Архиепископ саратовский и вольский пимен хмелевской. Архимандрит Пимен (Хмелевский). Служение на Святой Земле

Архиепископ Саратовский и Вольский .

Семья

  • Отец - Евгений Михайлович Хмелевский, окончил юридический факультет Московского университета, работал юрисконсультом сначала в Москве , а с - в Смоленском отделении госбанка.
  • Мать - Мария Евгеньевна Львова, происходила из старинного дворянского рода.

Родители были глубоко верующими и интеллигентными людьми. Дмитрий был единственным ребёнком в семье. Впоследствии владыка вспоминал:

В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи ещё ребёнком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство - защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно.

Окончил среднюю школу в Смоленске. Во время Великой Отечественной войны от болезни и голода умерли его родители, сам Дмитрий уехал в Белоруссию , где в поступил в Жировицкий монастырь, был секретарём канцелярии, кладовщиком, ризничим.

Образование

Окончил Минскую духовную семинарию (), Московскую духовную академию () со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием»).

Монах и преподаватель

В 1943 года пострижен в монашество. С 1949 года - иеромонах. В -1953 года - благочинный академического и семинарского духовенства. С 1953 - профессорский стипендиат Московской духовной академии (стипендиатский отчёт «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова »), преподаватель катехизиса, исполнял обязанности священника домовой церкви в резиденции Патриарха Алексия I в Москве.

27 марта 1956 года возведён в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом .

В последние годы жизни много сделал для возвращения церкви храмов - за два года были открыты 70 церквей. В связи с большим количеством приходов епархия была разделена на две, причём в юрисдикции владыки Пимена остались приходы, находившиеся на территории Саратовской области. С 1990 года в связи с этим стал именоваться архиепископом Саратовским и Вольским.

При его непосредственном участии была открыта Саратовская православная духовная семинария (на праздничном акте по случаю открытия 28 августа 1992 года подарил ей более двухсот книг из своей личной библиотеки), церкви возвращён Свято-Алексеевский скит 2005 в открытии Дней памяти принимал участие М. Л. Ростропович. В рамках Дней памяти Саратовская епархия и Саратовский государственный университет организуют Пименовские чтения, задача которых - «осмысление исторического опыта Русской Православной Церкви, роли Православия в деле духовного возрождения Отечества, определение путей реального соработничества церковной и светской науки в области культурного и нравственного просвещения современного российского общества».

Родители были глубоко верующими и интеллигентными людьми. Дмитрий был единственным ребёнком в семье. Впоследствии владыка вспоминал:

В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи ещё ребёнком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство - защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно.

Окончил среднюю школу в Смоленске. Во время Великой Отечественной войны от болезни и голода умерли его родители, сам Дмитрий уехал в Белоруссию , где в поступил в Жировицкий монастырь, был секретарём канцелярии, кладовщиком, ризничим.

Образование

Окончил Минскую духовную семинарию (), Московскую духовную академию () со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием»).

Монах и преподаватель

В 1943 года пострижен в монашество. С 1949 года - иеромонах. В -1953 года - благочинный академического и семинарского духовенства. С 1953 - профессорский стипендиат Московской духовной академии (стипендиатский отчёт «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова »), преподаватель катехизиса, исполнял обязанности священника домовой церкви в резиденции Патриарха Алексия I в Москве.

27 марта 1956 года возведён в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом .

С 1957 года - помощник наместника, наместник Троице-Сергиевой лавры . Одновременно преподавал в Московской духовной академии: в 1957- - пастырское богословие, в - - логику. С 1958 года - доцент.

Уделял много внимания удел производившимся в лавре ремонтно-реставрационным работам. В эти годы он близко знакомится со многими деятелями культуры, такими как художники Р. Кент , А. Н. Бенуа , композитор Б. Бриттен , виолончелист М. Ростропович , певица Г. Вишневская , писатель К. Чуковский и многие другие. Некоторые из них на долгие годы стали его друзьями.

