Колдуны и шаманы страшные истории. «Было очень страшно»: Как жители Бурятии становятся шаманами. Сатана всех ненавидит, но, как «обезьяна Бога», требует жертвы. Ради любви добровольно жертву принести можно, а ради ненависти – нет. Поэтому сатана требует х

Бабку Аксинью все в деревне считали ведьмой и побаивались. Увидев ее скрюченную в три погибели фигуру с клюкой, и стар и млад рассыпались по сторонам – от греха подальше. А если не удалось избежать встречи, не дай бог пройти мимо, не поговорив с ней. Все как огня боялись ее проклятий. Никто толком не знал, сколько ей лет, она появилась в селе уже будучи старой. Бабка давным-давно жила одна. Судьба у нее, по рассказам старожилов, была действительно трагической. Когда-то, еще будучи молодой женщиной, она поругалась с односельчанином, а тот в пылу гнева страшно ее проклял: мол, желаю тебе пережить всех своих родичей и остаться одной-одинешенькой на белом свете. Аксинья в ответ только рассмеялась. Тогда у ней было то ли восемь, то ли семь детей, муж работал в сельсовете – по тем временам большая шишка, родители тоже были живы-здоровы, дом – полная чаша. И слова какого-то старикашки для нее ничего не значили, тем более она тогда была активисткой в колхозе, участвовала в самодеятельности и высмеивала людское суеверие, веру в абаасы и прочих злых духов.

Между тем старик тот был не простой, в молодости шаманил и, говорят, был шаманом средней руки: в засуху мог вызвать ливень, заговорить болезни и прочее. Новая власть в лице Советов приказала перестать дурачить народ: никаких абаасы нет, бога тоже нет, есть только товарищ Ленин и коммунистическая партия. Что делать, пришлось свернуть шаманскую деятельность и вступить в колхоз. Но люди все равно не забывали о том, что он шаман, и никогда не спорили со стариком. И только недалекая и легкомысленная Аксинья из-за какой-то мелочи затеяла с ним ругань и получила сполна.

Когда она переехала в это село, была уже практически одна: муж и старшие сыновья не вернулись с войны, остальные дети умерли – кто во время военного голода, кто от болезней. Осталась в живых одна дочь, и та умерла от послеродовой горячки, от нее остались двое детей, те тоже умерли, не дожив даже до тридцати лет. А самой Аксинье ничего не делалось, наоборот, после каждой смерти она как бы набиралась сил, да и теперь ведь живет одна, как-то рубит-колет дрова, чтобы топить печь, воду таскает. Она, конечно, давно раскаялась в том, что когда-то поругалась с шаманом, будь он неладен, но сам виновник ее горя давно в могиле, а проклятье его живо по сей день. Видать, сильно провинилась бедняга пред шаманом, что сделалась сама живой абаасы: пока не сживет кого-нибудь со свету, не успокаивается. Таким образом, говорят, проклятые продлевают свою опостылевшую, никчемную жизнь и на тот свет уходят только тогда, когда получают прощение у проклявшего или же как-то искупают свою вину. Аксинья «съела» всю родню и принялась за односельчан. Правда, в основном это те, кто в какой-то мере сам виновен в своей судьбе – пьющие, без царя в голове, бесшабашные или те, кто каким-то макаром не угодны самой старухе.

Новость отредактировал Оляна - 1-03-2012, 16:54

Эта удивительная история произошла со мной в юности. Мы с группой девушек, связанных между собой любовью к оккультизму и прочей мистике, организовали поездку в самое загадочное шаманское место планеты, на Алтай.

Путешествие оказалось очень насыщенным, мы посетили немало красивых мест, побывали у подножии горы Белухи, совершили омовение в реке Аккем, но самым ошеломительным приключением стало знакомство с местным шаманом.

В одной из Алтайских деревенек, нам поведали легенду об этих древних проводниках в другие реальности и пообещали, что вечером мы будем приглашены на одно из таинств.

Когда на землю спустились сумерки, небольшая группа людей собралась около костра на полянке, с видом на необыкновенные красоты здешней природы. Мы оживленно болтали, пили чай, делились впечатлениями.

Вдруг появился сам шаман. На нем была странная одежда, какие то перья, меха, кожа животных. Лица его невозможно было рассмотреть под тяжелым головным убором, закрывающим глаза. В руках он держал бубен, на котором красовались причудливые узоры.

