Икона Пресвятой Богородицы Скорбящая в Храме Гроба Господня «не открывает и закрывает очи». «Глаза у Богородицы похожи на Ваши Почитание Божией Матери в России

Почему так много икон Богородицы

Один юноша стал посещать православный храм и спросил отца:
— Почему в церкви так много разных, непохожих одна на другую, икон Божией Матери? Ведь Божия Матерь одна, а Ее икон много и все — разные. Разве такое может быть?
Тогда отец принес старый, уже прилично потертый семейный фотоальбом, и стал вместе с сыном перелистывать его картонные страницы. Он показывал на пожелтевшие и местами потрескавшиеся фотографии и спрашивал сына, кто на них изображен:
— Здесь мама, ей три года, вот, видно по дате.
— А это?
— Это она в первом классе. Вот написано: «Средняя школа № 2».
— А вот?
— Здесь она уже на выпускном вечере.
Отец пропустил несколько листов с фотографиями студенческой поры, потом пошли свадебные и те, где худенькая девушка — уже юная мать с ребенком. Вот она уже заметно изменившаяся, взрослая женщина... Вот уже с сединой в темных и еще густых кудрях.
— Ну, а здесь мама во Владивостоке у тети Лизы в гостях... А это после операции... в позапрошлом году...
— Видишь, сынок, — сказал отец, — мама на всех фотографиях разная и в то же время везде не кто-нибудь, а она. Так и с иконами Пресвятой Богородицы. Матерь Божия одна, но Она являла Себя, Свою помощь людям в разное время и в разных местах. И каждое Ее явление отражалось потом разными людьми в иконах. А с тех икон, принятых к почитанию Церковью, делались копии, списки уже другими людьми. У каждого иконописца была своя манера письма. И нередко считалось, что Дух Святой проявлял благодать Свою на совершенно безыскусных иконах и от них творились чудеса. В одной только книге Евгения Поселянина в конце XIX века описывается более 600 чудотворных икон Богоматери. Но если бы люди фиксировали каждое проявление святой помощи Царицы Небесной в нашей жизни, то таких Ее «фотографий» было бы бессчетное число. И вот почему. В творениях святых отцов мы не раз встречаем упоминание о том, что праведники, сподобившиеся вознесения в райские обители, не находили там Самой Царицы Небесной. «Где же Богоматерь?», — спрашивали они, и неизменно следовал ответ: «Нет Ее здесь. Она спасает на земле грешников».

Не зря мы и именуем Царицу Небесную «Скоропослушницей», «Споручницей грешных», «Радостью всех скорбящих», «Взысканием погибших», «Милующей», «Отрадой или Утешением», «Целительницей», «Одигитрией» («Путеводительницей»).

Как начиналось почитание Богородицы

Еще за шесть веков до Рождества Христова «ветхозаветный евангелист» Исаия так пророчествовал избранному народу Божиему: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7,14).
Еммануил означает — с нами Бог. И это прямо указывает на тайну двух естеств Богочеловека Иисуса Христа.

Однако и после того, как сбылось это пророчество, не только фарисеи и саддукеи, давно уже утратившие Дух Божий и поклонявшиеся букве закона, не поверили ему, но и некоторые из христиан отказывались почитать Деву Марию Богородицей. Возникла даже секта под предводительством еретика патриарха Константинопольского Нестория. Потребовалось несколько веков, прежде чем в 431 году в Эфесе, в храме, воздвигнутом во имя Пресвятой Богородицы, прошел III Вселенский Собор. Он осудил ересь Нестория и утвердил догмат об именовании Девы Марии Богородицей. Церковь устами святого Кирилла Александрийского прорекла на веки вечные: «Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому Святая Дева — Богородица, ибо Она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию — тот да будет анафема».

Святые отцы утверждают, что Дева Мария родила Богочеловека, Который есть истинный Бог. Утверждено было именовать Деву Марию именно «Богородицей», но не в том смысле, что Она родила Бога, Который предвечен и является Творцом и Спасителем Самой Марии. Но в том, что изначально в Рожденном от Нее заключена вся полнота Божества. В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2,9), — пишет апостол Павел.

«Воистину, что невозможно у человеков, возможно у Бога, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов. — Как из ребра Адама безсеменно Бог создал женщину, так из дщери Адамовой — Приснодевы и Богородицы Марии — заимствовал девственную плоть безсеменно и облекшись в нее, стал Человеком, подобным первозданному Адаму».

Все виды индивидуального православного благочестия берут начало в благочестии богослужебном. Наиболее ясно и полно сформулировано богословское учение и церковное почитание Божией Матери в богослужебных текстах. В них в полной мере проявляются наша православная вера, богопочитание и почитание Божией Матери народом Божиим.

Почитание Богородицы отражено в Божественной Литургии, в чинопоследовании Вечерни, Утрени, Часов, в суточном, седмичном, годовом кругах богослужения. Божией Матери, кроме того, посвящена каждая среда недели.

Церковное почитание Богородицы утверждается и догматом о ее приснодевстве, который засвидетельствован в святом Евангелии апостолами Матфеем и Лукой и внесен в Символ Веры, утвержденный в 325 году Никейским I Вселенским Собором. В третьем члене Символа Веры вместе с догматами о вочеловечении Господа Иисуса Христа мы исповедуем: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». В этой части мы исповедуем, что Христос как Второе Лицо Пресвятой Троицы — вездесущ и поэтому всегда был на небе и на земле, но на земле Он был прежде невидим, бесплотен; что воплощение Христово, принятие Им естества человеческого свершилось содействием Святого Духа, так что Пресвятая Дева Мария, как была Девой до зачатия, так и в зачатии и после рождения Богомладенца оставалась Девой.

Вот как об этом говорит святитель Григорий Нисский, брат одного из трех вселенских учителей Василия Великого: «Невозможно в собственном смысле употреблять слово „зачатие“, потому что слово „девство“ и „плотское зачатие“ несоединимы в Одной и Той же. Но как Сын дан нам без отца (земного), так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемлемое тело, так и не ощутила рождения. По свидетельству пророчества, без болезней было у Нее рождение: „Прежде нежели наступили боли Ее, разрешилась Сыном“».

О Своем будущем почитании свидетельствует в святом Евангелии и Сама Дева Мария — во время посещения двоюродной сестры Елисаветы, матери пророка Иоанна Крестителя. Елисавета, увидев Деву Марию, вдруг исполнилась Святого Духа, благодать Которого почувствовал и младенец, которого она носила во чреве шестой месяц, и воскликнула: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1,43).

Дева Мария ответила: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 46-49).

Сама Богородица приоткрывает в этих словах причину столь сильного почитания Ее среди «всех родов». Смирение и любовь к Богу стали основанием тому величию, которое сотворил Ей Господь. Ибо потом и Сам Он, облекшись во плоть от смиренной, будет вразумлять ко спасению нас, падших: Научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11,29).

«Вся — чертог Духа, вся — близ Бога»
Преподобный Иоанн Дамаскин.

По слову святого Иоанна Дамаскина, «именование Матери Божией содержит в себе всю историю божественного домостроительства в мире».

«Приснодева превыше всех святых, — писал святитель Игнатий (Брянчанинов), — как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слушательницей и исполнительницей учения, возвещанного Богочеловеком. Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и богоугодной жизнью в сосуд Божий».

И сам собой приходит ответ на вопрос, почему никто из людей, рожденных во все времена, не почитается выше Богоматери. Так, например, мы не только не почитаем, но и не знаем имени матери святого праотца Авраама, давшего миру потомство избранного народа Божия. Также ничего не знаем и о матери святого царя и пророка Давида, из рода которого происходила и Сама Дева Мария.
И не должно смущать нас то, что в святом Евангелии не говорится о Ее деяниях в те моменты, когда земная слава Ее Божественного Сына сияла особенно ярко. По Своему глубокому смирению, как объясняют святые отцы, не позволяла Она апостолам описывать Свои подвиги.

Не должно быть смущения и тогда, когда мы читаем в святом Евангелии о том, как Матерь Божия и Его братья по плоти, не сумев пройти к Нему из-за скопления народа, чтобы говорить с Ним, просили передать Ему, что они ожидают Его, а Он ответил: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Лк. 8,21). И кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 50).

