Понятие бытия и его аспекты философия. Философский смысл проблемы бытия (три аспекта проблемы бытия). Что такое пространство

Основные понятия: наука, бытие науки, деятельность, научная деятельность, социальный институт, дисциплинарная организация науки, культура.

Наука – сложный многогранный феномен культуры. Она формируется и существует лишь в обществе, достигшем определенных высот в своем развитии. Кроме того, как любой феномен культуры наука исторична, поэтому осмысление ее сути - целей, задач, перспектив - требует исторического и вместе с тем этического, аксиологического подходов. Существует множество определений науки. Это вызвано тем, что наука сегодня пронизывает все сферы общества, проникает в духовную культуру, природу, индивидуальный мир человека, сращивается с техносферой и даже претендует на статус господствующего мировоззрения (так, например, полагают сциентисты). В силу многогранности самой науки, а также необходимости отделения научного знания от вненаучного, определения места науки в системе культуры философы выделяют ее существенные аспекты – три аспекта бытия науки .

В отечественной литературе по философии и методологии науки второй половины XX столетия было принято выделять в науке три следующие составляющие:

а) наука как деятельность;

б) наука как система научных знаний;

в) наука как социальный институт.

Сегодня второй аспект бытия науки представляется более широко: наука как особая сфера культуры . Такая переформулировка имеет логическое оправдание: во-первых, значение науки как элемента культуры в современных условиях выросло настолько, что требует специального рассмотрения, во-вторых, научные знания являются наиважнейшей компонентой культуры и одновременно присутствуют в двух других составляющих науки, поэтому без обсуждения вопроса о сущности и роли научных знаний в жизни общества не обойтись.

Итак, три аспекта бытия науки:

1) Наука как вид деятельности. В этом аспекте можно сказать, что наука - это специфический вид когнитивной (т.е. познавательной) активности , цель которой - производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Наука как особый вид деятельности стремится к фактически выверенному и логически упорядоченному познанию предметов и процессов окружающей действительности. У науки как специфическом виде деятельности есть свой субъект, объект (предмет) познания, цели и средства (методы) познания. Субъектом научной деятельности являются не только ученые одиночки, но и группы ученых, научные сообщества, даже общество в целом, имея в виду случаи, когда общество делает ученому социальный заказ на изучение той или иной научной проблемы. Объект (предмет) познания науки – тот срез реальности, на который направлена данная конкретная наука (им может быть неорганические, органические, социальные элементы и системы, процессы и явления). У науки как познавательной формы деятельности есть свои методы исследования (эмпирические, теоретические, общелогические). Целью научной деятельности является достижение истинного знания о мире.

2) Наука как особый социальный институт. Этот аспект бытия науки раскрывает сущность науки как большой и сложной общественной системы, функционирующей в единстве с другими институтами. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленнос­ти того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, пред­полагающих иерархию, властное регулирование и регламент. В связи с этим говорят о политических, социальных, религиозных институ­тах, а также институте семьи, школы, учреждения. В аспекте науки как социального института наука предстает как профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре.

Наука как социальный институт включает в себя:

Ø ученых с их знаниями, квалификацией и опытом;

Ø разделение и кооперацию научного труда;

Ø четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации;

Ø научные организации и учреждения, научные школы и сообщества;

Ø экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 вв., когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Если в самом начале научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей, то уже, начиная с 18 века наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии. Развиваясь как социальный институт, наука неизбежно приходит к процессу дифференциации научного знания, что сопровождается специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины (с конца 18 - первой половины 19 века происходит дисциплинарная организация научного знания). На рубеже 19-20 веков достижения науки начинают все больше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую научно-технический прогресс. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы её институализации, которые определялись основными её функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами общества.

3) Наука как особая сфера культуры . Взаимоотношения науки и культуры, с одной стороны, очень просты, поскольку наука есть порождение, детище культуры, с другой стороны, сложны и вызваны непростым формированием науки в рамках техногенной цивилизации. Итак, что такое культура?

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей. Наука, как и все, что создал человек (искусство, религия, техника, ремесло и пр.) – это творение культуры, отличающееся своей искусственной воссозданностью, культивированием, улучшением или видоизменением естественного, природного. Человек создал специальный научный инструмент познания, который позволил ему вторгаться в тайны природы, выявлять ее законы, движущие силы, причины и следствия многих явлений и процессов. Со временем наука стала основой нового типа техногенной цивилизации и стала определять мировоззрение человека. Научные знания сегодня являются наиважнейшей компонентой культуры и даже имеют статус мировоззрения. Именно поэтому представляется важным рассматривать науку в системе культуры. Постнеклассический тип науки рассматривает культуру и ее влияние на научное познание как наиважнейший фактор ее динамики, развития.

Резюме: понятие науки многогранно, охватывает все стороны существования человека и общества, а поэтому его следует рассматривать в трех аспектах его бытия: наука как определенный вид деятельности, наука как сфера культуры и наука как социальный институт. Во втором и в третьем аспектах предполагается взгляд на науку со стороны общественного целого (в институциональном смысле) или со стороны одной из сфер общественной жизни (духовной сферы) в терминологии современного обществознания. Необходимо понимать, что эти способы описания науки являются производными от первого, от описания науки в качестве познавательной деятельности и системы знаний. Во-первых, наука как социальный институт, то есть система устойчивых общественных связей, и по смыслу, и по факту явление более позднее, чем наука как деятельность, кроме того, указанные связи предполагают именно осуществление науки как процесса познания. Во-вторых, когда мы говорим о науке как элементе духовной культуры, рассматривая науку наряду с искусством, религией, философией, моралью, то наука уже понимается при этом как деятельность, ориентированная на истину как основную ценность и, соответственно, как познавательная деятельность. Поэтому, имея в виду различные стороны бытия науки, в основном в философии науки говорят о ней как об особом типе познавательной деятельности, предполагая, что иные контексты рассмотрения науки производны от этого первого.

Деятельность как способ человеческого бытия.

Творческая деятельность человека.

Предназначение человека: цель и смысл жизни.

1.Сущность и формы человеческого бытия.

Бытие – существование и то, что гарантирует существование, состояние развития.

Бытийственная проблематика в философии оформилась в особую философскую дисциплину онтологию (учение о бытии, его формах, атрибутах и принципах). Впервые этот термин ввёл в 1613 году Р.Гоклениус.

Основные формы бытия:

Бытие процессов природы, а также вещей, произведённых человеком, т.е. естественная и «вторая, очеловеченная» природа;

Бытие человека;

Бытие духовного – мир состояния человеческого сознания и объектированного содержания мышления (книги, картины, статуи), прочие плоды духовной деятельности человека;

Бытие социального – распадается на бытие отдельного человека в природе и истории и бытие общества;

Итак, человек, природа, духовность и социальность – основные формы бытия.

Определение специфики человеческого бытия возможно через выделение разных измерений самого человека.

Индивидуальный аспект человеческого бытия предполагает рассмотрение периода жизни индивида, ограниченные датами рождения и смерти. В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. Из факта существования человека, как живого тела, вытекает его подвластность законам наследственности, отменить которые невозможно. Это настраивает на бережное обращение с природно-биологическим потенциалом человека. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизованных странах право на жизнь закреплено юридически.

Личностный аспект человеческого бытия – включённость человека в культуру. Индивид становится общественно значимой личностью в ходе социализации, посредством языка и общения, освоения и пополнения сокровищницы человеческой культуры. Психолог А.Леонтьевский назвал деятельность человека «единицей жизни». Понятие «индивид» выступает как предпосылочное для понятия «личность», а индивидуальное бытие – как основание для бытия личности. Поэтому младенец может стать человеком только в окружении других людей. В дальнейшем эгоизм телесных потребностей перекрывается поступками и действами окультуренной личности. Человек в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но в соответствии с социально-исторически закреплёнными нормами.

