Покаяние и исповедь в чем разница. В чём отличие покаяния от исповеди. А ум, если я не ошибаюсь, - это энергия души. Правильно

О ПОКАЯНИИ ДЛЯ НОВООБРАЩЁННЫХ

На вопросы отвечает протоиерей Димитрий Моисеев,
выпускник Московской Духовной Академии, кандидат богословия

- Покаяние в переводе с греческого - "перемена ума". Как это правильно понять?

Перемена ума - это перемена образа мыслей, желаний и вообще стремление изменить свою жизнь. А духовное развитие начинается с покаяния. Человек начинает видеть, что так, как он жил раньше, его уже не устраивает. Личность желает лучшего, совершенного, и вот это желание, намерение, решимость и есть первый шаг к покаянию. Господь не случайно начал Свое служение именно с этого.

- Верно ли, что покаяние начинается с обретения страха Божьего?

Да, конечно. Приобретая благоговение, страх Божий, мы понимаем, что всё делаем перед лицом Божиим, а значит, более ответственно подходим к себе и, соответственно, легче будет каяться…

- Покаяние и раскаяние: в чем отличие?

Раскаяние - это просто сожаление о своих грехах. Я согрешил и сожалею об этом, а покаяние - стремление изменить себя. Можно раскаиваться в том, что оскорбил ближнего, но потом ничего не делать. Ну, оскорблю в следующий раз, - опять раскаюсь, посожалею. А могу приложить какие-то усилия, чтобы больше такого не произошло. Иуда раскаялся в том, что предал Спасителя, но не покаялся.

- Что такое грех и почему в нем нужно каяться?

Слово грех - по-гречески "амартиа" - в буквальном переводе означает "промах, выстрел мимо цели", т.е. по сути, действие, которое было направлено на достижение какой-то цели, но оказалось без результатным. Не случайно говорят: благими намерениями выстлана дорога в ад. Если немножко христианизировать эту поговорку, то получится: как правило, индивид, совершая грех, очень редко желает именно греха, зла, вреда. Обычно человек хочет добра, но, не понимая, не разбираясь в ситуации, или по иным причинам он грешит, то есть совершает действие, не достигающее верной цели. А верная цель у нас одна: уподобиться Богу. Следовательно, грех - это такое действие, которое вредит нашей душе, а, зачастую, и телу. Значит, нам нужно найти некое средство, помогающее человеку бороться со грехом и исцелять его последствия. Этим средством для нас является покаяние. А покаяние есть молитва к Богу, обращение к Нему за помощью. Каясь, мы свидетельствуем о своих заблуждениях, о том, что немощны и несовершенны и нуждаемся в Божьем исцелении. И через таинство исповеди по молитве Церкви Господь такое исцеление искренне кающемуся, конечно же, дает.

- Что делать человеку, который считает, что грехов у него нет: ведь он не вор, не убийца и тому подобное?

Такому человеку стоит честно сравнить себя с Евангелием, где описан Христос, то есть Человек, которым должен быть каждый из нас. В Евангелии даны заповеди, касающиеся не только убийства, прелюбодеяния и воровства и т.д., но даже помыслов, намерений человека. Если люди честно постараются сравнить себя с тем образцом, который дан нам в Новом Завете, я думаю, они не смогут не увидеть разницу.

- Что делать тому, кто искренне кается в грехе, который всё повторяется и повторяется?

Проблема может быть даже и не у личности, а вообще в человеческой природе. Человеку свойственна изменчивость и непостоянство. Святые Отцы приносили покаяние даже до самой смерти, поскольку в каждом живут все мыслимые и немыслимые страсти. Другой вопрос, что по милости Божией они зачастую не проявляются. Верующему, который раскаивается и видит, что окончательно бросить грех у него не получается, всё равно нужно постоянно, настойчиво, искренне молиться Богу и, конечно же, регулярно каяться. Мы ведь по утрам умываемся, прекрасно зная, что завтра опять придется умываться, тем не менее, никто не считает это занятие ненужным, бесполезным. То же самое можно сказать и об исповеди.

- Сразу ли Бог прощает человеку раскаянный грех и сколько времени нужно каяться, чтобы грех был прощен?

Господь, конечно же, прощает человека сразу. И вообще нельзя говорить о том, что Бог держит на кого-то зло или обиду. Бог есть Любовь, как сказано в Священном Писании, и Он любит нас всегда, безмерно, беспредельно. Но, как пишет преподобный Антоний Великий, совершая грех, мы отходим от Бога и попадаем под власть тех злых существ, которые называются бесами, демонами и т.д. Когда же мы искренне раскаиваемся, то выбираемся из-под их власти и возвращаемся к Богу. То есть меняет Свое отношение не Бог к нам, а мы к Нему.

- Чем покаяние отличается от исповеди, и если в покаянии Господь сразу прощает, зачем тогда нужна исповедь?

Исповедь - это свидетельство о своих грехах перед Богом и Церковью, в лице священника. Слово "исповедь" в переводе со славянского - "свидетельство". Мы можем засвидетельствовать как свою веру в Бога, и в таком случае говорим, что исповедуем Бога, так и собственные грехи. Поэтому, обращаясь к таинству, верующий прибегает к молитве Церкви. И священник вместе с кающимся молится Господу, чтобы Он примирил его со Святой Своей Церковью. А покаяние - это устроение души, которое требуется от каждого приступающего к таинству.

- Каково основное правило исповеди?

