Сообщение на тему католический собор. Современное устройство католической церкви. Самые известные католические храмы

Обрядовые особенности католической церкви проявляются в следующем:

■S богослужение (месса) проводится на латинском языке. Прихожане участвуют в нем сидя - встают лишь во время чтения Евангелия. Сопровождается органной музыкой (по выражению А. Ф. Лосева, если самая сущность православия выражается в колокольном звоне, то самая сущность католичества - в демоническом звуке органа). Хотя о

рган - византийское изобретение и еще Фома Аквинский как нормативный католик резко выступал против его применения в церкви, именно звучание органа подчеркивает своеобразие католического богослужения;

■S в оформлении интерьера католического храма (костёла) преобладают скульптурные композиции и живопись, а не иконы, как в православном. Фрески в храме зачастую «воссоздают» священную историю и наглядно иллюстрируют библейские сюжеты, таким образом, просвещая прихожан. После Триденгского собора (1545-1563 гг.) подобному убранству католических храмов стали уделять особое внимание, чтобы сразу напомнить вошедшему в костел, что он - католик, а не протестант;

s католики крестятся в отличие от православных христиан всей ладонью с левого плеча на правое;

/ католическая церковь почитает, кроме общехристианских, ещё и собственно католических святых, а также реликвии, связанные с их жизнью и деятельностью.

Католицизм имеет свои особенности и в проведении таинств (культовые действия, которые полагают установленными Иисусом Христом. В них «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия», которая изменяет духовно-нравственную жизнь человека). AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

В католицизме, как и в православии, признается 7 таинств, в каждом из которых человеку сообщается определённый дар благодати. Согласно учению «opus operatum», действительность таинства и его спасительное действие не зависят от качеств лиц, его совершающих, но зависят от воспроизведения обязательных процедур (соблюдения установленного порядка, участия «законно поставленного» духовного лица, следования словесной формуле, особый настрой принимающего таинство).

Таинства разделяются церковью на неповторимые (крещение, миропомазанье, священство) и повторяемые.

1. Таинство крещения - священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное обливание тела водой с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа - омывается от первородного греха, возрождается благодатию Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова.

2. Таинство миропомазания - таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. В католицизме в виде конфирмации совершается епископом над детьми 7-12 лет, наделяя их Божественной Благодатью.

3. Таинство покаяния (исповеди) - таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника в специальной исповедальне и получает через него прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

4. Таинство причащения - таинство, в котором верующий под видом хлеба и воды (в католицизме) вкушает само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни.

5. Таинство брака - по сотворению Адама и Евы «благословил их Бог, и сказал им Бог плодитесь, и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею». Брак - это таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью. А также испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

6. Таинство принятия духовного сана (ординация) - таинство, в котором принимающий духовный сан отрекается от мирских соблазнов и посвящает себя всецело служению Богу и Церкви как Невесте Христовой.

7. Таинство елеосвящения (соборования) - таинство, в котором при помазании больного священным елеем (маслом) призывается на больного благодать Божья для исцеления его от телесных и душевных болезней.

В 60-е годы XX в. II Ватиканский собор (октябрь 1962 г. - июль 1965 г.) открыл так называемые обновленческие процессы в современном католицизме. Был принят ряд важнейших решений, модернизирующих католицизм и делающих его более соответствующим реалиям современного мира:

s разрешено проводить богослужение не только на латинском, но и на национальных языках;

s руководство церкви осудило позицию разжигания вражды между представителями различных религиозных конфессий;

s подчеркивалось движение католической церкви в сторону сближения с другими христианскими церквями и приобщение к экуменизму;

S проведена демократизация церковной жизни и принят декрет о светском апостолате и т. д.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 1 млрд. человек, которые являющихся христианами-католиками. Католицизм в наибольшей степени распространен в Испании, Италии, Португалии, Франции, Польше, Литве, США, в Латинской и Центральной Америке.

