедания», поскольку на выкрестов эти ограничения не распространялись. После включения в нача­ле XIX в. в состав империи части собственно польских земель в границах тогдашней России оказалось около 2 млн евреев, а иуда­изм стал одним из самых распространенных вероисповеданий го­сударства.

В либеральное царствование Александра I был учрежден «Ко­митет по благоустройству евреев». В Петербург были приглаше­ны представители кагалов. Хотя и без официального разрешения, в 1802 г. была создана Санкт-Петербургская иудейская религиоз­ная община. Согласно акту 1804 г., в черту оседлости включаются Астраханская и Кавказская губернии, дозволяется, правда по осо­бым разрешениям, посещать внутренние губернии еврейским про­мышленникам, купцам, художникам и ремесленникам. На евреев не распространялось крепостное право, разрешалось принимать детей евреев «во все училища, гимназии, университеты». Надо сказать, что последним правом евреи долго отказывались пользо­ваться из религиозных соображений. Специальным указом кага­лам запрещались наказания религиозного характера, в том числе преследования хасидов. Еще раньше в официальных документах признанное оскорбительным наименование «жид» было замене­но на «еврей». В 1817 г. было запрещено обвинять евреев в совер­шении ритуальных убийств, основываясь на предрассудках. Но и в царствование Александра порой возникали реакционные на­строения, а либеральные меры часто оставались только на бумаге. В конце своего правления мистически настроенный монарх учре­ждает общество «израильских христиан». По уставу члены обще­ства - евреи, перешедшие в одну из христианских религий, а так­же их потомки получали большие экономические и правовые льго­ты и привилегии. Однако в 1833 г. общество было закрыто ввиду отсутствия достойных претендентов.

В царствование Николая I давление правительства на еврей­ское население усиливается. В 1827 г. на евреев распространили рекрутскую повинность, причем в повышенной пропорции. При­зывали в «кантонисты» детей и подростков с 12 лет, и их зачас­тую насильно заставляли креститься. За отличную службу остав­шийся верным религии отцов солдат-еврей мог быть награжден боевыми наградами, но не мог иметь звание выше фельдфебеля. Вместе с тем отслужившие 25-летнюю службу «николаевские» солдаты получали право повсеместного проживания. В 1844 г. ка­галы «как оплот религиозного фанатизма упраздняются», и в том же году в Вильно и Житомире учреждаются два раввинских учи­лища для воспитания иудейских духовных наставников. В конце царствования Николая правительство было сильно обеспокоено распространением среди крестьян исконно русских губерний - Саратовской, Московской, Тамбовской, Воронежской и даже сре­ди донских и кубанских казаков - «еретических» сект «жидовствующих», или субботников, отвергавших христианский культ.

Это способствовало усилению правовых и других ограничений по отношению к подданным иудейского вероисповедания.

Некоторое облегчение наступило в царствование Александра II. Был отменен институт «кантонистов», и евреи были уравнены в правах с другими гражданами в отношении воинской повинно­сти. Постепенно «право жительства» вне черты оседлости было предоставлено богатым купцам и промышленникам, лицам с выс­шим образованием, ремесленникам, провизорам и фельдшерам. Это способствовало появлению новых иудейских общин как в ев­ропейской части России, так и в Сибири.

С развитием революционного движения в России в конце XIX - начале XX в. усиливаются тенденции правового ограничения ев­реев. После убийства Александра II по городам и местечкам Юго-Запада прокатились первые волны погромов, которые потом пе­риодически повторялись во времена обострения внутриполити­ческой ситуации в стране. Правительство ввело строгие процентные нормы для еврейских учащихся в учебных заведениях, фактиче­ски еще больше сократило «черту оседлости», лишая тысячи се­мейств средств к существованию. Такое положение привело, с од­ной стороны, к массовой эмиграции евреев, прежде всего в Аме­рику, с другой - к уходу радикально настроенной молодежи в различные русские революционные партии и движения или в на­ционалистическое сионистское движение. Влияние религии, осо­бенно на молодое поколение, начинает ослабевать, хотя к началу XX в. большая часть из 5,2 млн евреев (4,13% всего населения страны) все еще проживала в городах и местечках внутри черты оседлости, придерживаясь освященных веками традиций. При переписи населения в 1897 г. подавляющее большинство евреев указало в качестве родного языка идиш и только 67 тыс. - рус­ский. Следует отметить, что в число лиц иудейского вероиспове­дания включались сравнительно небольшие этнические группы грузинских, горских, бухарских евреев и крымчаков. На привер­женцев неталмудического иудаизма - караимов (их насчитыва­лось около 15 тыс.) никакие правовые ограничения в Российской империи не распространялись. Однако переход в караимство дру­гих евреев был запрещен.