Основное правило исповеди таково: нужно рассказывать о том, что мучает нашу совесть. Естественно, человеку, только пришедшему в Церковь, совесть будут отягощать наиболее страшные и существенные грехи. В них верующий и будет каяться. Понятно, что он не сможет вспомнить все грехи, совершенные в детстве, в юности. Может, часть из них он и не осознаёт. Но, если человек будет двигаться по пути очищения себя, стремиться к Богу, то рано или поздно он осознает и поймет более мелкие, незначительные грехи, которые были совершены ранее. Поэтому, если вспомним и осознаем наши "старые" грехи, то должны в них каяться на исповеди. А не вспомним - ну, что ж, Господь даст нам такую возможность в свое время, если будем к Нему обращаться искренне. Великим Постом Церковь призывает каждого христианина читать молитву преподобного Ефрема Сирина, где говорится: "Даруй мне зрети моя согрешения…". То есть помоги, Господи, дай мне увидеть мои согрешения. И потом, на исповеди надо говорить всё, но не в мельчайших подробностях, а по существу. Мы должны каяться в страстях и грехах, а не в каких-то конкретных наших действиях.

- С чего начинается исповедь?

Чтобы правильно поисповедоваться, нужно сначала увидеть свои грехи, осознать их. И потом сразу же в молитве обратиться к Богу с покаянием. Важно возыметь желание избавиться от этих беззаконий, преодолеть их. Далее необходимо прийти в храм и на исповеди открыть свои прегрешения, называя их не просто как список поступков когда-то совершенных, но именно с молитвой и покаянием. Для того, чтобы Господь по молитве Церкви, священника это зло простил.

Существует такое мнение, что нужно исповедовать то, о чем болит душа. А если душа не болит, исповедоваться или нет?

В-первую очередь, необходимо исповедовать те грехи, о которых, действительно, болит душа, которые беспокоят и мучают человека. Во-вторых, у нас есть не только душа, но и разум. И он у человека поврежден менее, нежели чувства. Поэтому тоже может подсказать какие-то грехи, пусть еще не совсем прочувствованные, но осознанные как не Богоугодные деяния, от которых нужно избавляться. А значит, в любом случае необходимо исповедоваться.

- Нужно ли после исповеди забывать свои грехи?

Зачем их забывать, всё равно это у нас не получится. Главное - стараться не грешить. Другой вопрос: Господь исцеляет последствия этих грехов, но память о них у верующего остается и служит предостережением, чтобы больше так не поступать.

- Если нет конкретного, видимого греха, а есть общая тяжесть на душе, в чем каяться?

Не бывает так, чтобы не было конкретного греха. Значит, человек его просто не видит. Следовательно, нужно каяться в том, что не видим своих грехов.

- Почему нераскаянная душа страдает после смерти?

Страдать может не только тело, но и душа. И многие на своем опыте знают, как это бывает, когда мучаются либо угрызениями совести, либо от невозможности что-либо сделать, помочь себе или ближнему и т.д. Церковь говорит о том, что каждый человек, совершая грехи, развивает в себе страсти. Что такое страсть? Это страдание, страдательное состояние. Здесь, думаю, уместно привести в пример наркомана, который страдает, если ему вовремя не ввести дозу наркотика. Так же и человек, развивая в себе те или иные страсти, начинает мучиться от отсутствия способов их удовлетворить. Например, гурман, любящий вкусно поесть, если его посадить на хлеб и воду, начнет сильно страдать от невозможности купить себе тортик или что-то другое вкусное. Кто привык выпивать, курить, будет страдать от отсутствия спиртного и табака. Человек, любящий слушать музыку, без нее будет страдать от одиночества и тишины. И вот, уходя из этого мира, душа оставляет все земные средства для удовлетворения своих страстей. Если человек не очистился через жизнь по заповедям, молитву, покаяние, через Причастие, то эти страсти, живущие в душе, будут по-прежнему требовать своего удовлетворения. А удовлетворить-то их станет нечем. И вот это страдание называют в христианстве мукой, которую испытывает душа после смерти. Поэтому Церковь призывает людей, пока мы здесь, на земле, бороться со страстями, уничтожить их в себе. Потому что единственная реальность, с которой человек столкнется после смерти - это Бог. А если кому-то в жизни дорог не Бог, а что-то другое - деньги, слава, власть, какие-то вкусные вещи и т.д. - там всего этого не будет, и стремление к этим земным, материальным благам будет мучить человека. Ведь желание их иметь остается, а самих вещей уже нет.

Почему существует разделение на смертные и не смертные грехи? Ведь Слово Божие учит: "Возмездие за грех - смерть", причем не указано, за какой именно.

Иоанн Богослов в своем первом послании разделяет грехи на смертные и несмертные. Если мы возьмем 5 главу, почитаем 16-17 стихи, то увидим, что апостол говорит о грехах, которые "к смерти" и "не к смерти". Например, о неправде он говорит: "Всякая неправда есть грех, но грех не к смерти". Так что это разделение - традиционное, восходит к апостолам.

Часто на кухне люди обсуждают своих соседей, друзей. При этом они говорят: "Мы никого не осуждаем, а просто говорим о людях". А всё-таки, можно ли участвовать в таких разговорах, не являются ли они осуждением, а значит, грехом?