В Украине католическое христианство начало распространяться с XIV в., когда большую часть земель Галицко-Волынской Руси захватил польский король Казимир III. В 1375 г. была создана Галицкая католическая митрополия, что положило начало активному «освоению» католицизмом украинских территорий. В современной Украине римско-католическая церковь представлена через деятельность Львовской архидиецезии как ее духовного центра, имеющего соответсвующие управленческие и духовно-учебные структуры. В подчинении нунция (посла) Ватикана в Украине автономно действует структура РКЦ в Закарпатье - Закарпатская апос­тольская администрация Римско-католической церкви. Сегодня более 700 католических общин действуют во всех областях Украины.

Контрольные вопросы

□ Назовите и охарактеризуйте особенности вероучения, культа и организации католицизма.

Q В чем суть и какова направленность соци­альной политики Ватикана?

□ Сформулируйте основные черты модернизма современного католицизма.

□ Что представляет собой современная католическая церковь?

□ В чем заключаются причины возникновения и какова суть греко-католицизма?

Тема 9. ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантизм возник в результате Реформации (лат. Reformatio - преобразование, исправление) - движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.

Первые организованные реформаторские движения, ставящие целью возвращение к первоначальной нищете Церкви, возникают в XII в. Важней­шее из них - лионские вальденсы (1173 г.). Францисканское движение в большой мере вобрало в себя законное недовольство народа, но в то же время способствовало формированию пауперистских и милленаристских течений. Оксфордский профессор Джон Уиклиф (1320-1384) встал у истоков движения лоллардов - «бедных священников», отрицавших догмат о материальном характере «пресуществления», целибат священства, церковную иерархию, право отпущения грехов и выдачи индульгенций. Пражский проповедник Ян Гус (сожжен в Констанце в 1415 г.) считается учеником Уикли-фа, хотя сам он против этого возражал. От него пошло народное движение, которое вело войну не столько религиозную, сколько за независимость Богемии от Австрии. Экуменические тенденции этой эпохи привели, казалось бы, к договоренности между Восточной и Западной церквами, но после взятия Константинополя (1453 г.) идиллия окончилась. Конфликты между Римом и Константинополем были облечены в форму догматического спора о филиокве (лат. - «и сына») - догмат, принятый на Толедском соборе в 589 г. без согласования с Восточной церковью и означающий исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына). В действительности речь шла о власти. Греческий патриархат аннулировал договор об унии, подписанный в 1439 г. во Флоренции византийским императором Иоанном VIII Палеологом.

Основным местом католического богослужения, так же как в православии, является храм. Католические храмы имеют в разных странах разные названия. В России, где изначально католичество было распространено среди поляков, католический храм принято называть костелом. Кроме различных названий в католичестве существует множество форм храма. Остановимся на основных элементах внутреннего устройства католического храма.

Алтарь в католическом храме представляет собой накрытый покрывалом стол с богослужебной утварью и книгами, соответствующий престолу православного храма. Алтарь находится на возвышении за небольшой перегородкой, но не отделен от верующих иконостасом или сплошной стеной.

При богослужении алтарь оказывается между священником и прихожанами, то есть повторяется евангельская Тайная Вечеря, когда Христос с учениками собирались вокруг стола. За священником у стены храма находятся на возвышении запрестольная икона, семисвечник и запрестольный крест.

Дарохранительница, как и в православном храме, представляет собой шкафчик с частицей Тела Христова в виде специального хлеба, На ней постоянно горит лампадка в знак присутствия Святого Духа.

Основное пространство католического храма предназначено для прихожан, в нем расставлены стулья или скамейки. В отличие от православного богослужения, которое совершается стоя, католики большую часть службы совершают сидя, хотя в определенные моменты они тоже стоят, и даже опускаются на колени.

Отличительной чертой внутреннего убранства католического храма являются специальные помещения для исповеди. Наглухо закрытое от внешнего мира и отгороженное непроницаемой решеткой от священника помещение исповедальни помогает исповедуемому ощутить, что он исповедуется непосредственно Богу, а не священнику. Кроме того, это служит и дополнительной гарантией тайны исповеди.

Католическая Церковь, так же как и Православная, признает догмат об иконопочитании, но в католичестве поклоняются священному изображению как таковому, а не иконе. Икона как таковая не считается чудотворной и освященной силой изображенного на ней святого. Это основано на составленных в 790-794 годах по инициативе франкийского короля Карла Великого Каролингских книгах, в которых провозглашалось, что иконы не могут быть приравнены к Священному Писанию и по своему значению даже не сравнимы с ним. Они могут создаваться и использоваться лишь для украшения храмов, для вдохновления верующих и для просветительских целей в качестве иллюстраций библейских событий. Согласно этому канонизация иконографических образов была признана неактуальной и художники Западной Европы могли давать собственную интерпретацию библейским сюжетам и образам. Постепенно религиозная живопись католичества все дальше отходила от собственно иконописи и превратилась в картины на религиозные темы. Европейские художники, преследуя цель добиться достоверности и убедительности изображаемого, использовали все достижения светской живописи и законы черчения, например линейную перспективу, когда смотрящий на изображение становится центром и все линии отходят от него.

Католические храмы украшаются живописными изображениями, мозаиками и скульптурой, витражами и рельефами. В большинстве храмов можно увидеть изображения Христа. Богоматери и святых. Особенно почитается в каждом католическом храме изображение Распятого Христа. В католическом храме вдоль стены расположен так называемый Крестный путь — 14 картин, изображающих этапы Крестных страданий Иисуса Христа. Считается, что, проходя вдоль стены, прихожанин духовно участвует в страданиях Иисуса и глубже понимает безграничность Его любви к людям.


Апсида - важная часть, при моделировании ее надо иметь в виду.

Это алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. Однако существуют и двусторонне ориентированные церковные постройки с двумя апсидами — на востоке и на западе. Наиболее важная функция апсиды в храме — завершение алтарного пространства.
То есть в ней расположено собственно алтарь.
Перед ней расположен "хор".
На картинке крестовидный храм с трансептом, купольный. Но в интересующеее нас время скорее всего это было здание с нефами - базилика - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Итак, алтарная часть.
Пресвите́рий (пресбитерий, пресвитерия; лат. presbyterium — «место для избранных», от др.-греч. πρεσβυτέριον — «собрание священников») — в католической церковной архитектуре пространство между нефом и алтарём (аналогом которого в восточных церквях является "престол") в восточной части храма. Алтарь - это стол, на котором совершается Евхаристия.
При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Алтарь украшает дарохранительница - табернакль - для освященных гостий (делается обычно в виде шкафчика). На алтаре обязательно есть скульптурное распятие, чаша для причастия, патена - плоское блюдце для гостий, и корпорал - салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же ставят циборий - чашу с крышкой для хранения гостий, и монстранцию - сосуд для выноса гостий во время религиозных процессий.

Вот так выглядит современный алтарь.

Название пресвитерия имеет тот смысл, что в пресвитерий могут заходить только пресвитеры (т.е. священники).

Пресвитерий располагается между хором и алтарём.

Алтарная часть отделена от прочего пространства храма алтарной перегородкой.

Нао́с (от греч. ναός — храм, святилище) — центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся. (В нефах)

Что такое неф, если кто не знает.

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Начиная с IV века тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространённым элементом христианской архитектуры. На нефы делится как внутреннее пространство храмов-базилик, получивших широкое распространение в Средние века в Западной Европе в католической традиции.

В раннехристианских храмах могло быть 3 или 5 нефов (как правило нечетное число), центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоским деревянным потолком. В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали церкви с нефами одинакового размера. Их интерьеры называются зальными, такие здания не являются строго говоря базиликами, но так же состоят из ряда нефов.

Кроме продольных, нефы бывают поперечные — т. н. трансепты (см. на картинке - часть салатного цвета). В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест. Средокрестие таких храмов может увенчиваться башней или куполом.
Вот на картинке трехнефный храм, средний неф выделен высотой.

В общем, простор для моделирования, но две части у храма должны быть как минимум: алтарная и для молящихся, как уже сказано выше.

Католические храмы отличаются от православных определенными обрядами. Латинский, восточно-литургический и другие западные - все они имеют место в этой вере. Видимый глава католической церкви - это который возглавляет Святой престол и, конечно же, Ватикан в Риме. Стоит отметить, что история таких архитектурных памятников, как католические храмы, очень богата и разнообразна. Каждый из них отличается своими особенностями.

Самые известные католические храмы

Собор Санта-Мария дель Фьоре располагается в Италии, во Флоренции. На тот момент, когда его строили, он был самым большим собором во всей Европе. На сегодняшний день является третьим по величине. Нельзя не отметить уникальнейший купол, высота которого достигает 91 метра, а в диаметре - 42-х метров. На его фасаде красуется фамильный герб Демидовых, которые внесли значительный денежный вклад в оформление этого собора. Знаменит также который располагается в Риме. Он является самым большим христианским храмом в мире (высота - 136 м, длина - 218 м). Строить его начинали в 1506-ом году, там, где раньше была древняя базилика, где и находились останки пресловутого Нельзя не отметить Базилику святого Иштвана, которая является самым большим храмом во всём Будапеште. В нём спокойно может поместиться 8,5 тысяч человек. Общая его площадь составляет около 4730 кв. м. План этой базилики чем-то напоминает греческий крест. И, конечно же, широко известна Базилика святого Адальберта, которая располагается в Венгрии. Этот кафедральный собор является самым большим храмом страны и пятым по величине во всём мире.

Соборы Москвы

Римско-католический храм, располагающийся в Москве, является самым большим во всей России. Он рассчитан на пять тысяч мест. Томаш Иосифович Богданович-Дворжецкий, архитектор храма, создал поистине шедевр. Велось строительство этого собора с 1899-го по 1917-ый год. Сам храм был освящен в 1911-ом году. Следует отметить, что в 1938-ом году собор у католиков отобрали. Полностью его вернули в 1996-ом году. Данный храм представляет собой неоготическую трехнёфную крестовидную базилику. Это кафедральный собор, в котором проходят мессы на разных языках. Это и французский, и английский, и польский, и русский, и испанский, и даже латинский. Следует отметить, что там даже проводят тридентские святые мессы и богослужения в соответствии с армянскими обрядами. В этой церкви установлен один из самых больших во всей России орган.

История храма

Если говорить про католические храмы, а также их историю, то следует отметить, что данный собор связан с весьма интересными фактами. Этот храм было разрешено строить лишь вдалеке от самого центра столицы и других значимых церквей. Ещё при этом было запрещено возводить скульптуры и башни снаружи здания. Чуть раньше было сказано, что храм у католиков отобрали в 1938-ом году. Тогда его разграбили и сделали из священного места общежитие. Нельзя не отметить тот факт, что и Вторая мировая война затронула церковь: из-за бомбардировок было разрушено несколько шпилей и башенок. В 2002-ом году, весной, храм был задействован в молитве на Розарии с папой и католиками из разных уголков земли. А в 2009-ом году, 12-го декабря, собор праздновал десять лет с того момента, как он был обновлен. Спустя полтора года, 4-го сентября 2011-го года, было пышно отпраздновано столетие этого потрясающего здания.

Дальнейшая судьба храма

Этот католический храм на Грузинской улице никогда не бывает пуст. В нём организовывают катехизацию, различные молодёжные встречи, музыкальные концерты, что проходят в рамках каких-либо благотворительных мероприятий, а также многое другое. Церковная лавка, библиотека, редакция известного на сегодняшний день журнала под названием “Католический вестник - Свет Евангелия”, офис христианской благотворительной организации, фонды - всё это относится к храмуНепорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Храмы Петербурга

В Москве имеется довольно много различных церквей, о которых говорить можно долго. Но католические храмы Петербурга заслуживают особого внимания. Например, костел святого Станислава. Само здание построено было в 1823-25 годах на углу Мастерской и Торговой улиц. Католический храм святого Станислава возводился на том самом месте, где располагался садовый участок и дом митрополита по имени Станислав Богуш-Сестренцевич. Своё имя он получил именно в память о нём. Стоит отметить, что на сегодняшний день рядом с храмом действует духовная библиотека. Это здание является вторым католическим собором города Санкт-Петербург. До него существовал лишь храм святой Екатерины. Несмотря на достаточно скромные размеры собора, приход стремительно рос. К 1917-му году количество прихожан превысило 10 тысяч человек.

Развитие храма

В 1829-ом году католический храм святого Станислава открыл училище имени Сестренцевича. Следует отметить, что достаточно длительное время (с 1887-го года по 1921-ый) в соборе служил видный деятель, а также знаменитый благотворитель Католической Церкви всей России - Антоний Малецкий, являвшийся епископом. О данном факте внутри храма напоминает красивая мемориальная доска.

Различия православных и католических церквей

Эта тема является достаточно популярной в христианстве. Стоит отметить, что католические и православные храмы имеют как сходства, так и отличия. Первое, самое главное сходство - то, что приверженцы обеих вер являются христианами. Это известно всем. Католические храмы отличаются от православных как по своему внешнему виду, так и по общепринятым обрядам. У них несколько разнится понимание Церкви и её единства. Православные разделяют таинства и веру, а вот католики ещё и считают необходимым наличие главы - Папы. Католическая Церковь считает, что от Отца и Сына исходит Святой Дух, исповедуя в Символе Веры. В православии немного по-другому. Они исповедуют Дух Святого, который исходит лишь от Отца. В католицизме таинство брака должно заключаться на всю жизнь - разводы запрещены. А вот в отдельных случаях разрешает развестись.

Ещё католики приняли догмат, гласящий о Девы Марии. А это значит то, что даже первородный грех якобы не коснулся её. Православие прославляет святость Божьей Матери, но полагает, что рождена она была с первородным грехом, точно так же, как и остальные люди.

Сходства православия и католицизма

Стоит отметить, что, несмотря на массу различий, эти две религии похожи между собой. И православие, и католицизм признают все христианские таинства, которых всего существует семь. Точно так же у них существуют общие нормы (иначе говоря - каноны) церковной жизни и главные компоненты обрядности: характер и количество совершения всех таинств, последовательность и содержание богослужений, интерьер, а также компоновка храма. Ещё есть одно сходство: богослужения ведутся на национальных языках. К тому же используется латынь (как известно, мёртвый язык) в католических и старославянский язык (не употребляемый в быту) - в православных церквях. Несмотря на всевозможные различия, православные христиане, точно так же, как и католики, по всему миру исповедуют учение Иисуса Христа. И тут самое главное помнить: пусть когда-то предубеждения и ошибки людей разъединили христиан, но вера в единого Бога до сих пор нас объединяет.

Сохраняя традиции древней и средневековой церкви, наследницы Римской империи, современная католическая церковь в своем строении и управлении имеет отчетливый юридический характер. Нормой регулирования всех церковных дел является Кодекс канонического права, который содержит свод всех древних церковных постановлений и последовавших за ними нововведений.

II Ватиканский собор призвал к пересмотру вступившего в силу в 1918 г. Кодекса. Новый Кодекс, обнародованный в 1983 г. папой Иоанном Павлом II, сокращает число статей с 2412 до 1752. Воспроизводя основное содержание прежнего церковного права, новый кодекс уменьшает церковные наказания; так, причины отлучения от церкви сокращены с 37 до 7.

В католической церкви сложилась строгая централизация духовенства.

Па вершине иерархической пирамиды стоит папа как источник всей духовной власти. Он носит официальный титул "епископ Рима, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих".

Папа избирается пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов – конклавом. Конклав проводится с 16-го – самое позднее 19-го дня после смерти папы. Входные двери Сикстинской капеллы, где заседает конклав, замуровываются и открываются только при избрании нового папы. Обычно выборы проводятся посредством тайного голосования по подготовленным бюллетеням. Избранным считается набравший две трети голосов плюс один голос. После каждых двух туров голосования бюллетени сжигаются в специальной печи. Если избрание не состоялось, то к горящим бюллетеням подкладывают мокрую солому и паклю. Тогда из трубы над дворцом идет черный дым. Когда выбор сделан, к сжигаемым бюллетеням добавляется сухая солома и струйка белого дыма извещает о новом верховном понтифике. Избранный на престол св. Петра может и отказаться от власти. Если избрание им принимается, то с балкона св. Петра новый папа дает благословение Городу и Миру (Urbi et Orbi).

Папа как высший наставник, глава и судья церкви назначает высших церковных иерархов: кардиналов, примасов, патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов, возглавляющих соответствующие подразделения церкви (диоцезы).

Назначение кардиналов папа согласует с консисторией – собранием коллегии кардиналов. Принимать участие в конклаве могут только кардиналы до 80-летнего возраста.