Будучи наместником лавры порой оказывал сопротивление советским властям. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви в Московской области А. А. Трушин в 1961 году говорил о нем следующее : «В отношении экскурсий. Здесь надо исправлять и наместника. Хотя он и говорит, что мы делаем все, как вы говорите, что, мол, мы принимаем только те делегации, которые интересуются делами церкви, но на самом деле это все не так. В отличие от предыдущих наместников, этот самый хитрый. Он совсем обнаглел и распоясался. Видимо, мы вскоре его уберем и поставим другого, более деликатного, который бы считался с советскими законами».

13 мая 1963 года , «в ознаменование 50-летия служения Патриарха [ Алексия I ] в епископском сане и в память совместного церковного служения», награждён церковным орденом святого князя Владимира I степени.

Архиерей

С 10 января 1965 года - епископ Саратовский и Волгоградский. В первые два года пребывания на кафедре провёл большие реставрационные работы в Свято-Троицком кафедральном соборе в Саратове. Добился возвращения церкви пяти приходов в Волгоградской области, закрытых в хрущёвское время. Сначала он пытался решить вопрос в местных органах, но после отказов добился согласия Москвы на возврат храмов. Сам владыка так описывал открытие прихода в Нижней Добринке: «Верующие пришли к секретарю райисполкома просить об открытии храма, тот показал им свою палку-трость и сказал: „Видите: как на этой палке никогда не будут зеленеть листья, так никогда вам не видать этого храма“. И вдруг - распоряжение из Москвы: „церковь открыть“». В феврале - июле 1968 года временно управлял Астраханской епархией, за столь короткий срок посетил её трижды.

Много проповедовал, в том числе на исторические темы. Будучи на Саратовской кафедре, продолжил общение с представителями творческой интеллигенции, приобщал их к Церкви. 2 мая 1970 года в своей домовой церкви обвенчал М. Ростроповича и Г. Вишневскую, позднее крестил актрису И. Муравьёву . Любил и хорошо знал симфоническую и оперную классику. У него была огромная фонотека, состоящая из 3600 пластинок, в том числе с авторскими автографами. В 1990 году архиепископ Пимен был почётным членом жюри Международного конкурса им. Чайковского.

С 1977 года - архиепископ. В последние годы жизни много сделал для возвращения церкви храмов - за два года были открыты 70 церквей. В связи с большим количеством приходов епархия была разделена на две, причём в юрисдикции владыки Пимена остались приходы, находившиеся на территории Саратовской области. С 1990 года в связи с этим стал именоваться архиепископом Саратовским и Вольским.

При его непосредственном участии была открыта Самарская духовная семинария (на праздничном акте по случаю открытия подарил ей более двухсот книг из своей личной библиотеки), церкви возвращён Свято-Алексеевский скит женского монастыря в Саратове, стал выходить журнал «Саратовские епархиальные ведомости».

Был членом Общественного комитета спасения Волги , лично обращался к бывшему Председателю Верховного Совета СССР А. И. Лукьянову и написал ему письмо, где изложил ряд конкретных мероприятий для улучшения экологии бассейна Волги.

Дни памяти архиепископа Пимена

В Саратове, начиная с декабря (10-й годовщины кончины владыки Пимена), регулярно проходят Дни памяти архиепископа Пимена. В в открытии Дней памяти принимал участие М. Л. Ростропович. В рамках Дней памяти Саратовская епархия и Саратовский государственный университет организуют Пименовские чтения, задача которых - «осмысление исторического опыта Русской Православной Церкви, роли Православия в деле духовного возрождения Отечества, определение путей реального соработничества церковной и светской науки в области культурного и нравственного просвещения современного российского общества».

Напишите отзыв о статье "Пимен (Хмелевский)"

Ссылки

  • www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_5736

Примечания

Отрывок, характеризующий Пимен (Хмелевский)

– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
до 31 января 1991 года - Саратовский и Волгоградский Рождение 26 сентября (1923-09-26 )
  • Смоленск , РСФСР , СССР

Биография

Ранние годы

Родился в 1923 году в Смоленске. Отец - Евгений Михайлович Хмелевский, окончил юридический факультет Московского университета, работал юрисконсультом сначала в Москве , а с - в Смоленском отделении госбанка. Мать - Мария Евгеньевна Львова, происходила из старинного дворянского рода.

Родители были глубоко верующими и интеллигентными людьми. Дмитрий был единственным ребёнком в семье. Впоследствии владыка вспоминал: «В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи ещё ребёнком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство - защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно» .

Окончил среднюю школу в Смоленске. Там же его застало начало Великой Отечественной войны и оккупация Смоленска.

Начало церковного служения

От болезни и голода умерли его родители, сам Дмитрий уехал в Белоруссию . 5 октября 1943 года указом митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского) и с благословения своего духовника протоиерея Иоанна Голуба направлен на послушание в Жировицкий мужской монастырь .

16 февраля 1944 году был пострижен в монашество с именем Пимен наместником монастыря игуменом Боголепом (Анцухом) . В монастыре исполнял обязанности ризничего, келаря и секретаря канцелярии.

27 октября 1944 года архиепископом Минским и Белорусским Василием (Ратмировым) рукоположен в сан иеродиакона .

С июня 1946 года, согласно определению архиепископа Василия, посещал в качестве вольнослушателя пастырско-богословские курсы при монастыре, преобразованные затем в Минскую духовную семинарию , постоянным слушателем которых был зачислен в марте 1947 года.

К 1947 году он меняет и свое гражданское имя на иноческое, в паспорте значилось - Пимен Евгеньевич Хмелевской.

20 мая 1949 года архиепископом Минским и Белорусским Питиримом (Свиридовым) за в Свято-Успенском храме Жировицкой обители возведён в сан иеромонаха и в тот же день награждён набедренником .

В 1949 году окончил Минскую Духовную семинарию, имея в аттестате всего три «четвёрки». После семинарии направлен в Московскую духовную академию . В -1953 года - благочинный академического и семинарского духовенства.

Весной 1953 года окончил МДА со степенью кандидата богословия , с правом на магистра без новых устных испытаний, заняв второе место в разрядном списке. Кандидатское сочинение на тему «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с вопросом о его нравственном совершенстве» аттестовано баллом «пять».

С 1953 - профессорский стипендиат Московской духовной академии (стипендиатский отчёт «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова »), преподаватель катехизиса, исполнял обязанности священника домовой церкви в резиденции Патриарха Алексия I в Москве.

Служение на Святой Земле

3 мая 1955 года решением Священного Синода командирован в Израиль для работы в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в должности члена Миссии. 20 февраля 1956 года решением Священного Синода назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме .

27 марта 1956 года Архиепископом Тивериадским Венедиктом (Пападопулосом) в храме Миссии во имя святой мученицы царицы Александры в Иерусалиме возведён в сан архимандрита с возложением на него креста с украшениями и митры и вручением жезла, согласно положению о Начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Служение архимандрита Пимена в Иерусалиме проходило в тяжелых экономических условиях на фоне многочисленных политических конфликтов, арабо-израильских столкновений и связанных с ними попытках самовольного захвата зданий и земли Миссии.

Служа на Святой Земле, вёл дневник, в котором фиксировал то, что волновало его в дни пребывания на Святой Земле. Кроме того, много фотографировал при помощи приобретённого им фотоаппарата «Rolleicord » .

Наместник Троице-Сергиевой Лавры

Одновременно преподавал в Московской духовной академии: в 1957- - пастырское богословие, в - - логику. С 1958 года - доцент.

Уделял много внимания удел производившимся в лавре ремонтно-реставрационным работам. В эти годы он близко знакомится со многими деятелями культуры, такими как художники Р. Кент , А. Н. Бенуа , композитор Б. Бриттен, виолончелист М. Ростропович , певица Г. Вишневская , писатель К. Чуковский и многие другие. Некоторые из них на долгие годы стали его друзьями.

По воспоминаниям митрополита Варнавы (Кедрова) , бывшего в те годы насельником Троице-Сергиевой лавры : «Времена, когда он стал наместником, были очень тяжелые, хрущевские. <…> Он образование имел и знания необходимые, все законы знал, всем отпор давал, мудрый был. Хотели закрыть Лавру, но он всегда выходил из положения. Например, воду отключили. <…> Или - обложили монахов налогом. За келью, за свет, за тепло, за питание. Тоже отстоял, хотя в Москву постоянно ездить приходилось. Старались выписать монахов из Лавры, под всякими предлогами. Но ни один монах не пострадал при нём, так он всех защищал. Аскет был, ничего у себя не имел, не как наместники бывают… Кушать приходил всегда в трапезу, дома ничего не готовил. В простой рясе, как все монахи, ходил, греческой не имел. Митра одна была - в ней и служил все время. Облачение как у всех, простенькое. Когда уезжать пора пришла, вообще ничего не взял с собой, с чем пришёл в Лавру, с тем из нее и ушёл. Он один из наместников такой нестяжательный был, для себя - ничего. Строгий был, требовал порядка, те, кто распущено жили, не любили его. Служил все праздничные, большие службы. Не любил, правда, чтобы много духовенства с ним служило. Две пары, больше не допускал» .

Будучи наместником лавры порой оказывал сопротивление советским властям. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви в Московской области А. А. Трушин в 1961 году говорил о нем следующее: «В отношении экскурсий. Здесь надо исправлять и наместника. Хотя он и говорит, что мы делаем все, как вы говорите, что, мол, мы принимаем только те делегации, которые интересуются делами церкви, но на самом деле это все не так. В отличие от предыдущих наместников, этот самый хитрый. Он совсем обнаглел и распоясался. Видимо, мы вскоре его уберем и поставим другого, более деликатного, который бы считался с советскими законами» .

На Саратовской кафедре

22 декабря 1964 года решением Священного Синода по совершении наречения и хиротонии, архимандриту Пимену определено быть епископом Саратовским и Волгоградским.

10 января 1965 года в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Саратовского и Волгоградского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Алексий I , митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и епископ Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) .

29 января 1965 года прибыл в Саратов . В первые два года пребывания на кафедре провёл большие реставрационные работы в Свято-Троицком кафедральном соборе в Саратове. Настоял на возвращении церкви пяти приходов в Волгоградской области, закрытых в хрущёвское время. Сначала он пытался решить вопрос в местных органах, но после отказов добился согласия Москвы на возврат храмов. Сам владыка так описывал возобновление богослужений в церкви Рождества Христова в Нижней Добринке : «Верующие пришли к секретарю райисполкома просить об открытии храма, тот показал им свою палку-трость и сказал: „Видите: как на этой палке никогда не будут зеленеть листья, так никогда вам не видать этого храма“. И вдруг - распоряжение из Москвы: „церковь открыть“».

С 27 февраля по 30 июля 1968 года епископ Пимен временно управлял Астраханской епархией. За столь короткий срок посетил её трижды.

Много проповедовал, в том числе на исторические темы. Будучи на Саратовской кафедре, продолжил общение с представителями творческой интеллигенции, приобщал их к Церкви. 2 мая 1970 года в своей домовой церкви обвенчал М. Ростроповича и Г. Вишневскую, позднее крестил актрису И. Муравьёву . Любил и хорошо знал симфоническую и оперную классику. У него была огромная фонотека, состоящая из 3600 пластинок, в том числе с авторскими автографами. В 1990 году архиепископ Пимен был почётным членом жюри Международного конкурса им. Чайковского.

9 октября 1977 года владыка Пимен был возведен в сан архиепископа . К 1000-летию Крещения Руси добился разрешения на строительство в камне трёх храмов в Волгоградской области - в гг. Михайловка и Фролово и в с. Средняя Ахтуба, вместо обветшавших и тесных молитвенных домов постройки середины 1940-х годов [ ] .

Был членом Общественного комитета спасения Волги , лично обращался к бывшему Председателю Верховного Совета СССР А. И. Лукьянову и написал ему письмо, где изложил ряд конкретных мероприятий для улучшения экологии бассейна Волги.

В последние годы жизни много сделал для возвращения церкви храмов - за два года были открыты 70 церквей. В связи с большим количеством приходов, Волгоградская область 31 января 1991 года отошла к возрождённой Волгоградской епархии , а в управлении архиепископа Пимена остались приходы, находившиеся на территории Саратовской области, в связи с чем стал именоваться архиепископом «Саратовским и Вольским».

При его непосредственном участии в 1991 году была открыта Саратовская духовная семинария (на праздничном акте по случаю открытия 28 августа 1992 года подарил ей более двухсот книг из своей личной библиотеки), церкви возвращён Свято-Алексеевский скит женского монастыря в Саратове. В 1001 году стал выходить журнал «Саратовские епархиальные ведомости». В 1992 г была отстроена и освящена часовня Блаженной Ксении в Саратовской исправительно-трудовой колонии №33. В том же году был возвращен Алексиевский женский монастырь. В декабре 1992 года стала выходить газета «Православная Вера» . Стало возможным чтение лекций о Православии на радио и по телевидению. 21-22 июня 1993 года в Саратовской епархии побывал с официальным визитом Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Тем не менее, архиепископ Пимен в последние годы жизни тяжело болел, помощников у него было мало, а сил эффективно управлять епархией почти не осталось .

Скончался 10 декабря 1993 года. Похоронен в ограде Свято-Троицкого кафедрального собора в Саратове.

Дни памяти архиепископа Пимена

В Саратове, начиная с декабря (10-й годовщины кончины владыки Пимена), регулярно проходят Дни памяти архиепископа Пимена. В в открытии Дней памяти принимал участие М. Л. Ростропович. В рамках Дней памяти Саратовская епархия и Саратовский государственный университет организуют Пименовские чтения, задача которых - «осмысление исторического опыта Русской Православной Церкви, роли Православия в деле духовного возрождения Отечества, определение путей реального соработничества церковной и светской науки в области культурного и нравственного просвещения современного российского общества».

Публикации

Статьи и проповеди

  • Летопись церковной жизни: письма из Палестины (праздник в Яффе) // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. № 7. стр. 26-27.
  • По святым местам Палестины // Журнал Московской Патриархии. М., 1957. № 3. стр. 17-26.
  • На торжествах интронизации Патриарха Иерусалимской Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1957. № 4. стр. 73-74.
  • Благотворное влияние Лавры Преподобного Сергия на формирование пастырского самосознания у питомцев духовных школ // Журнал Московской Патриархии. М., 1958. № 4. стр. 53-60
  • Англиканские монахи - гости Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1958. № 7. стр. 30-36
  • Иноческий постриг // Журнал Московской Патриархии. М., 1959. № 5. стр. 22-25.
  • Кафедральный собор в Смоленске и икона Божией Матери «Одигитрия» // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. № 9. стр. 23-27.
  • Выступление на первом заседании 2-й рабочей группы [Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами] 2 июля 1969 года // Журнал Московской Патриархии. М., 1969. № 10. стр. 36-37
  • Воскресение из мертвых (слово на Пасхальной неделе) // Журнал Московской Патриархии. М., 1978. № 4. стр. 34-37.
  • «Неуслышанные молитвы» // Журнал Московской Патриархии. М., 1978. № 6. стр. 37-38.
  • Ходатаица о мире // Журнал Московской Патриархии. М., 1978. № 8. стр. 56-58.
  • Слово злое и слово доброе // Журнал Московской Патриархии. М., 1980. № 10. стр. 27-29.
  • О трезвости // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 3. стр. 37-38.
  • Из истории Смоленской епархии // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 10. стр. 6-9.
  • Памяти военных лет // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 7. стр. 42-46.
  • Тишина мирного духа // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 1. стр. 38-39.
  • Снисходительность // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 3. стр. 40-41.
  • Здоровье // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 6. стр. 36-37.
  • Красота природы // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 10. стр. 37-38.
  • Всегда с Богом // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 8. стр. 49.
  • Время // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 6. стр. 7.
  • Дела Божии // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 4. стр. 51.
книги
  • Всегда с Богом. под. ред. В. А. Динеса; сост. А. А. Яковлев. - Саратов: Летопись, 2000. - 224 с.
  • Дневники. Русская духовная миссия в Иерусалиме: 1955-1957. Саратовская епархия. 2008. 978-5-98599-058-4
  • Дневники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 1957-1964. 2011. ISBN 978-5-98599-116-1

Литература

  • Никодим (Ротов), иеромонах. Летопись церковной жизни: письма из Палестины (назначение нового начальника Миссии; встреча новой игумении) // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. № 7. стр. 25-26.
  • Наречение и хиротония архимандрита Пимена (Хмелевского) во епископа Саратовского и Волгоградского // Журнал Московской Патриархии. М., 1965. № 2. стр. 15-17.
  • Епархиальная жизнь в текущем году [Саратовская епархия] // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. № 10. стр. 11-12.
  • Дедюхин Б. В. Сердца сокрушенные: Беседы, интервью, очерки о русском православии. Саратов, 1990. С. 82-83.
  • Новокрещенных Лазарь, протодиакон. Саратовская епархия [поездка в г. Ковентри (Англия) - побратим Волгограда] // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 5. стр. 37
  • Владышевская Л. Памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. № 4. стр. 139-144.
  • Голубцов С., протодиак. Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен [Хмелевский] в бытность наместником Троице-Сергиевой лавры // Путь Православия. М., 1996/1997. № 5. стр. 178-185.
  • Дни памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. № 3 (ЖМП). стр. 45-46.

10 декабря — день памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского). Имя его — совсем не чужое для жителей Волгоградской области. Дело в том, что до 1991 года она входила в состав обширной Саратовской и Волгоградской епархии, которой и управлял владыка Пимен. Только в 1991 году, в связи с увеличением приходов, была определена самостоятельная Волгоградская епархия, которую возглавил архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман, ныне — митрополит.

Архиепископ Пимен родился в 1923 году в Смоленске, стал насельником Жировицкого монастыря в 20 лет. В 1944 году принял монашество. Он учился в Минской духовной семинарии, а затем в Московской Духовной Академии, преподавал в МДАиС. В 1955 году Патриарх Алексий I (Симанский) направил его в Иерусалим. Там владыка Пимен, тогда еще — архимандрит, возглавил Русскую Духовную миссию.

О времени пребывания на Святой Земле рассказывают дневники владыки Пимена, которые он вел много лет. Несколько лет назад началась их публикация в издательстве Саратовской митрополии — как раз с записей иерусалимского периода. Архипастырь предстает в них очень жизнерадостным, светлым и теплым человеком, которого интересует все новое, который радуется всем Божиим проявлением этого мира. В первом томе дневников были опубликованы и редчайшие фотографии Святой Земли 1955-57 годов — в том числе авторства самого владыки Пимена. Он очень любил фотографировать.

В ноябре 1957 года архимандрит Пимен вернулся в Москву — он был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Периоду наместничества в самом известном монастыре России посвящен второй том дневников владыки, вышедший в 2011 году.

Третий том изданных недавно дневников полностью посвящен жизни и служению в Саратовской епархии, куда архиепископ Пимен был направлен в 1965 году. Здесь служение его продолжалось 29 лет, до самой кончины в 1993 году. Все это время было многотрудным, но плодотворным. Как сказано в одной из статей об архиепископе Пимене, владыка был открытым и радостным человеком, поэтому он со многими встречался, контактировал со всеми, кто приходил к нему. За время его служения было увеличено количество приходов, хотя в советское время это был нонсенс. Он защищал своих собратьев по служению, разрешал множество вопросов. Владыка и сам часто бывал мишенью атеистической борьбы, но с терпением и смирением переживал это, время от времени фиксируя происходящее в своем дневнике.

До сих пор в епархии сохраняется самая добрая память о нем. Умнейший, образованнейший человек, большой знаток искусства — классической музыки, живописи, литературы, он дружил и общался с совершенно разными людьми. В числе его собеседников и адресатов были Мстислав Ростопович, Галина Вишневская, Бенджамин Бриттен, Илья Глазунов, Анастасия Цветаева, Николай Бенуа, Корней Чуковский, многие и многие пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви, Поместных Церквей. А как владыка любил… собирать грибы!! Этому можно посвятить поэму.

Без сомнения, дневники архиепископа Пимена — бесценный документ эпохи. Но при этом также — и портрет человека, архипастыря, который совершал свое служение в трудное время и которого до сих пор помнят и любят. И не только на Саратовской земле, но и всюду, где он хотя бы раз побывал. Чтение дневников — настоящее путешествие во времени жизни и по пространству души.