Социальный аспект человеческого бытия понимается как жизнь общества, связанная с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Общественное бытие – это онтология социальной жизни. Общественное бытие возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимое от индивидуального сознания каждого индивида. Общественное бытие – это объективная общественная реальность, она первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Своим бытием человечество активно влияет на мир и самого себя. Именно человек способен познавать не только бытие в целом, но и собственное бытие-в-мире. Осознавая бытие мира и себя как часть единого бытия, человек одновременно осознаёт величайшую ответственность за бытие человеческого рода.

2.Деятельность как способ человеческого бытия.

а) особенность человеческой деятельности;

В отличие от животных деятельность человека носит не только приспособительный, но и преобразовательный характер;

Люди не имеют врождённой программы деятельности, не могут передавать её своим потомкам генетическим путём. Человек самостоятельно и прижизненно вырабатывает программы своей деятельности, отбирая оптимальные варианты и передавая их своим потомкам. Человек создаёт предметный мир как результат опредмечивания своих способностей;

Человеческая деятельность делает биологическое существование социальным. В отличие от животных, которые живут в природной среде, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности, между людьми устанавливается целый ряд связей и отношений. Таким образом, человек являясь существом производящим, осуществляющим свою деятельность, творит новую реальность;

Для человеческой деятельности характерно целеполагание и она является целесообразной;

б) структура человеческой деятельности;

Мотив Цель

Субъект Действия+средства Объект Результат

Мотив – побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием потребностей и интересов человека и представляющая собой образ представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Потребность – осознаваемая человеком нужда в чём-либо. Потребности подразделяются на первичные (физиологические), вторичные (социальные, престижные), идеальные (духовные). Все эти виды потребностей взаимодействуют между собой.

Американский психолог А.Маслоу выделил следующие базисные потребности:

* физиологические (пища, дыхание, воспроизводство рода, одежда, жилище, отдых и т.д. и т.п.);

* экзистенциальные (безопасность существования, постоянство условий жизнедеятельности, гарантия занятости, уверенность завтрашнем дне);

* социальные (общение, социальные связи, забота и внимание, совместная деятельность);

* престижные (самоуважение, уважение и признание других, достижение успеха, карьерный рост);

* духовные (самоактуализация, самовыражение, самосовершенствование, поиск смысла жизни);

Социальные установки – общая ориентация человека на определённый социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определённым способом (установка на семью, на труд);

Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а так же стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки;

Интересы – то, что важно в данный момент;

Классификация деятельности по М.Веберу в зависимости мотивов (см. лекцию № 3).

в) многообразие человеческой деятельности;

См. лекция № 3.

Трудовая деятельность – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и, в конечном итоге преобразует самого человека, совершенствуя его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

Игра – вид человеческой деятельности, ориентированной не столько на результат, сколько на сам процесс. Особенностью игры является её двуплановость: с одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер. Роль игры в жизни человека велика, т.к. она является школой жизни для детей. Условность игры роднит её с искусством.

3.Творческая деятельность человека.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество – это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.

Наука, изучающая творческую деятельность, называется эвристика.

Творческие способности проявляются в различных сферах, но наиболее ярко творчество проявляется в искусстве, науке и технике.

Структура творчества:

Воображение + Фантазия + Интуиция + Бессознательное

Воображение позволяет предвидеть возможные изменения.

Фантазия – построение образа или наглядной модели и результата, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.

Интуиция – знания, условия, получения которых не осознаются.

Бессознательное = талант или вдохновение.

Но ни одно открытие не происходит на пустом месте. Этому могут предшествовать годы кропотливого труда («Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» П.И.Чайковский).

Этапы творчества:

Осознание проблемы, формулировка задачи;

Сбор и изучение информации;

Переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание;

Озарение: проблема решается с неожиданной стороны, решение обнаруживается там, где поначалу его не искали;

Проверка: она может быть логической или экспериментальной;

Оценка новизны найденного решения;

4.Предназначение человека: цель и смысл жизни.

Главная отличительная особенность человека – это возможность осознавать себя и то, что он делает, задумываться над происходящим и анализировать свои поступки.

Жизненный выбор – это предпочтение, отданное индивидом определённому способу удовлетворения своих потребностей и определённому способу самоотдачи. На жизненный выбор влияют воспитание, образование, общественное устройство. Но не только от общества зависит жизненный выбор, в нём осуществляется свободная воля человека, проявляются внутренние мотивы и ценности. В жизненном выборе выражается самодеятельная активность человека, его творческое отношение к миру.

Образ жизни – это формы человеческой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретного общества. Образ жизни формируется под влиянием социально-экономических, культурных и природных условий человека. Понятие «образ жизни» отражает устойчивые черты жизни и деятельности определённых групп людей и отдельных индивидов.

Виды образа жизни: рабовладельческий, феодальный, сельский, городской, богемный, трудовой, пассивный, спортивный.

Смысл жизни – понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает, свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Проблема смысла жизни – одна из самых главных и сложных («Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить» Ф.М.Достоевский).

Гедонистический смысл жизни ассоциируется с удовольствием (Аристипп, Эпикур).

Аскетический смысл жизни в подавление чувственных влечений и желаний (Диоген).

Смиренно-стоический смысл жизни – покорность, подчинённость, стойкость перед неотвратимостью судьбы (Иисус Христос).

Религиозный смысл жизни – самоотверженное служение Богу.

Действенно-гуманистический смысл жизни – реализация внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы.

Человек только сам может привнести смысл в свою жизнь и это происходит через самопознание и самореализацию.

Самопознание является одним из видов познавательной деятельности человека. Это познание, направленное на внутренний мир человека, на его собственное «Я».

Сократ обозначил проблему самопознания как самую главную проблему человеческой жизни. («Познай себя, и ты познаешь весь мир»).

Самореализация – это осуществление возможностей человека.

Трудности самореализации связаны с тем, что человеку не всегда удаётся осознать действительное содержание своих возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, человек может не найти общественной потребности в своих способностях, знаниях и таланте. И лишь при гармоничном сочетании личных возможностей и общественных потребностей происходит самореализация человека.

1. Все Сущее - есть ЭНЕРГИЯ. Оно находится в непрерывном движении и постоянно изменяется.

Для лучшего понимания сути этого Аспекта Божественного Бытия предлагаю рассмотреть каждый элемент схемы, изображенной на рисунке 1. Несмотря на то, что схема не является исчерпывающей, она все же помогает уяснить принцип построения Царства Относительного и порядок его взаимоотношения с ЦАРСТВОМ АБСОЛЮТНОГО.

Рис. 1

1.1. ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО.

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО не имеет границ и содержит в себе все существующее и несуществующее в Царстве Относительного. Также можно сказать, что ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО безгранично, безконечно и содержит в себе ВСЕ.

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО является СОЗДАТЕЛЕМ / ПРАРОДИТЕЛЕМ / ПЕРВООСНОВОЙ / ИСТОЧНИКОМ Царства Относительного и всего того, что существует в Царстве Относительного, т.е. всего Сущего. Из ЦАРСТВА АБСОЛЮТНОГО все выходит и, в итоге, в ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО все возвращается.

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - ЕСТЬ ВСЕГДА. Поэтому все ТО, что пребывает в ЦАРСТВЕ АБСОЛЮТНОГО - тоже ЕСТЬ ВСЕГДА. А это означает, что ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО и все ТО, что в НЕМ пребывает, прекратить СВОЕ Бытие не может НИКОГДА. Прекратить свое Бытие может только то, что создано. А ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО никем и ничем не создавалось - ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО ЕСТЬ ВСЕГДА. Используя слова и термины, привычные и более понятные для форм Жизни, проявляющих себя на планете Земля, суть словосочетания "ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - ЕСТЬ ВСЕГДА" можно выразить так: "ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - было, есть и будет ВСЕГДА".

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - вне времени. Потому что время создано ЦАРСТВОМ АБСОЛЮТНОГО, является разновидностью Энергии и производной ЭНЕРГИИ.

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - представляет собой ОДНО ЕДИНОЕ. Поэтому все ТО, что пребывает в ЦАРСТВЕ АБСОЛЮТНОГО - ЕДИНО. Именно поэтому в ЦАРСТВЕ АБСОЛЮТНОГО не существует противоречий, амбиций и борьбы.

ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО - есть ни что иное, как ИНФОРМАЦИЯ.

Познать САМОГО СЕБЯ, являясь ОДНИМ ЕДИНЫМ и пребывая в САМОМ СЕБЕ (познать САМОГО СЕБЯ относительно САМОГО СЕБЯ), невозможно, потому что невозможно ощутить САМОМУ все ТО, что находится внутри САМОГО СЕБЯ.

Познание САМОГО СЕБЯ становится возможным только при существовании еще чего-нибудь или кого-нибудь другого. Только проявляя СЕБЯ по отношению к чему-нибудь или кому-нибудь другому, можно познать все ТО, что содержишь внутри СЕБЯ. Поэтому ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) создало другое, через которое и с помощью которого стало познавать СЕБЯ.

Для познания САМОГО СЕБЯ (т.е. познания всего ТОГО, что в НЕМ пребывает) ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) создало Царство Относительного (в котором одно может существовать только относительно другого) и формы Жизни (которые пребывают в Царстве Относительного и являются одним и другим, а также третьим, четвертым и так далее). Через формы Жизни ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) стало проявлять, познавать и вос-создавать СЕБЯ в Царстве Относительного.

Для создания Царства Относительного и форм Жизни , пребывающих в нем, ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) создало (породило) ЭНЕРГИЮ, которая является в Царстве Относительного, для Царства Относительного и для всего Сущего - Первоосновой и Источником Бытия, суть которой выражается словами ЛЮБОВЬ и ЖИЗНЬ. Именно ЭНЕРГИЯ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ (последовательность размещения слов в данном словосочетании не имеет принципиального значения, кроме того, каждое из слов может быть применено отдельно от двух других, но оно всегда будет содержать в себе и выражать смысл двух других слов) обеспечивает Царству Относительного и всему Сущему возможность Бытия и Божественного развития. Именно через ЭНЕРГИЮ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) проявляет СЕБЯ в формах Жизни, а уже через формы Жизни ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) проявляет СЕБЯ в окружающем пространстве. Именно ЭНЕРГИЯ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ использована ЦАРСТВОМ АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЕЙ) для создания Божественного начала всех форм Жизни.

Для отделения одной формы Жизни от другой (а также от третьей, четвертой и так далее) и для обеспечения каждой форме Жизни возможности проявлять, познавать и вос-создавать себя в окружающем пространстве, ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) из ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ создало Энергию и Информацию. Используя Энергию и Информацию, ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО придало пространству Царства Относительного и пространству форм Жизни, пребывающих в Царстве Относительного, неоднородные, многоуровневые и многомерные характеристики.

Для обеспечения формам Жизни возможности взаимодействовать друг с другом на разных уровнях и в разных измерениях ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) создало энергии разной частоты вибраций (основой которых стала Энергия) и информацию разного характера содержания (основой которой стала Информация) и наполнило ими пространство Царства Относительного и пространство форм Жизни.

Порядок создания ЦАРСТВОМ АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЕЙ) ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ, Энергии, Информации, энергий и информации можно отобразить в виде следующей схемы:

Рис. 2

ЭНЕРГИЯ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ отличается от Энергии и от энергий, а также от Информации и информации степенью своей значимости для форм Жизни. Каждый из перечисленных компонентов выполняет свою функцию и оказывает свое влияние на состояние внутреннего пространства, а, следовательно, Бытие и развитие любой формы Жизни, созданной и пребывающей в Царстве Относительного. Подробнее об ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ, Энергии, Информации, энергиях и информации будет сказано при рассмотрении сути четвертого Аспекта Божественного Бытия. Теперь же продолжим наш разговор.

Прежде чем перейти к рассмотрению следующего элемента схемы, изображенной на рисунке 1, поясню суть таких терминов, используемых в процессе изложения информации, как: "пространство" , "форма Жизни" , "все Сущее" и "структурирование" .

Пространство - это ЭНЕРГИЯ (а также Энергия и энергии), структурированная ИНФОРМАЦИЕЙ (соответственно, Информацией и информацией) определенным образом (способом).

Так же можно сказать, что пространство - это ЭНЕРГИЯ, наполненная ИНФОРМАЦИЕЙ определенного содержания, принявшая под ее влиянием определенную структуру (строение).

А кто или что определяет содержание, структуру и способ структуризации?

от, КТО или ЧТО работает с ЭНЕРГИЕЙ (Энергией и энергиями) и ИНФОРМАЦИЕЙ (Информацией и информацией), создавая формы Жизни - БОГ.

А КТО такой или ЧТО такое БОГ?

Ответ на этот вопрос будет дан при рассмотрении Аспекта Божественного Бытия, имеющего формулировку: "Создатель всего Сущего, Процесса Божественного развития, Законов Божественного развития и механизмов коррекции - БОГ".

Пространство существует только в Царстве Относительного, потому что оно является порождением (созданием) ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ, а ЭНЕРГИЯ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ, в свою очередь, является порождением (созданием) ИНФОРМАЦИИ. В ЦАРСТВЕ АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИИ) пространства нет, потому что в ЦАРСТВЕ АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИИ) ЕСТЬ только ИНФОРМАЦИЯ.

Пространство в Царстве Относительного разделено на части, которые существуют друг относительно друга. Каждая часть пространства обладает контуром (четко выраженной границей). Разделение пространства на части и отделение одной части от другой, а также от третьей, четвертой и так далее, способствовало появлению в Царстве Относительного внутреннего пространства и внешнего пространства.

Внутреннее пространство и внешнее пространство являются величинами относительными, и существуют они только при условии существования формы. Их значение для формы определяется самой формой относительно ее контура (границы).

Пространство, заполняющее форму изнутри (располагающееся по отношению к границе формы внутри), является для формы внутренним пространством .

Пространство, находящееся вокруг формы (располагающееся по отношению к границе формы снаружи), является для формы внешним пространством . По-другому такое пространство еще называют окружающим (окружающим форму) пространством.

Внутреннее пространство формы отличается по своему строению, характеристикам и качествам от окружающего пространства. У разных форм внутреннее пространство - разное.

Что же такое форма?

Форма - это часть пространства, обладающая контуром (четко выраженной границей) и внутренним пространством.

Форма, наполненная Жизнью, превращается в форму Жизни.

А что такое Жизнь и форма Жизни?

Жизнь - это Энергия, наполненная Информацией созидательного характера содержания, присутствующая везде и во всем, находящаяся в непрерывном движении и постоянно изменяющаяся.

Форма Жизни - это объект, структурированный из ЭНЕРГИИ при помощи ИНФОРМАЦИИ, наполненный Энергией и Информацией, обладающий четко выраженной границей, внутренним пространством, заданными свойствами и индивидуальными качествами, решающий конкретные задачи, участвующий в Процессе Божественного развития и осуществляющий движение по Пути Божественного развития.

Также можно сказать, что форма Жизни - это форма, наполненная Жизнью, через которую ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ), используя ЭНЕРГИЮ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ, проявляет (реализует), познает и вос-создает СЕБЯ в Царстве Относительного в каждый момент "Сейчас".

Внутреннее пространство формы Жизни, как и внутреннее пространство формы, отличается по своему строению, характеристикам и качествам от окружающего пространства. Но, в отличие от формы, форма Жизни способна изменять окружающее пространство путем изменения состояния своего внутреннего пространства.

Внутреннее пространство у разных форм Жизни - разное, потому что для его создания применялись разные способы структуризации Энергии.

Внутреннее пространство является для формы Жизни вместилищем ее Высшей Сути. Оно обеспечивает форме Жизни возможность Бытия и Божественного (эволюционного, естественного) развития.

Внешнее (окружающее форму Жизни) пространство является для формы Жизни средой обитания. Оно обеспечивает форме Жизни возможность самовыражения (самореализации) и самопознания (познания всего того, что находится внутри нее).

Состояние внутреннего пространства формы Жизни оказывает непосредственное влияние на ее Бытие, жизнь и Судьбу.

