Как становятся шаманами в разных народах мира? Пророчества современных шаманов: Верить или нет? Верить ли шаманам

Время чтения 3:44

В то время как большинство шаманов используют свои способности во имя добра, чтобы следовать этому пути шаман должен иногда выступить против отрицательных сил или духов - таких, которые вызывают болезни и несчастья. Подобные встречи могут оказаться небезопасны; и всегда существует риск, что шаманом завладеет негативная энергия, притом в самой причудливой форме.


Шаман получает возможность использовать силу, которую он получил, в негативных разрушительных целях; например, он способен нанести урон обнаруженному противнику. Процесс этот сходен с тем, что происходит, когда хороший врач, священник, политик, наставник или иная влиятельная личность становится на сторону зла. Подобно схожим механизмам, действующим в обществе, как только становится известно о том, что шаман злоупотребляет своим авторитетом и властью, община пытается его отвергнуть или наказать.

Злобных шаманов часто называют колдунами; они работают с негативными разрушительными силами и используют их во вред другим, заставляя свои жертвы страдать от болезни, потери работы, любимого человека; нередко дело может дойти и до убийства.

Шаманы отличаются не только от колдунов; их не надо путать с многими из тех, кто общается с потусторонними силами. Вот краткий перечень тех, кем шаманы не являются и чем они от них отличаются.

  • Колдуны. Они обычно используют духовную энергию и силу, чтобы причинить разрушение и вред. Шаманы же используют свою силу для добра, хотя некоторые могут быть втянуты в занятия колдовством; и если эти занятия продолжаются долгое время, то они в конечном счете становятся колдунами. Некоторые колдуны согласятся использоватъ свои силы для исцеления и прорицания, но только если им заплатят, а не потому что они видят в этом служение общине.
  • Ведьмы и ведьмаки. Традиционно термин «ведьма» использовался в отношении того, кто причиняет зло, хотя нередко и по отношению к мудрой женщине или мужчине в деревне, которые могут использовать свои таланты, чтобы знать или исцелять как во имя добра, так и зла. В последнее время, однако, последователи дохристианских языческих традиций или старой религии называли себя ведьмами, а также викканами и неоязычниками и проводили религиозные службы, руководствуясь лозунгом: «Делай что хочешь, но не вреди никому».
  • Медиумы. Они объединяют различные духовные состояния, в конечном счете, теряя контроль над своим телом и голосом, превращаясь в сущности, которые говорят и действуют через них. Когда духи вселяются в шаманов, последние все равно контролируют происходящее в течение всего времени, пока общаются с духами. К шаманам и медиумам обращаются за советами, но медиум обычно работает на одного человека, а не на все общину.
  • Проводники. Некоторые предпочитают, чтобы их называли проводниками, а не медиумами, утверждая, что медиумы в основном общаются с умершими родственниками своих клиентов, в то время как проводники вступают в контакт с источниками высшей мудрости и, часто древними духами или существами, которые никогда не жили на Земле. Во время контакта тело и голос проводника становятся (родством общения для духовных существ, которые говорят через неге, В отличие от проводников, шаман может в определенной мере анализировать информацию, полученную от этих духовных сил, но его поведение больше похоже на действия посланника, который говорит за них Шаман также контролирует происходящее и поэтому рассказывает только о том, что считает необходимым.

Из-за мощных сил зла и состоящих у них на службе людей, например колдунов, шаманские ритуалы нередко превращаются в духовную биттл. Например, шаман-целитель может сражаться против духов, которые, по поверьям, были посланы колдуном, чтобы навредить его пациенту или лже шаману. Если это происходит, то шаманский ритуал превращается в генеральное сражение за душу и здоровье пациента; в случаях, когда шаман пытается излечить целую общину, он может вести битву от лица всех своих пациентов.

Если шаман выигрывает битву, то болезнь исчезает. Но иногда шаман не одерживает победу; в определенной конкретное, ситуации он не может победить, так как недостаточно могущественен, чтобы сражаться с силами зла. Нередко это может заставить шамана обратиться к другому шаману, который способен лучше справиться с проблемой; точно так же делает обычный врач, когда ему нужно победить опасную болезнь. В других же случаях шаман может повторить попытки - и если он опять терпит поражение, то теряет свою репутацию и доверие окружающих, так же как любой профессионал в сходной ситуации.

Шаманы могут терять свои сверхъестественные способности по разным причинам, например из-за старости, когда не остается энергии и силы, чтобы заниматься шаманизмом. Или их увлечения могут принять другое направление. Некоторые старые шаманы стали преуспевающими художниками или музыкантами, начали свой собственный бизнес. Шаман также может потерять свою силу вследствие неожиданной славы и искушения наслаждаться вниманием, деньгами и сексуальными удовольствиями, которые становятся слишком доступными. Это сравнительно новая проблема, появившаяся в результате растущего интереса к шаманизму в наши дни.

Есть там кто-нибудь?

Духи, с которыми шаман общается и которых вызывает, ведут себя как посредники между космическими силами, силой вселенной или космоса - и человеком; если они отзываются, то становятся союзниками шамана или его личными помощниками.

В некоторых случаях шаман общается с этими духами, находясь в созерцательном состоянии, в котором он или она спрашивает совета у учителя. В других случаях шаман входит в трансоподобное состояние и отправляется в путешествие для встречи с духовными помощниками.