Нет здесь ни противоречия, ни умаления Богоматери. Ибо Божия Матерь была единственной из людей, кто с самого детства воспитывался в храме Божием, всегда слушал и исполнял слово Божие. И подобно тому, как Она носила на руках Своих Сына Божиего во время Его земного младенчества, так и Он, воздав Ей должную славу, принял Ее душу на Свои руки в начале Ее небесной жизни. Более того, исполняя закон, данный Им о почитании родителей детьми, Сам Господь Иисус Христос почтил Свою Пренепорочнейшую Матерь Ее воскресением в третий день и вознесением к Себе в Царство Небесное вместе с Ее пречистым телом.

Еще при жизни Пресвятой Богородицы было положено начало и почитанию Ее икон. До нашего времени дошли несколько изображений Ее Пречистого Образа, сделанных евангелистом Лукой. Одним из образов, принадлежащих письму евангелиста, по Преданию, является знаменитая Владимирская икона Божией Матери, сыгравшая великую роль в судьбе России.

Предание сохранило нам и историю нерукотворного образа Пресвятой Богородицы в Лидийском храме. Она связана с проповедью Евангелия апостолами Петром и Иоанном в городе Лиде, где они построили храм во имя Пречистой Девы. Вернувшись в Иерусалим, апостолы просили Божию Матерь освятить храм Своим присутствием.

«Идите и радуйтесь, Я буду с вами там» , — ответила Она.

Придя в Лиду, они обнаружили на одном из внутренних столпов храма неизвестно кем и с величайшим искусством созданный образ Богоматери.

С прибытием в лидийский храм Божией Матери, возрадовавшейся при виде Своего образа и молящихся у него, икона получила благодатную силу.

Молчание — щит Богородицы

Земной путь Божией Матери был путем отрешения от всех земных благ и удовольствий, путем простоты и нестяжательности, добровольных лишений, приносимых в жертву Богу. При этом Она имела всю славу, которую только мог иметь человек во все времена существования человечества. «Если бы меня спросили, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — кто в Поднебесной сильнее и крепче всего?.. — я бы ответил: „Нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, чем Пресвятая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария“. Сильна Она на земле: ибо стерла Она главу невидимого змия и попрала адскую силу. Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают врази. Сильна Она на небе: ибо Бога Всесильного и Крепкого молитвами связывает, умилостивляет к нам. Связывает, говорю, своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет нас казнить... Она простирает к Нему умоляющие руки... чтобы не погубил грешников с их беззакониями».

Митрополит Московский Филарет называет жизнь Пресвятой Богородицы беспримерной для прочего человечества, потому что таинство Матери Господней неповторимо и необобщимо, но одновременно и предостерегает нас от мысли, что достоинства Божией Матери неподражаемы. «Пример святости Пресвятой Девы дан нам Евангелием не только для нашего благоговения и удивления, но и для нашего назидания и подражания», — говорил сей мудрый наставник.

Земная жизнь Богородицы, как и жизнь многих христиан того времени, была полна неисчислимых скорбей и печали. И Пресвятая Дева на протяжении всей Своей жизни предпочитала молчаливое страдание.
Молча страдать — вот что было на земле Ее постоянным уделом.
Она молчала, когда в холодную зимнюю ночь Ей негде было приютить Новорожденного Сына и когда лишь домашние животные согревали своим дыханием Царя царствующих в вифлеемском вертепе.
Она молчала, когда в страхе за Своего Божественного Младенца бежала с Ним в далекий Египет от жестокого Ирода, когда попадала в руки разбойников.
Она молчала, когда растила Сына в бедном доме на средства, добытые плотницким трудом старого Иосифа, которых, может быть, и не всегда хватало на пропитание их семейству.
Она молчала, когда Сын оставил Ее и ушел на Свое великое дело проповеди народу слова Божия.
Она молчала, когда Он, Ее Божественный Сын, стоял избитый бичами, оплеванный, в терновом венце, под которым на любимом челе запеклась кровь. Когда Он, падая, подстегиваемый легионерами, нес по улицам Иерусалима Свой Крест.
Она молчала, когда до Ее слуха доносились звуки тяжелого молота, забивающего гвозди в тело Ее Божественного Сына.
Молчала, когда Он, вися на Кресте, оставленный любимыми учениками, переживал муки, вобравшие в себя муки всего человечества, всю горечь наших грехов и тяжесть вины перед Богом всех людей всех времен и народов.
Она смотрела и молчала, готовая в любое мгновение за Его жизнь отдать Свою жизнь, Своей мукой облегчить Его муку... Поддерживаемая лишь мыслью, что страдания Ее Сына — это вольные страдания, о которых Он часто говорил.

Велико значение этих минут в жизни человечества.

В безмолвии открыт был Ее душе новый подвиг — подвиг спасения людей, всех жаждущих веры и томящихся в сомнениях, вечно нуждающихся в помощи и в пощаде. Ее «херувимское служение» Божественному Сыну — а «херувимское» буквально означает «исполненное множества разума» — восполнилось новым служением, без всякой выгоды, ради Божественной любви — всему роду человеческому...

Свято исполняет с тех пор Богородица заветы Божественного Сына, непрерывно и с великим усердием пребывая в трудах по спасению душ наших.

По церковному преданию, Дева Мария смиренно молилась о Савле, будущем апостоле Павле, когда он с фарисейской ожесточенностью гнал христиан и участвовал в их казнях...

Почитание Божией Матери в России

Изначально в писании святых отцов встречаем мы указания только на два удела Богоматери: Иверию и святую гору Афон. Однако уже очень скоро после принятия Православия на Руси положение изменилось.

С великим благоговением и трепетом позволили себе наши предки дерзновенно отнести к числу уделов Пресвятой Богородицы и третий — Русскую землю, нашу Россию, свет веры Христовой в которую проник еще в I веке вместе с апостолом Андреем Первозванным, водрузившим Крест на Киевских горах.

С тех пор как святой апостол основал первую христианскую общину и основал храм в Херсонесе, Россия прошла многовековой путь от раздробленных языческих племен до православного государства со столицей Москвой — третьим Римом.

Принимая в святом Крещении Православие, русский народ получил и всю полноту проявления своей исторической личности во Христе. На протяжении веков наш народ являл собой и являет поныне единую Церковь Христову, тело Христово. Приснодева Мария, будучи Матерью Пречистого Тела Господа Иисуса Христа, является и Матерью Церкви как Тела Христова. А это значит, что Церкви Христовой неизбежно сообщаются черты и свойства Богоматери, в образе Ее служения Своему Сыну Христу.

Русским народом это было удивительно точно восчувствовано и воспринято. В его духовном облике появился ярко выраженный «богородичный характер», который был отмечен многими исследователями русской святости.

Богородичный дух и характер русской души формировались прежде всего под влиянием монашества, которое началось и развилось с возникновением знаменитого Киево-Печерского монастыря, основанного в начале XI века преподобным Антонием Печерским и ставшего образцом для всех будущих монастырей России при Феодосии Печерском, стараниями которого был получен и введен в Лавре студийский монашеский устав (устав преподобного Феодора Студита, написан для Студийского монастыря, подробно описывает обязанности по монастырским должностям и послушаниям — прим. ред.).

Не случайно было появление в Киеве преподобного Антония Печерского. Долгое время подвижник пребывал на святой горе Афон, пока игумену обители не было указано от Бога, чтобы он отпустил Антония в Россию. И вот, как повествует Киево-Печерский патерик, «Антоний... придя в Киев... и взыде на холм и возлюби место то, помолился Богу со слезами, глаголя: „Господи, да будет на месте сем благословение святыя Афонския горы“... и валися тамо, руками же своими прилежно копаша пещеру большу... Тогда прииде к преподобному Антонию в пещеру и преподобный Феодосий... и другие».

И вскоре уже весь народ русский пребывал под молитвенным покровом Пресвятой Богородицы, молитвами своих святых подвижников превратив Русскую землю в Третий удел Божией Матери.

Какой была Пресвятая Богородица

Церковь бережно хранит предания о земном облике Пресвятой Богородицы, в котором современники обращали внимание на сходство Матери и Ее Божественного Сына.

«Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные. (В одном из воспоминаний современников о Божией Матери говорилось также, что у Нее были глаза светло-карие, цвета зрелого табака — ред.). В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать» (Никифор Каллист, «Церковная история»).

«Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты» (святитель Амвросий Медиоланский).

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:

«Свидетельствую Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во Вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на Небесах душой и телом. Она не только жительствует на Небесах, Она царствует на Небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас». Одну Богоматерь она просит: «Спаси нас» и «Помилуй»!