Если бы речь шла только о человеке, а люди любили бы ближних и говорили: вот, бедный, несчастный Иван Иванович попал в трудную ситуацию, как бы ему помочь, - это, конечно, допустимо и похвально. Но ведь, наверняка, обсуждение происходит в совсем другом русле. Иван Иванович критикуется за то, что он неправильно поступил, не так поздоровался, не туда посмотрел и т.д. А это уже - осуждение. Потому что мы стараемся даже не грех увидеть и осудить, а самого человека. Преподобный авва Дорофей говорил: осуждение от рассуждения отличается именно настроенностью к человеку. Если я скажу, например, что некий брат впал в блуд - это будет констатация факта, если такое, действительно, имело место. Но если я скажу, что этот брат блудник и тем самым охарактеризую его, то согрешу осуждением. Ведь я не знаю, может быть, это падение было случайным. Выносить какое-то суждение о человеке, его состоянии нам запрещено строго-настрого, потому что мы душу другого не видим.

- "Дела плоти известны: они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота… вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия… Поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5) Получается, что грехи распрей и ссор так же опасны, как и смертные, да?

Здесь можно вести речь о степени греха. Потому что те же распри, разногласия бывают разные. Помню, в Древнем Патерике есть одна история, когда два монаха прочитали в какой-то книге, может быть, у апостола Павла, что существуют распри. И решили: давай устроим распрю. А как это сделать? Ну, например, возьмем кирпич: я буду говорить, что это мой кирпич, а ты - что твой. Начнем? - Начнем. - Это мой кирпич. - Ну, и возьми его себе... Так и не смогли они устроить распрю. Ведь внешнее проявление наших страстей целиком и полностью зависит от того, что у нас находится внутри. Причем, можно внешне не показывать бурных эмоций, никаких страстей не проявлять, а внутри всё будет кипеть от той же ненависти, зависти или других страстей. И, хотя со стороны ничего не видно, тем не менее, этот человек находится в состоянии смертного греха. Я помню, задавался в свое время вопросом: со смертными грехами - прелюбодеянием, воровством, убийством - понятно: когда человек их совершает, он грешит смертно. Но к смертным грехам относится и гордость, уныние и так далее. А здесь - через какое действие увидишь, что человек согрешил смертно: ведь начало страстей есть в каждом? Оказывается, что внутреннее устроение готовности ко греху уже является показателем смертного греха. То есть человек может физически и не убить, и прелюбодеянием не согрешить, и не украсть ничего, просто потому, что обстоятельства так не складывались. А внутри он будет готов и расположен к этим грехам и, значит, всё равно грешащим смертно. Получается, смертность греха зависит от нашего внутреннего состояния. Если мы постоянно живем с такими страстями, то, соответственно, грешим смертно. Но если же они проявляются изредка и врачуются покаянием, то это всё-таки относится ко грехам простительным.

Всё зависит от степени греха, насколько человек им одержим. Например, и о грехе прелюбодеяния говорится, что всякий посмотревший на женщину с вожделением, уже согрешил. Однако, есть дистанция между нескромным взором и реальным прелюбодеянием, совершенным на деле. Также и здесь: всякая страсть живет в человеке. Хотя в каждом она достигает разной степени развития. Поэтому всякий согрешает практически всеми страстями, по всем статьям. Но в одних людях это развитие страстей доходит до такого состояния, что он грешит уже смертно, а в других - еще нет.

А при таком подходе безразличие ко греху не вырабатывается: ну, это грех не к смерти - ерунда, буду дальше грешить?

Если такое безразличие есть, то оно уже свидетельствует, что человек находится не во Христе, не в общении с Богом. Ведь реальным признаком жизни в Духе Святом является ведение своих грехов и сокрушение о них, потому что человек видит, что грех отделяет его от Бога. Поэтому всякое согрешение, даже мелкое, вызывает у него скорбь о соделанном.

Святитель Феофан Затворник говорил, что "чувство своей бедности, окаянства, одно безотрадно и, пожалуй, может ввести в отчаяние - окончательно пагубный грех. Потому, не отказываясь от него, надо растворять его познанием и чувством богатства Христова". Как этого достичь?

Во-первых, покаяние должно основываться не на чувствах, а на разуме. Чувства в человеке повреждены намного сильнее, нежели умственные способности, и этим зачастую пользуются "манипуляторы" в своих целях. Все вы, наверное, помните 1996 год и лозунг: "Выбирай сердцем!". Не правда ли, если б человек был призван выбирать умом, он, наверное, сделал бы другой выбор, так же и в покаянии. Верующий должен осознать реальность - и себя: таким, какой он есть на самом деле. Важно познать Бога, что Господь есть Любовь, и Он готов всячески помогать в спасении и исцелении человека. А что касается чувств, они могут быть различными. Раскаялся Пётр, что предал Христа, раскаялся и Иуда, в том же самом. Но последствия покаяния того и другого мы видим совершенно разные. Один от отчаяния удавился, а второй покаялся и был возвращен в число апостолов.

Вы сказали, что разум у человека поврежден меньше, нежели чувства. А у святых, наоборот, написано, что голос сердца никогда не обманет, хотя разум может. И потом, если взять притчи, там написано: "Не полагайся на разум свой". Как это понять?

Здесь происходит путаница в терминах. Русским словом "разум" могут быть обозначены разные вещи. Например, собственно "рацио" - рассудок - рациональная, логическая способность ума, которую мы используем, допустим, при подсчете доходов, при вычислении каких-то наиболее благоприятных для нас вариантов. И вот этот разум, рассудок - действительно то, на что не надо надеяться. Но есть в человеке еще и ум, который по-гречески называется "нус", и вот этот ум как созерцательная способность повреждена меньше всего и способна увидеть волю Божию в большей степени. Когда святые Отцы говорят о сердце, предпочитая его разуму, они предпочитают сердце как орган этого созерцающего ума рассудку, т.е. рациональной способности человека. И в данном смысле, когда они учат о голосе сердца, речь идет не о голосе чувств, эмоций, а именно об уме, который основанием своим имеет сердце.