А порой шаманы входят в транс, в котором становятся так близки духам, что испытывают слияние с ними, так что духи овладевают телом шамана и говорят через него. Шаман может петь, танцевать, бить в барабаны, работать с магическими предметами, использовать травы или медицинские вещества, такие как табачный сок или дым, и айяхуаска, который извлекается из растений, произрастающих во влажных тропических лесах Южной Америки.

Шаманы говорят:

Шаманские целители, которых в Латинской Америке часто называют курандерос или пайе, - это шаманы особого вида, которые могут проводить ритуалы с пациентом или группой пациентов.


Айяхуаска - так называется галлюциноген, который сварен из лианы Banisteriopsis caapi, растущей в верховьях Амазонки. Его часто смешивают с другими растениями, такими как чакруна, которая известна науке как Psychotria viridis. Айяхуаска вызывает видения во время шаманского ритуала, так что шаман может видеть сверхъестественные миры. Активный химический элемент, ингредиент которого вызывает эти изменения в сознании, называется хармала. Айяхуаска обычно применяется шаманами Южной Америки в исцеляющей церемонии, которая включает использование посоха, связок листьев, тыквенной трещотки и священных предметов, таких как камни и вырезанные из дерева статуи. Другие вещества, используемые для изменения состояния сознания - это хуанто, известный как Datura spp., который также растет в верховьях Амазонки, и порошок под названием парика, приготовленный из семян Йопо, или Anadenanthera peregrina, который произрастает в низовьях Амазонки.


10 вопросов шаману Борису Дашицыренову

Как Вы стали шаманом?

Лет пять назад я начал видеть духов. Они являлись мне повсюду. Каждый раз я испытывал тревогу и беспокойство. В голове царила словно неразбериха. Я не знал, что происходит, и никому не говорил об этом. Был еще такой характерный случай. Утром просыпаюсь, и слышу, кто-то шепчет в ухо: «Не ходите сегодня кататься на лыжах. Скажи обязательно маме». Я не понял, в чем дело, поехал к маме домой, а они действительно собрались ехать на Верхнюю Березовку.

Но тогда мы не придали значения моему утреннему видению. И мама подвернула ногу, катаясь на лыжах. Затем родители все чаще начали замечать за мной такие странности и обратились в общество шаманов «Тэнгэри». Там сказали, что мне нужно посвящение. Так я стал шаманом-целителем при этой же общине.

Чем шаман отличается от обычного человека?

Внешне и в быту ничем, конечно, не отличается (смеется). Единственное, могут быть более развиты интуитивные способности. Вообще, шаман тогда только шаман, когда он в атрибутах и читает молитву. И еще момент. При посвящении мы все даем клятву: не украдем, не обманем, не совершим вреда, будем всегда помогать людям. И соответственно ведем себя всегда, не позволяя себе проступков.

Что Вы думаете про передачу «Битва экстрасенсов»?

Это, в первую очередь, шоу. Возможно, там многие обладают способностями. Но, я считаю, с таким даром нельзя шутить и делать такого рода рекламу. Думаю, таким образом и сила теряется.

Чем отличаются шаманы от лам?

Шаманы общаются с предками. Лама следует учению Будды. Но принцип у всех одинаков – помочь человеку.

В каких случаях человеку лучше обращаться к шаману, а в каких к ламе?

Я думаю, здесь разницы нет. Кто как верит. Кому-то шаманы по душе, кому-то ламы. Однако, если в роду были шаманы, то нужно обязательно обратиться к шаманам. А ходить можно и к тем, к другим.

Были ли в Вашей практике удивительные случаи за этот год?

Недавно наш учитель делал обряд якутам. И во время него он начал говорить на чистейшем якутском языке, который до этого не знал. Это предок якутов вселился в него и разговаривал через него со своими потомками. Кроме того, два года назад мы, наша община, начали поклоняться Бухэ-батору, который дарует силу. И после этого мы, да и все вы, заметили, что за это время появилось больше чемпионов среди бурятских спортсменов. Я думаю, наши обряды дают свои плоды.

Как правильнее: бороться с жизненными трудностями или наблюдать, спокойно их принимая?

Трудности нужно решать. Нельзя пускать на самотек. Конечно, бывают разные ситуации, когда кажется, что ничего нельзя сделать. Но в этом случае, можно хотя бы придти в дацан или к шаману. Ведь еще когда-то давно все верховные шаманы обещались помогать людям всегда, никогда не быть сторонними наблюдателями. Я думаю, если вы обратитесь к предкам в трудную минуту жизни, они вам все равно помогут.

Почему кто-то не верит или перестает верить в высшие силы?

Если человек не верит, то он либо еще не сталкивался с проявлением высших сил, либо очень разочаровался в жизни. На мой взгляд, неверие – это наказание. Потому что, если человек без веры, значит, у него нет надежды. А без надежды – как без защиты.

Как можно отличить настоящего шамана, ламу от ненастоящего?

Если вам ставят тарифы за сделанную работу – это ненастоящие ламы и шаманы. Бывает, что сами обряды требуют затрат – когда нужно купить барана, украсить березу, поднести угощение богам. Но за свою помощь шаман или лама не должен просить денег. Посетители могут только сами решить, сколько дать по своим возможностям и желанию.

Лично Вы в кого верите?

В Бога. В богов бурятской земли, в своих духов и наших предков. А в целом, какая разница, вера в кого вам помогает. Главное, вы верите. И нам, шаманам и ламам, делить здесь нечего. Не суть важно, от какого бога идет сила. Помоги, а люди сами придут к тебе.