Состояние внешнего (окружающего форму Жизни) пространства оказывает опосредованное влияние на состояние внутреннего пространства формы Жизни, а, следовательно, на ее Бытие, жизнь и Судьбу. Это означает, что состояние внешнего (окружающего форму Жизни) пространства способно повлиять на Бытие, жизнь и Судьбу формы Жизни только в том случае, если форма Жизни приведет состояние своего внутреннего пространства в соответствие с состоянием внешнего (окружающего форму Жизни) пространства.

Состояние внутреннего пространства формы Жизни и состояние внешнего (окружающего форму Жизни) пространства взаимосвязаны и способны изменяться.

Изменение состояния внутреннего пространства формы Жизни и изменение состояния внешнего (окружающего форму Жизни) пространства ВСЕГДА происходит в соответствии с выбором, сделанным формой Жизни, решением, принятым формой Жизни, и действиями, совершаемыми формой Жизни, подтверждающими сделанный выбор и принятое решение.

Форм Жизни безчисленное множество. Они осуществляют свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие на всех уровнях, во всех измерениях и во всех пространственно-временных континуумах Царства Относительного. Все формы Жизни разные, среди них нет "плохих" и "хороших", они такие, какими их создал БОГ. Для ЦАРСТВА АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИИ) все формы Жизни являются нужными, важными и ценными. Особенность форм Жизни состоит в том, что их внутреннее пространство всегда является внешним пространством (окружающей средой) для форм Жизни, пребывающих и осуществляющих свое развитие в них.

Формами Жизни являются: Вселенные; пространственные области, именуемые Добро и Зло; Миры; уровни Бытия; измерения; пространственно-временные континуумы; формы Жизни, пребывающие и осуществляющие свое развитие в них. Формой Жизни является и само Царство Относительного. Оно, так же как и все Сущее, пребывающее в нем, осуществляет свое Бытие и Божественное развитие.

Теперь кратко о сути терминов "все Сущее" и "структурирование".

Все Сущее - это все формы Жизни, через которые ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЯ) проявляет (реализует), познает и вос-создает СЕБЯ в Царстве Относительного, используя ЭНЕРГИЮ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ.

Несмотря на то, что Царство Относительного также является формой Жизни, оно, при рассмотрении Аспектов Божественного Бытия, умышленно выведено за рамки понятия "все Сущее". Сделано так для того, чтобы исключить возможность возникновения путаницы и облегчить процесс уяснения сути излагаемого материала.

Структурирование - это процесс формирования (создания) пространства с определенными (заданными) свойствами, характеристиками и качествами из ЭНЕРГИИ, Энергии и энергий путем наполнения их ИНФОРМАЦИЕЙ, Информацией и информацией такого содержания, которое соответствует Замыслу БОГА.

Так же можно сказать, что структурирование - это процесс наполнения ЭНЕРГИИ (и ее производных) ИНФОРМАЦИЕЙ (и ее производными) с целью придания ЭНЕРГИИ свойств, характеристик и качеств, определенных (заданных) БОГОМ.

Порядок структурирования ЭНЕРГИИ (а, следовательно, Энергии и энергий) и характер содержания ИНФОРМАЦИИ (а, следовательно, Информации и информации), участвующей в процессе структурирования, представляют собой способ структурирования .

Способов структурирования ЭНЕРГИИ, Энергии и энергий - безконечное множество. Поэтому пространств (а, следовательно, и форм Жизни), созданных из ЭНЕРГИИ, Энергии и энергий, тоже - безконечное множество.

1.2. Царство Относительного.

Царство Относительного создано (структурировано) ЦАРСТВОМ АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИЕЙ) из ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ. Оно было не ВСЕГДА.

Царство Относительного обладает четко выраженной границей и внутренним пространством. Оно представляет собой неоднородную, многоуровневую и многомерную пространственную энергоинформационную структуру, наполненную различными формами Жизни.

Царство Относительного (по-другому его еще называют Мироздание ) является средой обитания для всего Сущего, в то же время, оно является и формой Жизни.

Находится в непрерывном движении и постоянно изменяется, вместе с ним находится в непрерывном движении и постоянно изменяется все Сущее. Происходит так потому, что ЭНЕРГИЯ=ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ, из которой созданы Царство Относительного и все Сущее, непрерывно движется и постоянно изменяется.

Непрерывное движение ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ обеспечивает Царству Относительного (Мирозданию) и всему Сущему возможность Бытия и осуществления процессов естественного энергоинформационного обмена, а постоянное изменение ЭНЕРГИИ=ЛЮБВИ=ЖИЗНИ обеспечивает Царству Относительного (Мирозданию) и всему Сущему возможность развития.

Царство Относительного (Мироздание) содержит в своем составе различные пространственные энергоинформационные структуры, выполняющие свое предназначение и функции, решающие вполне конкретные задачи. К числу таких структур относятся: множество Вселенных (отличающихся друг от друга степенью сложности построения и условиями Бытия пребывающих в них форм Жизни); пространственные области, называемые Добро и Зло; информационные носители, расположенные на разных уровнях и называемые информационными полями; Законы Божественного развития; механизмы коррекции.

Каждая Вселенная содержит определенное количество Миров.

Каждый Мир состоит из объектов макро- и микроскопической величины.

Пространственные области, называемые Добро и Зло, наполнены информацией и формами Жизни, осуществляющими в них свое Бытие и развитие. Добро и Зло не противостоят друг другу, а мирно сосуществуют и развиваются.

По своей сути Царство Относительного (Мироздание) является ЖИЗНЬЮ, создающей условия для Бытия и развития Жизни, и проявляющейся через формы Жизни. Также можно сказать, что Царство Относительного (Мироздание) является ЭНЕРГИЕЙ=ЛЮБОВЬЮ=ЖИЗНЬЮ, проявленной через безчисленное множество форм Жизни.

Неоднородная, многоуровневая и многомерная характеристики пространства Царства Относительного (Мироздания) достигаются за счет одновременного действия нескольких факторов, обеспечивающих необходимые и достаточные условия для устойчивого существования и Божественного (эволюционного, естественного) развития форм Жизни, проявленных в нем. К числу таких факторов относятся: конкретные типы энергий и частота их вибраций; способы структуризации энергий, из которых созданы пространство, его области, уровни, измерения и пространственно-временные континуумы; интенсивность наполнения пространства энергиями; скорость перемещения энергий. Перечисленные факторы не являются исчерпывающими, но они помогают понять суть процесса формирования Царства Относительного (Мироздания).

Рассмотрим кратко каждую из характеристик пространства Царства Относительного (Мироздания).

Неоднородная характеристика (неоднородность).

Неоднородность Царства Относительного (Мироздания) проявляется через существующие в нем пространственные области и объекты, обладающие заданными свойствами и качествами, решающие конкретные задачи в интересах ОДНОГО ЕДИНОГО - ЦАРСТВА АБСОЛЮТНОГО (ИНФОРМАЦИИ). Также можно сказать, что неоднородность Царства Относительного (Мироздания) проявляется через формы Жизни, осуществляющие свое Бытие на разных уровнях, в разных измерениях и в разных пространственно-временных континуумах.

Неоднородность пространства обеспечивает объектам (формам Жизни) возможность воспринимать себя как некую отдельную самостоятельную целостную структуру, а также предоставляет им поле деятельности для проявления индивидуальных качеств и самопознания. Неоднородность пространства указывает на тот факт, что в одной и той же точке пространства могут существовать одновременно разные объекты (формы Жизни), обладающие разными свойствами, качествами и характеристиками.

Неоднородность Царства Относительного (Мироздания) позволяет ОДНОМУ ЕДИНОМУ (ЦАРСТВУ АБСОЛЮТНОГО) выражать СЕБЯ через множество форм Жизни, обладающих индивидуальными качествами, и познавать СЕБЯ через них. Поэтому неоднородность указывает не на разобщенность всех форм Жизни, присутствующих в Царстве Относительного (Мироздании), а на их разнообразие, индивидуальность и неповторимость.

Многоуровневая характеристика.