Икона Всевидящее Око Божие, встречающуюся в некоторых церквях, считается сложной в своем символизме. Церковь запрещает изображать Господа Бога на иконах, и именно поэтому автор данного образа предпочел изобразить Его в виде знаков и символов, что несколько отличается от обычной иконописи. Несмотря на это, икона - важная реликвия, ее стоит знать и почитать.

История образа

Данная картина, яркий пример возможной популяризации народного творчества в религии, на протяжении всего своего существования активно и яростно обговаривается на всевозможных богословских встречах и заседаниях. Несмотря на неоднозначность иконы, она стала крайне востребованной среди православного народа.

Впервые она появилась во Владимирской земле, где ее создали руки тамошних мастеров в стиле и традициях Владимирского иконописания, по крайней мере, первоначальные образцы.

Исполнен он в охристых тонах, что характерно для той местности. Главной отличительной особенностью является ее простота и одновременно красота композиции. А вот сложность вся - во множестве символов , в ней заключенных. Ведь она не только отличается своей концепцией от привычной канонической иконографии, но и способом подачи всех ключей, раскрывающих смысл.

Читайте о других Господних иконах:

  • «Спас нерукотворный»

Кроме того, это достаточно молодой образ, возраст которого едва достигает 300 лет, т.е. является новоделом. Его создание пришлось на закат традиционной русской иконописи, может быть поэтому «Всевидящее око» содержит неоднозначный, на первый взгляд, концептуальный авторский смысл.

Интересно! Значительная часть духовенства обычно скептически относится к иконе, но мистичность ее не помешала расти популярности среди верующих.

Икона «Всевидящее око Божие»

Значение и композиционные особенности

Образ представляет собой композицию, редко встречающуюся в иконописи. Смысл его - это образ Господа как света для всей Вселенной, а Его ведение человека приравнивается к оку, оттуда и имя - «Всевидящее Око».

На протяжении всего существования иконы уже создали достаточно много списков, поэтому на некоторых досках композиционные картины могут отличаться от оригинала, который рассмотрен ниже.

Композиционный образ собран из множества мельчайших символов, чтобы в целом дать единое представление о свете всего бытия - Господе Боге. Именно Он (символом) располагается в центре доски.

Доска разделяется на 4 круга, на каждом из которых собрано несколько важных элементов:

  1. Первая центральная окружность - тут расположен образ Христа, от которого благословение и спасение каждому страдающему грешнику. Вокруг Него расположена надпись: «Очи мои на верны, чтобы земли посадить и с собою». Из него исходят 4 луча, которые начинаются в круге, а заканчиваются за его пределами. Они обозначают тот свет, который исходит к миру от Христа и Господа. На концах этих лучей, уже по краям всего изображения, располагаются изображения евангелистов или же их символичное изображение;
  2. Вторая - он больше в диаметре, чем первый и содержит человеческое лицо, которое состоит только из 4 глаз, носа и рта. Там же располагается надпись на старославянском, которая означает «Возвеличивает душа моя Господа и радуется дух мой о Боге Спасителе Моем». Этот круг отображает отношение Божественного Начала и мира людей, посредником между которыми выступает молящаяся Богородица, нарисованная между 2 и 3 кругами;
  3. Третий круг ознаменован надписью: «Угль Исайи проявил солнце из Девической утробы, воссиявшее во тьме и подающее просвещение заблудшим». Он пересечен несколькими густыми лучами, идущими из первой окружности, От Христа. из центра главного - Солнца Правды-Иисуса Христа;
  4. Самый главный и последний, усеченный снизу, четвертый круг - в нем символично изображен Бог Отец, благословляющий все человечество. Фигура Господа имеет поднятые благословляющие руки, а ее низ сокрыта в ореоле. По краям от Него расположена надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». Фоном для Него служит чистое звездное небо, где, согласно Писанию, расположено Царствие Небесное. Бог Отец всегда изображается в окружении трех серафимов или четырех ангелов со свитками. От Господа слетает к Богородице Дух Святой в виде голубя.

Значение данного образа заключается в изображении и трактовке всех важных символов христианства, которые помогают человеку держаться на праведном пути и не сходить с него. Стремиться к свету, исходящему от Господа.

Важно! Лик расставляет приоритеты христианства и помогает верующему составить правильную иерархию в своей голове - Господь над всем и начало всего, От Христа - спасение, а Дух Святой и Богородица помогают людям правильно взаимодействовать с ними.

Кому и от чего помогает образ

Для чего и от чего молиться иконе «Всевидящее око»?

Это универсальное изображение, у которого нет границ в просьбах, ведь человек не может ограничить Господа, от Которого и Которым все созидается. Господь всесилен: избавляет человека от неудач, одаривает здоровьем и бодростью, посылает духовную радость.

Именно поэтому перед данным образом можно молиться и просить обо всем - Отец Небесный слышит все молитвы.

Икона оберегает и помогает:

  • от негативного влияния и дурного глаза ;
  • помогает раскрыть скрытые способности человека и помочь духу его подниматься над тяготами и скорбями в поисках Бога;
  • исцеляет от слепоты и помогает справиться с проблемами зрения;
  • покровительствует духовенству;
  • защищает от скорбей и тягот простых людей, независимо от работы, возраста, пола или национальности;
  • удерживает человека от греха;
  • помогает справиться с греховными мыслями;
  • грешнику помогает укрепиться в вере;
  • родителям дает мудрость для воспитания детей;
  • помогает принимать верные решения как в духовной, так и плотской жизни.

Стоит помнить, что Господь - это не волшебная палочка и не исполняет все наши желания. Он суверенный Бог и только Его воля важна для каждого человека. Все, что Он посылает в жизнь - благое для человека.

Важно! Иконы - это не волшебный артефакт исполнения желания. Они лишь помогают человеку настроиться на правильный лад и очистить свое сознание, чтобы молитва была искренней и горячей.

Отец Небесный желает, чтобы каждый человек вначале покаялся и изменил свое сердце . Приходить к Богу только ради материальных благословений - значит, оскорбить Его личность и пренебречь Его волей.

Молитвы, которые наполнены упреками и требований, скорее всего, останутся без ответа, поскольку Отец Небесный не может идти против Своих же законов, так что если человек нарушает Божественные законы и заповеди, как он может рассчитывать на Божественную поддержку?

Стоит поразмыслить над своим сердцем прежде, чем приходить к образу «Всевидящее Око».

Икона на левкасе «Всевидящее око Божие»

Православный интернет-магазин Svyatsy — иконы Господа «Всевидящее Око Божие».

Где разместить икону и как молиться

Данный образ нечасто можно встретить в храме, поскольку из-за его неоднозначности и неканоничности не все духовные служителя хотят размещать его.

Тем не менее изначально икона выступала в качестве украшения стен, куполов и просто как храмовая роспись. До сих пор ее можно увидеть в таких местах в храмах 18-19 веков, а вот в более современных церквях уже такой росписи нет. С течение времени она стала появляться как полноценный образ на иконостасе в храмах и домах.

Совет! Образ можно приобрести для личного иконостаса либо у коллекционеров (имеется в виду более древнее изображение), либо в магазине икон.

Приобретать такую икону можно только в том случае, если совесть и дух не осуждает. Для многих верующих его спорность и то, что у духовенства нет единого ответа, вызывает сомнение и раздумья. В таком случае не стоит приобретать доску. В противном случае, после приобретения необходимо правильно ее разместить среди других изображений.

На открытую полку можно ставить лампаду, возжигать ее во время молитвы, по воскресеньям. Центральное место в иконостасе должны занимать образы Спасителя (Христос Вседержитель) и Богородицы (на выбор). Они должны быть и самыми большими по размеру. По бокам уже можно разместить остальные иконы, которые выберут хозяева. Это образы святых, церковных праздников, Ангелов. Иконостас должен быть расположен таким образом, чтобы ничто не отвлекало от молитвы.

Среди прочих икон поставить следует и «Всевидящее око». Следует уточнить, что специальных молитв к ней не написано, но это не значит, что человек не может молиться к ней обычными своими словами и искренне рассказывать Богу о всех проблемах, его мучивших и страстях одолевающих.

В качестве молитвы можно читать перед ней «Отче наш» , канон покаяния , акафист Иисусу Сладчайшему . Прекрасно подойдут в качестве молитв чтения прославляющих и покаянных псалмов. Просить Бога Отца можно о милосердии, о благословении на изучение Писание, о том, чтобы иметь доброе и любящее сердце, обо всех духовных проблемах.

Важно! Не следует использовать икону для магических ритуалов, поскольку Церковь запрещает обращаться к колдунам, бабкам и ведьмам. Это само по себе считается большим грехом, а использовать для этого икону - существенно усугубляет вину человека.

Молитесь образу «Всевидящее Око» дома, прося Отца Небесного о милости.

Посмотрите видео о неканонических иконах

Небольшое село Шевченково, которое в Литинском районе, известное не только на Виннице, но и за пределами области. Своей славой село благодарит чудотворному образу Пресвятой Богородицы, который именуют за давним названием села "Зиновинским".

Написанный в ХVІІ веке, этот образ еще с тех давних времен прославился исцелением от разных болезней.

Особенно памятным является чудо исцеления отрока Даниила, которое состоялось в 1828 году. Утром на новый год пятилетнего мальчика внезапно разбил паралич. После молитвы его отца, священника местной церкви, протоиерея Константина Стрельбицкого, перед чудотворным образом, мальчик получил чудесное исцеление. После этого отец Даниила пообещал Божьей Матери, что будущая жизнь его сына будет полностью посвящена служению Господу.

Миновало много лет. В архиерейском сане епископ Модест (такое монашеское имя получил Даниил) прибыл к родному селу и в знак благодарности к образу, через который он получил помощь Царицы Небесной, построил огромный собор - точную копию кафедрального собора в Житомире, а также распорядился написать образы чудотворной Зиновинской иконы.

В 30-ые годы ХХ века собор был разрушен. Остался лишь архиерейский дом, который власть использовала по своему усмотрению. Судьба икон длительное время оставалась неизвестной, пока одна местная жительница не открыла людям, что в течение многих лет хранила образы в своем доме. Чудо, представленное Божьей Матерью, подтолкнуло ее отдать иконы в местный храм, который на то время находился в небольшом обустроенном помещении бывшей сельской хаты. Чудо было настолько явным, что слава о нем мигом разнеслась по разным уголкам Украины.

Особенностью Зиновинского образа является то, что Божьей Матери на нем почти сомкнуты глаза. Это было воссоздано и на копии, написанной с благословения епископа Модеста.

Но в 2003 году произошло чудо - на оригинале иконы глаза Божьей Матери открылись, однако на копии они и до сих пор остаются закрытыми. (Возможно Вам также будет интересно узнать про еще одно чудо света - кровоточащий крест).

С того времени, по словам настоятеля местного храма иерея Владимира Кищука, многие люди получили исцеление от разных болезней, в частности и онкологических, о чем свидетельствуют записи самих паломников в специальной книге. С благословения митрополита Винницкого и Могилев-подольского Макария в 2006 году священник Винницкой епархии, а в настоящее время преподаватель Киевской духовной академии иерей Олег Кожушный написал акафист Божьей Матери Зиновинской. Он читается каждое воскресенье после Божественной литургии и еженедельно в ночь со среды на четверг.

Причем на ночные службы приезжают люди из самых отдаленных уголков Украины, чтобы потрудиться на всеночном бдении и вместе с телесным трудом принести Божьей Матери свои молитвенные просьбы вместе со словами акафиста: "Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая!"

Жители украинского села Шевченко и не мечтают попасть в Лувр. Что там гадать про улыбки да взгляды Моны Лизы, когда у них есть своя загадка - икона Зиновинской Богоматери. Четыреста лет назад неизвестный гений изобразил ее с закрытыми глазами, а уже в нашем веке его творение пробудилось будто ото сна - очи Девы Марии приоткрылись… И любой, на кого она теперь посмотрит, - исцеляется.

Репортер “МК” отправился на место паломничества в Винницкую область и тоже встретился глазами с украинской святыней.

Хранитель чудотворной иконы и ее копии отец Владимир стал свидетелем того, как на оригинале у Зиновинской Божьей Матери открылись глаза. Фото: Мария Черницына.

Они похожи, как две сестры: Зиновинская Богоматерь и списанная с нее копия висят рядом в храме Усекновения Головы Иоанна Предтечи села Шевченко Винницкой области. Только одна Богородица мирно дремлет, прижав к груди Младенца Иисуса, вторая будто грустит, приоткрыв веки…

Вот она, чудотворная, Зиновинская наша Богоматерь… - отец Владимир благоговейно обозначает “пробудившуюся” святыню поцелуем.

Пытаюсь обнаружить следы современной “доработки”, но глаза у иконы на месте - там, где и были с самого начала. Смотрит Дева, устало потупившись.

Вы не думайте, что она резко отверзла зеницы, - опровергает мои сомнения настоятель, - веки Девы Марии приподнимались по доле миллиметра в течение двух лет, дорисовать такое было бы невозможно… А свидетелей чуда хоть отбавляй.

Всевидящее око

В селе Шевченко народ на редкость здоровый, даже пьющих почти нет - у них на все пища духовная. Бабушки вместо завалинок встречаются в церковном хоре, дети посещают воскресную школу. И на такую жизнь есть весомый аргумент - чудо произошло под самым боком. Побаиваются люди: все Богородица видит, у нее не забалуешь.

В начале XVII века наше село называлось Зиновинцы, тогда здесь был большой собор, в который и поместили новенькую икону Богоматери, - рассказывает историю святыни отец Владимир. - А чудеса начались сразу после написания образа… Служители замечали, что в окошках храма по ночам чуть теплится свет. Думали, что забыли погасить свечи, а когда заходили в церковь, выяснялось, что это свечение происходит от иконы как бы изнутри.

Обнаружив таким образом божественное присутствие, к образу тут же начал стекаться народ со своими недугами: тогда еще Зиновинская Богоматерь исцеляла прихожан не глядя.

Слух о чуде разнесся по всей России и Украине, - продолжает настоятель. - А копия иконы была заказана в XIX веке благодарным хранителем Николаем за то, что Дева Мария излечила его новорожденного сына: младенец был почти полностью парализован, батюшка прикладывал малыша к образу - и он ожил, а потом и встал на ноги.

Пока копия Зиновинской иконы Богоматери скорбит, закрыв очи. Фото: Мария Белова.

Обитатели села многие годы передавали из уст в уста легенды о Зиновинской Богородице, пока не грянула революция: большевики в храме Усекновения Головы Иоанна Предтечи устроили колхоз, а собор разрушили, выбросив все иконы на помойку.

Тогда жители села ночью, рискуя жизнью, разобрали образа по домам, - говорит священник. - А шустрее всех оказалась некая девица Евдокия, которая прибрала обе Зиновинские Богоматери - и оригинал, и копию. Восемьдесят лет она хранила у себя на антресоли обе святыни. Народ за годы советской власти уж и позабыл о чудесах, которые чтили их предки. Даже соседи не знали, какой клад прячет у себя в хате Евдокия. Не зря жила она очень скрытно и гостей в дом никогда не пускала. И только перед смертью раскрыла тайну, которую хранила всю жизнь. И то, может, не решилась бы, когда б ее Богородица сама не надоумила.

Во время Всеукраинского крестного хода в 2004 году Дева Мария на образе вдруг стала смотреть на Евдокию с заметным прищуром. По-своему поняла тогда старушка желание Богородицы и уже на смертном своем одре вернула ее в родной дом - в церковь.

На оригинале открылись глаза и узрели беды мирские. Фото: Мария Белова.

“Богородица меня утешила, и я стал ее хранителем”

В селе Шевченко молодой и начинающий священник Владимир Кишчук буквально расцвел. Хотя поначалу ему и казалось, что зря он в глуши рясу просиживает.

Когда меня из Ивано-Франковска, крупного города, отправили в деревню, я роптал, - говорит он. - Здесь надо было храм после колхоза восстанавливать, а у меня ребенок больной, с пороком сердца. Врачи говорили, что Серафим не доживет и до трех лет, никогда не сможет вести нормальный образ жизни, ведь у него еще в младенчестве случилось несколько сердечных приступов. А какая тут, в Винницкой области, медицина?..

Отец Владимир даже обратился к своему духовнику с жалобами на жизнь, но тот сказал пророческие слова: “Все переменится, когда Богородица тебя утешит”.

А через несколько дней на пороге церкви появилась ветхая старушка: “Там Евдокия помирает, вас до тела призывает…” Сельский священник настроился отпустить будущей покойнице грехи, та же вдруг отправила его заглянуть на антресоли… “Совсем умом тронулась”, - вздохнул было священник, выполняя волю умирающей, - и чуть не упал со стремянки…

Обе иконы я тут же принес в церковь, бережно поставил у алтаря, начал молиться, - говорит отец Владимир. - А потом будто почувствовал: надо принести Серафима и приложить его к иконе. Той, что с приоткрытыми зеницами… Всего несколько раз я повторил таинство… И состояние Серафима улучшилось. Сейчас ему 8 лет, он ходит в школу, учится наравне с остальными детьми, хотя врачи не обещали сыну и этого. Богородица действительно меня утешила: так я стал хранителем ее чудотворной иконы.

Евдокия на исповеди поведала святому отцу, что Дева Мария не всегда “подглядывала” на мир из-под век - раньше будто спала. Через несколько месяцев настоятель храма заметил, что разрез глаз у образа вроде стал еще шире… Старцы из Епархиальной комиссии по чудесам в течение двух лет наведывались в храм Усекновения Головы Иоанна Предтечи с линейкой - каждый раз измеряли, насколько открыла очи Богоматерь. И включили ее в итоге в свой реестр официальных религиозных чудес.

Прихожане мне рассказывали, что во время литургии Богородица иногда им подмигивает обоими глазами - типа моргает, - говорит настоятель. - Я вижу: люди на нее показывают, но сам глаз повести не смею - начну проверять, правда ли это, получится, что усомнюсь в Богоматери и вере своей. Хотя сам иногда молюсь пред иконой и вдруг замечаю, что ланиты Девы Марии покрываются еле заметным румянцем. Значит, она и меня замечает!

Спасает Богоматерь не только прихожан - и сама себя бережет. Надоумила, видно, местного настоятеля разрешить взять икону на время в другую церковь, а тем временем храм-то в селе Шевченко и подожгли сектанты. Наверно, хотели древнюю святыню уничтожить - она же их мысли наперед прочитала.

К храму Усекновения Головы Иоанна Предтечи стекаются паломники. Фото: Мария Белова.

Отбрось костыль, вставай на лыжи!

Отверзла Зиновинская Богоматерь вещие зеницы и, как говорят на Украине, подывилась на своих прихожан: кто просит, чтоб начальник к нему подобрее стал, кто хочет денег заработать… Но приходят верующие и с настоящими бедами.

Медицине рак не поддается, а у нас было много случаев, когда опухоль исчезала после обращения к Деве Марии, - радуется отец Владимир Кишчук. - Одна женщина даже рукой не могла уже шевелить - ни одеться, ни причесаться… А как паломничество совершила - сразу ее опухоль прорвалась, вышел гной и все зажило. Другая женщина за мужа просила: тому врачи уже вынесли смертный приговор… Прихожанка помолилась Богородице, а по возвращении сразу заметила у супруга улучшение. Сделали снимок - а опухоль-то рассосалась! Даже, случается, гематомы в мозгу у жертв автокатастроф исчезают.

Другая паломница через всю область еле добралась поклониться Богородице на костылях - травма позвоночника оставляла надеяться только на Бога.

На обратном пути женщина попросту забыла свои костыли в маршрутке, а когда осознала, что идет без подпорок, упала лбом оземь - возблагодарила Господа, а потом и к нам в храм снова наведалась, Зиновинской иконе челом била, - говорит священник. - Потом даже спортом занялась - на лыжах по лесу бегает.

Просят у Девы Марии и материнского счастья - не всем оно дается легко и просто. Например, одна акушерка только за других могла радоваться, себя же считала бездетной из-за проблем по женской части.

Но после молитвы все у нее наконец хорошо сложилось! - продолжает священник. - Еще одна девушка дважды приезжала к нам крестить чужих детей, а вот своих Бог им с мужем долго не давал. Так, узнав о чудесной иконе, она предстала пред очами Богоматери… И сразу забеременела. В смысле - через две недели.

А сколько больных детей перевидала Зиновинская икона - хоть обратно зажмуривайся.

За чудесное исцеление прихожане приносят Богородице дары. Фото: Мария Белова.

И с параличом деток приносили, к образу прикладывали, и с лейкемией, и с ДЦП - потом многие родители возвращались, благодарили икону, значит, помогла, - говорит священник. - Неспроста возле нее столько золотых крестиков, колечек и цепочек висит - люди приносят в дар кто что может.

Считается, что Зиновинская икона открывает наши духовные очи…

Бесноватых к нам в храм тоже часто приводят, это самое страшное, - признается отец Владимир. - Как-то муж привел свою супругу. С виду обычную женщину в платочке из мешковины, а как стал ее к иконе подводить, она как зарычит, как закричит мужским басом: “Не ведите меня к ней! Она жжет меня!” - а муж ее прямо лицом к иконе прикладывает… И видно, что мучает женщину бес, не хочет уходить… А потом она осела в изнеможении, но с просветленными глазами... Далеко не перед каждой иконой такое происходит, а в Зиновинской явно святой дух присутствует. Как-то бесноватого мальчика к ней прикладывали - так он кричал зверским голосом: “Не могу смотреть - она стоит! Она убьет меня!” Я в первый раз по молодости чуть не убежал из храма, когда подобное увидел. Но старцы меня удержали, убедили быть тверже духом… Нынче уж и не такого навидался.

А на последнюю Пасху церковную службу у Зиновинской иконы чуть не сорвал птичий хор, расположившийся на ветках деревьев перед храмом. Крылатые создания пели так, что люди на несколько минут забыли про службу. Потом птицы разом поднялись в воздух и исчезли с глаз, а вера в чудеса у прихожан осталась.

"Любовь долготерпит,

Милосердствует,

Любовь не завидует,

Любовь не превозносится,

Не гордится,

Не бесчинствует,

Не ищет своего,

Не раздражается,

Не мыслит зла,

Не радуется неправде,

А сорадуется истине;

Все покрывает,

Всему верит,

Всего надеется,

Все переносит.

Любовь никогда не перестает,

Хотя и пророчества прекратятся,

И языки умолкнут,

И знание упразднится."

Апостол Павел.
**************
(1Кор.13:4-9)

Зачем я это рассказываю?

Мне было восемь лет. Очень я любила уже в этом возрасте маленьких детей. Мечтала стать учительницей, а ещё лучше - воспитательницей в детском саду или яслях. Когда гуляла во дворе, не могла пройти мимо ни одной коляски, ни одного малыша.

Надо мной со смеху умирали, говорили:

" Хорошая из тебя нянька получится!" Но вот маме моей это совсем не нравилось.

Она считала такое качество моего характера глупостью страшнейшей. Тем не менее, мамочки охотно доверяли мне погулять со своими детьми, легко оставляли с колясками. Подружки поддразнивали, но по-доброму. Жадно поглощая все журналы, что выписывались в нашей семье, я проглатывала также и журнал "Семья и школа", от первой страницы до последней. Неправильный подход к детям, который я наблюдала вокруг, сильно меня расстраивал. Уже тогда я представляла себе, как будет у меня самой, когда у меня будут свои дети. Забегая вперёд, могу сказать сегодня, что мечты и намерения мои сбылись. Не зря я всё это читала, вот я о чём.
Детство моё прошло в Марьиной Роще, в районе Стрелецкой улицы.
В нашем доме, в крайнем подъезде, на первом этаже жила маленькая девочка, грудная…
Не знаю, сколько ей было месяцев. Её папа гулял с коляской и я видела её завёрнутой в красное ватное одеяло в белом пододеяльнике. Вот об этом и пойдёт мой рассказ.
Дело было зимой. Когда этот папа с ребёнком впервые появился в нашем дворе, он не мог не обратить на себя особое, даже пристальное внимание. Это был молодой мужчина очень необычной, яркой внешности, он не был ни на кого похож.

У него были очень густые, антрацитно-чёрные волосы,за ними полностью прятался воротник пальто, пружинящие локоны спиралями рассыпались по плечам. Это было так интересно! Выражение лица,голубовато-бледного, было немного пугающим и одновременно чем-то притягивающим. Одного взгляда на этого человека было достаточно, чтобы запомнить его на всю жизнь.
Вот я и запомнила. Когда он шёл по заснеженной улице, на него обязательно оборачивались и провожали взглядами. Было даже нечто необъяснимо манящее, волнующее во всей его фигуре,в том, как он шёл, решительно, размашисто, думая о чём-то, только ему ведомом. Тёмный силуэт то перемещался, то останавливался на фоне ослепительно белого снега, неизбежно привлекая к себе внимание. Одет он был в чёрное длинное пальто, тёмно-синие грязноватые брюки неряшливо морщились на стоптанных ботинках, лицо было какое-то нездешнее, болезненно отрешённое. Он выходил на прогулку всегда примерно в одно и то же время. Не заметить этого я не могла, потому что все маленькие дети нашего двора были у меня "на учёте". Я, как кошка, стерегущая мышку, высматривала такие колясочки и мчалась просить разрешения погулять с ребёночком. Очень я жалела, что не было у меня ни сестрички, ни братика. А когда гуляла, представляла себе, что это мой братик или сестричка.
Плохо расти одной.

Этот мужчина вызывал у меня страх, смешанный с каким-то неосознанным, мучительным,почти болезненным интересом. Увидев его впервые, я не могла уже отвести от него глаз.Сердце замирало.Красота его была просто сказочной, но какой-то тревожной, необычной. Я уже видела такие лица на картинах в Третьяковской галерее, кажется. Стараясь не упустить момент, когда он выходил из подъезда со своей низенькой салатовой коляской, я уже "дежурила", стоя поодаль, прячась чуть-чуть за угол.

И вот папочка с коляской появлялся, наконец, и отправлялся в сторону от дома, по направлению к Дворцу культуры "Станколит". Это считалось - далеко. Путь неблизкий, предстояло переходить дорогу несколько раз.

Машин в то время было не так уж и много, но всё же он шёл не один и я думала, что это не очень хорошо – так много раз переходить дорогу с маленьким ребёночком, пусть и в коляске.

Решила взять над ним "шефство", понятное дело, что его нельзя оставлять одного.

Это было правильно. Уже через какое-то время его походка становилась неуверенной, он начинал спотыкаться, странновато пошатываясь и неожиданно разворачивая коляску в противоположном направлении. В этот момент я пугалась, что он заметит, что я иду вслед за ним. Иногда даже приседала на корточки и замирала от страха, не сводя с него глаз.

Но он не замечал ничего. Он был пьян.

Вот так его прогулки под моим "конвоем" и продолжались какое-то время, пока не сбылась, наконец, моя мечта. А мечтой моей было забрать у него ребёночка, девочку Вику, и унести её к себе домой. И стала бы Вика моей младшей сестрёнкой. Какое это было бы счастье!
Мама девочки, худенькая маленькая блондиночка с милым, мягким, всегда будто испуганным личиком, очень радовалась, когда встречалась со мной. Меня уже все знали как девочку-няньку. Знали, что со мной можно оставить коляску во дворе и даже доверить сходить с ребёнком в коляске в магазин. Иногда мама Вики, тётя Люся, просто просила меня побыть в комнате, пока ей нужно было постирать в ванной или сбегать куда-нибудь.При одном моём появлении Вика начинала вылезать из кроватки от радости.

Однажды, зайдя к маме моей любимицы, чтобы попроситься погулять с девочкой, я увидела в её взгляде такое отчаяние, такую беззащитность и обречённость, что у меня вся душа перевернулась. В её глазах, цвета нежно-зелёного ореха, читалась и мольба, и вина непонятно за что, и отчаяние. Не забыть мне этот взгляд.

Да, надо было что-то предпринять, что-то придумать, как-то помочь.
Но что я могла бы сделать для безответной тёти Люси, Викиной мамы? Забрать девочку в свою семью -вот что!И тёте Люсе будет полегче, и мы все будем счастливы,что у нас появится ещё человечек в семье.Мы живём в одном доме, в разных, правда, подъездах, значит, тётя Люся сможет к нам прийти в любое время.
И вот, однажды, во время одной из таких прогулок "под моим присмотром", папа Вики,неожиданно споткнувшись,закружился на одном месте,не выпуская коляску из рук.Он был сильно пьян, по обыкновению.Фантастически красивый молодой мужчина библейской,сказочной внешности,кружился на одном месте, привлекая внимание прохожих,в жутком танце с коляской.Девочка,завёрнутая в одеяло в белом пододеяльнике, заплакала.Сердце бешено заколотилось в груди, я сильно испугалась. Но убежать, оставить ребёнка, уже тем более не могла. Вдруг отец девочки как-то осел и повалился мягко, тихо, прямо в плотный сугроб. Тяжёлая коляска перевернулась. Я успела подхватить ребёнка раньше, чем одеяло коснулось асфальта.

Всё. Моя Вика была спасена! Я мчалась с ребёнком в руках так, будто за мной гонится Баба –Яга. Люди, идущие мне навстречу, провожали меня любопытными взглядами.

На бегу я с ужасом думала ещё о том, как он там, остался на снегу один, как же папа Вики до дома-то доберётся. Но ребёнок был важнее.
Прибежала домой, когда на улице наступал уже синий зимний вечер. Дверь мне открыла наша соседка Мария Васильевна, которая была мне по существу няней. Увидев меня с ребёнком в ватном одеяле, свёртком не намного меньше моего роста, обомлела.

Валечка! Что это? Кто это?! Откуда у тебя этот ребёнок?!

К счастью, девочка уже успокоилась и смотрела на меня с любопытством и очень весело. Ей было восемь-девять месяцев, как выяснилось позже.

Марьвасильна! Там её папа пьяный упал прямо сугроб! Я её спасла.Она теперь будет наша! Она будет моей сестричкой! Вы не представляете, как я её обожаю просто! Ну, смотрите, какая она прелесть!

Она теперь у нас будет жить! Я её очень люблю! Её мама, тётя Люся, разрешит, она очень-очень добрая! Она разрешит!Знаете, как ей тяжело живётся?! Там у неё вообще тааакооой ууужас... У Вики знаете, какой папа?! Он пьяный всё время!

Валечка! Валечка! Ай-ай-ай!Какая же ты, Валечка,глупышка! Ну, ладно, ладно… Давай, развернём её, посмотрим, батюшки, ой-ё-ёй… Беда–то какая! Ой, девулечка какая хорошенькая, ишь,какая, смотри-ка, глазки какие умненькие и смеётся! Красавица! Она тебя знает, значит?! Да-да-да! Сколько же ей месяцев-то?
Самое поразительное, что маленькая Вика и, правда, очень обрадовалась, узнав меня, и потянулась ко мне на ручки.Я была на седьмом небе от счастья.
-Марьвасильна! Мы сейчас её покормим! Я умею варить манную кашу, у нас есть творог и яблоки. Всё-всё сейчас натру, всё сделаю. Я же умею, я её уже сколько раз так кормила!
Необыкновенной красоты глаза девочки, ярко-зелёные, обрамлённые густыми ресницами сияли так, что невозможно было с ней расстаться ни на секунду. Я сообразила, что, для того чтобы уйти на кухню, ребёнка надо положить на кровать.Но ведь не оставишь же её одну в комнате!

В этот момент послышалось, как в квартиру вошла моя мама, вернувшись с работы.

Марьвасильна находилась в нашей комнате, вид у неё был виноватый и испуганный. Марьвасильна была не только нашей соседкой по квартире, но и нашим близким, почти родным человеком. Мы вообще жили очень дружно, как одна семья. Одинокая, её единственного сына Виктора убили на войне. Его фотография висела у неё в комнате над швейной машинкой. На буфете, в её семиметровой комнатке, вверху, стоял разноцветный яркий глиняный петух, а за петухом - икона...Чтобы не видно было.Над верующими очень тогда смеялись, это считалось проявлением крайней отсталости, до неприличия.Добрейшей женщина души во мне не чаяла. И вот сейчас не досмотрела за мной, девочка ушла гулять и пришла вон с кем. Ой-ё-ёй… Что же делать-то!
Мама разделась, вошла в комнату и увидела интересную сцену.
Её восьмилетняя дочь сидит на диване с грудной девочкой на руках и играет в "сороку – ворону" на ладошке. Девочка громко смеётся и подпрыгивает от удовольствия.
Моя мама была очень волевой женщиной.На всё реагировала мгновенно. Но здесь получился сбой.
В таких случаях говорят - "она лишилась дара речи". Именно это и произошло с моей мамой. Она "так и села" - не зная, что сказать и что спросить, боясь услышать такой ответ, от которого станет ещё хуже, ещё жутче.
В состоянии шока, с каким-то кротким любопытством и одновременно как-будто страхом уставилась на меня.
В её лице появилось что-то заискивающее. Видно было по всему, что у неё не получалось даже сформулировать вопрос. Она просто боялась услышать какой-нибудь ужасный ответ. В эту минуту девочка прижалась ко мне щёчкой и… поцеловала!
Я обняла ребёнка и заплакала.
- Мамочка! У неё папа пьяница! Он её потеряет когда-нибудь! Он по улице с ней ходит пьяный! С ней может всё что угодно случиться!

Мама не произнесла ни слова. Лицо её выражало такую растерянность, такое изумление, что видно было по всему, что ей требовалось какое-то время, чтобы совладать с собой. Очень редкий случай.
Я ликовала. Девочка прыгала с восторгом у меня на коленях, я уже решила, что это будет моя долгожданная сестрёнка.
-Мам! Ну, что ты так смотришь? Тётя Люся же разрешит! Она уже сколько раз разрешала мне с ней гулять!
-Какая тётя Люся?!
-Ну, из первого подъезда.
-Какого первого подъезда?! –нежно и тихо-тихо прошептала мама. На лице её появилось выражение умиления.
-Ну, в нашем доме!
-В нашем доме?! Её мать живёт в нашем доме?!
- Ну, да!
Через секунду моей мамы в квартире не было. Я только подпрыгнула от того, как хлопнула дверь. У меня всё опустилось внутри. Я заплакала так горько, прямо в голос.
Ужас какой! Моя мама не была на моей стороне. Во, она ушла за тётей Люсей и у меня сейчас отнимут ребёнка.
Вика тоже почему-то заплакала, ещё крепче обняв меня своими ручками. Эта девочка уже была мне родной.
Так мы и заревели с ней вдвоём...
Минут через пять тётя Люся, без пальто, в одной юбке и комбинации, даже без кофточки, бледная, с ввалившимися щеками, потемневшими крыжовенными глазами, влетела к нам в квартиру.

Я даже не успела произнести заготовленные мольбы. Мать схватила девочку, посмотрела на меня долгим-долгим благодарным взглядом, как-то порывисто чмокнула в щёку и...дверь хлопнула ещё раз. Я сползла с дивана на пол, зашедшись в рыдании от отчаянного горя. Моя мечта не сбылась.

Но мои прогулки с Викой продолжились. Бывали случаи, когда тётя Люся даже оставляла меня с девочкой дома на полдня. Для меня это были праздники.

Никогда, ни разу я не заметила, чтобы тётя Люся хоть словом, хоть намёком пожаловалась на свою судьбу.

Мне было совершенно ясно, что она очень любила своего мужа, отца своей дочки.

Мы как бы породнились, Вика привязалась ко мне, а я её обожала.

Шли годы, Вика росла, да и у меня всё меньше оставалось свободного времени.

По слухам, её отец повесился в состоянии белой горячки. Редчайший случай среди евреев.

Когда я встречалась с Викой случайно во дворе, она неслась ко мне, раскинув руки и сияя чудными светло-зелеными, как у матери, глазами. Густые и нежные, сильно курчавые русые волосики, обрамляющие высокий лоб, счастливое лицо. За нами наблюдал, улыбаясь и переглядываясь, весь двор, а я уже смущалась.

Как мы с ней любили друг друга! Подружки во дворе заворожённо и слегка с завистью смотрели, как она бросалась мне на шею, завидев издалека. Как светились её лучистые, тёплые глаза! А у меня ёкало сердце.Ведь нельзя было не думать о том, что надо бы быть достойной такого отношения.

Школу я закончила и мы переехали в другой район. Связь с Викой оборвалась, к сожалению великому.

Когда я пытаюсь представить, какого цвета были глаза у Пресвятой Богородицы, мне кажется, что мне это нетрудно.
Никогда не рассказывала эту историю никому, вот только сейчас решила.

А мой сын сказал мне на днях, что, если у него будет когда-нибудь дочка, он назовёт ей Викой. Интересно как.

Вряд ли на свете найдется хоть один человек, который не слышал о Деве Марии. С первых дней после своего успения и по сей день Пресвятая Дева Мария помогает христианам. Согласно Священному Писанию, Божия Матерь, явившись апостолам в третий день после Своего Успения, сказала им: «Радуйтесь, Я с вами буду во все дни».

Отмечено, что явления Богородицы чаще всего совпадают с какими-то грядущими катастрофами, войнами и другими масштабными бедствиями.

Дева Мария будто бы предупреждает людей об опасности. Чаще всего Она предстает в виде легкого, как бы сотканного из дымки женского силуэта. Согласно церковным писаниям, распятый на кресте Иисус вручил Мать Свою попечению Иоанна Богослова, своего любимого ученика, а все человечество - Пресвятой Богородице.

Существует мнение, что Богородица является не каждому, а только тем, кто глубоко верует и прислушивается к ее советам. Конечно, это Божественное чудо, как и все остальные чудеса, подвергается критике и неверию скептиков. Но как бы там ни было, известны случаи, когда Божественная помощь способствовала спасению людей.

В Латинской Америке наиболее почитаемой святыней является нерукотворный образ Девы Марии Гваде-лупской. Ее считают покровительницей обеих Америк и называют: «Наша сеньора Гваделупе». Началось все в декабре 1531 года, когда 17-летний индеец Хуан Диего, идя на утреннюю мессу мимо холма Тепейак, услышал сверху чье-то пение.

Взобравшись на холм, юноша увидел молодую женщину, которая была больше похожа на его соплеменниц, чем на испанку. Женщина находилась как будто внутри сияющего облака. Она представилась Матерью Божией. Четыре дня подряд являлась Богородица Хуану Диего, обращаясь к юноше с просьбой, чтобы на этом холме построили церковь, где все желающие могли бы почитать ее Сына - Иисуса Христа.

Однако священники решили, что юноша просто фантазирует, ведь у индейцев, как тогда считали испанцы, нет души, значит, и Богородица им не может явиться.

Тогда Дева Мария велела индейцу собрать цветы на каменистом холме. Юноша безропотно повиновался, хоть прекрасно знал, что там ничего не растет. И вдруг он увидел розовый куст, растущий прямо на камне. «Вот Мое знамение, - сказала Дева Мария. - Возьми эти розы, заверни в свою накидку и отнеси епископу. На этот раз он поверит тебе».

Когда Хуан Диего развернул перед епископом свой плащ, то все присутствующие упали на колени: на ткани плаща оказался запечатлен образ Пресвятой Девы. После этого шесть миллионов индейцев приняли христианство. Так состоялось крещение Латинской Америки.

«Я ЕСМЬ НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ»

Небольшой город Лурд, находящийся на юго-западе Франции, получил широкую известность в 1858 году благодаря 14-летней девочке Бернадетте Субиру. Именно она удостоилась быть свидетелем целых 18(!) явлений Девы Марии. В холодном феврале 1858 года Бернадетта и другие дети собирали в роще ветки для растопки.

Чтобы добраться до залежей веток, им пришлось вброд перейти ручей. Когда Бернадетта вышла на другой берег, она услышала шум, похожий на шум ветра, а возле открывшегося ее взгляду грота увидела даму в белом платье, у ног которой были рассыпаны желтые розы. Удивительно, но никто другой ничего не увидел.

В этот раз девочка не посмела разговаривать с незнакомкой, она решила, что это призрак недавно умершей жительницы деревни. Несмотря на страх, ее тянуло к гроту, и она приходила туда снова и снова. Теперь уже девочка понимала, что перед ней является Дева Мария, которая просит ее молиться за грешников. В одно из своих явлений Богородица дала Бернадетте поручение: «Иди к священникам и скажи: Я хочу, чтобы здесь построили часовню».

Но священники принимали рассказы за пустые выдумки, а девочку и вовсе за сумасшедшую. Только ее духовник попросил узнать имя женщины. И Богоматерь ответила: «Я есмь Непорочное Зачатие». Когда девочка передала ему эти слова, священник был поражен до глубины души.

Бернадетта не могла знать, что незадолго до описываемых событий папа Пий IX провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы. Да и сами служители до этого употребляли выражение «Безгрешное Зачатие». А это означало, что девочка действительно общается с Девой Марией.

Божия Матерь показала Бернадетте и чудотворный источник, к которому впоследствии стали стекаться миллионы людей. Только за первый год у этого источника совершилось пять официально удостоверенных исцелений. Позже Бернадетта стала монахиней под именем Мария Бернарда и умерла в возрасте 35 лет. Уже в 1933 году была причислена к лику святых католической церкви.

Перед тем как признать ее святой, представители католической церкви три раза вскрывали могилу. Свидетелями эксгумации были не только священники, но и доктора, а также другие уважаемые члены общества. И каждый раз все они убеждались: тело Бернадетты Субиру не тронуто разложением. На месте явления Богородицы был построен храм, а Лурд теперь за год посещают около пяти миллионов паломников.