(1)

Как шаманское исцеление может помочь вашему здоровью?

Люди обычно приходят к шаману с длинным списком проблем, над которыми они хотят работать, включая серьезные проблемы со здоровьем, эмоциональные и физические травмы. Некоторые медики направляют пациентов к шаману, чтобы помочь им лучше восстановить здоровье или высвободить .

Что настолько эффективно в исцелении шамана?

Шаман работает на том уровне, от которого мы обычно отдаляемся в нашей современной деловой жизни. Это помогает воссоединить энергетику человека. Шаман создает состояние релаксации и радикального присутствия, в котором целительные энергии могут быть приведены ко всему вашему существу, в обход самых обычных сопротивлений, способствуя , в которое вы, возможно, перестали верить.

Какую пользу вы можете ожидать от сеанса исцеления?

В конце сеанса вы получите бесценные сведения о различных исправлениях вашей ситуации. Вы почувствуете мир и надежду, в своем уме и теле. В большинстве случаев вы также почувствуете немедленные духовные, психические и физические сдвиги. Эффекты исцеления будут продолжаться в течении 1-2 месяцев.

Предлагается ли какое-либо последующее лечение?

Любому человеку достаточно 3 недели сеансов исцеления. Этого более чем достаточно, чтобы вытолкнуть из любого оврага. Эффект исцеления будет продолжаться ещё долгое время и организм будет набирать свою силу.

Как часто я должен посещать шаманское исцеление?

Большинство людей, считают полезным возвращаться к , один раз в год.

Связан ли шаманизм с какой-то религиозной практикой?

Шаманизм — это не религия и он не противоречит каким-либо религиям. Верования людей всегда полностью соблюдаются. Хотя шаманское исцеление работает на духовном уровне, для людей не требуется никакой веры, нет необходимости понимать всё, просто быть открытым к исцелению.

Этика шамана всегда уважает вашу свободную волю. Шаманское исцеление часто может измененить жизнь, но это право полностью принадлежит вам. Ничего не может произойти без вашего ведома. Многие люди приходят за сменой образа жизни и всегда уходят с тем, зачем пришли.

Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или колдуном. Шаман – совсем другой уровень, другие взгляды, цели и другая философия.

Кто и как становится шаманом в реальной жизни?

Шаманом нельзя стать просто так, «по своему хотению». Да и мало кто проявляет особое желание быть настоящим шаманом. Слишком велика ответственность за людей, которым нужно помочь. Кроме того, шаман практически не подчиняется себе, своим желаниям. Вся его жизнь – служение другим через мир духов.

Шаманом может стать лишь тот, кто увидит знаковый сон. В этом сне обязательно должно произойти какое-то событие, которое знаменует шаману об открытии его дара. Сон этот приходит внезапно, а не в каком-то определенном возрасте. Это невозможно предугадать.

Считается, что сон – это знак духов, что они избрали человека. Никто не сможет стать шаманом без «одобрения» духов. Содержание сна может быть разным, однако, каждый род знает, что именно должно присниться в качестве знамения.

Иногда шаманом становятся не только после увиденного сна. Случаи, когда человек вдруг слышит голос, который поет и говорит с ним, не редкость у эскимосов. Именно там особо развит шаманизм и все, что с ним связано. Голос означает, что дух зовет будущего шамана. За ним человек часто уходит в лес и проходит там первую ступень пути настоящего шамана.

Шаманом чаще всего становится тот, в чьем роду уже были подобные случаи. Способность передается по наследству. Известны истории, когда шаманом становился человек, у которого в роду ранее такого дара не было ни у кого. Однако такого шамана считают достаточно слабым.

Таким образом, кто станет шаманом, а кто нет, решают только духи. Сопротивляться их решению не удастся. Избраннику остается только смириться с выбором высших сил и пойти навстречу новой миссии.

Шаман выступает избранником, представителем духов на земле. Через него они доносят до людей информацию, помогают и предостерегают их. Шаман – человек, который призван помогать и лечить людей. Он не может отказать или не принять обратившегося за помощью к нему. Именно поэтому считается, что быть шаманом очень трудно.

Хоть шаман уважаем и почитаем в роду, он не обладает привилегиями. Часто он живет бедно, так как ему практически некогда заниматься своим домашним хозяйством. Он принимает нуждающихся в помощи и не успевает помогать себе и своей семье.

Шаман живет обычной жизнью, заводит семью, детей. До наступления момента избрания, шаман практически не подозревает о своей дальнейшей судьбе. Да и после того, как становится шаманом, живет как все. За исключением момента совершения .

Часто шаманов относят к числу душевнобольных. Это не так. Такое ошибочное мнение возникло из-за того, что обряды шаманов похожи на приступы безумия. На самом деле, этого требует вхождение в особое состояние, которое позволяет шаману .

Шаманы живут по всему миру. Множество народов с древности являются приверженцами веры в силу шаманов. Без них не обходятся поселения, племена, народы, которые издревле верили в способность шамана уберечь их от болезней, засухи или мучительной смерти. Наибольшее количество шаманов проживает в таких странах как:

  • Австралия;
  • Россия;
  • Австрия;
  • Страны Африки;
  • Новая Зеландия;
  • Страны Юго-восточной Азии.

Шаманы в каждой стране, области и народности отличаются по ряду критериев. Кто-то участвует в жертвоприношениях, кто-то нет. Отличаются некоторые функции, тонкости совершения обрядов и нюансы посвящения. Одно объединяет их точно, они – целители и защитники человеческой души.

Обучение шамана практике и обрядам происходит всю жизнь. Изначально, когда он еще не подозревает о своем предназначении, уже постепенно невольно познает его. Это проявляется:

  • в единении с природой, местностью, в которой живет шаман;
  • в появлении видений, снов, постепенному появлению навыка справляться с ними, трактовать их.

У некоторых народов избранного с рождения обучают шаманским практикам. Это не гарантирует того, что из него вырастет шаман. Все будет зависеть от предрасположенности и выбора духов.

Чаще всего обучения никакого нет. Человек сначала осознает, что выбор пал на него. Потом, уже, пройдя все мучения, обучается у более опытного шамана. Однако и он не учит начинающего всем тонкостям совершения обрядов. Обучение не проходит, как в школе за партой. Все постигается в общении с духами и практике.

Старые шаманы учат молодых бить в бубен, чтобы духи услышали этот зов. Бить так, чтобы привлечь нужных духов. Иногда обучение длится часами, днями без перерыва. Этот навык считается основополагающим для шамана. Без умения обращаться с бубном, духи не поймут призывов и просьб шамана.

Обучение непосредственно совершению обрядов тоже не производится. Истинный шаман постигает эту задачу сам.

Некоторая помощь все же есть. У шаманов, которые только начинают свой путь, распространена практика «невидимого каноэ». Шаман старый и молодой создают воображаемое каноэ, садятся в него и путешествуют. Такие путешествия длятся по нескольку дней подряд. Во время них шаманы находятся в промежуточном состоянии. Они иногда видят сны, а иногда возвращаются в реальность.

В то время, когда сны посещают шамана, в них происходит встреча с духами. Шаман ищет себе духа-защитника и находит его. В момент возвращения в реальность, шаман выходит из каноэ и на время оставляет на каком-то месте. При обратном переходе в состояние сна, шаман толкает каноэ с этого места и плывет дальше.

После проделанного путешествия шаманы делятся своими видениями, ощущениями. В этом обмене происходит обучение молодого шамана практике.

Практически в любом городе сейчас можно найти массу школ и курсов по обучению шаманским практикам. Они предлагают научиться всему, что умеют шаманы. Однозначно стать истинным шаманом благодаря таким школам невозможно. Шаман – избранник духов. Можно лишь на тысячную часть приблизиться к таинственному и загадочному миру шаманов.

Посвящение в тайны волхвов

Посвящению в шаманы предшествует длительный и тяжелый период «шаманской болезни». Эта болезнь больше проявляется как безумие, шизофрения. Будущий шаман иногда ведет себя неадекватно, видит галлюцинации, сны, слышит голоса. Кроме психики, страдает его тело. Он болеет, теряет сознание, впадает в приступы эпилепсии. Это можно объяснить просто – духи настаивают на том, чтобы избранный стал шаманом.

Противостоять им практически невозможно. Чтобы избавиться от этих страданий есть единственный выход ­­­– принять предложение духов и пройти обряд посвящения.

Начало обряда – признание избранного перед старыми шаманами, что он слышит зов духов. После этого он уходит в лес, тайгу и проходит там испытание голодом. Длиться оно может и 5, и 7, и 9 дней. В этот момент будущий шаман особенно слаб. Во время снов и видений к нему приходят духи и в прямом смысле делают из него другого человека.

Он чувствует себя так, будто его разрывают на части и собирают заново. Шаман переживает на уровне эмоций настоящую смерть. После всего пережитого он «возрождается», но уже другим человеком. Дальше у шамана 2 варианта:

  • самому постигать тонкости шаманского дела;
  • учиться у старого шамана.

Чаще всего выбирают второй способ. На этом посвящение в шаманы не заканчивается. Это длительный процесс, который протекает месяцами, а иногда даже годами. Обучение практикам, способам общения с духами, обрядам еще впереди.

Формального посвящение шамана не происходит. Нет какого-то конкретного действия, церемонии, после которой можно сказать, что посвящение состоялось. Считается, что это бессмысленно, так как шаман посвящен духами еще задолго до того как сам понял это.

Обязанности, задачи и роль ведуна

Шаман в мире людей выполняет множество функций и играет важную роль в жизни целых народностей.

Основными задачами шамана являются:

  • лечение людей;
  • поиск души, покинувшей тело и возвращение ее, если это возможно;
  • сопровождение души в мир иной;
  • защита души от демонов, злых духов.

Становится понятно, что к насущной жизни человека шаман имеет мало отношения. Его специфика – душа. Шаманы не присутствуют при бракосочетании, например. Однако их зовут, когда проходят тяжелые роды. Роль шамана в помощи людям.

– основной профиль шамана. Считается, что болезнь возникает не в теле, а в душе. Шаман призван поставить диагноз, найти пути избавления от болезни и вернуть человеку здоровое тело и дух.

Кроме лечения конкретных людей, шаман играет роль в нормальной жизнедеятельности всего рода:

  • предвидит засухи, дожди и т.д.;
  • при уменьшении количества животных, люди просят шамана помочь;
  • помогает и участвует в процессе жертвоприношения.

Вопреки мнению обывателей, шаман не является лицом, совершающим жертвоприношения. Чаще всего, если он и принимает участие в этом, только для проведения души убитой жертвы по нужному пути. Он знает этот путь.

Таким образом, шаман – человек, которого выбрали духи на эту роль. Согласия или отказа его не требуется. Шаманы служат защитниками, помощниками своему народу. Они защищают от мора, засухи, голода, болезней. Сильный шаман – большая радость и помощь. Научиться быть шаманом «просто для себя» невозможно. Шаман – это человек, постоянно находящийся на грани между миром людей и миром духов.

Нечто необычное всегда вызывает интерес. А когда случается болезнь и врачи лишь разводят руками, не обещая действительных результатов, человек хватается за любую соломинку и ищет помощи у тех, кто обещает нетрадиционное исцеление. Колдуны, целители, экстрасенсы - все они подкупают таинственностью и неизведанностью. Шаманов тоже принято причислять к так называемым "знающим людям", а сейчас они особенно "популярны". Но если про целителей-экстрасенсов все более или менее понятно, то о шаманах говорят не так много, а людей, которые могут о них что-то рассказать, еще меньше. И все-таки, можно ли серьезно относиться к шаманизму, есть ли у него будущее? Об этом наша беседа с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, руководителем "Центра по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик" Валентиной Ивановной ХАРИТОНОВОЙ.

ЕДИНОГО мнения о времени возникновения шаманизма у ученых нет, но многие исследователи склоняются к тому, что зачатки его появились очень давно, не исключено, еще во времена палеолита. Шаманизм впитал в себя другие воззрения и представления - такие, например, как анимизм, тотемизм.

Измененные люди

В ТОМ, что принято называть шаманизмом, есть как минимум две составляющие: религиозная и целительская. Шаманы могли проводить ритуалы обращения к божествам. Но чаще такие действа осуществляли не они, а старейшины рода, старшие в семье; шаманов же как раз могли даже не допускать на святилища (кстати, как и женщин). Была, впрочем, особая категория культовых деятелей, которых называли белыми шаманами, - фактически это были жрецы, которые и проводили большие обряды жертвоприношений, сопровождавшиеся камланиями (шаманскими ритуалами) особого типа. Лечением соплеменников также занимались не только собственно шаманы, для этого существовали многочисленные категории лекарей с конкретными специализациями. Но в случае серьезных болезней, особенно непонятных, обращались обычно к шаману, который должен был камлать к божествам верхних или нижних миров, чтобы вернуть исчезнувшую "душу" пострадавшего.

Таким образом, можно сказать, что шаман - это человек, осуществлявший непосредственные виртуальные контакты с божествами, духами. Делали это шаманы не по собственной прихоти, а по просьбам сородичей. При этом шаманы были невольниками собственного избранничества - они не имели права отказать просившему, как, впрочем (в большинстве этнических традиций), не могли и требовать за свои услуги какой-то особой платы.

Почему с духами и божествами контактировали преимущественно шаманы? Потому что для такой виртуальной практики человек должен обладать некими способностями, которые у большинства людей настолько слабо развиты, что они их не замечают. Если говорить в современных научных терминах, то можно было бы вспомнить об интуиции, но это не совсем точно. У всех шаманов, как правило, блестяще развито то, что мы привыкли называть интуицией. Главное же - шаманы (как и колдуны, многие современные экстрасенсы и т. д.) умеют входить в так называемые измененные состояния сознания (ИСС) и работать в них. Войти в измененное состояние сознания - значит, грубо говоря, "переключить" деятельность своего мозга.

Это дает возможность воспринимать действительность совсем по-иному, чем в обычном состоянии сознания. Именно изменение функционирования сознания позволяет шаману виртуально - а для него самого вполне реально и осязаемо - "общаться" с некими, с точки зрения большинства современных людей, фантастическими персонажами. Ведь шаман не просто лекарь, который говорит о болезни, исходя из знаний и опыта; он должен спросить у духов и божеств, как помочь человеку, или забрать у них украденную "душу", "жизненную силу" сородича. Настоящего шамана нельзя обвинить в том, что он кривляется и дурачит публику в процессе камлания, - шаман знает, что общается с духами, верит в это. Он чувствует, ощущает духа, даже видит; мало того - он не может работать, если к нему не "пришли" духи-помощники.

Специфика ИСС у каждого человека своя (естественно, при неких общих характеристиках), пути вхождения в такие состояния тоже различны. Как уже говорилось, не только шаманы обладали подобными возможностями и использовали их. Но в шаманизме они были облачены в этническую культурную упаковку, и именно потому человека европейской культуры это всегда поражало, изумляло, даже заставляло предполагать, что он видит перед собой сумасшедших, кривляющихся перед дикарями. Поражал культурный антураж, который сопровождал шаманские ритуалы: странный костюм, особые танцы, песнопения, заклинания - все это казалось чем-то нелепым.

У шаманов были свои специфические техники работы в ИСС, точно так же, как были они и у российских колдунов, индийских йогов и многих других приверженцев магическо- и религиозно-мистических практик.

Душу взял и быстро отдал

КАК шаман может лечить человека?

Если речь идет именно о лечебном камлании, то сначала шаман должен был определить, что с человеком: болен ли он, кто "наслал" на него эту болезнь, кто "украл" его "душу" и где она сейчас. Кстати, шаманы делились на хороших и плохих. Черные шаманы (плохие) так и назывались "пожиратели душ" - они могли "воровать души" людей, тем самым убивая их. Но "душу" могли похитить и духи одного из многих виртуальных миров... Между прочим, понятие "душа" в отношении шаманских представлений может использоваться очень условно, у них не христианская концепция о душе, а воззрения, в чем-то напоминающие современные экстрасенсорные, парапсихологические концепции. В шаманских культурах обычно считается, что есть много "составляющих" человека, в частности - "жизненная сила", которая в тюркских языках, например, выражается через понятие "кут" или "хут". Считалось, что если эту силу выкрасть, то человек долго не проживет. Шаману необходимо было выяснить, куда делся "кут", найти его (для чего он или его духи-помощники отправлялись в иные миры) и вернуть хозяину. Эти путешествия являли собой мистерии, на которых присутствовали родственники больного, соседи. Камлания продолжались очень долго. Иногда, если была тяжелая ситуация, до нескольких суток.

Очень интересными и зрелищными были ритуальные путешествия, например, тунгусских шаманов. Они отправлялись к божествам, изображали разговоры с ними, вступали в какие-то схватки, бои, даже бывали ранены. Потом наконец они брали "душу", быстро возвращались с нею и вселяли ее в больного. Хорошо, если душа была недалеко, но если пациент болел тяжело, то с точки зрения шамана это означало, что его "душа" находилась в подземном мире. Чтобы путешествовать в подземный мир, нужно было обладать значительной силой и особым статусом посвящения.

Для шамана это был очень тяжелый труд, требующий колоссального физического и эмоционально-психического напряжения. Шаман камлал в костюме (который, кстати, мог весить более сотни килограммов, поскольку в нем использовалось много металлических деталей) с помощью бубна. Обычно у него были помощники. Камлали в помещении - юрте, чуме (как правило, лечебные камлания на природе не делались), в полумраке, иногда в полной темноте. В центре жилищного пространства горел костер.

Русским путешественникам, попадавшим на камлания в XVIII - XIX веках в Сибири, многое казалось удивительным и даже неестественным, "дьявольским наваждением". Во время камлания слышались какие-то странные звуки, шум, свист, крики птиц, животных, рычание медведя, волка, создавалось впечатление, что кто-то летает над головами, кто-то приходит и касается лапами сидящих... Считалось, что во время камлания шаман вызывал своих духов-помощников, а они воспринимались им и окружающими в образах животных и птиц; эти "духи" как бы материализовались в небольшом пространстве чума или юрты. То, что делал сам шаман, люди часто не успевали фиксировать в деталях, поскольку он был очень подвижен: активно танцевал, двигался, находясь при этом в измененном состоянии сознания; внешне это выглядело как экстатическое состояние.

Каким образом шаманы воздействовали на людей, в том числе и на больных, которым пытались помочь?

Многие шаманы обладали способностями вводить людей в галлюцинаторное состояние, кроме того, имела место психотерапевтическая составляющая такого сеанса, ведь они проделывали просто фантастические вещи: например, протыкали себя кинжалами, бегали по тлеющим углям или глотали их... Но вы же понимаете, что это происходило в темноте, во мраке, и если бы вы попытались попросить шамана сделать то же самое где-то при свете дня, не каждый из них рискнул бы повторить такие вещи. "Фокусам", которые умели делать шаманы, можно научиться. Сами шаманы довольно активно учились этому, потому что зрелищная составляющая мистерий давала дополнительные возможности воздействия на сознание и подсознание людей, что было необходимо: больной человек должен поверить в то, что шаман - это маг и волшебник, существо, которое может ему помочь. Кстати, в процессе сеанса пациент тоже начинает входить в своеобразные ИСС. Некоторые шаманы могли использовать гипноз. Иногда это были особые, условно говоря, магические техники. Но все это сводится к различным вариантам работы самого шамана в ИСС и передаче таких состояний, психоэнергетических посылов и эниосуггестивных программ воспринимающей стороне - перципиентам, т. е. в нашем случае пациенту и его окружению. Практика деятельности подобных личностей на протяжении тысячелетий хорошо подтверждает ее реальность и их возможности.

Многие тайны подобного воздействия остаются нераскрытыми до сих пор. В первую очередь потому, что наша наука на протяжении советского периода игнорировала те составляющие традиционных культур, которые считались сверхъестественными и суеверными или религиозными. Магия, мистика, оккультизм - о чем сейчас не говорят только немые - огульно отрицались. Однако за многим, что исследовалось в те времена только втайне парапсихологами или специалистами охранных служб (КГБ и МВД), скрываются интересные и даже непознанные до сих пор феномены.

Что говорит наука

ЕСТЬ ли какие-то научные подтверждения того, что шаман действительно проводит определенную работу, воздействует на человека?

Да, конечно. И это не секрет не только для ученых. Сейчас существует множество изданий для широкого круга читателей, в которых в доступной форме рассказывается об этом. Я могу сказать несколько слов об исследованиях шаманских состояний сознания, которые ведутся под моим руководством в интердисциплинарном варианте, т. е. коллективом ученых различных областей науки. Наиболее зримым и убедительным подтверждением для людей, далеких от шаманских практик, могут быть данные приборов, в частности показания ЭЭГ (электроэнцефалограммы), снимаемой во время рабочих сеансов. ЭЭГ свидетельствует об изменениях в работе мозга в определенные периоды шаманских сеансов. Для того чтобы понять, насколько серьезно видоизменяется работа мозга, когда шаман (или любой другой человек) находится в каком-то варианте ИСС, необходимы специальные нейрофизиологические исследования. В наших экспериментах эту работу выполняет известный нейрофизиолог, доктор медицинских наук Н. Е. СВИДЕРСКАЯ. Она получает данные ЭЭГ, которые потом проходят специальную компьютерную обработку. В результате становится понятным, в каком состоянии на тот или иной период эксперимента был мозг человека.