После ликвидации кагальной системы продолжали существо­вать автономные религиозные еврейские общества, правда, они не имели определенного четкого юридического статуса. Равви­ны сначала избирались еврейскими обществами, а после издания специального закона в 1901 г. - уполномоченными прихожанами молитвенных домов. Избранные утверждались начальством губер­нии. Наряду с утвержденным «казенным» раввином существовал неформальный «духовный» раввин, которого все уважали за вы­сокую ученость. В масштабах Империи существовал высший офи­циальный орган для решения вопросов по религиозно-духовным делам евреев - «Раввинская комиссия», выполнявшая, в частно­сти, консультативные функции при Министерстве внутренних дел.

В начале XX в. ведущими центрами религиозной жизни иу­дейских общин наряду с прежними в Одессе, Варшаве и Вильно становятся Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монумен­тальные синагоги. Раввинами столичной Санкт-Петербургской синагоги были люди исключительной учености и высоких мо­ральных качеств. Среди них можно назвать И. Ольшвангера, Д. Каценеленбойгена, А. Драбкина, М. Айзенштадта. В Москве много сделал для духовного развития еврейского населения го­рода высокообразованный раввин 3. Минор, обучавший ивриту Л. Толстого. Печатались многочисленные издания религиозного характера на древнееврейском (иврите), идише и русском языках. Надо отметить, что в отличие от США среди евреев России не на­шло отклика движение реформизма. Кроме того, перед лицом об­щего противника - атеизма - резко снизилась острота конфликта между хасидами и митнагдимами.

В последние годы существования империи, особенно после революции 1905 г., резко усилилась антиеврейская идеологиче­ская кампания, кульминацией которой стало так называемое «де­ло Бейлиса». В 1911 г. скромного киевского мещанина Менделя Бейлиса обвинили в совершении ритуального убийства христи­анского мальчика. Несмотря на явные попытки правительствен­ной юстиции осудить Бейлиса, решением присяжных он был оп­равдан. Следует отметить, что православное духовенство отрица­ло наветы об употреблении евреями христианской крови. Тем не менее анитисемитское и антииудейское «черносотенное» движе­ние продолжало свою активную деятельность, идейно опираясь на сфабрикованные в недрах тайной полиции так называемые «Протоколы сионских мудрецов», якобы свидетельствующие о тай­ном заговоре еврейских богачей, направленном на то, чтобы за­хватить власть над всем миром.

Иудаизм в СССР

Во время Первой мировой войны из-за массового бегства населе­ния из фронтовой полосы правительство было вынуждено разре­шить практически повсеместное проживание евреев. После свер­жения царизма Временное правительство сразу же отменило все правовые ограничения для граждан иудейского вероисповедания. Однако предоставленное им гражданское равноправие было реа­лизовано на практике только после Гражданской войны, в ходе которой евреи очень сильно пострадали от погромов, устраивае­мых антисоветскими армиями и бандами. В период индустриали­зации страны происходило массовое переселение евреев, прежде всего молодых, из местечек бывшей черты оседлости в крупные города и промышленные центры России, Украины и других рес­публик. Предпринимались попытки создать территориальные автономные единицы с компактно проживающим там еврейским населением. На Дальнем Востоке была даже образована Еврей­ская автономная область. В то же время официальная атеистиче­ская идеология была направлена против всех конфессий, в том числе и иудаизма. Причем кампания против него проводилась при активном участии коммунистов - членов еврейских секций Коммунистической партии страны - ВКП(б). По их настоянию древнееврейский язык был объявлен «языком клерикальной ре­акции» и его изучение было фактически запрещено, закрывались синагоги, преследовались раввины. В 1927 г. был арестован, при­говорен к смертной казни, замененной 10 годами Соловецких ла­герей, а затем ссылкой в Кострому, глава движения Хабад Иосиф Ицхак Шнеерсон. В 1928 г. он был выслан за пределы СССР.