- А ум, если я не ошибаюсь, - это энергия души. Правильно?

Да. Это высшая энергия души, дух. И здесь святитель Игнатий Брянчанинов очень четко всё расставил по своим местам. Он составил иерархию: ум - на первое, сердце как чувства - на второе место, тело - на третье.

Причем, молящийся ум уже не мыслит, не анализирует, не философствует, а созерцает. По учению св. Отцов: "Сердце - духовная родина ума. Здесь он возвращается к себе и от себя восходит к Богу незаблудным путем".

- Значит, в идеале для верующего нужно объединить ум с сердцем?

Да. Но это возможно сделать только с помощью благодати Святого Духа.

- Чем покаяние отличается от психоанализа и самонаблюдения?

Дело в том, что покаяние - это, в первую очередь, стремление изменить себя. Я могу разобраться в мотивах своего поступка, но суть в том, что христианство говорит о невозможности для человека самоисцелиться. Конечно, можно анализировать себя, свои поступки, но если такое копание в себе не связано с обращением к Богу, то смысла в этом не будет. Повторюсь, покаяние - обращение человека к Богу и молитва к Нему о том, чтобы Господь помог изменить самого себя. А психоанализом, самонаблюдением занимаются многие, в том числе и атеисты.

- Прощаются ли забытые грехи после разрешительной молитвы священника?

Что значит: прощаются - не прощаются? Человек, для которого грехи - незаживающая рана, не сможет их забыть. Если человек их забывает, значит, они пока его не беспокоят. Господь может простить человеку согрешения в том плане, если верующий кается искренне и глубоко в своих грехах, не видя части из них, Он все равно коснется его Своею благодатью. Но если человек вспомнит эти грехи, то обязательно нужно покаяться.

У кого есть комплекс неполноценности, тот постоянно недоволен собой. Чем это чувство отличается от покаяния?

Постоянно недовольным собой можно быть по разным причинам. Один недоволен тем, что он - не президент, другой - что у него мало денег, третий - что его не любят, не ценят, не жалеют, не уважают. И всё это будет относиться лишь к проявлениям человеческих страстей, гордыни. Однако, недовольство тем, что совершается грех, хотя есть желание больше не грешить, но пока это не получается - основа для настоящего покаяния. В данном случае, человек будет искать помощь и средства к исцелению. Думаю, такая личность найдет помощь в лице Христа. К чему каждый из нас, собственно, и призывается.

- Как сделать так, чтобы покаянное чувство не переросло в депрессию?

При правильном покаянии христианин понимает, что сам он не сможет себя изменить, преобразить, ведь это способен сделать только Бог. Такой верующий, раскаиваясь, вверяет себя в руки Божии, и его истинное покаяние обязательно принесет осознание помощи Божией, что и убережет человека от депрессии. Правильное покаяние в депрессию никогда не перерастет.

Апостол Павел говорил: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным". Можно ли этого довольства добиться покаянием?

Этого можно достичь через труды всей нашей жизни. Через постоянное растворение каждого действия покаянием и подлинным стремлением к идеалу, который предначертан нам в Евангелии и дан воплотившимся Христом. И здесь апостол Павел действительно пишет о том, что это - великое приобретение. Но ради него следует много потрудиться.

- В Писании сказано: "Всегда радуйтесь". Если человек не радуется, значит, он согрешает?

Человек должен радоваться всему, всем внешним обстоятельствам, которые совершает Господь. Естественно, речь здесь не идет о том, что я согрешил и буду радоваться. Апостол приписывает не печалиться о внешних обстоятельствах, посылаемых Господом. Потому что, если верим в Его любовь, заботу, желание нас спасти, то должны радоваться. И не случайно, самая важная служба - литургия - по-гречески называется "евхаристия", то есть "благодарение". И евхаристический канон - самая главная часть литургии - содержит слова: "Благодарим Тебя, Господи, за всё. За все благодеяния, которые мы видим, осознаем, и те, которые не понимаем". Христианин ежедневно благодарит Бога в литургии за все Его благодеяния, поскольку все действия Божии - благо.

- Выходит, православному нужно каяться, если он не веселится?

Если у меня, например, украли сто рублей, и я расстроился, то в этом нужно покаяться. Потому, что это - грех. А если я поблагодарю Бога, возрадуюсь, значит Господь смирил меня, смирил мою страсть сребролюбия. И кому-то, хоть нехорошим путем, дал возможность получить деньги…

Митрополит Кирилл сказал, что счастье - это, по сути, Царствие Божие внутри нас. Способствует ли покаяние обретению внутреннего счастья?

Прежде нужно искать Царства Божия, - сказал Господь. А когда мы Его обретем, тогда поймем, что такое настоящее счастье, потому что увидим его в себе. Но приобрести Царствие Божие возможно, только очистив себя от всякой скверны плоти и духа, как говорит апостол. То есть, победив в себе всю греховность, которая в нас есть, а это процесс очень долгий и трудный. И, значит, искать, в первую очередь, мы должны покаяния и очищения. А если мы пойдем по данному пути правильно, то следствием этого будет обретение Царства и состояния счастья. Но Царствия Божьего с завтрашнего дня мы обрести, естественно, не сможем. Точно так же, через час мы не станем счастливыми: процесс этот долгий и трудный.

Св. Василий Великий писал: болезни возникают из-за греха. Ибо грех выводит человека из ритма Божественного Промысла. Значит ли, что через покаяние Господь может вернуть христианину не только здравие души, но и тела?