От светской власти у папы римского сохраняется функция суверена теократического государства-города Ватикана, которое возникло в 1929 г. в итоге Латеранских договоров, заключенных Пием XI с правительством Муссолини. Цель существования церковного государства – обеспечить независимость папы и католической церкви от светских властей, беспрепятственное его сношение с епископами и верующими всего мира. Папское государство (44 га на территории Рима) обладает символами политического суверенитета – своим флагом и гимном, жандармерией и т.п. Оно располагает мощной радиостанцией, вещающей на многих языках, ежедневной газетой "Osservatore Romano". Раз в две недели публикуется официальный орган Апостольской Столицы, журнал "Acta Apostolicae Sedis", содержащий документы и хронику церковных событий. Ватикан поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 странами и представлен в ООН.

Куриальная реформа была продолжена Иоанном Павлом II. В 1988 г. на кардинальской консистории (совещании) была опубликована Апостольская конституция "Pastor bonus", вступившая в силу в 1989 г. В этой конституции определяются в качестве важнейших ватиканских учреждений Государственный секретариат, 9 конгрегаций, 12 советов, 3 трибунала, 3 канцелярии. Конгрегациями руководят кардиналы-префекты. Наибольшим влиянием пользуется Конгрегация вероучения, которой принадлежит право контролировать все документы ватиканских учреждений.

Кардиналу, Государственному секретарю, подчиняются папские посланники, в том числе нунции, (от лат. nuntius – вестник) – постоянные представители папы при правительствах иностранных государств, которые имеют преимущество чести в дипломатическом корпусе. Все священники страны, куда направлен нунций, кроме кардиналов, подконтрольны ему, все церкви должны быть открыты для его пастырского назидания.

Епископы полностью подчинены папе, они не только назначаются им, но обязаны отчитываться перед ним и могут быть им в любое время приостановлены в полномочиях или смещены. Еще меньшую степень самостоятельности имеют руководители миссионерских областей – "апостолические викарии" с епископской властью и "апостолические префекты" без таковой.

В состав римской курии введен новый совещательный орган при папе – синод епископов – в него конференции национальных епископатов делегируют своих представителей. Клир католической церкви, включающий белое (светское, "секулярное") и черное ("регулярное", монашествующее) духовенство, организован в сложную систему конгрегации и орденов, распределен по провинциям, диоцезам, приходам и общецерковным институтам.

В католицизме над тремя степенями священства: епископами, пресвитерами и диаконами надстраиваются кардиналы и примасы. Кардинал – высший после папы духовный сан в Католической Церкви. Примасами называются старшие епископы местных национальных церквей.

Патриархи, митрополиты, архиепископы возглавляют несколько диоцезов (епархий), которыми управляют епископы. Диоцезы разделяются на деканаты, которые объединяют приходы (парафин), управляемые приходскими священниками, в больших приходах им помогают викарные священники.

Подавляющее большинство в католической церкви составляют диоцезы латинского ритуала. Но есть и католики восточных обрядов, т.е. восточных церквей, вступивших в унию с католической церковью, признавших примат папы и вероучение Римской церкви. Они сохраняют свои патриархата, церковное право, богослужебный язык, литургию, женатое духовенство, причащение мирян под обоими видами.

Значительное внимание Ватикан уделяет распространению и укреплению позиций католицизма в России. Ныне на территории Российской Федерации насчитывается более двух миллионов католиков.

Ватикан назначил деятельных апостольских администраторов в европейской и азиатской частях РФ – во многом благодаря их активности здесь открывались в последнее десятилетие все новые приходы (по состоянию на январь 1998 г. их насчитывалось 223). Официальным органом апостольской администрации в Москве является газета "Свет Евангелия". Открываются католические учебные заведения: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве (основан в 1993 г., теперь Институт философии, теологии и истории св. Фомы), Духовная семинария "Пресвятая Дева – Царица Апостолов" в Москве (1993), семинария в Новосибирске (1991). С начала 1990 г. в РФ стали проявлять активность монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, салезианцев, иезуитов. Появились католические монахини: вслед за сестрами милосердия матери Терезы в РФ прибыли кармелитки, паулинки и члены других монашеских женских конгрегаций.