Все в один момент притихли и стали за ним наблюдать.

Он подошел к костру и принялся что-то готовить на огне. В котелок отправлялись какие-то коренья, сухая ароматная трава и другие ингредиенты, мало напоминающие земное происхождение. Нас окутал очень приятный, пряный, расслабляющий аромат, затем всем было предложено отведать по глотку этого чудо-отвара.

Ребята один за другим отпивали из глиняной чаши и передавали по кругу.

Когда очередь дошла до меня, я с удовольствием пригубила загадочный напиток. Он оказался терпким, чуть горьковатым на вкус. После первого глотка, я ощутила, как по моему телу пробежала волна жара, но в целом было очень даже приятно.

Шаман застучал в бубен, все расселись поудобней и погрузились в свои мысли. Я закрыла глаза. Когда зазвучал его голос, казалось, что он проникает в каждую клетку моего тела, продолжая вибрировать в ней. И как на американских горках, меня понесло по волнам воспоминаний, которые я даже не могла уловить, чтобы хоть как то анализировать.

Вдруг все остановилось и я очутилась в каком-то пустынном месте, увидела себя сидящей под огромным развесистым дубом, а у моих ног журчал кристально чистый ручей. Местность была не знакомой мне ранее.

Вдруг вдалеке я увидела группу людей, облаченную в белые одежды и направляющихся прямо ко мне. Когда они приблизились, я уже могла их рассмотреть. Все эти люди были примерно одного возраста, похожие между собой. Один из них заговорил со мной.

— «Приветствую тебя, дочь наша, потомок великого рода. Мы рады тебя видеть!» — услышала я звучный голос, низкого тембра.

— «Знай, что в тебе сосредоточена вся наша сила, сила рода. Вспомни эту силу и она начнет проявляться в тебе. Мы стоим за твоей спиной и всегда помогаем тебе. Почитай свой род, разбуди в себе родовую память. Береги и передавай знания своим потомкам!»

Он дотронулся до меня, и я почувствовала такую всеобъемлющую любовь и спокойствие. Такое единение с этими людьми. Почувствовала себя их частью.

Вдруг вдалеке я услышала пение шамана, звук его голоса все нарастал и приближался. И вот меня уже снова закрутило и понесло по волнам.

Я открыла глаза и очутилась на той же полянке, шаман пел свою песнь, люди из моей группы сидели все также погруженные в свои мысли, некоторые плакали. Я подумала, что каждый из них совершил, тоже свое путешествие.

Шаман завершил свой ритуал и сел с нами в круг. Он долго молчал, а через время сказал, что лучшее, что может произойти с человеком на земле, это встреча со своей семьей, со своим родом. И эта церемония, была его подарком нам.

Когда он ушел, мы разбрелись по палаткам и долго не могли уснуть. Между собой этот опыт не обсуждали, да и не зачем, слишком это лично, интимно.

С момента этого путешествия я каждую минуту ощущаю за спиной надежное плечо и силу своих предков.

Мистические способности якутских шаманов ассоциируются с многочисленными внешними «артефактами». Среди прочего есть понятие «ойуун маhа» (шаман-дерево). Однозначно сказать, что это такое, сложно, так как каждый источник выдвигает свой вариант объяснения. Основных версий три: а) это дерево, куда шаман заключает часть своего могущества, чтобы в случае чего восстановить силы от него; б) это дерево, где гнездится родительский зверь шамана (если он является птицей); в) это некий особенный «артефакт», присущий только хищным шаманам. В общем, ясности в вопросе нет. Известно только, что шаман-дерево не является каким-то особенно заметным деревом и чаще всего располагается в дремучем лесу, словно шаманы пытались своё дерево скрыть и сделать неприметным. При этом считается, что шаман-дерево сохраняет мистические свойства даже после смерти самого шамана. Нижеописанная история связана именно с этим понятием.

Дело было в советское время, в 70-е годы. Стояла осень, и одна сельская семья выдвинулась в лес собирать бруснику. Так как окрестные поляны все уже были разработаны жителями их села, то они решили углубиться подальше в лес в надежде найти плодородное место. Приехали по грунтовой дороге на своём «ГАЗике» в глухой лес, вышли из машины и стали разбредаться. Глава семейства, Алексей, как и все, с вёдрами и ковшом-«комбайном» пошёл искать ягоды. Время от времени люди перекрикивались, чтобы не потеряться. Алексей вскоре понял, что место попалось неплодородное, и что нужно ехать дальше. Уже собираясь вернуться к машине, он всё-таки сделал ещё несколько шагов, прошёл буквально десяток метров и едва не вскрикнул от удивления: под ногами земля просто краснела от спелых ягод, причём таких крупных, каких он в жизни не видел. Алексей присел, провёл «комбайном» пару раз по ягодным кустикам, и ковш сразу стал наполовину полон. Крикнув своим, чтобы они поскорее бежали к нему, глава семейства стал увлечённо собирать ягоды.

Ведро наполнилось до краёв буквально через пять минут. Довольный Алексей сел закурить, ещё раз кликнув членов своей семьи. Сидел, курил, радовался удаче и обратил внимание, что на краю плодородного местечка растёт лиственница. Дерево как дерево - большое, старое, ветвистое. Заинтересовало Алексея то, что в дереве было дупло, и оттуда выглядывала голова какой-то птицы. Алексей встал, присмотрелся и понял, что это не живая птица, а игрушка в форме птицы, вырезанная из дерева. Алексей удивился, откуда в лесу взялась такая штука, но особого значения этому не придал. Тут ему захотелось справить нужду, и он, недолго думая, помочился на ту самую лиственницу, так как ягоды портить не хотелось. Покончив с этим делом, Алексей прислушался, не подходят ли уже члены семьи - но нет, было тихо. Он громко позвал жену: «Ма-а-аш!». Жена тут же отозвалась, её голос раздался совсем близко. Понять, что именно она сказала, Алексей не смог и переспросил: «Чего?». Жена что-то опять произнесла из-за ближайших деревьев, но снова очень неразборчиво, да и не видно было её. Алексей позвал сына: «Валера!». Не успел закрыть рот, как прямо над его ухом сын буркнул: «Да здесь я, обернись». Алексей обернулся - никого, только деревянная птица в дупле изменила своё положение и теперь смотрела прямо на него. Вот тут-то Алексей почувствовал, как по спине побежали мурашки. Забыв о ведре и «комбайне», он бросился бежать. Долго блуждал по лесу, едва не заблудился, но наконец услышал крики своих и вышел к ним. Жена, сын и дочь сказали, что они никаких выкриков не слышали - мол, он просто в какой-то момент перестал им отвечать, они уж сами забеспокоились и пошли его искать. Алексей устыдился своей паники и не стал им ничего говорить про чертовщину - лишь сказал, что нашёл плодородное место. Все стали искать то самое «поле чудес», ходили целый час туда-сюда, но ничего и близко похожего не нашли. Расстроились из-за потерянного ведра и ковша, но что поделать - уехали в другое место.

Вскоре после этого Алексей стал страдать от сыпи неясного происхождения. Красная сыпь покрыла всё его тело от макушки до пяток, вызывая мучительный зуд. Алексей ходил по больницам, врачам, знахарям - всё без толку. Зимой к сыпи добавилось истощение - Алексей едва мог встать с постели самостоятельно, потерял десятки килограмм. В конце концов, по совету друзей он вызвал на дом из соседнего села человека, который слыл «разбирающимся». Тот приехал, внимательно осмотрел его и сказал буквально следующее: «Ты где-то нарушил линию - побывал там, где быть не следовало, сделал то, чего делать не стоило». Стал расспрашивать о том, что происходило с Алексеем за последний год. Вот тут-то Алексей и вспомнил о странном случае в лесу. Человек очень заинтересовался этим инцидентом и высказал предположение, что Алексей наткнулся на шаман-дерево и ненароком оскорбил его - может быть, тем, что начал бесцеремонно наживаться добром, выросшим под ним, может быть, тем, что помочился на него - а может быть, дерево попалось само по себе «злое». «В любом случае, - сказал он, - тебе нужно вернуться в то место, найти дерево и извиниться перед ним, поднести дары». Причём Алексею следовало это сделать в одиночку - если он будет искать дерево в компании, то никогда его не найдёт.