Конечно, Господь может исцелить, Он знает, когда кому и что полезно сделать. Действительно, очень часто телесные болезни являются указанием на грех и мотивом к тому, чтобы человек покаялся. Но далеко не всегда. Иногда болезни человека бывают и не связаны со грехом. Можно привести тому массу примеров, как допустим, праведный Иов...

Однако, человек должен понимать: все, что с ним происходит нехорошего, случается по его грехам. Но при этом есть соблазн, что я начну требовать от Бога исцеления в обмен на покаяние. А такого быть не должно. Покаяние необходимо, а требование от Бога чего-то - уже не христианство.

В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ПОКАЯНИЯ ОТ ИСПОВЕДИ Игумен Иоасаф (Перетятько) Покаяние - это акт долговременный, который в течение жизни должен постоянно тревожить нашу душу. Наши мысли, наши поступки в течение дня бывают неправильными. Покаяние заключается в том, чтобы каяться в своих страстях,ежеминутно. Исповедь это заключительный акт покаяния. На исповеди мы говорим о тех грехах, в которых мы внутренне уже раскаялись, которые мы оплакали. Тут мы просим Бога простить наши согрешения. Но само покаянное чувство должно возникать не только на исповеди, оно должно присутствовать в нас всегда. В православной литературе выделяют семь смертных грехов, совершая которые человек непременно попадёт в ад. Среди них, например, гордыня. Совершенно очевидно, что победить эту страсть крайне сложно, что истинное смирение - это удел великих подвижников. Что же, выходит, мы все - «дрова для ада»? Классификация грехов это излюбленное занятие католических схоластов. Они выделяли не только смертные грехи, но и грехи против Церкви, грехи против заповедей Божиих и т.д. Было несметное число таких классификаций. Единственное место в Священном Писании, где можно найти «обоснование» существования смертных грехов, - это послание ап. Иоанна, который говорит: Есть грех к смерти… …Но есть грех не к смерти (1 Ин. 5, 16). Но никакого перечня «смертных грехов» здесь не приводится. Собственно, та же мысль звучит в словах Господа: хула на Духа Святого не простится. Здесь нет речи о том, что некоторые поступки и грехи ведут за собой попадание в ад. Речь идёт о тех людях, которые настолько закоснели в грехе, что стали неспособны к покаянию. Поэтому по сути дела все грехи являются смертными. Любая страсть, которую воспитал человек в своей душе, может привести его к печальным последствиям. Только своими силами человек от грехов избавиться не может. Обязательно нужна благодать Божия. Именно Господь нас спасает по Своему милосердию. Если бы Бог судил по правде, то ни одна живая душа бы не спаслась. Но Бог не только строгий Судья, но и милостивый Отец. Его милость проявляется в том, что Он нам даёт возможность каяться. В Таинстве исповеди, если человек приходит к нему с должным усердием, с осознанием своих грехов, прощаются все грехи, в которых человек исповедался. Есть такие грехи, которые являются следствием греховного состояния человека. Один из них - гордыня. Святые отцы советовали с этим грехом бороться противоположной ему добродетелью - смирением. За 1 год или за 10 лет победить гордыню невозможно. Ради этого нужно бороться всю жизнь,т.е. учить себя смирению. А каких мы достигнем плодов в этой борьбе - судить не нам, а Богу. И если в какой-то миг нас настигает уныние, что мы боремся, а никаких явных результатов нет, в этом случае святые отцы советовали вспомнить, что Бог это милосердный Судья, и наше спасение в немалой степени зависит от Него, но также в не меньшей степени от нашей решимости бороться и спасаться. А уж оценки оставим на суд Божий.

Архим.Иона(Черепанов) От раза к разу список грехов напоминает ксерокопию с прошлой исповеди. Имеет ли смысл каяться в грехах, которые мы постоянно повторяем? Человек, уверовав и воцерковившись, зачастую после первой исповеди оставляет наиболее грубые и тяжкие грехи, явно «тянущие на дно» и мешающие вести духовную жизнь. Но, к сожалению, остаётся масса «мелочей», мелких привычек, которые буквально срослись с нашим естеством, стали за многие годы частью нашей жизни. С ними-то и сложнее всего бороться, они и составляют большую часть «ксерокопии» предыдущих исповедей. Об этой проблеме в духовной жизни говорится в одной из молитв Богородице на сон грядущим: многажды аще каюся… и по часе паки таяжде творю, т.е. много раз каюсь, но через какое-то время снова делаю то же самое. Наверное, Господь по Своему милосердию не попускает нам сразу избавиться от наших «любимых» прегрешений для того, чтобы нам, по слову прп. Серафима Саровского, не впасть в ещё больший грех высокоумия, то есть не начать любоваться своей мнимой праведностью. Желающему преуспеть в духовной жизни нужно помнить две вещи: нашего в нас - только грехи, а то, что есть доброго, дано нам по благодати Божией. Поэтому не нужно отчаиваться в том, что не всегда удаётся жить по заповедям, приводя себе на память слова опять же Серафима Саровского: «добродетель - не груша, её сразу не съешь», смиренно просить у Господа помощи в исправлении и, самое главное, чаще прибегать к Таинству исповеди, так как в нём даётся не только прощение грехов, но и благодатная помощь в борьбе с ними. Когда лучше исповедоваться, готовясь к причастию, - на вечерней службе или утром? Ведь если исповедуешься вечером, до утра непременно успеешь нагрешить «по мелочам», а если оставишь исповедь на утро - половину литургии пропустишь, стоя в очереди…