Многоуровневая характеристика Царства Относительного (Мироздания) указывает на разделение его пространства по уровням, на которых осуществляют свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие разные формы Жизни. Уровни Бытия качественно отличаются друг от друга. Каждый последующий из них является более высоким по отношению к предыдущему, т.к. предоставляет форме Жизни значительно больше возможностей для самореализации, самопознания и вос-создания себя в более Высшей версии. Уровень, на котором форма Жизни существует и познает себя, позволяет ей пройти полный цикл развития (состоящий из определенного количества этапов Пути Божественного развития), а именно, получить новые знания, обрести опыт их применения, развить заложенный в нее БОГОМ потенциал и проявить индивидуальные качества (а также способности и таланты), данные ей БОГОМ. По завершении цикла своего развития на текущем уровне Бытия, форма Жизни не прекращает свое Бытие, а, под руководством и при помощи БОГА, проводит подготовку к переходу и переход на новый (более высокий) уровень Бытия, после чего продолжает свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие.

Многомерная характеристика.

Многомерная характеристика Царства Относительного (Мироздания) указывает на то, что пространство каждого его уровня Бытия поделено на множество измерений, помещенных (вложенных) одно в другое по принципу "матрешки".

Мерность пространства позволяет на одном и том же участке конкретного уровня Бытия существовать и развиваться различным формам Жизни. Причем такое существование носит двоякий характер. С одной стороны, формы Жизни изолированы одна от другой мерностью пространства и не мешают эволюционному развитию соседствующей. С другой стороны, они взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга, участвуя в процессах естественного энергоинформационного обмена и используя для этого энергии и информацию.

Например, на планете Земля, помимо человека и привычных для него форм Жизни, проявляют, познают и вос-создают себя в более Высшей версии и иные формы Жизни . Таких иных форм Жизни достаточно много (некоторые из них обладают материальными телами, а некоторые - нет). Они осуществляют свое Бытие и Божественное развитие в иных измерениях и не дают о себе знать человеку до тех пор, пока тот своими деструктивными (разрушительными по характеру воздействия на окружающую среду) деяниями не принудит их к этому. Проявляясь на материальном уровне в виде необъяснимых с точки зрения современной науки явлений, такие формы Жизни стараются предупредить человека о том, что он не один на планете Земля, а поэтому он не должен относиться к окружающей среде потребительски, не должен удовлетворять свои корыстные интересы за счет интересов иных форм Жизни. И поступают они так не из стремления навредить человеческому сообществу, а лишь для того, чтобы показать, что кроме человечества на планете есть и иные представители Жизни, которые тоже осуществляют Процесс Божественного (эволюционного, естественного) развития и хотят, чтобы им в этом никто не мешал.

Пройдя весь цикл очередного этапа своего Пути Божественного (эволюционного, естественного) развития на соответствующем уровне пространства и в соответствующей мерности пространства, каждая форма Жизни переходит на более высокий уровень и продолжает свое Бытие. После перехода всех форм Жизни (пребывавших в разных измерениях текущего уровня) на более высокий уровень (также состоящий из разных измерений), освободившееся пространство сворачивается, так как оно выполнило свое предназначение и решило поставленные перед ним задачи. А на его месте разворачивается новое пространство с иными условиями обитания, обеспечивающими возможность существования и развития для иных форм Жизни. Таков процесс Божественного (эволюционного, естественного) развития Царства Относительного (Мироздания). Он управляем и безконечен.

1.3. Вселенная.

Вселенная - это пространственная энергоинформационная структура, обладающая неоднородными, многомерными и многоуровневыми характеристиками, объединяющая в своем составе Миры и специальные пространственные области, из которых осуществляются контроль и управление всеми происходящими в ней процессами.

К числу специальных пространственных областей Вселенной относятся:

Области, в которых генерируются (создаются) энергии, необходимые для существования и Божественного (эволюционного, естественного) развития Вселенной, входящих в ее состав Миров и находящихся в них форм Жизни;

Области, из которых осуществляется управление Вселенной, Мирами и происходящими в них процессами (в том числе области, содержащие информационные носители, называемые информационными полями; области, содержащие Законы Божественного развития, адаптированные для Вселенной; области, содержащие механизмы коррекции);

Области, в которых формы Жизни готовятся к выходу на воплощение в конкретном Мире;

Области, в которые прибывают формы Жизни после выхода из воплощения в конкретном Мире;

Области, в которых формы Жизни проходят так называемую реабилитацию и восстановление после выхода из воплощения в конкретном Мире;

Области, в которые формы Жизни перемещаются после прохождения полного цикла развития на конкретном уровне Бытия, в которых формы Жизни проходят трансформацию и ожидают последующего перехода на более высокий уровень Бытия.

Вселенных множество. Все они отличаются друг от друга порядком построения, уровнями, на которых они пребывают, количеством уровней и измерений, которые они содержат, условиями Бытия и Божественного развития. Каждая Вселенная содержит в своем составе разное (но всегда четко определенное) количество Миров.

Предназначение любой Вселенной состоит в том, чтобы обеспечивать Миры, входящие в ее состав, всем необходимым и достаточным для их существования и Божественного (эволюционного, естественного) развития.

Вселенная создает внутри Миров условия, необходимые и достаточные для существования и Божественного (эволюционного, естественного) развития всех пребывающих в них форм Жизни.

В каждом Мире создаются свои условия существования. Эти условия соответствуют индивидуальным характеристикам Мира и способствуют решению поставленных перед ним задач.

К числу функций, выполняемых Вселенной относятся:

Контроль и управление процессами непрерывного наполнения Вселенной и входящих в ее состав Миров необходимыми типами энергий с целью поддержания энергетического равновесия;

Поддержание заданной степени интенсивности энергетического наполнения Вселенной и входящих в ее состав Миров;

Контроль процессов энергоинформационного обмена, т.е. фиксация фактов появления, перемещения, взаимодействия и исчезновения форм Жизни на разных уровнях, в разных измерениях и в разных пространственно-временных континуумах Вселенной и входящих в ее состав Миров;

Отслеживание Процесса Божественного (эволюционного, естественного) развития форм Жизни, присутствующих во Вселенной и входящих в ее состав Мирах;

Фиксация в информационных полях различных уровней Вселенной информации о пребывающих в ней формах Жизни и приобретенном ими опыте и передача этой информации на информационные носители Царства Относительного (Мироздания), а через них в ЦАРСТВО АБСОЛЮТНОГО;

Активизация механизмов коррекции с целью устранения нарушения энергетического равновесия, возникшего во Вселенной и входящих в ее состав Мирах, в результате нарушения пребывающими в них формами Жизни Законов Божественного развития.

1.4. Мир.

Мир - это пространственная энергоинформационная структура, представляющая собой среду, в которой осуществляют свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие разнообразные формы Жизни.

Мир, как Вселенная и Мироздание (Царство Относительного), обладает неоднородными, многомерными и многоуровневыми характеристиками. В нем создаются и поддерживаются условия, необходимые и достаточные для существования и Божественного (эволюционного, естественного) развития присущих ему форм Жизни.

Миров безчисленное множество. Все они разнообразные. Разнообразие Миров указывает на их индивидуальность, но не на разобщенность. Все Миры ЕДИНЫ, как ЕДИНО все Сущее в Мироздании (Царстве Относительного). Единение Миров достигается благодаря Энергии Божественной Любви (являющейся одним из компонентов Энергии, которая, в свою очередь, является производной ЭНЕРГИИ), поступающей от БОГА и заполняющей каждую точку пространства Мироздания (Царства Относительного).

Миры, как и Вселенные, отличаются друг от друга порядком построения, уровнями, на которых они пребывают, количеством уровней и измерений, которые они содержат, условиями Бытия и Божественного развития.

Каждый Мир создан для решения конкретных задач, сформулированных с учетом интересов форм Жизни, пребывающих в нем. Несмотря на то, что задачи у каждого Мира свои, все они согласованы и служат интересам ОДНОГО ЕДИНОГО (ЦАРСТВА АБСОЛЮТНОГО), являясь составными элементами Процесса Божественного развития.

Миры, как и все Сущее, развиваются и, по мере своего развития, переходят на новые (более высокие) уровни Бытия, а вместе с ними переходят на эти уровни Бытия и пребывающие в них формы Жизни. По выполнении Миром поставленных перед ним задач, все формы Жизни из него перемещаются в другой Мир - в тот Мир, в котором они продолжают свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие, а Мир, выполнивший свои задачи, сворачивается. На его месте создается новый Мир с иными характеристиками, в котором будут осуществлять свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие иные формы Жизни.

Если говорить о человеке, то он создан, существует и осуществляет свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие в конкретном Мире, который, в свою очередь, находится в конкретной Вселенной на четко определенном уровне. Этот Мир представляет собой пространство, структурированное определенным образом из ЭНЕРГИИ и Энергии при помощи ИНФОРМАЦИИ и Информации, разделенное по уровням, мерности и пространственно-временным континуумам, наполненное Энергией и Информацией, энергиями и информацией, а также формами Жизни, осуществляющими в нем свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие. Он имеет границы, в пределах которых развернут, существует и развивается. В Мироздании Мир занимает вполне определенное место, выполняет свое предназначение и решает задачи, возложенные на него БОГОМ. Мир участвует в процессах естественного энергоинформационного обмена и в Процессе Божественного развития всего Сущего.

1.5. Добро и Зло.

В Царстве Относительного (Мироздании) одно может существовать только относительно другого, поэтому Добро может существовать только при условии существования Зла и наоборот. Добро без Зла или Зло без Добра существовать не могут. Такова особенность Царства Относительного (Мироздания).

Что же такое Добро и Зло?

Добро - это пространственная энергоинформационная область Царства Относительного (Мироздания), имеющая четко выраженную границу (контур) и внутреннее пространство, наполненная информацией и формами Жизни, оказывающими воздействие созидательного характера на формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие во Вселенных и Мирах, и способствующими проявлению такими формами Жизни своей Божественности.

Формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие в пространственной области, именуемой Добро, являются представителями Добра.

Зло - это пространственная энергоинформационная область Царства Относительного (Мироздания), имеющая четко выраженную границу (контур) и внутреннее пространство, наполненная информацией и формами Жизни, оказывающими воздействие разрушительного характера на формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие во Вселенных и Мирах, и препятствующими проявлению такими формами Жизни своей Божественности.

Формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие в пространственной области, именуемой Зло, являются представителями Зла.

Формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие во Вселенных и Мирах, не являются представителями Добра или представителями Зла, поэтому они не способны существовать в областях, именуемых Добро и Зло.

Добро и Зло созданы БОГОМ, а поэтому они существуют, выполняют свои функции и выполняют свое предназначение в соответствии с ЕГО Замыслом.

Функции Добра состоят в созидании, восстановлении и гармонизации всех форм Жизни, принявших решение БЫТЬ и продолжать Процесс Божественного развития.

Функции Зла состоят в разрушении и последующей утилизации (полной деструктуризации) всех форм Жизни, принявших решение НЕ БЫТЬ (прекратить свое Бытие) и отказавшихся продолжать Процесс Божественного развития.

Предназначение и Добра, и Зла заключается в том, чтобы информировать формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие в конкретных Вселенных и Мирах, о возможных вариантах Бытия и последствиях, которые могут для них наступить в случае введения ими в свое внутреннее пространство информации, оказывающей созидательное или разрушительное воздействие.

Благодаря Добру и Злу, формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное развитие во Вселенных и Мирах, получили возможность осознанного использования информации созидательного и разрушительного характера в процессе самореализации, самопознания и вос-создания себя. Это означает, что:

Для осознания формой Жизни характера воздействия разрушительной информации, ей вовсе не обязательно вводить такую информацию в свое внутреннее пространство, достаточно просто посмотреть на область, именуемую Зло;

Для осознания характера воздействия созидательной информации, форме Жизни также достаточно посмотреть на область, именуемую Добро, и, в случае необходимости (например, при появлении нарушений в ее внутреннем пространстве), ввести в свое внутреннее пространство созидательную информацию (причем брать такую информацию не из области Добро, а из своего Божественного начала).

Тот факт, что Добро и Зло выполняют в Царстве Относительного (Мироздании) противоположные функции, вовсе не означает, что Добро и Зло находятся в непримиримом противоречии и противостоят друг другу. Они просто ЕСТЬ и делают то, что должны делать в соответствии с замыслом БОГА. Формы Жизни, осуществляющие свое Бытие в области, именуемой Добро, и формы Жизни, осуществляющие свое Бытие в области, именуемой Зло, отделены друг от друга пространственно и не имеют никаких непосредственных взаимных отношений (контактов). Пребывая в своих областях, они не сражаются друг с другом, а просто ЗНАЮТ о существовании своих антиподов.

Добро и Зло не являются ни "хорошими", ни "плохими". Они такие, какие ЕСТЬ, какими их создал БОГ. Они не оказывают своего воздействия на формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие во Вселенных и Мирах, до тех пор, пока те не придадут им значение (не введут их в свое внутреннее пространство). Поэтому противостоять Добру или Злу, стремясь их уничтожить, нет необходимости. Борьба с Добром, так же как и борьба со Злом - занятие безперспективное и безрезультатное, более того, противоречащее Законам Божественного развития.

Добро и Зло созданы БОГОМ, а поэтому уничтожить их невозможно.

Что же делать, если формы Жизни, созданные и осуществляющие свое Божественное (эволюционное, естественное) развитие во Вселенных и Мирах, приняли решение БЫТЬ, а деструктивная информация и представители Зла мешают им в реализации принятого решения, продолжая оказывать на их внутреннее пространство разрушительное воздействие?

Таким формам Жизни достаточно освободить свое внутреннее пространство от информации разрушительного характера воздействия (путем перезаписи ее на информацию созидательного характера воздействия) и от представителей Зла (путем перемещения их в пространственную область, именуемую Зло). Уничтожать ничего и никого не надо, достаточно произвести перезапись и перемещение. Подобные действия соответствуют Законам Божественного развития и способствуют восстановлению процессов естественного энергоинформационного обмена не только во внутреннем пространстве формы Жизни, принявшей решение БЫТЬ, но и в окружающем пространстве. При таком развитии событий все формы Жизни оказываются в выигрышном положении и продолжают свое Бытие и Божественное (эволюционное, естественное) развитие в тех пространственных областях Царства Относительного (Мироздания), в которых они должны пребывать и развиваться в соответствии с Замыслом БОГА.

Информация о том, почему в этой Вселенной присутствует насилие и ведется борьба между Силами Добра и Силами Зла, а также о том, что собой представляют эти Силы, будет изложена в разделе сайта "Статьи". Теперь же перейдем к рассмотрению следующего Аспекта Божественного Бытия: "Непрерывное движение и постоянное изменение происходят в соответствии с определенным порядком и представляют собой Процесс Божественного (эволюционного, естественного) развития".

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (171). Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 19-23.

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

А. Н. Лукин

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

В статье раскрывается значение нравственных ценностей в жизни человека и общества, соотношение добра и зла как пределов нравственного аспекта человеческого бытия. Автор показывает, как эти вопросы рассматривались в разных традициях в истории философской мысли. В статье обосновывается положение о том, что искоренение зла в человеческом бытии - вечная цель. Она является симулякром (то есть не может быть окончательно достигнута). Но стремление к ее осуществлению - условие успешного функционирования социальной системы.

Ключевые слова: нравственные ценности, нравственный идеал, добро и зло, человеческое бытие.

Проблема соотношения добра и зла является одной из самых сложных в философии. От ее решения зависит тип мировоззрения отдельного индивида и культуры в целом. При этом, нравственность выступает как родовое отличие человека - это форма сознания и практическое поведение, основанные на уважении других людей. Нравственный аспект можно выделить в любом виде человеческой деятельности - это оценка того, насколько результаты этой деятельности будут способствовать или препятствовать благу окружающих и всего человечества. Добро и зло - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности. Добро - это что-либо полезное, хорошее, способствующее гармонизации человеческих отношений, развитию людей, достижению ими духовного и физического совершенства. Добро предполагает преодоление своих эгоистических устремлений ради блага окружающих. Добро основывается на свободе личности, совершающей поступки, сознательно соотнесенные с высшими ценностями, с идеалом. Перед животным, чье пове-

дение обусловлено врожденными инстинктами, не стоит проблема нравственного выбора. Генетические программы способствуют его выживанию.

В процессе нравственного выбора личность соотносит свой внутренний мир, свою субъективность с миром сущим. Это возможно только в мыслительном акте. Осуществляя выбор в пользу добра или зла, человек определенным образом вписывает себя в окружающий мир. А так как нравственность основывается на «автономии человеческого духа» (К. Маркс), человек свободен в этом своем самоопределении. Он сам творит свою судьбу.

Нравственность делает возможным выход людей из самих себя, из своей отдельности, она - порыв, соединяющий личность с вечным, целым. Она проявляется в мыслях и поступках, в экстазе единства. Только человек обладает великой способностью - испытывать нравственное чувство. Если люди не будут питать культуру своим нравственным вдохновением, она зачахнет и погибнет.

Формирование нравственности не может осуществляться без веры, без сложно описы-

ваемого феномена совести - «зова» (М. Хайдеггер), который во мне и, одновременно, вне меня.

В истории философии онтологический статус добра и зла трактуется по-разному. В манихействе эти начала однопорядковы и находятся в постоянном единоборстве. Согласно взглядам Августина, В. Соловьева и многих других мыслителей действительным мировым началом является божественное Добро как абсолютное Бытие, или Бог. Тогда зло -есть результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе. Если добро абсолютно в исполненности совершенства, то зло всегда относительно. Третий вариант соотнесения этих начал встречается у Л. Шестова, Н. Бердяева и др., утверждавших, что противоположность добра и зла опосредована чем-то иным (Богом, «высшей ценностью»). Тогда в выяснении природы добра тщетно искать его бытийственную основу. Природа Добра не онтологична, а аксио-логична. Логика ценностного рассуждения может быть одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» (социальное и антропологическое) происхождение1.

В широком смысле добро означает, «во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт»2. Стандарт как идеал задается культурной традицией, он принадлежит к высшей ступени иерархии духовных ценностей. При отсутствии идеала добра бессмысленно искать его проявление в поведении людей. Чтобы сохранить нравственность как одно из своих родовых качеств человечество на протяжении тысячелетий помещало идеал Добра за пределы изменчивого мира. Получив статус трансцендентного качества, оно возвысилось в культурном космосе до высшего предела, являясь человеческому разуму в виде неотъемлемого свойства Логоса (Парменид), центральной категории в мире эйдосов (Платон), атрибута Бога в иудаизме, христианстве и исламе и т. д. Нельзя избежать снижения статуса Добра, переместив его в изменчивый конечный мир природного человеческого бытия. Но это вынуждена была сделать атеистическая традиция. Верхний предел «расколдованной культуры» (М. Вебер) несоизмеримо ниже трансцендентного

Абсолюта. Соответственно этому, и восприятие библейских заповедей атеистом будет менее глубоким, чем верующим человеком. Потому что христианин будет иметь дело с сакральными ценностями, которые принадлежат неизменному совершенному миру. К этому идеалу стремится религиозный человек. В этом смысл его бытия. Приблизиться к божественному совершенству - главная цель в иерархии жизненных устремлений. Для атеиста же идеал добра будет рационально обосновываться его общественной значимостью, укорененностью в культурной традиции и т. п. При этом собственное нравственное совершенствование становится не столько целью жизни, сколько необходимым условием личной социализации, преодоления обособленности, разобщенности и отчуждения, достижения взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между людьми.

Если добро перестает занимать вершину пирамиды человеческих ценностей, то открывается возможность для возвышения зла. И. Кант утверждает, что самолюбие, которое присутствует в каждом из нас, из потенциального реальным злом становится только тогда, когда оно занимает главенствующее место в иерархии духовных ценностей, сменяя там нравственный идеал. Это видно из высказывания немецкого мыслителя: «Человек (даже и лучший) зол только потому, что он извращает порядок побуждений при восприятии их в свои максимы: он воспринимает в них моральный закон вместе с самолюбием. Но когда он узнает, что одно рядом с другим существовать не может, но что одно должно подчиняться другому, как своему высшему условию, - он ставит побуждения самолюбия и его склонности условием для исполнения морального закона, тогда как последний скорее должен быть воспринимаем, как высшее условие удовлетворения первого в общей максиме произвола, и как единственное его побуждение»3.

Если пересечение природного и божественного начал как нижнего и верхнего пределов бытия возможно в человеке, то это невозможно по отношению к нравственным пределам. Здесь не допускается высокий статус середины. Перед нами дихотомия, которая не может быть заменена трихотомией (С. Булгаков) или монодуализмом (С. Франк). В дихотомии разрыв между полюсами абсолютен, т. к. зло

жестко и однозначно противопоставлено добру. Верхний нравственный предел - это такое идеальное состояние личности, когда все мысли и поступки человека ориентированы на преумножение в мире добра. Соответственно, нижний нравственный предел предполагает интенцию сознания человека лишь на преумножение зла и соответствующие этой цели действия.

Используя термин «предел», мы подразумеваем некую грань, за которую переход практически неосуществим. Собственно, даже достичь такого состояния и постоянно пребывать в нем тоже невозможно. Однако наличие нравственных пределов предполагает, что человек морально совершенствуется, осуществляет нравственное восхождение. Стремясь жить по совести, личность формирует нравственный идеал, в соответствии с которым преобразует себя. Но это длительный процесс, во время которого человек находится в состоянии «между» (М. Бубер).

Зло порождено человеком и существует на протяжении всей человеческой истории. Следовательно, оно - закономерный феномен общественной жизни. Но все-таки, что означает наличие нижнего нравственного предела бытия человека? Ведь это, по сути, оправдание существования в мире необузданных страстей, крайнего гедонизма, эгоизма, зла в чистом виде. Получается, что сияющая высота добра должна оттеняться зияющей бездной зла, потому что «беспочвенно и бесплодно решать вопрос о зле, не имея в опыте подлинного зла»4. Если же разрушить нижний нравственный предел культуры, то не будет и верхнего предела. Человек должен оттолкнуться от нижнего предела, чтобы устремиться ввысь. Необходимо ли сначала пресытиться низменными чувствами, страстями, наслаждениями, чтобы на этом фоне в полной мере ощутить все преимущества добродетелей? Тогда не выходит ли, что мы должны, в какой-то мере, быть благодарны фашистам, террористам и прочим силам зла, способствующим, косвенным образом, сохранению милосердия, сострадания, сопереживания?

Проблема целесообразности сохранения зла как необходимого нижнего предела бытия человека волновала философов во все времена. В религиозной традиции эта проблема сводится к теодицее (Г. В. Лейбниц) - стремлении согласовать идею «благого» и «справедливого» божественного управления миром

с наличием мирового зла. Простейшая форма теодицеи - это указание на то, что справедливость будет восстановлена за пределами земного мира. Каждый получит по заслугам, будь это причинно-следственная связь между заслугами и дурными поступками предыдущей жизни и обстоятельствами последующего рождения в брахманизме и буддизме, или возмездие за гробом в христианстве и исламе. Другая форма теодицеи - это указание на то, что свобода сотворенных Богом ангелов и людей для своей полноты включает возможность выбора в пользу зла. Тогда Бог не несет ответственность за зло, порожденное ангелами и людьми. Третья форма теодицеи (Плотин, Г. Лейбниц) исходит из того, что частные недостатки мироздания, запланированные Богом, усиливают совершенство целого.

В атеистической традиции зло может быть представлено как доставшийся нам из животного прошлого рудимент, как нечто биологическое по своей природе, укорененное в глубинах человеческой психики, направленное на обеспечение самосохранения, на победу в жестокой конкуренции естественного отбора. Зло должно быть преодолено для обеспечения существования коллективного единства. Для борьбы со злом общество может персонифицироваться в виде Бога или идеологии (Э. Дюркгейм).

Отдельной гранью рассматриваемой проблемы является вопрос целесообразности наличия личных пороков для их преодоления в процессе нравственного восхождения. Вероятно, нет необходимости, а значит и оправдания зла в качестве антипода добра в индивидуальной практике личности, так как человек может встретиться и внутренне преодолеть его, обратившись к шедеврам искусства и к опыту человеческой истории. В процессе ин-культурации личность присваивает себе опыт великих предшественников, осваивает пределы культуры и становится готовой к бытию, ориентированному на верхний предел нравственности. Получается, что при правильном воспитании и обучении необходимость отождествления индивида со злом в собственной духовной практике для его преодоления отсутствует.

Важно то, что зло и добро существуют не сами по себе. В окружающей природе, вне мира человека, нет ни того, ни другого. Так, нельзя назвать ни добрым, ни злым шторм или ливень. Точно также нет нравственно-

го аспекта в поведении животных, которое обусловлено врожденными инстинктами. Но именно «человеческий душевно-духовный мир - это истинное местонахождение добра и зла»5. Чтобы культура не утратила свою иерархичность и неравновесность, ее носители должны иметь не столько внешний, сколько внутренний опыт борьбы со злом на стороне добра. Этот бесценный опыт может быть присвоен в процессе инкультурации, через приобщение к культурному наследию. Если принять этот тезис, то следует признать высочайшую ответственность искусства, средств массовой информации, всей системы воспитания за обеспечение возможности пребывания человека в социуме без сползания к низшему нравственному пределу человеческого бытия. В то же время человек должен быть готов при необходимости противостоять злу, исходящему от других людей. Речь может и должна идти о его пресечении. Оправдание жесткости и последовательности в борьбе со злом русские мыслители (И. Ильин, Н. Бердяев, П. Сорокин, С. Франк и др.) находят как раз в иерархичности духовной культуры, потому что «добро и зло не равноценны и не равноправны их живые носители и слуги. Только на иерархичности духовных ценностей строится нравственное регулирование (как, впрочем, и любое другое социальное регулирование). Именно с этих нравственных позиций И. Ильин критикует Л. Толстого за его идею «не сопротивления злу насилием». «Называть того, кто пресекает злодейство, «насильником» можно только от слепоты или от лицемерия; осуждать «наравне» казнь злодея и убиение праведного мученика можно только от лицемерия или от слепоты. Только для лицемера или слепца равноправны Георгий Победоносец и закалываемый им дракон; только лицемер или слепец могут при виде этого подвига «держать нейтралитет» и взывать к «гуманности», ограждая себя и выжидая»6.

При наличии верхнего нравственного предела, укорененного в трансцендентном, индивид ориентируется на готовый нравственный идеал, который носит абсолютный сакральный характер. В светской морали статус нравственного идеала не подкрепляется авторитетом Абсолюта. Следовательно, он более подвержен изменениям, предполагает возможность иной интерпретации, сопоставления с другими, может быть даже субъективно более значимыми ценностями.

Проблема противостояния добра и зла присутствует во всякой культурной традиции, в каждой социальной системе, во все исторические эпохи. Искусство, философия, религия и другие формы общественного сознания рассматривают ее в качестве одной из центральных. Это заставляет нас предположить то, что добро и зло - неслучайные спутники человеческого бытия. Тогда следует поставить вопрос об осмыслении функций нравственных пределов человеческого существования.

Добро, воспринимаемое в качестве высшей и абсолютной ценности в культуре, рассматривалось как атрибут вечного, неизменного Логоса, трансценденции. Это идеал порядка, справедливости, стабильности. Субъект, стремящийся к идеалу Добра, подчиняет себя общим целям, согласует свои действия с другими элементами социума, становится предельно функциональным. Но если все люди будут строго придерживаться моральных заповедей, то мы в конечном итоге получим стационарную систему, в которой никакие изменения происходить уже не будут. Это уже не становление, а окончательное завершение. Такую систему представители синергетики называют эволюционным тупиком.

Зло как антипод добра - это крайнее проявление в человеке эгоизма, игнорирование им общих целей, лишение людей права на счастливую и достойную жизнь, разрушение порядка, справедливости, причинение окружающим страданий. Это источник нарастания энтропии, хаоса внутри системы. Руководствуясь злыми помыслами, индивид ради корыстных целей ставит под сомнение возможность развития себе подобных существ и представляет угрозу самой общественной жизни. Человек, находящийся во власти зла. дисфункционален по отношению к социуму. В таком случае, социальная система при приближении к нижнему нравственному пределу, при моральной деградации масс непременно самоуничтожится. Зло не обладает возможностью созидать. Оно несет с собой разрушение.

В объективной действительности нет общества, построенного исключительно на нравственных принципах, как и не может быть социума, лишенного морали. Каждая социальная система содержит в себе определенную меру нравственности, но в ней постоянно возникают и носители аморальных ценностей. Поэтому мы и можем считать

общество сложноорганизованной диссипативной системой, в которой содержится мера порядка и локализованный хаос. В одну и ту же эпоху в одном и том же социуме уживаются величайшие подвижники и носители зла. Борьба с дисфункциональными элементами, постоянное вытеснение энтропии за пределы социума - это вечный источник общественного развития. В таком случае, идея достижения полной справедливости - это симулякр, та ценность-цель, без которой невозможно развитие, но эта цель окончательно недостижима. А если бы она осуществилась, то это как раз и означало бы появление стационарной системы, «окончание истории». Даже в религиозных текстах высокого порядка подобные идеальные типы представлены лишь как божественный проект, который может быть осуществлен только после Апокалипсиса, после «окончания» этого мира.

У индивида должна быть сформирована иерархическая система духовных ценностей, только после этого речь может идти о его нравственном выборе. Не может быть выбора без наличия сформированных нравственных пределов. Но если нижний предел может быть легко освоен под влиянием бессознательных влечений, то верхний предел - это сложный конструкт культуры, результат духовного восхождения многих поколений людей. Верхний предел осваивается личностью только в определенной культурной среде в процессе длительного целенаправленного воспитания. Передача нравственного опыта новому поколению граждан является функциональной обязанностью здорового общества, условием сохранения его стабильности и дальнейшего развития. Как отмечал С. Франк, «следование божественным заповедям - трудная работа, требующая от человека мужества и упорства, открывающая нам новый мир - сферу духовных основ жизни»7.

Совершенно очевидно, что все реформы имеют смысл только тогда, когда они базируются на прочной основе духовных традиций. При этом важно представлять то, какие именно элементы в духовной культуре ни при каких обстоятельствах не должны изыматься.

Нельзя разрушать высший нравственный предел культуры, не подвергая при этом серьезной опасности всю социальную систему.

Таким образом, нравственные пределы культуры резко противопоставлены друг другу. Даже если зло и является вечным спутником человечества, то борьба с ним - условие успешного функционирования общества. Борьба со злом может вестись только при условии формирования верхнего предела нравственной культуры и поддержания его высокого статуса. Индивид должен присваивать себе иерархию духовных ценностей в процессе своей социализации и инкультурации. В нравственной жизни личности не может быть высокого статуса середины. Человек должен стремиться подняться как можно выше к верхнему пределу нравственности. Неравнозначность добра и зла должна оставаться абсолютной. Искоренение зла в человеческом бытии - вечная цель. Она является симуля-кром (то есть не может быть окончательно достигнута). Но сам процесс ее осуществления - условие успешного функционирования социальной системы. Интенция сознания масс на торжество добра и преодоление зла формирует новую социальную реальность пусть не в идеальном недостижимом варианте, но в таком виде, который способен обеспечить относительную стабильность социума.

Примечания

1 См.: Философский энциклопедический словарь. М. : Гардарики, 2004. С. 244.

2 Там же. С. 243.

3 Кант, И. Религия в пределах только разума. СПб. : Изд. В. И. Яковенко, 1908. С. 35-36.

4 Ильин, И. А. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993.С. 7.

5 Там же. С. 13.

6 Там же. С. 68.

7 Философский энциклопедический словарь. С.135.