И вот в январские морозы больной Алексей сповадился по несколько раз в неделю ездить в зимний лес. Беда была в том, что он не помнил место точно, да и шаман-дерево запросто могло не дать себя отыскать. Но Алексей не бросал попытки до конца зимы - исходил лес возле дороги вдоль и поперёк. А весной он скончался от истощения, так и не найдя то загадочное место. Шаман-дерево не явилось ему во второй раз. Не простило.

От 6-12-2016, 13:07

Я живу в городе Якутске, на севере страны, и эта история произошла летом прошлого года. Живём мы с братом в двухкомнатной квартире построенной в 70-х годах. Владу 24, он работает продавцом-консультантом в местном магазине бытовой техники. Вообще, он молодец, хорошо зарабатывает и этих денег хватает на нас двоих с лихвой. Я же нигде не работаю, сижу дома обычно. Убираю, готовлю и пишу. Брежу славой писателя-мистика и поэтому частенько ищу материалы для своих рассказов в интернете, посещаю места с дурной славой в нашем городе и его окрестностях, иногда знакомые из соцсетей рассказывают о своих встречах с неопознанным. В последнее время частенько задумываюсь о том, что пора заявить о себе и намереваюсь пойти в редакцию. Родители наши жили отдельно с младшими сестрой и братом, которые еще в школу ходили. А теперь перейдём непосредственно к самой истории.

Как в любых городах у нас тоже есть свои легенды и вот недавно мне рассказали про одно место в лесу. От города это место находилось не так далеко, жил там когда-то шаман один. Уж не знаю, что у него произошло, но душа и сердце этого человека стали темнее самой тьмы. Он творил злые дела, всё хотел подчинить народы севера своей воле и сильным был очень. Потом собрались другие шаманы и таки одолели его, убили. Как они это сделали мне неведомо, у шаманов свои секреты. Люди ураhа* шамана того сожгли и обходили стороной после того случая. Поговаривали, что место это охраняют злые духи, а кто осмелиться прийти - будет проклят. Именно туда я собиралась сходить, проверить мифы и заодно найти вдохновение, а если не найду ничего, то просто хорошо провести время с друзьями на природе.

Леса у нас опасные, живности полно всякой. Водятся медведи, а встреча с этим лесным богатырём чревата последствиями. По этой причине я взялась уговаривать своих друзей, брату решила не говорить ничего. Идти никто не хотел, все боялись, но всё же кое-кого уговорила составить мне компанию, с собой мы взяли ножи, ружья, еду, спички, фонарики и палатки. Мы собирались провести в лесу неделю. На следующий день, с утра, встретились в условленном месте и пошли в лес. Погода была жаркая, яркое солнце лениво пробивалось сквозь листву деревьев. Единственным минусом была надоедливая мошкара. Лёгкий ветерок игриво трепал листья деревьев и нежно перебирал мои волосы. Карты у меня с собой не было и место, где обитал тот шаман пришлось искать довольно долго. К счастью, мы знали приблизительное место расположения. Я всё время подкалывала своих друзей и мы весело смеялись. Тогда мне казалось, что все эти байки созданы, чтобы отпугнуть любопытных подростков. Вообще во все эти россказни о шаманах я не шибко верила.

Скептиком я конечно никогда не была и знала, что шаманы действительно существуют и довольно сильны в магии, но многие разговоры о них воспринимала как детские страшилки. Место, где стоял ураhа, не принесло ничего интересного, если это было оно. Чувствовалось незримое присутствие чего-то потустороннего и порой я замечала какие-то "тени". Однако, меня это не пугало: "тени" я видела с детства и с духами уже встречалась в своей жизни. Немного побродив там, мы всей нашей шумной компанией из пяти человек пошли дальше в лес на наше излюбленное место. Шли долго и делали привалы лишь, чтобы перекусить, либо останавливались на ночлег и добрались на "нашу" полянку без приключений. Всё было как всегда, но смущало одно обстоятельство - рядом мы обнаружили захоронение какого-то шамана, которого здесь раньше никогда не было.

Вообще, захоронения бывают разные, всё зависит от самих шаманов. Некоторых закапывают в землю под шаман-деревом, у каждого оно своё. Это может быть любое дерево толще дуба раза в два. Само дерево уже мёртвое, но еще довольно крепкое. Некоторых сжигают и прах развеевают по ветру, некоторых хоронят на дне реки, а некоторых привязывают к деревьям на высоте до 20 метров от земли. В последнем случае всё зависит от того насколько силён был шаман при жизни. Конечно, само тело перед этим кладут в деревянный короб оббитый мехом животных и тогда уже хоронят. Вместе с телом кладут книгу, бубен, посох и украшения. В общем, хоронят во всеоружии. Говорят, что без магии не обходиться даже здесь и на месте захоронения проводят какой-то своебразный ритуал, оно из-за этого словно блуждает, то есть появляется в разных местах. Мы наткнулись на одно из таких захоронений. Естественно в россказни о перемещении последнего пристанища я не верила и решила, что это свежее.

Место, где находилось это захоронение, по какой-то причине было мрачным, яркие цвета сменились блеклыми красками. Вокруг захоронения стоял туман, белый словно молоко, и вокруг была мёртвая тишина. Не слышалось щебета птиц и жужжания насекомых, лишь время от времени, ветер зловеще шелестел листьями в кронах деревьев. Мне даже показалось, что кто-то смотрит на нас и ждёт. Я в буквальном смысле чувствовала этот злобный взгляд на себе и по спине от этого пробегали мурашки, размерами со слона. Теперь подходить ближе совершенно не хотелось, но и выглядеть трусихой перед друзьями я не собиралась. Мне не нужна была слава готессы, которая боится захоронений и духов, несмотря на то, что сама же и затеяла всё это. Да, я испугалась из-за резкого перепада: позади светит солнце и поют птицы, а здесь тишина и мрак. Я никак не могла объяснить это явление, кроме как одним словом - чертовщина. Мои друзья отказались подходить ближе и решили подождать меня неподалёку, а я пошла. Каждый шаг давался с трудом, по вискам стекали капельки холодного пота и липкие щупальца страха всё глубже проникали в моё сознание. Воображение услужливо рисовало различных монстров, которые разрывали всех, кто осмеливался приблизиться к захоронению. Как же мне хотелось в тот момент оказаться дома, далеко от этого места, как хотелось, чтобы это всё было лишь страшным сном...

Наконец я увидела само захоронение: между деревьев на высоте 20 метров от земли висел деревянный короб, оббитый мехом. Он был привязан к ветвям деревьев. Ветви были довольно толстыми и от них легко было дотянуться и до самого короба. Я залезла на дерево и подобралась ближе, чтобы внимательно изучить это захоронение. Не знаю почему, но мне захотелось взять себе что-то на память. Конечно, у нас каждый знает, что этого делать нельзя и пугают местью усопшего. Якобы придут духи, служащие покойному шаману, и поглотят душу того кто осквернил захоронение или что-то оттуда забрал. Мне это всё всегда казалось смешным, ну, что может сделать дух, если я не надругалась над телом, а всего лишь взяла сувенир, уже не нужный мёртвому.

Я открыла короб и посмотрела, что внутри. Первое, что бросалось в глаза - это скелет. Его украшения были надеты на то, что осталось от тела, в руке он сжимал посох, на его груди лежала книга, а в другой руке был бубен. Помню, мелькнула мысль о том, что всё это странно, ведь захоронение явно не первой свежести и ранее его совершенно точно там не было. Меня чуть не стошнило и желание побыстрее уйти оттуда стало еще сильнее, но мне уж больно захотелось взять что-то. Я остановила свой выбор непосредственно на книге. Обложка её была деревянной, оббитой кожей, страницы сделаны из бересты, а на них написаны тексты на староякутском языке. Вообще тексты в таких книгах написаны от руки, естественно, никаких чернил никто не использует. Обычно их вырезают или пишут золой, в этой книге текст был написан кровью.

Я, преодолевая омерзение и тошноту, взяла книгу, спрятала "трофей" в рюкзак и тут же поднялся сильный ветер, злобно расшатывавший кроны деревьев, и я поспешила слезть с дерева. Уже оказавшись на земле, краем глаза заметила чёрные силуэты. Их было всего трое. Я чётко ощущала на себе их пристальный и недобрый взгляд. Вот тут мне стало совсем не по себе, еще и атмосфера вокруг напрягала. Эти силуэты были темнее тьмы и от них чувствовалась злоба. Казалось, они сейчас набросятся на меня и разорвут... Тут мои нервы не выдержали, я истошно заорала и бросилась бежать. Не помню как преодолела всё расстояние от захоронения до условленной поляны, мне уже было плевать кто и что подумает. Я поддалась паническому ужасу и мысленно молила Айыы*, защитить меня. Друзья и не думали смеяться, они лишь успокоили и попросили рассказать, что меня так сильно испугало. Я поведала им всё, кроме того, как взяла книгу. Естественно, мы ушли подальше от того жуткого места и разбили лагерь на другой поляне, где чудесно провели несколько дней.

По возвращении домой я надёжно спрятала книгу у себя в комнате, но пока не читала, лень было разбирать тексты. С того дня меня начали мучать кошмары по ночам, от чего я стала плохо спать. Эти силуэты словно преследовали меня и мерещились повсюду. Я могла увидеть их в толпе людей на улицах города, в отражении зеркала или в магазине. Дома слышались странные звуки по ночам. Я списывала это на богатое воображение и на то, что еще нахожусь под впечатлением от того похода. Потом эти призраки, вроде перестали преследовать меня, но поведение брата стало меняться. И с моими родными творилось что-то странное. Сначала младшая сестра стала увядать на глазах. Мама водила её к врачу, но девочка была абсолютно здорова. За два месяца она сильно похудела, кожа приобрела восковой оттенок, взгляд стал мутным и вскоре она умерла. Спустя какое-то время, то же самое начало происходить и с младшим братом. Не успели мы оклематься от смерти моей сестры, как умер и он, затем мать и отец. Всех их словно что-то сжирало изнутри, но врачи лишь разводили руками. Причина каждый раз была одна и та же - истощение. Между смертями перерыв был два-три месяца.

Теперь я перестала общаться с друзьями, замкнулась в себе. Из моих родных остался лишь Влад, но это был словно не он. Какой-то чужой стал и злой, казалось всех ненавидит. Я списывала его поведение на стресс от потери самых дорогих нам людей, ведь сама очень горевала из-за этого. Брат будто не замечал изменений в своём поведении и день ото дня всё больше грубил мне, всё злее становился. Я начала плохо себя чувствовать, хоть и была абсолютно здорова. Это проявилось не сразу, а спустя месяц после смерти папы. У меня слабость какая-то появилась, аппетит пропал, как будто кто-то вытягивал из меня всё жизненные силы. Из весёлой и жизнерадостной девчонки я постепенно превращалась в печальную старуху. Сначала мне казалось, что это от недосыпа и переживаний, на нервной почве, но с каждым днём мне становилось всё хуже и хуже, чувствовалось приближение смерти. Это всё пугало, ведь я хотела жить и безумно любила жизнь. Пришло понимание того, что виной всему мой поступок. Я бросила писать и часто плакала, когда была дома одна. Если бы я не взяла ту книгу, все мои родные были бы живы и брат не стал бы таким жестоким. Если бы...

Я долго искала выход из сложившейся ситуации, а времени у меня оставалось всё меньше и меньше. Вот тогда я пошла в лес, к шаману, которого в нашей семье хорошо знали, поэтому найти его ураhа оказалось не так сложно. Это был моложавый мужчина лет 60 с хвостиком, его взгляд был добрым и внимательным. Звали его Аан Уххан Тойон. У его глаз залегли морщинки, указывавшие на то, что в молодости он был очень весёлым человеком, да и сейчас мужчина часто улыбался. Я рассказала Аан Уххан Тойону всё, что произошло в последнее время и о походе в лес не забыла. Рассказала как нашла захоронение, взяла книгу на память, которую принесла с собой и показала ему. Именно с ней я связывала всё происходящее в последнее время. Шаман внимательно слушал меня и хмурился, но ни разу не перебил. Он сказал найти захоронение и вернуть книгу, но перед этим прочитал нараспев алгыс*, сжигая какие-то травы. В воздухе витал сладковатый запах дыма и голос Аан Уххан Тойона успокаивал. Казалось, что всё будет хорошо, всё наладится. Затем он помазал мне лоб золой от сожженных трав и я отправилась домой собираться и обзванивать друзей.

К счастью, среди них оказались те кто имели свободное время и отправились со мной. На следующий день мы отправились в путь, а спустя два дня пришли на то место, где я нашла захоронение, но его там не было. Меня охватило отчаяние, слёзы наворачивались на глаза, тем более я уже едва ходила. Так хотелось плюнуть на всё и лечь на землю, просто опускались руки. Друзья поддерживали меня как могли и не позволили сдаться. Не буду описывать сколько мы скитались по лесу и как искали это захоронение, но книгу я всё же вернула и, сама не знаю зачем, попросила прощения у покойного. Затем мы вернулись в город и я постепенно пошла на поправку. Аан Уххан Тойон еще долго работал с Владом, в которого, по его словам, вселился дух покойного с целью вновь обрести тело. Уж не знаю, каким образом шаман изгонял тот дух из тела моего брата, но спустя какое-то время он снова стал собой. Я рассказала Владу о книге и он был очень зол на меня за это, ведь по моей вине умерли все дорогие нам люди, но всё же меня простил. Теперь я верю во всё, что говорят и больше не считаю это суевериями или страшилками, потому что сама столкнулась с этим. Вы можете мне не верить, но не повторяйте мою ошибку, прошу вас.

ураhа [ураса] - сооружение на подобие палатки, сшитое из шкур животных, в котором обитают шаманы.
Айыы - всевышние, добрые духи обитающие в верхнем мире.
алгыс - благословение.

Еще лет 15 назад о посвящении в шаманы говорить было неудобно даже родственникам. Ведь оно делалось больше для того, чтобы человека перестала преследовать «шаманская болезнь». А сейчас настоящий бум на этих служителей культа. Кто из них настоящий, кто псевдо, уже трудно разобрать.

Псевдошаман

И вправду, как верить тому, кто в жизни нигде толком не трудился, и вдруг, став шаманом, отгрохал себе хоромы, которым позавидовал бы бизнесмен средней руки. Или однокласснику, который никогда не верил ни в бога, ни в черта, но объявил себя великим шаманом и потребовал от друзей детства всяческого уважения к себе.

Своего однокашника Баира мы называем псевдошаманом. В деревне все знают, что до седьмого колена у них в роду не было таких людей. Сначала он много пил, потом оказался у шаманов помощником в роли «унеси - поднеси». Наверное, насмотрелся, как они зарабатывают деньги, и решил стать одним из них. Родители Баира забили скотину, чтобы купить ему специальную одежду, оплатить его так называемым учителям за то, чтобы они провели обряд посвящения. Мы спрашивали у друга, почему стал шаманом. А он в ответ: «Духи просят закурить». С этим ли связано, не знаю, но посетители приносят ему, кроме молока и сладостей, дорогие сигареты. Сам он почти не курит, поэтому часто эти сигареты отдает нам, - рассказал житель одного из районов республики Алексей.

По его словам, односельчане не обращаются к Баиру, не верят в его дар. Но все же у него есть своя клиентура - приезжают из других сел.

По рассказу Алексея, его одноклассник не болел «шаманской болезнью».

Клиенты психиатров

Многие считают, что настоящий шаман обязательно проходит через «шаманскую болезнь».

Она проявляется по-разному. Вроде нормальный человек, а как будто потерял ориентир в жизни. Расстался с семьей, запил, дрался, получал травмы. Иногда начинал городить всякую ерунду, - говорит психиатр Александра Дроздова. - Со стороны кажется, что у него «крыша поехала». Психиатры долгое время считали шаманов сумасшедшими, потому как состояние, условно именуемое «шаманской болезнью», по внешней симптоматике напоминает многие нездоровые изменения психики. Особенно в советские годы многие из них стали клиентами психиатрических больниц. Сейчас хороший шаман может сразу распознать у человека признаки «шаманской болезни» и наставить его на путь истинный.

«Ко мне вернулись силы»

Оказывается, трудности в шаманском становлении испытывали многие кандидаты в служители культа.

Недавно на своей странице в Facebook в прошлом известный в Бурятии общественник Булат Шагжин, пару лет обосновавшийся в Америке, написал, что начинает вести прием в качестве шамана. Он рассказал, что для него это был тяжелый выбор, к которому шел долгие годы. Оказалось, что все у него началось в детстве.

Угадывал, что скажут люди по радио в прямом эфире, дядя таскал меня на лотереи, чтобы выигрывал, видел духов… Были постоянные головные боли и хронические болезни. При этом учился на «отлично». Шаманы и шаманки говорили, что стану большим ламой или шаманом. В итоге я стал программистом, потом методологом компании 1С в Москве, - откровенно рассказал он друзьям.

Булат поведал, что в Москве успешно занимался бизнесом, но в 27 лет переехал в Бурятию и заболел.

Кружилась голова. Я не мог ходить, спать, было очень плохо. Закрываешь глаза и будто улетаешь. Так было две недели. Ездили на диагностику. Смотрели мозг, нервы. Врачи сказали, что здоров, - так описывает свое состояние Булат.

Все у него прошло, когда с ним провели обряд принятия в ученики шамана и, по сути, в шаманы.

А потом Булат отказался от своего дара, потому что, по его словам, ему тяжело было говорить человеку то, что не хотелось ему самому. И за это духи его ругали. А один сильный шаман предупредил его, что закрывает на время, только до 36 - 37 лет.

Сегодня я рад, что силы вернулись ко мне. Может, потому что пришло время. Может, потому что понял, что тяжело жить без ориентира, - откровенно признался он.

Булат уже открыл юрту, и, как он выразился, «упражняется» на знакомых.

«Лезут эти черти»

«Шаманскую болезнь» нельзя игнорировать, считает Елена, дочь шамана.

Многие не хотят становиться шаманами, потому что это тяжело для психики - постоянно слышать постороннее, видеть каких-то духов. Но отказ может отразиться на близких людях. У них могут закрыться дороги, что-то не получаться, - говорит она.

Сама же Елена окончила вуз, родила сына, работала. Но в одно время стала видеть потусторонний мир.

Было очень страшно. Особенно когда ночью встаёшь в туалет, а к тебе лезут эти черти. Однажды мы приехали домой. Я вышла из машины открыть ворота. Было тепло и спокойно. Муж только собрался загонять машину, и одна сторона ворот закрылась. Это маленький чертенок закрыл. Начала материться, чтобы он убежал, и ворота открылись сами. Муж был в шоке, - поведала Елена.

Вера в предков

Ульяна Раднаева - автор трех книг об основах шаманизма и двух шаманских календарей. Только в «ВКонтакте» у нее более 10 тысяч подписчиков. Многие из них испытывают легкий шок, узнав, что Ульяна еще общественник и политик. Ведь она возглавляет молодежное крыло «Единой России» в Иволгинском районе, а в июне участвовала в праймериз по выбору кандидатов от партии власти в кандидаты в депутаты республиканского парламента.

Если разобрать всё на составляющие, то для меня основная моя деятельность - это психология (являюсь магистром психологии). Конечно, здесь работа идет рядом с религиозно-духовной составляющей - шаманизмом. Они связаны. А есть еще одна составляющая - общественно-политическая деятельность, к которой пришла через пропаганду бурятского языка, традиций и культуры своего народа. Так что никаких противоречий нет, напротив, одно другое дополняет. У меня нет учеников, есть последователи и читатели. Шаманизм для меня - это вера предков, - объясняет Ульяна.

По ее словам, к шаманизму она пришла, как и большинство шаманов, через «шаманскую болезнь», которой страдала с детства.

Бизнес на просьбах

Однако многие считают так: что ни семья, то свой шаман. Но больше людей возмущает то, что на людских бедах некоторые шаманы делают деньги. Да и само посвящение в шаманы стоит немалых расходов, начиная с приобретения атрибутов - бубна, ножа, чёток. Но кто-то идет на все и даже проходит несколько посвящений.

По мнению Булата Шагжина, все, что сейчас творится с появлением множества шаманов, не больше как бизнес.

Эффект есть от обрядов, но не в том, что они стали шаманами. Еще сказано, что когда небожителям подносятся шкура, кости, голова барана, а сами едят мясо, пьют водку, дают шаману 30 - 80 тысяч, это называется ставить бога ниже шамана. Все это бизнес. В бизнесе нет ничего плохого, но многие вещи делать нельзя, если это касается духовного, - высказался новоявленный шаман Булат.

Бум на шаманов

Шаманский дар, как утверждают сами служители культа, передается по наследству. Только в обществе почему-то все больше вопросов к тем, кто называет себя шаманом. И все из-за того, что их стало очень уж много, а услуги стоят дорого.

Тем, кто часто обращается к ним, советуют: уж если вы решили идти на прием к шаману, то узнайте сначала что-то о нем, о последствиях его деятельности. А заодно и о степени его грамотности.