Во время Второй мировой войны советскими властями было допущено некоторое послабление в отношении давления на рели­гию, что коснулось также иудаизма. Но вскоре после окончания войны вновь последовало усиление антисемитской кампании, был физически уничтожен ряд деятелей культуры, говорящих на язы­ке идиш, организовано пресловутое «дело кремлевских врачей».

После смерти Сталина, в период хрущевской оттепели, иудей­ская культурно-религиозная жизнь в полной мере не была вос­становлена. Синагоги стали исключительно культовыми учреж­дениями, их деятельность строго контролировалась органами гос­безопасности. В период развернутой в 1960-1961 гг. антирелигиоз­ной кампании были закрыты синагоги во многих городах, а также религиозное училище (ешибот) в Москве, большинство раввинов было вынуждено эмигрировать. Была запрещена подготовка слу­жителей иудейского культа - шойхетов (резников скота), соферов (переписчиков Торы), шамашев (религиозных служек). Арабо-из­раильская война 1967 г., когда Советское правительство, целиком став на сторону арабов, развернуло антисионистскую кампанию, часто граничившую с прямым антисемитизмом, вызвала оживле­ние национально-религиозных чувств у значительной части еврей­ского населения. У молодых высокообразованных людей, полно­стью ассимилированных в русскую культуру, проявился активный интерес к иудаизму. Однако начавшаяся в 1985 г. перестройка и последовавшая за ней массовая эмиграция привели к снижению интеллектуального уровня активистов религиозного возрожде­ния. Распад СССР также затруднил общение между религиозны­ми общинами некогда единого государства.

Иудаизм в современной России

Сегодня в России идет становление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудей­ских религиозных общин. Центром еврейской религиозной жиз­ни страны сегодня, несомненно, является Москва, где по прибли­зительным сведениям проживает около 200 тыс. лиц еврейского происхождения. Там размещаются раввинский суд (имеющий пра­во решать вопросы, относящиеся к соблюдению иудейских рели­гиозных законов), синагоги, различные религиозные учебные за­ведения, еврейские школы и Еврейский университет. В Москве работает Российский еврейский конгресс, организация «ВААД России», стремящаяся объединить все еврейские организации, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), издается еврейская пресса и т. д. В Санкт-Петербур­ге, где проживает около 100 тыс. человек еврейского происхожде­ния, также имеются Хоральная синагога, Петербургский инсти­тут иудаики, школы, культурно-просветительские и благотвори­тельные организации, выходит еврейская газета «Народ мой» и другие издания. Синагоги работают в десятках городов России, ак­тивизировалась культурно-религиозная жизнь малых этнических иудейских групп - горских, грузинских, среднеазиатских евреев, караимов. Иудаизм официально признан одной из четырех тра­диционных религий России.

Ввиду массовых смешанных браков, существовавших на про­тяжении нескольких поколений, и господствующего в обществе нерелигиозного сознания довольно трудно определить количест­во приверженцев иудаизма на территории бывшего СССР. Кро­ме того, чисто российским явлением остается движение секты «субботников», именуемых ранее «жидовствующие». Некоторые источники полагают, что их число достаточно велико. По прибли­зительным данным, население, потенциально тяготеющее к иудей­ской религиозной традиции, насчитывает на территории СНГ около 3 млн человек. В основном это хорошо образованные жите­ли городов, занятые преимущественно умственным трудом. Дан­ные социологических исследований показывают отсутствие у боль­шинства этих людей четкой конфессиональной идентификации. Однако двухтысячелетняя история иудаизма на земле этой ве­ликой страны достаточно поучительна для размышлений над его судьбой в будущем.

Всем приветище! Иудаизм — одна из древнейших монотеистических религий, то есть такой, в которой существует только один Бог — творец всего сущего. Само название религии происходит от имени Иуды. Только это не тот человек, который предал Христа. Это ветхозаветный Иуда, о котором мало информации в источниках. Тем не менее его дети стали называться “коленом Иуды”, что дало название народу иудеям — евреям.

В этом посте расскажем кратко об этой религии

Основные книги Иудаизма

Иудаизм — ветхозаветная религия, основной книгой которой является “Ветхий завет” Библии. В этом творении особо почитаются иудеями два текста: “Тора” и “Пятикнижие”. Эти тексты происходят непосредственно от Моисея (в иудейской транскрипции — Мойши). Эти два текста полностью регламентируют жизнь правоверного еврея (иудея). При этом для он должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, в то время как для нееврея достаточно исполнения семи:

  • Идолопоклонство — грех! Надлежит верить только в единого Бога.
  • Богохульство — грех! Негоже осквернять имя Всевышнего.
  • Грех убийства (“Не убий”),
  • Грех воровства (“Не укради”)
  • Грех прелюбодеяния (“Не прелюбодействуй”)
  • Грех употребления плоти живого животного.
  • Суд должен быть справедлив.

Как нетрудно догадаться, эти грехи (запреты) вошли и в христианскую систему ценностей под названием “смертные грехи”, то есть те, которые оскверняют саму душу.

Основные религиозные принципы Иудаизма

  • Существует только один-единственный Бог, которому надлежит поклоняться.
  • Бог — это не просто некий высший разум или что, он — абсолютный источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости, высшее начало — так сказать.
  • Все равны перед этим Богом независимо от расы, пола, вероисповедания.
  • Вместе с тем миссия иудеев — просвещение человечества о божественных законах.
  • Жизнь — это диалог Бога и человека. Этот диалог ведется как на индивиудальном уровне, так и на уровне наций (национальной истории), так и на уровне всего человечества.
  • Человеческая жизнь имеет абсолютную ценность, потому как человек признается бессмертным существом (на уровне души), которое Бог создал по своему образу и подобию.
  • Иудаизм — в чем-то идеалистическая религия, поскольку предполагает примат духовного начала над материей.
  • Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии — пророка Бога, задача которого возвращение заблудшего человечества на божьи законы.
  • В Иудаизме наличествует также учение о воскресении мертвых в конце истории человечества. Это учение получило название “эсхатология”.

Как видно, между Иуадаизму, Христианством и даже Исламом — существует серьезное сходство, которое просто нельзя игнорировать. Можно даже утверждать, что эти мировые религии появились благодаря Иудаизму. И в этом смысле миссия иудеев весьма рьяно реализуется! Как Вы считаете?

Немного истории

История этой вкратце представляет собой смену следующих стадий развития Иудаизма:

  1. Библейский иудаизм, которые имел место быть с 10 по 6 века до новой эры. Бог там называется Яхве, и он довольно жесток: вспомните как он говорил Иосифу убить своего сына Авраама, а затем смилостивился — так проходил проверку один из последователей веры в одного Бога.
  2. Храмовый иудаизм — это период с 6 века до новой эры по 2 век новой эры. Он также в себя включает эллистическую (античную) версию этой веры. Эта ветвь, как и предыдущая, связана с историей иудейского (еврейского народа) и оформилось, когда они вернулись в Палестину и отстроили второй главный храм. В этот период появился обряд обрезания и почитание субботы. Именно с этой версией этой религии и столкнулся сам Иисус из Назарета, когда говорил, что не суббота для человека, а человек для субботы.
  3. Талмудический иудаизм господствовал со 2 века новой эры по 18 век, точнее до 1750 года. Другое название — раввинизм. Именно поэтому правоверных евреев иногда называют раввинами. Эта версия вероучения известна возвеличиванием Талмуда: дескать Мишна чуть чуть отстранила евреев от Бога, поэтому следует теперь почитать изначальную версию учения, которая дана в Торе и Пятикнижии.
  4. Современный иудаизм — это версия вероучения с 1750 года по настоящее время.

Как нетрудно заметить, история евреев — это самый реальный признак всевластия духа над материей. Это доказывает тот факт, что этот народ с самого своего появления четко знал, где должно быть их государство. И это государство образовалось, пусть и не мирным путем в 1948 году. Более детально смотрите тут.

С уважением, Андрей Пучков