ФАТИМСКОЕ ЧУДО

Пожалуй, самая значимая и известная серия явлений Божией Матери началась в мае 1917 года в португальском городе Фатима.

Сначала Дева Мария явилась трем детям: Лусие, Жасинте и Франсишку, игравшим в поле неподалеку от дома. Она спросила, готовы ли они стать избранниками Господа, чтобы искупить наносимые Богородице оскорбления и богохульства. Те с восторгом согласились.

Уходя, она наказала детям ежедневно молиться о мире и спасении грешников и велела приходить на место встречи в тринадцатый день каждого месяца. Ребята рассказали обо всем родителям, а те в свою очередь соседям. И уже 13-го числа следующего месяца детей сопровождало около 60 человек.

Надо сказать, что явившуюся Богородицу никто не увидел, кроме этих троих ребят, тем не менее с каждым месяцем людей на поле становилось больше и больше.

В Фатиму со всех концов света стали стекаться паломники. За два дня до 13 октября все дороги, ведущие в город, были забиты повозками и пешими. Ожидая явления Девы Марии, люди, а их было около 70 тысяч, спали на земле, несмотря на октябрьский холодный дождь, ливший уже три дня.

Все вымокли до нитки. В полдень все присутствующие опустились на колени, невзирая на грязь и лужи. Лусия, увидев Богородицу, воскликнула: «Вот Она!», и все увидели, как детей окутало легкое белое облако. Оно трижды поднималось вверх и опять опускалось на детей.

Потом очевидцы рассказывали, что вдруг прекратился дождь, выглянуло солнце, но вид его был странным: диск, окруженный сияющей короной, на который можно было смотреть не щурясь.

На глазах у всех солнце сначала закружилось, как огромное огненное колесо, разбрасывая во все стороны разноцветные яркие вспышки, затем оно как бы отделилось от неба и по спирали стало спускаться вниз, излучая тепло. Этот танец солнца продолжался не менее десяти минут и был виден за многие километры от Фатимы.

Когда все закончилось, люди с удивлением обнаружили, что их одежда внезапно высохла. Это было последнее явление Богородицы детям.

Дева Мария оставила им три предсказания, последнее из которых было раскрыто совсем недавно. Первое и второе были обнародованы по разрешению папы Пия XII в 1942 году. В одном говорилось о грядущей войне, которая унесет миллионы жизней (видимо, имелась в виду Вторая мировая война). Второе пророчество касалось России, которая должна посвятить свое сердце Деве Марии, чтобы на смену хаосу в стране пришли мир и покой.

А вот третье послание долгое время оставалось тайной за семью печатями. Только в 2000 году папа римский Иоанн Павел II приоткрыл завесу: оно касалось покушения на его жизнь. И действительно, в 1981 году в Иоанна Павла II стрелял турецкий террорист.

Но это еще не все: предположительно, третье послание содержит также информацию о дальнейшей трагичной судьбе католической церкви. Похоже, что церковные иерархи предпочитают ее скрывать, чтобы не вызывать волнения среди верующих.

НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ

Сразу после вторжения гитлеровских войск на территорию СССР Патриарх Антиохийский Александр III принял затворничество и уединился в подземелье, в котором хранилась икона Божией Матери. Без еды, воды и сна он молился о помощи для России.

Спустя трое суток ему явилась Дева Мария и сказала: «По всей стране должны быть открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и выпущены из тюрем. Они должны начать служить. Ленинград сдавать никак нельзя! Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен и в Москве, затем она должна прибыть в Сталинград. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

Удивительно, но Сталин внял этим словам. Он пообещал митрополитам Алексию и Сергию всякое содействие. Икона Казанской Божией Матери была вынесена из Владимирского собора, ее пронесли крестным ходом вокруг Ленинграда, и город выстоял.

По некоторым данным, самолет, управляемый личным пилотом Сталина, облетел и вокруг обороняемой Москвы с чудотворным Казанским образом на борту. Мало кто знает, что и Сталинградская битва началась молебном. Затем икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали.

ЯВЛЕНИЕ В ЧЕРНОБЫЛЕ

Настоятель Свято-Ильинской церкви Николай Якушин рассказывает: «Дождливым весенним вечером в небе над Чернобылем многие горожане видели в необыкновенном сиянии женский силуэт, спускающийся с дождевых туч. На определенное время дождь полностью утих и настала необыкновенная тишина. Свидетели явления со страхом поняли, что происходит что-то особенно важное, касающееся самого города.

Из неясного силуэта постепенно стал четко виден образ, похожий на образ Богородицы в виде Оранты.

Горожане видели в руках Богородицы пучок сухой травы, которую она роняла, трава падала и разлеталась по мокрой земле. В мае, когда все повсюду начинает зеленеть, распускаться и цвести, засохшая трава практически не встречается.

А здесь на земле в большом количестве оказались сухие стебли травы, называемой чернобыль. В одно время сияние переместилось к Свято-Ильинской церкви, и Святая Дева двумя руками благословила Божий храм. Видение ушло так же внезапно, как и появилось».

Тогда явление Девы Марии было трактовано по-своему: якобы Божия Мать благословила храм, а сухая трава, скорее всего, означала неурожайный год. Только спустя 20 лет стал понятен смысл чудесного явления Богородицы. Она предупреждала о грозящей опасности, ведь пучок сухой травы, называемой чернобыль, или полынь, был неслучайно обронен ею на одноименный город.

«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь», и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откровение св. Иоанна Богослова 8:10-11).

В житии святого Андрея описано открывшееся ему видение: ему были показаны красоты рая, но, не увидев нигде Божией Матери, он спросил у своего таинственного спутника: «Где же Она?» В ответ услышал: «Она ходит по земле и собирает слезы плачущих». Вот так и ходит Пресвятая Дева Мария и по сей час и будет ходить по земле всегда, собирая слезы страждущих.

Один из военных, участвовавших в штурме Кенигсберга в 1944 году, рассказывал: «Когда прибыл командующий фронтом, с ним находились священники с иконой Божией Матери. Отслужив молебен, они спокойно пошли в сторону передовой. Вдруг ни с того ни с сего стрельба с немецкой стороны прекратилась, и наши войска начали штурм.

Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Пленные немцы в один голос потом говорили: «Перед началом русского штурма в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии. В это время абсолютно у всех отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела».

Всем памятна трагедия в Буденновске в 1995 году, когда банда Басаева захватила персонал и пациентов центральной городской больницы. В те страшные дни местные жители несколько раз видели в небе образ скорбящей женщины, облаченной в темные одежды и стоящей у креста, образованного облаками.

Явления Девы Марии происходили и перед самим терактом, и после того как боевики покинули город. Многие и сейчас убеждены, что часть террористов была деморализована Ее появлением и именно это стало решающим моментом для освобождения заложников.

ВЫМЫСЕЛ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

До сих пор нет единого мнения о явлениях Богородицы. Люди по-разному относятся к подобным слухам. Те, кому посчастливилось стать свидетелями этого чуда, с негодованием отвергают предположение о мистификации. Скептики пожимают плечами.

Надо сказать, что и ученым пока не удалось разгадать эту тайну. Некоторые из них объясняют это более привычными современному миру причинами. Так, например, франко-американский ученый Жак Валле уверен, что на самом деле в Фатимском чуде замешаны инопланетяне.

«Знаменитые видения в Фатиме являются ярким историческим примером религиозной окрашенности встреч с НЛО. Фактическая сторона событий достаточно хорошо известна, но я готов биться об заклад, что истинную суть происходившего в 1917 году возле этого маленького португальского городка знают немногие.

Еще меньше людей, как я полагаю, знают, что серия наблюдений существа, которое приняли за Деву Марию, началась за два года до этого целым рядом классических наблюдений НЛО», - писал Валле в книге «Параллельный мир».

Российский ученый В. Мезенцев объясняет, что танец солнца, который 13 октября 1917 года вместе с детьми наблюдали 70 тысяч паломников, приехавших в Фатиму, был оптическим обманом, игрой света. Как бы там ни было, Римская католическая церковь официально признала Фатимское чудо и многие другие явления Богородицы.

Сегодня, когда мир то и дело содрогается от катастроф, трагедий, противостояний, нетерпимости и войн, наверное, нужно не ломать копья в бессмысленных спорах, а просто внять этим предостережениям и услышать главный призыв Пресвятой Богородицы: «Люди, остановитесь в своем безумии!»

И тогда в мире станет больше добра и меньше горя.