Вот несколько отрывков из дневников архиепископа Пимена, посвященные Камышину, где владыка очень любил бывать:

«20 мая выехали в Камышин. По пути фотографировал солнечное затмение. Ночевал у отца Иоанна Матвиенко.
21 мая. Апостола Иоанна Богослова. Обедня в Камышине. Проповедь об апостоле Иоанне. Поехали в Михайловку. Добирались 5 часов. Полчаса стояли у реки Медведицы. Жарко. В церкви было 1200 человек» (1966 год);

«20 мая. Понедельник. Выехали вчетвером в Нижнюю Добринку. Не доехали из-за грязи. Нас 25 км тянул грузовик. Ночевали в Камышине.
21 мая. Вторник. С 11 часов до 16 часов были в лесу за Камышином (как Швейцария). Всенощная. Народу очень много». (1968 год);

«20 сентября. Выехали во Фролово через Камышин. До Камышина ехали 7 часов и далее 4 часа. В Камышине обедали у отца Иоанна Матвиенко. Он очень хозяйственный и преданный Церкви, все время что-то строит, улучшает. Всенощную и литургию на Рождество Богородицы служил во Фролово. По дороге купались в реке Медведице» (1968 год);

«5 августа выехали в Камышин в 10 часов. Остановились перед Камышином искупаться. Искали это место полтора часа (за нефтебазой). Служил там всенощную. Народа очень много. Ужинали и ночевали у отца Михаила Пичугина. На следующий день — обедня. Наградил отца Петра Березуцкого наперсным крестом, а регента Додонова — орденом Святого князя Владимира III степени. Проповедь на тему о кротости, учителем которой для нас является святитель Николай, в честь которого построен этот храм» (1969 год);

«20 сентября. Суббота. Выехали в Урюпинск через Камышин и Фролово. «ЗИМ» испортился еще в Саратове на улице. Починили. Поехали. Обедали в Камышине у отца Иоанна Матвиенко. У него гостят три реставратора. Мечтают создать кооператив по росписи храмов и ездить по разным городам и поселкам. Всенощную служили во Фролово в молитвенном доме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. За службой очень душно, тесно» (1975 год);

«2 ноября. Выехали в Волгоград. По пути остановились в Камышине. Осматривал ремонт храма. Сделано очень много. Позолочен и отремонтирован купол. Все кругом покрашено, ухожено. Камышин — образцовый приход» (1979).

Третий том «Дневников» архиепископа Пимена в ближайшее время можно будет приобрести в церковной лавке Никольского кафедрального собора.

Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) родился 26 сентября 1923 года в городе Смоленске в семье служащих.

В 1943 году поступил послушником в Жировицкий монастырь, где исполнял обязанности секретаря канцелярии, а затем кладовщика. В том же году состоялся его постриг в монашество с именем Пимен. Уже будучи в постриге, он исполнял послушания ризничего и келаря обители.

В 1945 году иподиакон Пимен поступил в Минскую духовную семинарию, которую окончил с отличием в 1949 году. В том же году он был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию. В 1951—1953 годах иеромонах Пимен — студент академии, исполняет обязанности благочинного академического и семинарского духовенства. В 1953 году он окончил МДА со степенью кандидата богословия и был оставлен в ней профессорским стипендиатом. Затем его назначили преподавателем катехизиса в академии и одновременно исполняющим обязанности священника крестовой церкви в резиденции Святейшего Патриарха Алексия I в Москве.

В 1955 году Пимен был возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника, а потом начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Там он был возведен в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом.

В 1957 году решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандрит Пимен был вызван в Москву и назначен помощником, а затем и наместником Троице-Сергиевой лавры.

В феврале 1958 года Совет Московской духовной академии присвоил архимандриту Пимену звание доцента за его работу: «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова». В 1957—1958 учебном году он преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие, а в 1960—1966 — логику.

10 января 1965 года в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен был хиротонисан во епископа Саратовского. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Алексий I, митрополит Крутицкий Пимен (Извеков) и епископ Волоколамский Питирим (Нечаев).

Еще со времени своего наместничества в Троице-Сергиевой лавре владыка Пимен стал близко соприкасаться с кругами русской интеллигенции — людьми искусства, постепенно становясь для многих из них своего рода духовником, открывая для «замутненных искусством» людей мир простых и вечных евангельских истин.

28 лет управлял владыка Пимен Саратовской епархией, и это время стало для этой епархии целой эпохой мудрого окормления, временем, когда пастыри и пасомые Саратовской и Волгоградских земель радовались, что Господь сподобил их быть под началом такого замечательного архипастыря.

Скончался он 10 декабря 1993 года и был погребен в ограде Свято-Троицкого Саратовского кафедрального собора, в алтарной нише.