Правильнее всего следовать традиции, установившейся в том храме, который вы посещаете. Но если есть возможность выбора, то следует помнить, что Таинства исповеди и причастия между собой не взаимосвязаны. В Греции, например, исповедовать может далеко не каждый священник, а только имеющий особое благословение архиерея, и прихожане исповедуются у своего духовника, который может и не служить в их приходе, по мере необходимости. В нашей Церкви исповедь может совершать каждый священник, и поэтому весьма желательно иметь духовника, служащего на вашем приходе, и с ним советоваться, когда же лучше приступить к данному Таинству. С практической точки зрения идеальным будет исповедоваться не во время богослужения, а, например, перед началом литургии, или в крайнем случае во время вечерней службы. Непосредственно перед причастием мы слышим молитву: «Ты, Господи, пришёл в мир грешников спасти, я же - первый из них». Мы никогда не будем полностью готовы достойно принять это величайшее Таинство, мы и причащаемся не потому, что праведны, а потому, что грешны и нуждаемся в помощи и милости. Значительно опасней, если мы причащаемся с ощущением, что мы к этому готовы и этого достойны.

Здравствуйте, друзья! Вопрос читательницы нашего сайта: Скажите пожалуйста, а есть ли отличие между исповедью и покаянием? И что важнее для духовного развития, очищения и искупления грехов? Нужно ли исповедоваться, чтобы покаяние было настоящим?

Ответ: конечно отличия есть! Хорошая должна подводить человека к глубокому искреннему . И здесь важно, кому именно вы исповедуетесь.

Конечно, есть чистые Священники, Служители, которые исповедь проводят очень хорошо. Когда человеку легко открыть сердце, когда его мудро направляют, тогда исповедь превращается в ритуал глубокого раскаяния и освобождения от . Но не всегда так получается.

В исповеди человек выговаривается, он принимает решение не скрывать свои поступки прежде всего от Бога. А покаяние это продолжение исповеди. Покаяние может быть искренним, если человек глубоко осознал свои грехи, ошибки и принял решение так больше не поступать. Сам же процесс исповеди не всегда предполагает выход на глубокое покаяние. Человек может чувствовать вину, но это не значит, что он осознал грех и то зло, которое совершил, и совсем не означает, что он больше так не поступит. Он может исповедаться, выговориться, но не покаяться. После исповеди ему немного полегчает, он вздохнёт и пойдёт жить, как и жил, ничего не меняя (грешить, т.д.).

Исповедь – это лишь важный шаг к истинному покаянию. А покаяние – это процесс изменения человека, ритуал, в в процессе которого, в духовном единстве с и он изменят своё сознание и , а значит и свою судьбу. Во время покаяния, если оно проходит достаточно глубоко и искренне, с человека снимаются , негативные энергетические воздействия, блокировки по судьбе и т.п. В покаянии человек духовно растёт и этот процесс не имеет ничего общего с или . А чувство вины лишь блокирует очищение, направляя негатив на разрушение самого себя.

Исповедь, в хорошем варианте, это как целительский сеанс, в процессе которого Священник своим одухотворённым состоянием, правильным позитивным отношением, верой и мудрым словом помогает осознать человеку совершённое зло, грех, переключает его сознание на позитивную волну, в т.ч. помогает простить самого себя и подводит непосредственно к покаянию. Хорошая исповедь должна давать человеку чёткое различение и в его поступках и в его Душе. А сам ритуал Покаяния, снятие грехов и негативных воздействий в проводят уже Высшие Силы, а не человек (священник).

Нужно ли исповедоваться, чтобы покаяться?

Не обязательно! Это зависит от самого человека. Если у вас есть осознание греха, внутреннее раскаяние, потребность быть прощённым Богом, а главное Вера, вы можете раскаяться где угодно, местоположение вашего физического тела не имеет никакого значения. Имеет значение только состояние вашей души. Но, нахождение в храме Божьем, чаще всего усиливает состояние покаяния и духовную готовность к очищению, а значит усиливает глубину и эффективность данного ритуала.

Но есть и те, кому исповедь просто необходима! Кому необходима исповедь, чтобы покаяться? Тем, у кого не хватает Веры и своей , тому необходим проводник рядом (Священник, хороший друг), проводник, через которого будет идти поток Веры, через которого будет идти беседа с Богом и выстроится необходимая духовная связь для покаяния.

Истинное покаяние в православии является необходимым условием, предшествующим Таинству исповеди и причастия . Иисус Христос предупреждал всех людей, что без истинного раскаяния они погибнут. (Луки 13:5)

У покаяния и исповеди есть начало, но не может быть конца, пока мы живы. Иоанн Предтеча начал свое служение с призыва покаяться, ибо Царство Божье уже близко. (Мат. 4:17)

Каждый православный верующий обязан разобраться, в чем различие между покаянием и исповедью, почему без первого невозможно второе.

Покаяние и исповедь - в чем разница

Совершив нехороший поступок, будь то крик, обман, зависть или лицемерие, истинно верующий почувствует укор совести через Духа Святого. Осознав греховность, человек в тот же момент или дома во время молитвы, просит у Бога и человека прощение, искренне раскаиваясь в совершенных делах.

Как молиться о покаянии:

Покаяние в грехах

Раскаяние не предусматривает многократного возвращения к совершенному прегрешению, это истинное отрешение от греха и принятие решения больше так не поступать.