На основе этих данных можно говорить, что даже в облегченных вариантах шаманской практики при выполнении виртуального шаманского путешествия в работе мозга шамана происходят солидные трансформации. У перципиента наблюдаются схожие изменения, что свидетельствует о воздействии на него оператора, в данном случае - шамана.

К сожалению, у нас нет такой техники и финансовых возможностей, которые позволили бы сейчас исследовать более сложные шаманские камлания. Да и настоящих традиционных шаманов уже почти не осталось. Сейчас уже ни для кого не секрет, что шаманов в советский период репрессировали, лишали избирательных прав, приравнивая к кулакам, заставляли отказываться от практики, сдавать костюмы и бубны. В итоге в стране ситуация с шаманизмом к концу ХХ века значимо изменилась. Сейчас мы наблюдаем взрыв интереса ко всем магическо- и религиозно-мистическим практикам, своеобразное "возрождение" шаманизма.

Как вы думаете, у шаманизма есть будущее?

У шаманизма - в том варианте, в котором он был представлен даже в конце XIX - начале ХХ столетия, - разумеется, нет. Кстати, современная ситуация это хорошо демонстрирует. При усилившемся интересе к этому феномену со стороны ученых (особенно иностранных), людей, занимающихся коммерцией на подобных явлениях, а также административных, политических, культурных лидеров на местах (разыгрывание "национальной карты") бурно начал расцветать неошаманизм, в нашем случае основанный на традиционных корнях. При этом, как и во всем мире, проявился нью-эйджевский феномен. Вы знаете, что в крупных городах сейчас у молодежи есть своеобразная мода на шаманизм в различных его вариантах. Поскольку это явление воспринимается как весьма таинственное и непонятное, с его помощью делается "бизнес на дураках": вспомните, что в Москву не раз наезжали "великие шаманы всей Сибири" или как минимум "главные шаманы Чукотки". Аналогичное происходит сейчас со знахарско-колдовской традицией - возьмите любую рекламную газету.

Но в местах, где шаманизм был элементом традиционной духовной культуры, мировоззрения, он и сейчас востребован как в еще существующем традиционном варианте, так и в закономерно модифицирующемся. И в этом смысле у него есть будущее. Некоторое время будут востребованы шаманские ритуалы, связанные с семейно-бытовой обрядностью. Естественно, при отсутствии должной медицинской помощи востребованными остаются целительские способности шаманов и неошаманов, гадание, ясновидение.

Некоторые люди считают, что шаманами становились лишь те, у кого не все в порядке с головой. Это так?

Такое мнение сформировалась больше за счет случайных сведений о шаманской болезни. Психиатры долгое время считали шаманов сумасшедшими, потому что то, как проявляется состояние, условно именуемое шаманской болезнью, по внешней симптоматике напоминает многие нездоровые изменения психики. На самом деле "шаманская болезнь" - это период становления шамана, сопровождаемый различными трансформациями психонейрофизиологии человека, способствующими формированию его суперсенситивных и экстрасенсорных качеств. Фактически человек в это время проходит стадию обучения техникам погружения в ИСС и на ощупь изыскивает возможности работы в них - т. е. становится шаманом. Если "избранник духов" (а у будущих шаманов присутствуют именно такие ассоциации) никак не может сбалансировать работу собственного мозга, у него начинаются проблемы с психикой и даже с соматикой. Обычно в ситуации шаманской болезни кандидатам в шаманы помогали более опытные соплеменники, великие шаманы, которые имели возможность приобщить начинающего к практике такого рода в рамках своей культурной традиции. Сложно пройти этот путь без учителя. Но и такое случалось. Кстати, считалось, что самые сильные шаманы - это шаманы от природы (т. е. с врожденными развитыми способностями) или самостоятельно победившие шаманскую болезнь. Надо сказать, что трудности в шаманском становлении испытывали очень многие кандидаты в шаманы в тот период истории нашей страны, когда не стало великих шаманов - некому было посвящать молодых кандидатов. Многие из них так и не смогли избавиться от тяжелой психической и психосоматической патологии после периода становления. Но еще хуже было тем, кто попал в руки наших психиатров.

В плане возможных психических аномалий стоит сказать еще вот о чем: очень часто шаманами (колдунами, экстрасенсами, великими религиозными пророками и т. п.) стремятся стать люди с уже имеющейся предрасположенностью к психическим аномалиям или даже личности с соответствующими диагнозами. В таком случае их состояние обычно только усугубляется. Мало того, вполне здоровый человек, стремящийся овладеть некими практиками работы в ИСС, может утратить свою психическую адекватность при неправильном обучении либо в результате негативных сторонних воздействий - то есть на таком пути можно получить те же негативные личностные трансформации, как, например, при посещении некоторых неорелигиозных организаций, использующих определенные экстрасенсорные техники воздействия на свою паству. Кстати, мы не можем исключить полностью возможность негативных воздействий психосоматического характера и при обращении к так называемым шаманам за помощью и консультациями.

Но лечит врач

И ВСЕ-ТАКИ шаман лечит или нет?

Мы не должны так говорить. Лечит - врач. А шаман может оказывать целительское воздействие. Но тут дело не именно в шамане. Это же по силам и индийскому йогу, и азиатскому дервишу, и русскому колдуну. Дело не в шамане, а в человеке, точнее, в развитии у него суперсенситивных и экстрасенсорных способностей. А это и есть во многом то самое погружение в ИСС и работа в них, о чем мы говорим. Замечу, кстати, что здесь важен еще и нравственный фактор: способности могут быть хорошо развиты как у кристально чистого человека с идеально добрыми намерениями, так и у негодяя, желающего кому-то сделать гадость по любому поводу и без такового.

Если вернуться к нашим экспериментам, то я уже упоминала: ЭЭГ показывает, что мозг оператора и мозг перципиента работают в паре - мозг перципиента оказывается в положении ведомого. После сеанса эмоциональное состояние перципиента, его психофизиологические ощущения, как правило, улучшаются; это отчасти напоминает воздействие иммуностимуляторов.

Кстати, по условиям наших экспериментов, мы уже в ходе работы опрашиваем испытуемых. Они делают интересные наблюдения: у кого-то повышается температура в тех или иных частях тела, как при аутотренинге, например, у кого-то начинается головокружение, причем очень сильное, кто-то раскачивается на стуле, сам того не замечая... Кое-кто даже видит некие зрительные образы. Иногда виртуальное путешествие шамана и его пациента оказывается "запараллеленным".

Как пример зримого воздействия шамана на пациента могу рассказать об одном из сеансов, который был проведен во время международного симпозиума "Экология и традиционные религиозно-магические знания" летом 2001 года. В. С. ТОПОЕВ - современный неошаман, между прочим, кандидат психологических наук (в прошлом - физик), работал с приехавшим к нему швейцарцем, у которого были проблемы онкологического характера, ему предстояла тяжелая операция. Но при этом не было полной уверенности, будут ли после операции положительные изменения. По совету своих знакомых будущий пациент поехал в Хакасию, чтобы там подготовиться к операции. Первый "очистительный" сеанс прошел при многочисленных зрителях. Присутствующие могли наблюдать, насколько сильным - внешне - было воздействие неошамана на этого человека. Изначально пациент просто сидел "по-турецки" с закрытыми глазами. Через некоторое время стало понятно, что ему не хватает воздуха. У него пересохло во рту, а позже его начало трясти - сильная дрожь, заставлявшая почти подпрыгивать, не исчезала несколько минут. Кстати, дрожание, своеобразный вариант тремора, отмечается в некоторых собственно шаманских состояниях при погружении в ИСС. Должна добавить, что с пациентом сейчас все в порядке. Он перенес операцию в США и чувствует себя хорошо и уверенно.

Конечно, из практики известны ситуации, когда после воздействия шамана наступало выздоровление. Но кто скажет, что вылечил именно шаман? Результативность подобного лечения никто не отслеживал. Человек мог выздороветь, но как доказать, что именно после посещения шамана?

Сложно четко сказать, что они что-то "лечат". На уровне натуропатии, как любые целители, они знают, кому и что можно порекомендовать. Ведь шаманизм - это не только шаманские пляски. Это и весь комплекс лечебно-целительских мер. В традиционной среде, правда, существовало разделение, специализация: кто-то занимался непосредственно камланиями, кто-то - костоправством, кто-то - траволечением. Но шаман обычно знал очень многие вещи и использовал их в комплексе. Помимо того, что он "возвращал душу", он еще давал целительские рекомендации, мог делать массаж. Или отправлял к кому-то из практиков, кто мог помочь, говорил, что нужно сделать. В комплексе это давало прекрасную результативность. Иначе люди просто не выжили бы - ведь в далекие времена у них не было других лекарей, можно было рассчитывать только на такую помощь.

Нужно ли идти к шаману лечиться?

Ответа на этот вопрос я дать не могу. Точно так же, как не могу сказать, нужно ли идти лечиться к врачу. В моей личной практике очень много негативных встреч с безграмотными представителями медицины, например. Человек должен решать для себя сам, к кому ему обращаться. У каждого есть право выбора. Я думаю, что надо стараться в силу обстоятельств сочетать разные вещи. Одно могу сказать точно: нельзя ходить к шаманам и магам всех категорий, обещающим все блага мира на страницах рекламных изданий. Уж если вы решили идти к шаману, то узнайте сначала что-то о нем, о последствиях его деятельности. А заодно и о степени его грамотности. Сейчас, кстати, есть возможность обращаться к дипломированным медикам, которые сочетают в своей практике профессиональную медицину с народным целительством - биоэнерготерапией, эниосуггестологией и так далее. Одно очевидно: во всем этом велика роль личности. Вот личность и надо выбирать.

И еще одно. В современной жизни, когда кругом столько мракобесия, религиозного фанатизма и просто безграмотности, очень важно не потерять здравомыслия. Страшно, если состояние вашего сознания изменится до такой степени, что вы вместо реальных действий в ситуации своей болезни или болезни родных начнете, например, уповать на Бога и молитвы, обращенные к нему. Есть хорошая русская пословица: на Бога надейся, а сам не плошай. Также и с шаманами, колдунами, "академиками высшей магии". Не забывайте, что главный помощник в борьбе за ваше здоровье - это вы сами: правильный образ мыслей, здоровый образ жизни, очищение организма, гимнастика, закаливание, нормальное питание всегда и всем помогали отодвинуть момент необходимости обращения за помощью к кому-то, особенно - за "волшебной" помощью, которую мы почему-то ждем от шамана или ему подобных лиц...