Самая умная из книг, Библия, в этом случае дает очень жесткое определение, сравнив кающегося и возвращающегося к своим плохим поступкам человека с собакой, которая возвращается на свою блевотину. (Притчи 26:11)

Для раскаяния православному христианину не нужен священник, он сам сознательно осуждает совершенный проступок и принимает решение никогда больше так не поступать. Таинство Исповеди происходит напрямую пред Богом, но в присутствии священника, ибо сказано в Святом Писании , что Иисус находится там, где собирается несколько человек. (Мат. 18:20)

Важно! Исповедь является заключительным актом раскаяния. Исповеданные грехи больше не имеют духовной сила в жизни христианина, о них запрещено даже вспоминать. После исповеди человек чист перед Богом и допускается к Таинству причастия.

О церкви и Таинствах:

Истинное покаяние в православии через Таинство Исповеди позволяется причаститься Телу и Крови Иисуса, наполниться его силой и благодатью, получить вход в Царство Небесное.

Священники о раскаянии

По словам Исаака Сирина искреннее раскаяние является широкими воротами для Божией благодати, и другого пути нет.

Силуан Афонский утверждал, что тому, кто невзлюбит свои греховные дела, Бог простит все прегрешения.

В своих «Письмах духовным детям» игумен Никон умолял оставшихся на земле православных верующих постоянно каяться, считая себя грешными мытарями, умоляя Бога о милости.

Покаяние

В книге «Пути ко спасению» Феофан Затворник пишет, что через раскаяние грешник учится любить ближнего, ведь при прощении уже нет гордости и превозношения, а если есть, тогда нет покаяния. Каждый проверяет себя сам.

Большое значение покаянию придавал и игумен Гурий, утверждавший, что только раскаянием можно очистить существующий мир.

Святой Ефрем Сириянин сравнивает покаяние с горнилом, в огне которого переплавляются простые металлы, а выходит золото и серебро.

Иисус оставил на земле две основных заповеди - любовь к Богу и человеку.

Три возможных пути покаяния

Только ангелы не падают, а бесы не могут подняться перед Творцом, а человеку дано как падать, так и пониматься. Человеческое падение не является приговором на всю жизнь. Иисус через прегрешения воспитывает христианский характер, которому свойственны:

  • покаяние;
  • послушание;
  • терпимость;
  • поклонению Богу;
  • любовь к ближнему.

Не родился еще на земле, кроме Спасителя Иисуса Христа, человек, который бы прожил свою жизнь в полной святости, не согрешая.

Ярким примером может быть жизнь апостола Петра, в гневе отрубившего воину ухо, преступив через повеления Иисуса, которого потом трижды отрекся. Христос, видя искреннее раскаяние Своего учения, сделал его краеугольным камнем христианской церкви.

Почему Иуда предал и повесился , совесть замучила, а покаяния и веры не было, неужели бы Господь не простил ему искреннего покаяния?

Важно! Раскаяние перед Богом в уединении может исправить многие прегрешения, отпустить всякий стыд, который держит и не дает прийти на исповедь.

Только в мертвых сердцам не живет стыд, сожаление о содеянном, раскаяние и понимание тяжести проступка. Как только человек кается, на Небесах поют ангелы. (Луки 15:7)

Нераскаянный грех подобен болезни, если сразу не избавится от пагубных привычек, то со временем сгниет все тело. Поэтому откладывать раскаяние на потом очень опасно.

В течение дня Вседержитель много раз дает человеку возможность покаяться в совершенном проступке:

  • сразу после содеянного греха;
  • во время исповедания.

При раскаянии читается молитва каждый раз, когда христианин вспоминает о каком-то прегрешении, совершенном в течение дня.

Отец Небесный! Я прихожу к Тебе в молитве, сознавая всю свою греховность. Я верю Твоему Слову. Я верю, что Ты принимаешь всякого, приходящего к Тебе. Господи, прости все мои грехи, будь милостив ко мне. Я не хочу жить прежней жизнью. Я хочу принадлежать тебе, Иисус! Войди в мое сердце, очисти меня. Будь моим Спасителем и Пастырем. Руководи моей жизнью. Я исповедую Тебя, Иисус Христос, своим Господом. Я благодарю Тебя за то, что Ты слышишь мою молитву, и я верой принимаю Твое спасение. Благодарю Тебя, мой Спаситель, за то, что Ты принял меня таким, какой я есть. Аминь.

Всех ли прощает Бог

Апостол Павел подчеркивает, что нераскаянное сердце собирает гнев на голову грешника. (Рим.2:5-6)

Дьявол всеми силами будет препятствовать раскаянию, показывая, что грех не так страшен, стыдится нечего и все пройдет само собой.

При покаянии христиане должны не только мысленно раскаяться в совершенном грехе, но при этом простить людей, которые содействовали нечестивым проступкам.

Покаяние в храме

Закоренелые грешники сами обкрадывают себя, поставив на своем прощении крест из-за множества злодеяний. Некоторые из них впадают в отчаяние и уныние , что является недоверием Творцу и новым прегрешением.

Падшие люди даже не догадываются, как милостив Отец на Небесах, который готов принять в Свои объятья всех, кто раскается в грехах. Господь прощает всякий грех, в котором человек искренне покаялся.

Другой частью людей, которые редко каются, являются самоправедные христиане. Они уже надели на головы венки святости, забыв слова Иисуса, что на земле все грешники.

В социальной сфере нет такого слова, как «покаяние», человек, совершивший нехороший поступок, раскаивается и просит прощение. Но здесь нет присутствия Святого Духа и осознания своего прегрешения перед Богом. С точки зрения православия раскаяние и покаяние имеют одинаковый смысл, когда грешник не только осознает свой грех, он его начинает ненавидеть.

В случае обмана, кражи, убийства падший христианин переступает через гордость, стыд, малодушие и просит прощение у тех, кто пострадал, старается возместить убытки, а только потом идет на исповедь и приносит свой грех перед престолом Творца.

Иисус знает падшую природу сего мира, но человек, созданный по образу и подобию Творца, призван жить в Царстве мира, покоя, благосостояния в любви и здоровье уже на земле. Царство Небесное сходит на землю по воле Божьей, по Его благодати для тех православных верующих, которые осознают силу раскаяния и исповедания.

Для некрещеного человека нет покаяния в православии, нет Бога, не открываются врата благодати . Как больному трудно излечиться от страшной болезни без помощи врачей, так и неверующему человеку невозможно познать милость и прощение Всевышнего без православного крещения.

Те люди, которым не открыта благодать понимания Исповеди и Причастия, говорят, что православным христианам хорошо жить, каются и грешат, и снова каются.

Важно! Во время покаяния, которое по-гречески означает изменение, приходит страх Божий, наступает ощущение своей нечистоты перед Богом. Любая вызывает отвращение к самому себе и желание поскорее отмыться перед лицом Творца.

Искренне покаявшись, люди уже никогда не вернуться к прежнему греху, они постоянно контролируют свои слова, эмоции, действия, сообразуя их с заповедями Господними.

Прощение в христианстве

Не надо обольщаться, порой и самые верные дети Творца падают морально, душевно, физически, но у них есть всегда рядом Божья рука, благословенная помощь, приходящая через раскаяние и исповедание.

Зачем каяться, если Богу известны все грехи человека

Творец создал на земле не роботов, а людей, у которых есть чувства, эмоции, дух, душа и тело. Вседержитель видит все прегрешения человека, совершенные не по Его воле, а при пособничестве бесов.

Пока человек не покается, дьявол имеет над ним силу, Создатель не касается к нечистой, грешной душе.

Только по воле православного верующего Спаситель дарует ему спасение и благодать в земной жизни, но для этого человеку нужно признаться в своих грехах, очиститься от них, как от сорняков и покаяться. Искреннее раскаяние слышит Бог и дьявол, перед которым захлопываются все двери и он лишается всех прав на кающегося некогда грешника, а после покаяния - и праведника.

Есть ли покаяние после смерти

В своем послании людям Иисус Сам дает ответ на вопрос, может ли человек освободиться от последствий падшей жизни после смерти. Ответ ужасен и категоричен для грешников: «Нет!»

Читайте внимательно послания Евреям, Галатам, Коринфянам! В каждом Евангелии апостолы передают слова Христа о том, что человек сеет, то и жнет. Закон сеяния и жатвы говорит о том, что грешник пожнет в 30,60 и 100 раз больше, чем посеял. (Галатам 6)

Апостол Лука четко пишет, что, не покаявшись, Царства Божьего увидеть невозможно. (Луки 3)

Там же Матвей передает слова Спасителя, что, только принесши достойный плод раскаяния, можно спастись. (Матвея 3:8)

Упорное, нераскаянное сердце собирает плоды гнева в день Суда, которые не минует ни один смертный, рожденный на земле. Эту страшную истинную подтверждает Иоанн Кронштадский , говоря что, умерев, оставив земную жизнь, грешнику уже не дается возможность что-то изменить, он отправляется в ад.

Важно! После смерти нет раскаяния, исповедания и причащения Святой Крови Иисуса, который есть входной билет в рай для истинно верующих, боящихся Бога христиан.

Падшие люди, живущие на земле без благодати Божьей, даже не понимают, как обкрадывают свои души. Не может человек не понимать, что грешит, самооправдание своих действий не приносит утешения, грех, как заноза, будет портить наслаждение мирскими утехами.

Утопая в самолюбии и гордости, грешники все глубже погружаются в болото сластолюбия, не понимая, что придет час Суда. Да будет поздно.

Митрополит Антоний Сурожский о покаянии

Раскаяние – основанный на свободе воли человека, укор совести о совершенном грехе.

Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так-то, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по другому, правильно. Раскаяние – это первый этап покаяния. Раскаяние – сожаление, что грех совершён, покаяние – твёрдая решимость оставить грех, борьба с ним, перемена жизни.

При раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о поступке (помышлении, высказывании), тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится.

В раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке. При раскаянии разум признается в том, что цель оказалась неправильной, что средства оказались не те, что результат получился неожиданным. При этом испытываются эмоции от сожаления до стыда. Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения. Раскаяние есть сумма из логической констатации ошибки и отрицательных эмоций.

Тупиковые пути раскаяния – уныние или попытка успокоить совесть в суете дел или самооправдании. Самоубийство Иуды – крайний случай раскаяния без покаяния.

Покаяние – осознание своей греховности и переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о совершении проступков, противоречащих заповедям и нравственным нормам, но нечто большее – раскаяние, то есть осуждение всего неправильно содеянного: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10).

Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф. 26:75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной.

Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин. 1:29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне.

В Священном Писании встречаются, на первый взгляд, непонятные слова о раскаянии Бога. Например: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Бытие 6:6). «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Царств 15:35), и тут же в этой главе выше (ст. 39) читаем: «и не раскаялся Верный Израилев: ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Это классический антропоморфизм. Можно попытаться передать указанное выражение, как состояние сильной скорби, но это тоже будет антропоморфизмом.

Следовательно, для действенности таинства покаяния необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь.